Когда находишься на островецкой дискотеке Galaxy, рябь в глазах остановить невозможно. Здесь просто космос. Пестрая публика, среди которой можно отыскать самых удивительных персонажей, сосредоточенно шаркает ногами по красивой плитке. Девушки бегают подкрасить губки, пацаны выходят на крыльцо покурить и поговорить за жизнь. Для города с 10-тысячным населением здесь очень многолюдно. Хотя на это есть свои причины. Репортаж с космической вечеринки в Островце — в материале Onliner.by.
Сегодня в Островце праздник: дискотеку разрешили до четырех утра. Поэтому на танцполе в громадном помещении местного Дома культуры людей больше обычного: извивается в танце уставший после трудовой смены строитель, пускаются в пляс мамы-декретницы и учителя, посматривают за происходящим столичные ребята, приехавшие погостить к родителям.
Космические вечеринки здесь проводятся уже лет семь — с тех самых пор, когда старенький Дом культуры переехал в новое здание и получил в качестве дискозала здоровенное помещение площадью с половину ангара «Хулигана». Местный художник как следует поэкспериментировал здесь с флуоресцентными красками кислотных тонов и превратил что-то напоминающее спортзал в наглядное пособие для астрономов-любителей. Дискотеку решили назвать Galaxy, хотя в Островце никто не заморачивается — все величают ее «Галактикой».
«Галактика» — место популярное лишь в том случае, если райисполком дает добро крутить музыку до четырех утра. Это, понятное дело, случается не каждые выходные — только по большим праздникам. Такой произошел в Островце на этих выходных: отшумели «Дожинки». По этому поводу было решено как следует погулять — дискотеку продлили, сделали еще несколько поблажек, о которых говорить не принято, а за вход установили таксу в 7 рублей.
Само помещение Дома культуры накладывает свой отпечаток на содержимое дискозала: здесь, например, нет барной стойки, да и вообще любое упоминание спиртного вызывает у администрации легкую дрожь. Зато имеется бильярдный стол и, судя по всему, отсутствует дресс-код: островецкая дискотека — место предельно демократичное.
Вообще, альтернатив в городке не так много: местный общепит не шибко приветлив и по выходным обычно работает в режиме спецобслуживания, а те немногие места, что открыты для всех посетителей, напоминают здоровенную банку, утрамбованную килькой.
«Смак» — это местная достопримечательность и неплохой вариант для начала вечера. В заведении два зала: один темный, с барной стойкой, шестом и танцами, второй более спокойный, светлый и, что называется, пафосный.
Тамара — девушка с горящими глазами и избытком энергии в организме — 10 лет самостоятельно управляет этим заведением. Она может бесконечно рассказывать про планы: парилку на веранде, бар на улице и другие вещи, которые явно совершат революцию в хрупком мире островецкого общепита. Но пока не до того.
— Принципиально сейчас ничего не буду делать, — хмурится Тамара. — Город изменился, понимаете? Я его очень люблю и не хочу отсюда никуда уезжать, но как здесь растить ребенка? Он же слышит и видит все, что здесь происходит.
Речь о строителях, которые несколько лет назад наводнили Островец. Сейчас их здесь около 5 тыс. — а это половина местного населения. Понятное дело, появление в тихом местечке чужаков наложило на поведение местных свой отпечаток.
— В городе не пройти, даже в магазине облапают. Хамят, пьют, творят непонятно что, — жалуется Тамара. — Сами понимаете, я работаю в такой сфере, которая первым делом на себе это ощутила. Приходят в этих куртках или робах, ведут себя ужасно. В общем, приехали в чужой город оторваться и никому ничего не должны. Однажды прогоняла с веранды человека, который там справлял нужду. Свой бы, островецкий, сгорел от стыда, полгода никуда не ходил, а потом тихонько извинился и больше так никогда бы не сделал.
В общем, все планы пока на паузе, но народу в «Смаке» все равно много — протолкнуться здесь сложно. Как правило, с «Галактикой» заведение не конкурирует, потому что заканчивает работу в час ночи, а в Дом культуры народ подтягивается после полуночи. Но ходят слухи, что скоро у обоих заведений появится соперник: в подвале недавно отстроенной трехзвездочной гостиницы тоже решили сделать дискотеку и сдают помещение в аренду. Вроде как €10—15 за «квадрат». Местные такую аренду не потянут.
Саша и Дима живут в Островце уже несколько лет — считай, ассимилировались. Работают, как и большинство обитателей города, на стройке. В свободное от работы время не против немного покуролесить. Сейчас — в «Смаке», чуть позже — в «Галактике». Есть, наверное, только один повод взгрустнуть: девушки в Островце в дефиците.
— Ну а вы сами подумайте: нас здесь почти 5 тыс. — в основном одни мужики, — говорит Саша. — Конечно, будет дефицит. Вот знаете, как бывает? Выходишь из дома в магазин. Идти что-то около получаса. По пути можешь встретить человек десять, из них одна девчонка, и та глаза опускает сразу. Заходишь в магазин, покупаешь продукты и минут сорок стоишь в очереди. Нет, правда! И за эти сорок минут снова встретишь одну девчонку…
Местные своих девушек берегут и очень ревностно реагируют на любой неосторожный взгляд. Вероятно, в этом есть резон, но в целом в городе спокойно. Конфликты если и случаются, то в основном тихие. До каких-то очевидных возмущений здесь ни разу не доходило.
— Хотелось бы, чтобы в «Смаке» было хотя два шеста и на одном из них крутилась красивая девушка, — говорит Дима. — А «Галактика»… Если обычный день до двух, то музыка — вообще отстой, а на танцполе два человека. Я и он, ха-ха-ха.
«Смак» заходится в хаотичном танце, и в этой эклектике телодвижений уже проблематично разобрать школу, стиль и другие особенности динамичных манипуляций конечностями. Говорят, есть еще одна дискотека, но в деревне. Туда съезжаются из Сморгони и Островца — бывает, что в массовых танцах участвует больше трех сотен человек. Но местные отправляться туда не советуют.
Ближе к часу ночи заводится «Галактика». В припаркованных возле Дома культуры автомобилях в разгаре интенсивные препати, на крыльце сорганизована массовая курилка, а внутри второй раз подряд мощным гитарным риффом будоражит сознание публики композиция Unforgiven группы Metallica.
За главного здесь сегодня Саша. Ему 33 года, и вроде бы уже пора давно завязать с дискотеками. Но все это для души.
— Я же еще со школы начал дискотеки крутить! — сверкает глазами местный заводила. — Сейчас есть хорошая работа в IT-отделе АЭС, на жизнь не жалуюсь, но все это оставить не могу: прикипел. Подрабатываю звукорежиссером, иногда кручу дискотеки — в общем, помогаю.
Вообще, диджей на островецкой дискотеке — это такой перевалочный пункт для ребят, которые пока не очень-то определились в жизни. Денег это приносит минимум, но зато какая-никакая локальная минута славы обеспечена. Правда, есть много тонких нюансов, в основном связанных с репертуаром.
— Лично я — человек старых традиций, поэтому люблю преимущественно диско-хаус, — говорит Саша. — Конечно, вкусы у публики разные: здесь и хаус, и российская попса, и дабстеп. Просят даже Круга поставить, но я на такое не иду, даже если деньги предлагают.
Звуковые волны в помещении с высоченными потолками распространяются пусть и в соответствии с законами физики, но все равно с присущим космосу хаосом, и в этой мешанине иногда сложно что-то разобрать. Впрочем, диджей все равно цензурирует песню про ЗОЖ и про то, что все это на самом деле вранье, а если в голове каша, то что в лоб, что по лбу.
Ранние пташки, залетевшие на дискотеку ближе к часу ночи, пока робко переминаются с ноги на ногу, а вся компания расползается по коридорам Дома культуры. Вскоре танцпол заполняется примерно на треть, и пестрая тусовка, в которой можно разглядеть и нанашатырившегося пацана в трениках, и «кекса» в пиджачке, в каноничном порядке шерудящего правой рукой в кармане брюк, а левой прижимающего к уху телефон, и хрупких девушек на каблуках, от одного вида которых уже покалывает в области голеностопа.
Марина — учительница математики, способная склонить на сторону точных наук даже самого отъявленного гуманитария.
Молодая мама недавно вышла из декрета и теперь снова рассказывает и показывает школьникам, где находится гипотенуза. Ее подруга Настя тоже педагог, но, в отличие от подруги, выйти из отпуска по уходу за ребенком пока не успела. Впрочем, материнство, соответствующий возраст и прочие обстоятельства непреодолимой силы не мешают девушкам раз в месяц выбираться на ночной променад.
— Где? В Островце? Приходится… — закатывают глаза девчата в ответ на вопрос о местных тусовках. — У нас выбора нет. Вот если бы к «Галактике» присоединить «Смак», было бы лучше. Здесь нельзя продавать алкоголь — это минус. Мы выбираемся только раз в месяц, когда дискотека до четырех: здесь хотя бы потанцевать можно и на часы не смотреть. Народ? В основном приезжие. Постоянно пристают.
Будто в доказательство на танцполе возникает небольшая заварушка. Кто-то случайно толкнул девушку, кому-то это совершенно предсказуемым образом не понравилось. Итог — долгий и эмоциональный диалог с сотрудниками милиции, которые дежурят в коридоре, наверняка еще более эмоциональное продолжение дискуссии уже за пределами Дома культуры, а затем возвращение на танцплощадку.
— Скажите, а там лица на фотографиях не видно? Меня жена убьет… — виновато смотрит на нас парень из Гродно. Он вместе с другом приезжает работать на грандиозную стройку и трудится в основном вахтовым методом по 15 дней в месяц. Друг его явно чем-то недоволен и начинает долгий разговор за жизнь, в котором смешивается все: трудности семейной жизни и деньги, которые приходится зарабатывать потом и кровью, особенности жизни в Островце и взаимоотношения с местными.
— Я 1300 рублей в месяц зарабатываю, — говорит парень. — Вот этими вот руками все… Приходится всю пайку закупать в Гродно, потому что здесь втридорога продают. Так и живем. Иногда и повеселиться хочется. Но много не выпьешь, потому что с утра нужно в трубку дышать, а если что заподозрят, то и на анализ крови отправят — все строго. Без алкоголя? Слушай… Строитель в Беларуси, в России, в Украине… да где угодно… он без алкоголя веселиться не может! Невесело ему, понимаешь? А здесь… Можно и дома с таким же успехом душевно посидеть. Ну ты сам посчитай: 7 рублей за вход, выпить чего-то нужно, может, еще и за такси заплатить… А смысл?
Смысл, как выходит, в том, что больше возможностей для тотальной социализации населения в Островце вроде как нет. «Галактика» — это такое место, на которое все вроде бы оглядываются с еле скрываемым презрением, но все равно идут: другие варианты плюс-минус культурного досуга отсутствуют.
Есть, конечно, еще редкие концерты, которые случаются в Островце: местные вспоминают группу «Нэнси», Винокура, россыпь звезд белорусской эстрады, которые регулярно заглядывают в небольшой райцентр с гастролями. Но это все для публики постарше. Молодежь ждет развлекательный центр, бильярд и боулинг, чтобы как-то скрасить свое существование в условиях небольшого белорусского городка с большими амбициями, но все это пока только в планах. Поэтому космос «Галактики» засасывает всех более-менее активных персонажей из числа местных и приезжих.
Диджей резко меняет тон вечеринки и заводит медленный танец — здесь это старая добрая традиция, которая не кажется местной публике чем-то вульгарным. Танец превращается в целый блок, за время которого можно не только познакомиться, но и пересказать краткое содержание джойсовского «Улисса» и плавно перейти к обсуждению комментариев к произведению. После — снова энергичные танцы, которые моментально выветривают из организма всю лирику.
— Было время, когда крутили дискотеку на старых советских колонках, — вспоминает Саша. — Вот тогда тяжко приходилось: добавишь чуть звука, и они уже не справляются. Потом наконец нам выделили деньги, и мы закупили нормальную аппаратуру. Теперь не хуже, чем в других райцентрах.
Надя и Таня сестры. Одна живет в Островце и учит детей географии, вторая перебралась в Минск и изредка проведывает семью. Из загадочного рассказа девушек становится понятно, что раньше они на «Галактику» не ходили, но теперь пришли. Объяснение очень простое: были причины.
— Некуда сходить, некуда! Мы готовы заплатить за хороший сервис и вкусную еду, но здесь это нереально, — девушка смотрит в сторону и машет рукой. — Ой, а вон мои ученики пошли!
— Я скоро юбилей праздную, — перебивает ее сестра. — Так вот место найти просто нереально. В Минске ресторан на 20 рублей дороже, так там действительно хорошее заведение, а у нас столовка. А дискотека… Мы уже староваты. Вот раньше, в прежнем ДК были душевные тусовки…
Впрочем, душевная тусовка в самом разгаре. Вот уже на танцполе резвятся Саша с Димой, а рядышком девушки устраивают диковинные танцы, от которых можно получить легкое головокружение. Саша снова сбавляет обороты. Джон Бон Джови затягивает акустическую версию It’s My Life, и все сосредоточенно кружатся вокруг собственной оси, возможно, в приступе рефлексии, но вероятнее всего — просто под впечатлением от душевной песни.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by