Адвокат Татьяна Тарахович: Защищая право на качественные медицинские услуги, вы защищаете свое здоровье

21 512
06 декабря 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Адвокат Татьяна Тарахович: Защищая право на качественные медицинские услуги, вы защищаете свое здоровье

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Татьяна Тарахович — адвокат, юрист с более чем двенадцатилетним стажем. Анализирует и обобщает юридическую практику, связанную с медициной.
«В случае некачественного оказания услуг требуйте книгу замечаний и предложений», «Чек — гарантия ваших прав!» — думаю, вы часто видели подобные сообщения, расположенные на самом видном месте в магазинах, госучреждениях, которые дорожат своей репутацией. А теперь вспомните: придя в медицинское учреждение, видели ли вы плакаты «Требуйте рецепты на официальном бланке», «Подпись и печать врача на медицинском заключении обязательны», «Подробная запись в медицинской карте — гарантия добросовестного лечения!», «У вас есть право на бесплатную выписку из медицинских документов»… Нет? А вот мне кажется, что они необходимы.

Пациенты уязвимы в большей степени. Представьте, что у вас сломался телефон. Вы четко понимаете алгоритм своих действий: аппарат относим в ремонт, получаем на руки чек. Если ремонт проведен плохо, это, как правило, очевидно. Современный потребитель достаточно подкован, чтобы защитить свои права.

С медицинским обслуживанием далеко не все так просто. Вам полечили зуб, но он после этого болит или кровоточит. Вам требуется дополнительное лечение. При этом стоматолог убеждает вас в том, что такие последствия вполне допустимы. Вам приходится верить доктору на слово. Каким образом соблюсти прозрачность? Как доказать, что врачи выполнили свою работу не до конца? Скажу честно, порой ко мне приходят «залеченные» пациенты, у которых на руках нет ни одного документа, по памяти рассказывающие, что им выписывал доктор.

Статистики по медицинским спорам в Беларуси вы не найдете. Попробуйте «погуглить» адвокатов, специализирующихся в этой области, и вы с удивлением узнаете, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно, потому, что нет спроса на такие услуги — и лично для меня это выглядит парадоксально. В европейских странах — да даже в той же соседней России — юридическая практика в разрешении медицинских споров достаточно развита или активно формируется. У нас же отношения пациента с доктором до сих пор строятся на доверии, подменяя собой культуру прозрачности и добросовестности. И порой (вы наверняка слышали о таких случаях) это оборачивается трагедией.

Вот вам два ярких примера из моей практики. Обратилась женщина, у которой после назначенного лечения состояние ухудшилось — понадобилась консультация других специалистов, чтобы установить причины и исправить ситуацию. Безусловно, здоровье клиентки было под угрозой. При этом она уже понесла серьезные расходы. Пациентка руководствовалась клочком бумаги без подписи и печати выдавшего его врача. Более того, в медицинской карте также не было сведений о проведенном лечении. Фактически речь идет об отсутствии доказательств, которые могли бы подтвердить причинно-следственную связь между назначенным лечением и неблагоприятными последствиями.

Во втором случае мужчина обратился в стоматологическую клинику. С ним был заключен договор на оказание платных медицинских услуг, по которому провели лечение зубов и был изготовлен протез на нижнюю челюсть. Однако он был совершенно непригоден для ношения, доставлял дискомфорт и вызывал болевые ощущения. К сожалению, на руках у пациента не было ничего, кроме договора. Он не сохранил никаких назначений врача, результатов обследования и анализов. Нашей задачей стало установление фактических обстоятельств лечения. На первый взгляд, представленные клиентом документы были в порядке. Тем не менее мы запросили выписки из медицинской карты, и их изучение выявило ряд нарушений. В частности, были отражены не все жалобы, озвученные пациентом, отсутствовало его предварительное согласие на медицинское вмешательство. Кроме того, были основания полагать, что врач-стоматолог не предупредил моего клиента о возможных осложнениях и альтернативных методах лечения и допустил ряд других нарушений.

Все это удалось установить благодаря правильно сформулированному запросу в медицинское учреждение. Удалось установить ключевые моменты, которые играют решающую роль.

Итак, почему мы не настаиваем на соблюдении прав пациента, позволяем игнорировать их, хотя речь идет фактически о нашей жизни и здоровье? Мне кажется, что причин здесь несколько. Как я уже говорила, пациент изначально в силу своего физического состояния более уязвим, чем здоровый человек. Заболевшему не так легко отстаивать свои права. Кроме того, сама по себе медицинская сфера для обывателя очень сложна. Как нам понять, когда врач действует правильно, а когда — нет? А ведь еще хочется сохранить отношения с доктором из опасения получить менее качественное лечение.

Но здесь не стоит перекладывать всю ответственность на врачей и систему здравоохранения. В целом можно сказать, что многие из нас относятся к своему здоровью довольно-таки безответственно: игнорируют предписанные назначения, занимаются самолечением. К сожалению, это часть нашего современного менталитета, который надо шаг за шагом менять.

Уже сейчас подходы отечественной системы здравоохранения соответствуют многим международным стандартам. Например, внедрены протоколы лечения — четкие подробные описания последовательности действий доктора при лечении той или иной болезни. Это не секретные данные, все протоколы можно при желании найти на сайте Министерства здравоохранения. Условно говоря, заболев гриппом, вы можете увидеть методику лечения, какие исследования могут быть назначены и так далее — вплоть до того, когда должен пройти повторный прием.

Я бы выделила несколько простых правил отношений с учреждениями здравоохранения, соблюдая которые вы будете чувствовать себя значительно увереннее.

Первое — следите, чтобы ваши жалобы, результаты обследований и диагнозы были максимально полно отражены в медицинских документах, которые должен вести или выдавать врач. Они должны быть заверены подписью и печатью. Кроме того, вы должны убедиться, что пояснения врача вам понятны. Не стесняйтесь задавать вопросы, причем помните, что по закону пациент имеет право на получение в доступной форме информации не только о состоянии здоровья и применяемых методах лечения, но даже о квалификации врача.

Второе — все назначения должны быть написаны на официальном бланке. Настойчиво просите об этом врача. Он должен указать, кроме прочего, дозировку и частоту приема лекарства и в каких целях оно назначается. Рецепт должен быть обязательно заверен подписью врача. Рецепт, написанный на простой бумажке и без подписи, может означать, что указанное в нем лечение фактически не назначали.

Хотя законодательство и допускает защиту прав пациента даже в том случае, когда договор утерян, я советовала бы вам сохранить свой экземпляр договора и чеки об оплате.

Также рекомендую хранить медицинские заключения, выписки и рекомендации. Это не только поможет в защите ваших прав, но и будет всегда полезно с медицинской точки зрения, особенно при обращении в другое лечебное учреждение. Даже если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда врач после приема предлагает оставить в медицинском учреждении свое заключение или просто указать результаты обследования в медицинской карте, обязательно требуйте заверенную копию.

Если такие документы на руках не сохранились, я рекомендую обеспечить себя соответствующей выпиской. Ни одно лечебное учреждение не вправе отказать вам в выдаче этого документа. Более того, это абсолютно бесплатно.

Стоит понимать, что вопрос денег, некой моральной компенсации в случае неправильного лечения вторичен. На первом месте — здоровье. Плохо отремонтированный телефон можно просто заменить, а вот поправить здоровье — не всегда. Пусть лучше врачу придется проделать дополнительную «бумажную» работу, но при этом он будет понимать, что в случае его ошибки у вас есть веские основания привлечь его к ответственности за недобросовестное выполнение обязанностей. Настаивая на своих правах, вы перестраховываетесь от медицинской ошибки, цена которой может быть очень высока.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by