Антикризисный управляющий Сергей Пинчук: мир живет в новой эпохе электронных скоростей, а мы — нет

15 844
24 октября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Антикризисный управляющий Сергей Пинчук: мир живет в новой эпохе электронных скоростей, а мы — нет

Автор: Дмитрий Корсак
Сергей Пинчук — антикризисный управляющий. За десять лет осуществил около двухсот процедур банкротства, имеет успешный опыт проведения санации предприятий.
Фактически все участники рыночных отношений признают сегодня, что механизмы взаимодействия, которые существуют между предпринимателями, а также бизнесом и государством, сильно забюрократизированы, жестко урегулированы. Административные барьеры возникли не сами по себе, они появились с течением времени, после «доурегулирования» законами самих же себя прежней редакции. Происходило это часто как реакция чиновника в министерстве или ведомстве на поручение правительства или президента, в том числе направленном на упрощение и дебюрократизацию. А через три-пять лет, оглядываясь назад, мы смотрим на них, беремся за голову и говорим: а зачем это все было надо?

Так создаются сложно управляемые, сложно контролируемые, а главное — сложно выполнимые процедуры экономического взаимодействия. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться создать перечень из десяти бюрократических волокит, избавившись от которых мы заметно преуспеем. Уверен, что в стране сегодня нет ни одной головы, четко представляющей все бюрократические барьеры, от которых можно безболезненно избавиться, бороться надо с их первопричинами.

Конечно, не все так плохо, есть отдельные удачные примеры, на которые можно равняться. Когда-то для того, чтобы зарегистрировать бизнес, необходимо было потратить минимум неделю: оформление документов, стояние в очередях, хождение по десятку кабинетов, а после переписывание и переделывание съедало бесценное время. В рейтинге Всемирного банка Doing Business по позиции регистрации бизнеса Беларусь плелась в самом конце списка. Политическая воля, четкий посыл власти дали ощутимые результаты, причем за достаточно короткий промежуток времени. Появился нормативный документ, простой и понятный, и сегодня регистрация бизнеса занимает сутки. С 2009 года в Положение о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования существенных изменений, повлиявших на скорость регистрирования бизнеса, не вносилось. Все прекрасно работает!

Но в то же время можно привести десятки примеров, когда преодоления административных барьеров не происходит. Далеко ходить не надо, возьмем, например, то, с чем приходится сталкиваться большинству предпринимателей — работу с товарными и товарно-транспортными накладными. Понятно, что документы эти заполняют живые люди, которые порой ошибаются, могут неправильно написать цифру, дату или марку автомобиля перевозчика. Между тем наше административное право говорит, что любая ошибка в заполнении такого документа не может трактоваться как допустимая опечатка, а сразу является «ненадлежащим оформлением документа», что с ходу, без лишних разговоров, влечет целую кучу проблем вплоть до конфискации товара и немалых штрафных санкций. Вариантов нет, и вы не представляете, как много предпринимателей сталкиваются с тем, что вопросы с оформлением ТН и ТТН приводят фактически к банкротству. Вполне возможно, что до этого предприниматель вел себя по отношению к государству и контролирующим органам идеально, и вот из-за одной неправильно написанной цифры он лишился всего.

Почему позиция правоохранительных и контрольных органов в этом случае такая жесткая. Считается, что если дать слабину, то появится море подложных документов. Фактически презюмируется недобросовестность любого субъекта предпринимательской деятельности, направленная на сокрытие налогооблагаемой базы с целью ухода от уплаты налогов. Является ли такой подход к контролю за оформлением товаросопроводительных документов одним из административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности? Безусловно, является. Потому что осуществление налогового администрирования достигается не путем упрощения расчета налоговой ставки, а посредством жесткой формализации оформления первичной документации.

Еще один пример, с которым вы все наверняка сталкивались, — договоры, которые вы подписываете (или не подписываете) садясь в машину, вызванную через приложение Uber. Можно долго рассуждать о том, правильная эта система или нет, но я, скорее, посмотрю на ситуацию в более широком плане. Почему в Беларуси за много лет так и не появилось единых понятных и устраивающих всех правил работы такси? Предположу: потому что система была настолько забюрократизирована и остается таковой до сих пор, что люди постоянно ищут варианты, как ее взломать, обойти, обхитрить. Кто-то, как и прежде, работает нелегально, кто-то заявляет, что он не такси, а аренда машины с водителем, и т. д. Нет простых, доступных для всех правил, позволяющих работать без всяческих ухищрений. А ведь надо всего-то посадить человека в пункте А, перевезти его в пункт Б и высадить. И пока этих простых и понятных правил мы не получим, не уберем лишние точки контроля и регулирования, мы будем иметь и «бордюрщиков», и такси на желтых номерах, и аренду с водителем, и Uber, и что-то еще.

Тормозится процесс, как принято говорить, «дебюрократизации», очевидно, еще и потому, что многие люди в результате исключения бесполезных административных процедур окажутся ненужными. Эта причина является внутренним тормозом административных реформ не только в Беларуси. Пример многих других стран показывает, что оптимизация административного аппарата происходит лишь тогда, когда уже действительно понятно, что содержать армию чиновников для бюджета страны — неподъемное дело. Думаю, что как раз нечто подобное может случиться в ближайшем будущем и у нас, в Беларуси.

Беда в том, что мы путаем причину со следствием: сокращение штата чиновников происходит из-за того, что становится дорого его содержать, а не из-за того, что ликвидированы ненужные и несвойственные этому штату функции. В результате через какое-то время все и всё возвращаются на свои прежние места, только штатные единицы и задачи называют как-нибудь по-другому.

Именно поэтому последние три-пять лет в органах госуправления состояние оптимизации присутствует, можно сказать, перманентно. Ежегодно проводятся сокращения на какой-то процент от штатной численности, но, как мы видим, затраты на содержание чиновников значительно уменьшить не удается. Сокращение госаппарата будет адекватным только тогда, когда в небытие уйдут ненужные административные процедуры, которые им обслуживались. Без упрощения, отказа от ненужных и несвойственных государству функций мы не обойдемся.

Сегодня много говорится о том, что надо расширять перечень нелицензируемых видов деятельности. Это уже давно идущий процесс. Многие лицензии (в том числе и лицензия на антикризисное управление) были отменены еще в 2011 году. Но скажу, что по крайней мере в нашей сфере ситуация принципиально не изменилась — поменялось только название документа, который давал нам право работать. Была лицензия — стал аттестат. Раньше ее можно было красиво в рамочке в офисе повесить, сейчас — не так красиво. Очень важно, чтобы отмена лицензирования была не сменой вывески в названии разрешительной процедуры, а сопровождалась исключением излишнего регулирования. В то же время государству, как регулятору, необходимо соблюдать баланс между интересами бизнеса и общества. Усложнение процедур входа в бизнес, его ведения и контроля, приводит к увеличению стоимости услуг для конечного потребителя. Лично я убежден, что в большинстве своем лицензии нужны лишь в тех случаях, когда деятельность может повлиять на жизнь, безопасность или здоровье человека.

Надо понимать, что мы уже живем в новой эпохе — эпохе электронных бизнесов, электронных правительств, а значит, электронных скоростей. Но до сих пор не осознали, что из трех ресурсов (деньги, люди и время) невозобновляемым является только один — время. Его невозможно отмотать назад, взять в долг, перебросить с другого фронта работ. Пока одни думают, как правильно, по какой инструкции, по какому постановлению, закону, указу или декрету им следует перевозить человека из дома до работы, другие — какой «подсадкой» это проконтролировать, сколько бумаг при этом надо оформить, третьи — как рассудить, была ли это незаконная предпринимательская деятельность или просто подвоз, уходит бесценное время.

Наши соседние страны, с которыми мы конкурируем на глобальном рынке капиталов, уже сегодня озадачены не тем, в каком одном окне принять обращение гражданина или предпринимателя, а тем, как ему быстрее ответить, запустить механизм эффективного экономического взаимодействия. В Эстонии уже сегодня человеку, чтобы обратиться в суд не по электронной почте, а обычным письмом в конверте, надо доказать, что у него нет возможности работать с современными технологиями. И только если аргументы будут железобетонные, суд примет его обращение, написанное на бумаге от руки. У нас же, исходя из буквы закона, каждую повестку, уведомление суда вам должен принести почтальон и отдать под подпись. Одно письмо стоит почти два рубля. В год, только обслуживая административные процедуры, суд тратит от сотен тысяч до миллионов рублей на письма и многие месяцы на рассмотрение споров.

В Америке с вами никто не будет работать, если вы не отреагировали на звонок или электронное письмо в течение нескольких минут: это правило, по которому работает бизнес и обслуживающее его государство. Скорость течения крови в артериях экономического организма всей страны должна быть максимальной. Это залог его здоровья и будущего роста.

Залог будущего здоровья экономики Беларуси во многом будет определяться снижением и ликвидацией административных барьеров на пути развития экономических отношений, развития бизнеса. Бизнес должен принимать решения со скоростью электронных сообщений, а не скоростью движения уставших почтальонов.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by