Журналист Onliner.by Александр Тумар: 100% водителей перевоспитать невозможно. Тогда зачем постоянно «закручивать гайки»?

11 ноября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Александр Тумар: 100% водителей перевоспитать невозможно. Тогда зачем постоянно «закручивать гайки»?

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Многие годы изучает поведение водителей на дороге и то, как продвигается бесконечная война Госавтоинспекции с нарушителями. О некоторых аспектах этого противостояния — эта колонка.
Любопытную и характерную ситуацию наблюдал в центре Вильнюса. Проспект Гедимина, первым на светофоре стоит полицейский автомобиль. Внезапно по встречной его объезжает Opel, а потом в самый последний момент водитель включает указатель поворота. Казалось, сейчас засверкают мигалки, заорет «матюгальник» — но нет. Полицейские спокойно объехали наглеца, лишь недовольно взглянув. В этом и заключается принципиальная разница между «здесь» и «там»: на Западе не пытаются перевоспитать 100% водителей, а обращают внимание, как правило, на опасные и критичные нарушения. Белорусам принять это пока сложно.

Каждый день на дорогах Минска совершаются миллионы нарушений ПДД, и с этим ничего нельзя поделать. Да и нужно ли? Пункты правил со временем стали слишком мудреными, когда важна каждая запятая, и потому трудновыполнимыми. Даже самый прилежный водитель паркуется со стороны жилой застройки или перестраивается на перекрестке (порой это даже логичнее и безопаснее). Иногда и вовсе кажется, что главное предназначение ПДД — служить дополнением к Уголовному кодексу. Часто на пункты правил опираются при составлении обвинительной речи в суде.

Постепенно дело приняло оборот, о котором явно не задумывались. Некоторые водители разозлились, приняли правила игры и заняли агрессивно-нападательную позицию. Отсюда так называемый синдром регистратора, нападки на сотрудников ГАИ, вал электронных обращений в милицию по поводу мелких нарушений. В общем, разговор в духе «сам дурак»…

Самое прискорбное, что не делается правильных выводов. Не сработало ужесточение? Значит, нужно еще пожестче. Но каждое последующее усиление ответственности часто имеет как раз противоположный эффект. Напряжение растет, административный ресурс использован на всю катушку, контроль усилен. А каков итог?

Лучший пример в этом смысле — бесконечная борьба с пьяными водителями. Сначала ввели уголовную ответственность за повторное нарушение в течение года. Потом вспомнили, что, даже если человек сел за руль трезвым, но нарушил приговор, он тоже может оказаться за решеткой. Сейчас конфисковывают машины. Но скажите: пьяные ведь все равно совершают ДТП? Хотя эксперты говорят, что нужно исключить основной фактор — сделать алкоголь менее доступным и более дорогим. Это даст больший эффект, чем погони, медосвидетельствования и прочие контрольные мероприятия.

Проблема в том, что у нас пытаются изменить поведение 100% водителей, а это нереальная задача в принципе. На Западе настроены не настолько идеалистично. Там прекрасно понимают проблему и влияют на большинство. В Швеции во время самых успешных кампаний, призывающих пристегиваться всех в автомобиле, доля использующих ремни безопасности достигала 85—90%. Понимаете, что это предел? Глупо рассчитывать на большее.

А вот другие данные. В любой стране есть 10—15% водителей, которые ни за что не хотят подчиняться правилам и в целом общественным нормам — такой вот протест. Их можно обзывать как угодно, но это факт. Принято говорить: жизнь научит. Так вот нет! Сколько раз мы присутствовали на судебных заседаниях и поражались: человек уже совершил аварию со страшными последствиями, наученный адвокатами, тихо бормочет что-то про раскаяние, а через минуту яро отстаивает позицию: «Ну так второй водитель мог бы…» Значит, внутри себя вину не признал! И изменят ли его несколько лет в колонии поселения?

В Германии с «исключенцами» мириться не хотят. Если в поле зрения правоохранительной системы попадает принципиальный нарушитель, то его могут отправить на медико-психологическое обследование, которое известно у нас под названием «Идиотентест». Туда можно попасть как за серьезный проступок (управление в состоянии среднего или сильного опьянения), так и за постоянное игнорирование одного и того же пункта ПДД (например, нарушение правил остановки и стоянки). Ну если человеку в «надцатый» раз не доходит, значит, с что-то ним не так, надо бы проверить на адекватность! Никто даже не скрывает, что предстоит пройти унизительную и чрезвычайно дорогостоящую процедуру по возврату прав. В течение нескольких месяцев придется регулярно сдавать анализы мочи и бояться выпить даже бокал вина на вечеринке друзей, посещать врача и объяснять, почему шесть лет назад не пропустил пешехода, осознал ли вину, какие выводы сделал. «Точно? Нет, давайте все-таки опять вернемся к нарушению. Неужели вы не видели ту старушку с красным шарфом?»

И все же «Идиотентест» не так жесток, как принято думать. Он дает право на ошибку и исправление. Первое отличие. Там признали: люди склонны совершать промашки — в жизни и за рулем. А задача системы — предотвратить критические ошибки, которые приводят к травмам и гибели людей. Второе отличие. На Западе говорят, мол, мы не умеем менять психологию людей. Все, что сделано убеждением, достигнуто. Значит, следует корректировать среду, в частности организацию дорожного движения. Лучше сделаем столбы травмобезопасными, установим перед отбойниками водоналивные тумбы (помните погоню с аварией в Лос-Анджелесе?), исключим конфликт пешеходов и автомобилей и так далее. Участников дорожного движения как бы обволакивают глобальной подушкой безопасности. Занесло? Отбойник не позволит вылететь в кювет. Не увидел пешехода вовремя? Но скорость на искривлении дороги была низкой — удалось остановиться.

Я это все к чему. А не пора ли нам либерализовать всю эту сферу и сосредоточиться на реально важных вещах? Мы «затягивали гайки» слишком долго и натужно, так что иногда даже у самых прилежных водителей срывает резьбу. Да спросите хотя бы инспекторов, которые работают на линии, — они интуитивно ощущают, что закон нынче слишком суров. Кстати, никаких поправок в законодательство вносить не надо. Достаточно вспомнить, что в грозном Кодексе об административных правонарушениях есть статья об освобождении от ответственности при малозначительности нарушения (8.2).

В свое время была предпринята попытка, вызвавшая у водителей восторг. А ведь министр внутренних дел предложил всего-навсего не штрафовать тех, кто забыл права дома. К сожалению, инициатива дальше не пошла. Хотя это могло бы стать целой реформой в сторону либерализации дорожного законодательства.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by