Сотрудницы банков рассказывают всю правду о своей работе

28 октября 2016 в 8:00
Автор: Александр Владыко

Сотрудницы банков рассказывают всю правду о своей работе

Автор: Александр Владыко

Одной из сегодняшних героинь впору вручить знамя не бывших, а выживших. Оля говорит, что теперь «ненавидит всех людей». Ирина тоже не без боли вспоминает работу, но с благодарностью — своих коллег. В общем, впечатления совсем разные. Объединяет их одно: и Оля, и Ирина несколько лет работали на линии фронта — операционистками в банках. То есть принимали ваши доллары и жировки и продавали лотерейные билеты. Продолжаем честные разговоры о работе и профессиях.

Ольгу показывать мы вам не будем и реальное имя девушки изменили. Уволившись несколько недель назад, она еще не отошла от двух с половиной лет работы в банке. Сейчас пытается где-то трудоустроиться, но мешают не только проблемы на рынке, но и незажившие раны. Оля без улыбки говорит, что ненавидит людей и хочет работать ночью на каком-нибудь складе, лишь бы никто ее не мучил.

— Как и многие кассиры, я окончила колледж сферы обслуживания. На последней, преддипломной практике нам предложили поработать. Я подумала: почему бы и нет? И согласилась. Зря.

Через две недели обучения девушка вышла на работу в одном из крупных белорусских банков.

— Инструкций было море, все их надо выучить, понимать и так далее. Это на самом деле сложно. Освоив их, я приступила к самостоятельной работе. Когда мне впервые принесли квитки для оплаты и дали карту, я не знала, куда эту карту запихнуть. Стыд, да и только. Потом втянулась, стало легче.

Но спустя еще немного времени наступил пик коммунальных платежей, выплаты процентов по облигациям, сертификаты, чеки…

— Я приходила на работу, включала компьютер, и сразу подступали слезы. Я ревела. Каждое утро начиналось с такого обряда, потом я говорила: «Да пошло оно все к черту!» И работала.

Я была практиканткой, многого еще не знала и делала все не так быстро, как хотелось людям по ту сторону окошка. Люди злились, я тоже. В перерыве считала кассу и плакала. Нас в колледже много чему учили, кроме общения с неадекватными клиентами, которые плюют в стекло или грозят сходить в туалет прямо в кабинке банка. Я иногда чувствовала себя будто в психушке.

Однажды наступило время обеда, я считаю кассу, тут влетает бабушка: «Выдайте пенсию!» Отвечаю: «Обед — нерабочее время, нельзя». Та: «Жалобу напишу». Появляется заведующая, говорит: «Выдай». В общем, у бабушки оказалось много незакрытых счетов, которые нужно обязательно закрыть, а также завещания к ним, доверенности. Обеда не было. Я просто стояла, злилась и делала эти операции. А мне даже спасибо не сказали.

«Однажды мужчина пришел платить „штраф в милицию“. Спрашиваю: „За что“? Он: „Смотрел кино, и вылезло предупреждение от милиции“. Я: „Фильмы для взрослых смотрели?“ Он: „Ну да“»

После окончания колледжа я месяц отдохнула и снова пошла работать туда же. Получала 6—7 млн, потом зарплату стали урезать на сумму разных штрафов и издержек.

По поводу недостач, о которых вы так часто пишете. Все, что проворонил, недодал, взял больше, — надо искать клиента. И ищем его мы, а не служба безопасности! Я раскрывала море тайн пропажи денег из кассы, находила клиентов и так далее. Могу работать следователем.

Вот комментаторы напишут: научите кассиров считать. Вы серьезно? Я прошла курс молодого специалиста, я умею делать все. Но когда ты одновременно старший кассир, сдаешь инкассацию, спешишь — и тут в окно заваливается бабуля…

Вы просто не представляете, какие бывают люди. Однажды мужчина пришел платить «штраф в милицию». Операция прошла, и я спрашиваю: «За что?» Он: «Смотрел кино, и вылезло предупреждение от милиции». Я: «Фильмы для взрослых смотрели?» Он: «Ну да». Я давай пытаться отменить операцию. Часа два ушло. Деньги все-таки через пару недель вернули. Он мне потом хотел часть денег оставить в качестве благодарности.

И лотерейки… Их нужно было каждому клиенту предлагать, а я не люблю навязываться. Иногда покупали и по 20 штук, но обычно каждый четверг приходилось невольно становиться игроком и выкупать непроданное. На это у меня уходило до 20 рублей в неделю. При этом ничего крупного не выиграла, пару раз только стоимость билетов вернула. Вот малая часть домашней коллекции. Все никак не подсчитаю, сколько денег у меня на это ушло.

Контракт продлевать не стала: что я, дура, что ли? Хочу найти работу на складе, ночью, где людей нет. Но там зарплата совсем небольшая — вот в чем загвоздка.

Я не собираюсь возвращаться в этот ад. До сих пор клиенты и начальство снятся. Знакомая перешла в другой банк — ситуация там примерно такая же. Не буду менять шило на мыло. Ошиблась с работой и образованием, надо это признать.


У Ирины история совсем иная. Молодая женщина своего имени и места прежней работы не скрывает. С одной стороны, такого негатива, с каким ушла Оля, у Ирины не осталось, с другой — ей вообще нечего бояться. С 2014 года она с семьей живет в Северной Каролине, заново учится и намерена устроиться на работу в местный банк.

— Здесь другая система. Я за два года жизни в США была в банке один раз — мы положили деньги на счет, и все. Остальное общение происходит по почте и онлайн. По всем документам, карточкам, кредиткам в банк ездить не нужно. Очереди с жировками я вспоминаю как страшный сон. Про обменные пункты я молчу: здесь не представляют, что это такое.

С 2011 по 2014 год Ирина трудилась в Минске в крупном банке специалистом по операционно-кассовой работе.

— У меня на прежнем месте была сумасшедшая работа, поэтому знакомый предложил попробовать. Я согласилась: высшее экономическое образование имелось. Пошла работать обычным кассиром после месячного обучения. В принципе, у меня получалось неплохо, если бы не уехали, я бы продолжила работать. Перспектива? Перейти в отдел, потому что работа кассира с клиентами — самая тяжелая в банке. Людей я не ненавижу, но работу вспоминаю с содроганием. Да любая работа с людьми тяжелая.

«Я пережила две девальвации. Проценты по вкладам в рублях достигали 56%. Люди клали огромные суммы на три месяца. Многие успели хорошо заработать. Кассиры? Да если б мы знали!»

Мы работали даже по выходным: людей не хватало. На шесть рабочих мест было столько же кассиров. Самая длинная смена — 12 часов. Час на обед и пару технических перерывов по 15 минут. За них ты должен свести кассу и переделать свои делишки. Были смены и покороче — по 8 часов. График — плавающий, поэтому было 1—2 выходных в неделю. Самое сложное, что не хватало времени на семью. На родительские собрания сына-первоклассника ходил муж.

Зарплата? Примерно $600 выходило — это оклад плюс надбавки за выполнение планов, премии. Каждый год менялась категория, вместе с ней тихо-тихо росла зарплата. Раз в три месяца нам символически оплачивали переработки. Приятным бонусом была ежегодная материальная помощь к отпуску — если не ошибаюсь, сумма больше зарплаты.

Если бы я была кормилицей, то не смогла бы содержать семью. Но хорошо зарабатывал муж. Я свои деньги тратила по собственному усмотрению.

Я пережила две девальвации. Пришла как раз после крупной. Доходность по вкладам в белорусских рублях достигала 56% годовых. Люди клали огромные суммы на три месяца. Многие успели хорошо заработать. А кассиры ничего заранее не знали. Никто нам не говорил: девочки, кладите деньги, скоро начнется. Мы узнавали все утром, как и другие. Прогнозами с нами не делились.

Люди тогда были злые. Я работала 31 декабря, финансовый год закрылся, и мне позвонил клиент: выругал за то, что не может снять деньги. Потом извинялся. У всех свои проблемы. И обманщиками обзывали, и возле дверей подождать обещали. Бывало, обижали клиенты — приходила домой и плакала. А вообще, я очень дружелюбная. Клиенты ругались, я — нет. Это некрасиво и нельзя.

«Конечно, банки зарабатывают на всех операциях и клиентах. Но мы, кассиры, всегда старались объяснить клиенту, чтобы он получил наибольший доход. Это наше лицо. Я утверждаю, что не обманывали»

Самые вредные (как ни странно, они же самые прелестные) — это пенсионеры. У коллеги была ситуация: она просчиталась и передала бабушке несколько сотен долларов лишних. Потом просила вернуть, а бабушка говорила: это твои проблемы, решай их как хочешь. И потом еще только к этой девочке ходила на обслуживание. Второй вредный класс — сильно деловые, которые всегда торопятся. А так люди уходят-приходят. Самые приятные — постоянные клиенты. Никогда раньше не думала, что так много людей хранят деньги на вкладах.

— Банки обманывают людей, признайтесь?

— Нет. Конечно, банки зарабатывают на всех операциях и клиентах. Но мы, кассиры, всегда старались объяснить клиенту, чтобы он получил наибольший доход. Это наше лицо. Я утверждаю, что не обманывают. Другой вопрос, что многие не понимают, как работает система. Мы всегда объясняли.

— С фальшивыми деньгами клиенты приходили часто?

— В банки — редко. Был один случай у моих знакомых: поздно обнаружили фальшивку. Это была тысяча российских рублей, даже с водяным знаком. Провели внутреннее расследование, но, насколько я знаю, никуда не сообщали — компенсировали своими деньгами, без милиции. Никто не хочет проблем ни себе, ни коллективу. Еще слышала историю, что купюру достоинством в пять тысяч российских рублей умудрились запаковать и отправить в вышестоящий банк. Вот там у девочки потом вроде были проблемы. Не уволили, но премии лишили.

Мне тревожные кнопки вообще не приходилось нажимать, только если случайно. [Смеется.] Был один клиент, который грозился расправой, — с ним общался уже наш отдел безопасности.

У всех банков есть свои заморочки. Больше от коллектива зависит. Да, есть объемная бумажная работа после закрытия дверей. Есть планы с теми же лотерейными билетами. Но при этом у меня никогда не было проблем с их реализацией. Может, не так много давали?

Работа сложная и несправедливо, как мне кажется, оплачиваемая. Но у нас был замечательный коллектив и молодая начальница, которым я передаю привет.

В жизни еще много других профессий. Расскажите правду о своей. Мы не ищем жалобщиков и нытиков — просто хотим рассказать правду, чтобы больше узнать друг о друге и стать мудрее. Если вы готовы, мы гарантируем анонимность. Пишите на va@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by