25 декабря 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков

Две красотки на выставке современного искусства пытаются выяснить, что хотел сказать автор

Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков

Неслыханное происходит: в Москве выстраиваются огромные очереди на модные выставки. Там люди сражаются за право созерцать прекрасное, одеваются во все красивое, и потом про них даже поют песни. Нам до таких масштабов далеко, хотя выставки, пусть и гораздо скромнее, случаются регулярно. Вот на днях в самом центре Минска выставили работы европейских художников из 28 стран. Подробно изучить современное искусство и попытаться понять, что хотел сказать автор, мы пригласили двух красоток. Что из этого вышло, читайте в материале Onliner.by. 

В Художественной галерее имени Михаила Савицкого открылась большая выставка под патронатом ЮНЕСКО, организованная Министерством иностранных дел и Мингорисполкомом. Называется она «От Лиссабона через Минск до Владивостока» и, несмотря на достаточно нескладное название, демонстрирует многообразие современного европейского изобразительного искусства.

В первый день работы по выставочным залам гуляет звонкое эхо, а мы беремся эту неприятность исправить и ведем в музей двух красоток — Настю и Аню. Девушки редко бывают на выставках, поэтому могут свежим взглядом посмотреть на картины и порассуждать над смыслом, который хотел передать художник.

Настя учится в БГЭУ и сдает сессию. Говорит, что в музеях бывает очень редко, зато регулярно ходит в театр. Если бы парень пригласил ее на свидание на выставку, с удовольствием приняла бы приглашение.

— Значит, он умен и оригинален, — говорит девушка.

Аня учится в БНТУ и только что сдала два зачета. В музеи не ходит и затрудняется сказать почему. Признается, что пошла бы на очень распиаренную выставку. Но и приглашение на свидание бы приняла.

— Если парень в этом разбирается и имеет собственное мнение, в любом случае будет весело.


Тудор Збырня, «Портрет»

Настя:

— Я так понимаю, это какой-то человек? Здесь силуэт вырисовывается. Но мне кажется, что автор абстрагировался от всего, когда писал картину, и хотел передать какие-то чувства. Здесь холодные тона — черный, голубой, синий — скорее всего, это какая-то боль, печаль, досада. Возможно, даже человеку кто-то разбил сердце. Скорее всего, в жизни у него был какой-то переломный момент. 

Аня:

— Какие-то каляки-маляки. Человек как будто писал эти картины в жуткой депрессии. Наверное, он пытался себя изобразить, и в этом есть какой-то смысл… Но если честно, хочется пройти дальше. А вот в той картине у человека вроде бы даже и крылья за спиной. Мне кажется, этот художник пытается передать, что каждый человек должен найти свою личность. Может, художник находился в поиске себя? Я такую картину в квартире не повесила бы — для меня это мрачновато. 

Петер Мерцель, «Стеклянная скрипка»

Настя:

— Меня смущает фигура этого человека… Скорее всего, он страдает какой-то болезнью. Может, ожирением? Думаю, человек борется с чем-то внутри себя. Эта палка или меч… Наверное, он хочет перебороть какие-то страхи в себе. Картина называется «Стеклянная скрипка»? Ха-ха-ха. Значит, он пытается играть на скрипке… Думаю, автор не хотел показать человека идеальным и нарисовал таким, какой он есть. Вообще, идеал красоты — это очень сложный и дискуссионный вопрос. Стандарты красоты для каждого свои, а все мы видим то, что хотим увидеть.

Аня:

— А что он держит вообще в руке? Скрипку? Может быть, человек, который писал картину, был скрипачом в прошлом и показывает, что музыкой обнажает свою душу. Что нет никаких рамок, ничего скрытого от мира. Вот человек играет, обнажает свою душу и не боится какой-то критики. 

Джузеппе Аттини, «Следуй за временем»

Настя:

— Здесь какой-то минимализм и абстракция. Я так понимаю, что эти круги как будто в коре дерева. Возможно, они и подразумевают время. Круг — это часы. Думаю, что именно эту фигуру взяли за основу. Наверное, у автора было три этапа в жизни, когда он писал эти картины. Может, он ставил перед собой какие-то цели и когда достигал их, в качестве итога рисовал картину. Они написаны в один и тот же год? Возможно, он был очень насыщенным. На третьей картине вообще что-то инопланетное. 

Аня:

— Может, это показаны какие-то катаклизмы? А вот там что-то похожее на Луну. Мне кажется, это что-то не очень приятное, будто бы коррозия. Наверное, это саморазрушение мира. Здесь нет никаких ярких красок, все в очень тусклых тонах. Вообще напоминает какую-то болячку на коже. Очень неприятные эмоции вызывает, будто вирус какой-то, который жрет нашу планету. Можно, наверное, связать это все с природными катаклизмами, с тем, что люди беспощадно рубят лес и загрязняют окружающую среду. И вот результаты: наверное, последняя картина — это то, что будет с человечеством, если мы не научимся ценить то, что нам дала природа. Хотя я не думаю, что автор должен в произведение вкладывать четкий смысл. Должны быть намеки, а люди сами додумают. 

Виктор Альшевский, «Музеи мира. Корабль из Лиссабона»

Настя:

— Корабль здесь точно прослеживается — это заметно. А дама с ребенком — это кто? Меня немножко смущает… Если это Дева Мария, то почему же человек из нашего времени ее фотографирует? Как-то странно… Вот если он в музее и фотографирует экспонат, тогда картина обрисовалась. А на корабле он, наверное, приплыл. Или это тоже экспонат? Наверное,человек постоянно путешествует и находится в поиске чего-то нового, а искусство играет для него настолько важную роль, что он готов ради какого-то экспоната путешествовать в разные страны. 

Аня:

— Ой, это красивая картина. Самая первая мысль — многовековая, величественная история. Я так понимаю, это с Беларусью связано? А, нет, с Лиссабоном. Думаю, что эта картина про историю города, про то, что он продолжает развиваться. Вот там изображен современный фотограф — это значит, что люди не потеряли интерес к достижениям своей страны. Тут точно каждый увидит свое — вся история в одной картине. 

Любен Генов, «После заката мой взор остался на поверхности воды»

Настя:

— Наверное, это абстракционизм. Вода здесь присутствует сто процентов: все краски голубые, фиолетовые. Может быть, художник хотел нам показать, что в жизни бывают настолько сложные ситуации, что человек идет ко дну. Но это не конец, и всегда можно всплыть на поверхность, попытаться как-то барахтаться. Скорее всего, герой преодолел какие-то сложные жизненные ситуации и все-таки выбрался, и, наверное, сейчас уже все хорошо. Либо он просто смотрел на воду и уходящее солнце, и на него снизошло вдохновение. Я бы купила домой такую картину — она не сильно отвлекает внимание в интерьере.

Аня:

— А вот это мне нравится, я бы такую картину дома повесила. Она у меня с природой ассоциируется. Вот это вроде море, а это луг. А вот здесь лес — вот эти вот зеленые капельки. Приятные тона, расслабляют, уводят от стресса. Мне это напоминает детские рисунки на уроках — мы тоже такое делали. А у художника, возможно, какая-то определенная техника? Но если человек не видит разницы, то техника ни при чем. Может, это всемирно известный художник? Я не знаю, почему это — произведение искусства. 

Дорит Кломп, «Танцующий силуэт»

Настя:

— На картине точно изображена девушка. Наверное, она позирует: одна рука на талии. Видно, что у нее красные губы. Как мне кажется, это девушка легкого поведения. Здесь использованы яркие краски, у нее есть каблуки, волосы длинные — на голове большой объем. «Танцующий силуэт»? Мне так и показалось, что она в танце. Для меня это красиво: здесь можно увидеть персонажа, здесь есть история, силуэт. Плюс эта картина позитивная. Здесь розовый, желтый — эти оттенки вдохновляют меня делать что-то доброе, хорошее и не грустить зимой. Думаю, что художник видел эту девушку, когда писал картину, и настолько вдохновился ее танцем, что пришел домой и решил нарисовать ее. А вот почему она так написана… Наверное, это известно только ему. 

Аня:

— А здесь показаны какие-то дикие танцы. Танец — это стихия девушки, она видит в нем отражение себя. Художник старается привнести как можно больше красок в ее танец и передать чувства. Хорошая картина! Меня привлекает ее непонятность. Сначала кажется, что это какие-то каляки-маляки, а потом начинаешь всматриваться и улавливаешь суть. 

Луиш Родригеш, «Бодрствующий кипарис», «Великий кипарис», «Назаре»

Настя:

— Это вообще похоже на битое стекло. На самом деле очень трудно оценивать такие картины, если ты не знаешь художника, его биографию. Что он вообще пережил в жизни и чем руководствовался, когда писал картину? Нет, это точно битое стекло! Хотя это же современное искусство — здесь может быть что хочешь. Вот на третьей картине я вижу какой-то уголок из дома с творческим беспорядком. Вот там сбоку книги, стол, стул. Может быть, это его рабочее место? На самом деле мне очень сложно здесь что-то сказать. «Бодрствующий кипарис», «Великий кипарис» и «Назаре»? Я здесь этого не увидела. Художник хочет донести одно, а я вижу совсем другое — вот оно, современное искусство. 

Аня:

— Ой, а что это? А там вообще какие-то черепашки-ниндзя! Вот это, наверное, абстракция? Это очень сложные для понимания картины. Они не несут в себе негативного воздействия и нарисованы так, что видишь сразу множество фигур. Вот там, в уголке, я вижу Лило и Стича. Художник рисовал, кажется, обычными линиями, а получилось столько всяких фигур! Наверное, на это и был расчет: человек остановится и надолго залипнет. Вот я уже попугая вижу, а вон там овечка! Я думаю, что суть в многозначности. Я бы даже повесила эту картину у себя в комнате, чтобы рассуждать о жизни и смотреть на нее. Ой, а вот если посмотреть на картину вблизи, то это какой-то рисунок сумасшедшего. Лучше так не делать. Наверное, это произведение искусства из-за его неоднозначности. 

Дуилио де Дженнаро Гомес, «Прогуливаясь по улицам Гаваны»

Настя:

— Так, а вот здесь какой-то посыл человечеству. Да, однозначно. Вон как человек кричит. В этой картине даже есть что-то революционное — посмотрите на лица: суровые, волевые. А еще здесь, похоже, поднимаются проблемы употребления алкоголя. Вот на этой картине бутылка, а вот там вообще люди мрачные в баре сидят. Только зачем здесь петух?  

Аня:

— А это, наверное, сюрреализм! Я вижу людей, будто они из мозаики, и пазл иногда не сходится. Вот тут отношения между мужчиной и женщиной. А здесь вообще алкоголь какой-то. Будто мужчина пытается что-то прокричать, сказать свою правду, а у всех безэмоциональные лица. Будто все они эгоисты и не прислушиваются к другим. Можно сказать, что эта картина описывает и нас — у многих людей вот такая серая пустая жизнь. А вот там лампочка: ученье — свет, а неученье — тьма. Мне кажется, здесь изображен современный мир и показано, что люди прожигают свою жизнь на ненужные ссоры и скандалы. 

 Парфюмерия в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by