Первый в Беларуси «лайнер», как его уже успели окрестить, качается на волнах возле речного вокзала Пинска. Несмотря на то, что судно спустили на воду в июле, внутри все еще идут отделочные работы. Но говорят, что финиш близко. Уже в конце апреля будущего года первые туристы отправятся из Бреста в Пинск. Как будут проходить круизы и что предлагают туристам?
— Только не называйте его лайнером. Это неправильно, — с ходу говорит заместитель генерального директора по экономике республиканского предприятия «Днепро-Бугский водный путь» Сергей Зубко. Он ведет нас по набережной к своему детищу — двухпалубному теплоходу «Белая Русь».
Белоснежное судно откроет сезон 29 апреля будущего года. В этот день стартует первый в истории нашей страны круиз от Бреста до Мозыря. Протяженность маршрута составит больше 500 километров, время в пути — 8 дней.
Раньше теплоход «Белая Русь» был техническим судном. В этом году его переоборудовали и заново покрасили на Пинском судостроительном заводе. Снаружи видны коричневые полосы, похожие на ржавчину.
— Ох, как же мы устали объяснять зевакам, что это не ржавчина, а специальная грунтовка. Для безопасности пассажиров нужно было варить дополнительные швы. И вот мы покрыли их грунтовкой, а позже еще раз покрасим в белый цвет весь теплоход, — рассказывает Сергей Зубко.
Теплоход сравнительно небольшой: 50 метров в длину и 7 в ширину. Всего в нем шестнадцать кают. Одна при желании может стать даже четырехместной.
По средней палубе снуют рабочие с инструментом: идут отделочные работы. Уже собраны основные конструкции, установлены окна, обшиты каюты, а также проложены кабельные трассы, выведены воздуховоды кондиционеров, смонтирована канализация.
— На нижней палубе у нас каюты экономкласса. Их здесь шесть. Кроме того, на нижней палубе будут подсобные помещения, — открывает двери в небольшие отсеки капитан корабля с 27-летним стажем Игорь Дворак. Он на время сменил китель и фуражку на рабочую форму и сейчас наравне со всеми управляется с шлифовальной машинкой и дрелью.
— В этих каютах нет туалета и душа. Пассажиры экономкласса смогут воспользоваться двумя общими душами и туалетами на средней палубе, — объясняет капитан. — Система вентиляции будет принудительной. Но при желании можно и иллюминатор открыть.
— Своеобразная атмосфера, какая-то морская, — добавляет Сергей Зубко. — Обязательно будет функция обогрева воздуха в каютах. На нижней палубе тоже будет комфортно.
Нет «удобств» и в каюте класса эконом-плюс на средней палубе. Зато имеются панорамные окна, как и в остальных девяти каютах классов комфорт и люкс. В последних, к слову, душ и туалет находится в номере, здесь больше места и лучше обзор.
— Дизайн-концепцию разрабатывала наша пинская компания. И получилось, если честно, неплохо, — показывает утвержденные проекты дизайна замдиректора.
Во всех каютах средней палубы уже стоят кондиционеры с возможностью обогрева. В них, как и в каютах экономкласса, обещают поставить телевизоры, холодильники, сейфы и телефоны с внутренней связью. Также будет спутниковое ТВ.
— Вопрос с Wi-Fi пока решается, — говорит Сергей Зубко. — Пытаемся договориться с мобильными операторами, чтобы по маршруту следования был устойчивый прием. Хотим сделать пребывание на нашем теплоходе максимально комфортным.
— А укачивать тут не будет?
— Вас в ванной укачивало когда-нибудь? — прищуривается капитан. Мы отрицательно качаем головой.
— То-то и оно, — продолжает он. — Это же не море.
На верхней палубе — ресторан на 35 посадочных мест, тентовая палуба, а дальше — капитанская рубка, камбуз, кают-компания и служебные помещения.
— Здесь наши пассажиры будут питаться. К слову, четыре раза в сутки, — говорит Сергей Зубко. — Мы будем очень стараться, чтобы питание было на уровне. Не сосиски с картошкой, а блюда ресторанного ассортимента.
Кроме того, в тур включен и белорусский алкоголь. Заграничное спиртное можно будет купить за отдельную плату.
— С 8:00 до 23:00 подавать алкоголь будет спокойно по запросам, ограничений не будет, — говорят на теплоходе.
— Досадно, что ваши комментаторы увидели в этом туре только алкоголь, — сетует заместитель директора. — Почему-то, увидев словосочетание «все включено», сразу стали говорить, мол, это «алкотур». Ну почему про турецкие или египетские туры «все включено» так не говорят? Тем более в чем проблема выпить бокал вина или же пива? Если человек заплатил, он должен быть уверен, что ему больше ни о чем думать не придется.
На тентовой палубе пассажиры будут развлекаться, здесь же будут проходить концерты и игры.
— Пассажиров будет обслуживать девять человек: четверо — судовая команда, остальные — это повар, кухонный рабочий, официант, бармен и администратор с функциями кастелянши и уборщицы,— перечисляет Сергей Зубко.
Что касается безопасности, то на каждого человека на борту будут спасательные жилеты, также на судне разместят спасательные шлюпки.
— Перед круизом проведем со всеми подробный инструктаж по технике безопасности, — заключает заместитель директора.
Больше полутысячи километров туристы пройдут по рекам Мухавец, Пина и Припять. По задумке, они смогут посетить Брест, Кобрин, Ляховичи, Пинск, Туров и Мозырь. Их отвезут в Мотоль, Достоево и глухую деревню Качановичи, а также предложат сафари в нацпарке «Припятский», научить плести из лозы, угостить караваем, лесным медом, чаем на травах и блюдами национальной кухни. Все это, говорят организаторы, уже включено в стоимость.
— Планируем попарить наших туристов в баньке, организовать рыбалку, купание в реке и барбекю на берегу. Красота! — эмоционально рассказывает Сергей Зубко. — Предполагается, что первая половина дня будет экскурсионная, а во второй запланирована развлекательная программа на борту. К примеру, пришли мы в Кобрин или тот же Туров с Мозырем — местная самодеятельность, милости просим. Развлекайте, пляшите, устраивайте концерты. Это же возможность заработать!
— Нам некоторые скептики говорили: а зачем вы включили экскурсию на Туровский молочный комбинат? Мол, это ужас — смотреть на производство сыров. Но, к примеру, у российских туристов Беларусь ассоциируется со словом «качество». Конечно, им будет интересно посмотреть на то, как делаются наши сыры и колбасы. Ну а почему нет? Мы себя всегда недооцениваем.
Второй момент, за который критикуют пинчан, — это что маршрут будет только в одну сторону: либо от Бреста до Мозыря, либо наоборот. Туристам самим придется позаботиться о том, как добраться из конечной точки домой. Сергей Зубко объясняет это просто:
— Мы не рассматриваем нашего локального туриста. А туристу из Витебска, Минска, Москвы, Екатеринбурга, Варшавы или даже Пекина все равно нужно будет добраться до точки посадки и высадки. И он позаботится об этом заранее. Транспортное сообщение там неплохое, и этот вопрос вполне решаемый.
Также, по словам пинчан, многие критики говорили, мол, круиз не удастся, так как воды в Припяти в последние годы крайне мало.
— Смотрите, вот графики изменения уровня воды в Припяти. Красная линия — это тот средний уровень воды, который у нас бывает, — Сергей Зубко показывает графики на компьютере.
— Мы видим, что среднегодовой уровень с 1992 года был выше 120 сантиметров. А в последние годы — аномальная ситуация, которая бывает раз в 50—100 лет. Посадка нашего судна — до 100 сантиметров максимум. Оно низкосидящее, так что мы можем ходить и в малые реки.
На крайний случай предусмотрен вариант круиза от Бреста до гидроузла №12 в деревне Стахово Ивановского района.
Главным продавцом белорусских круизов в странах СНГ и Западной Европы стала российская компания «Ника». В «Днепро-Бугском водном пути» говорят, что эта компания имеет более 20 лет опыта в сфере речного туризма. Именно с ней предприятие и определило цены: они будут варьироваться от 770 до 2100 рублей (чуть больше $385 и до $1000) в зависимости от сезона. Всего же в год теплоход, согласно планам, будет совершать 25 круизов.
— У нас предусмотрено четыре сезона: низкий — это ранняя весна и поздняя осень, дальше идут средний, высокий и наивысший. Наивысший сезон — это, к примеру июль с жарой в 30 градусов. За это мы бы хотели больше, — объясняет Сергей Зубко. — Это рыночные ценники. Они не выше и не ниже средних по этому сегменту. Я вам скажу, что круизный отдых всегда дороже, чем обычный, отельный. А вы посчитайте проживание, питание, автобусное сопровождение, экскурсии. Эта сумма только покрывает издержки.
— Знаете, нас сильно критиковали за цену, мол, никто не потянет такие деньги. Но я вам скажу вот что: по данным на 3 октября, в самом начале продаж, без особой массовой рекламы уже выкуплено 8% туров навигации-2017 и забронировано еще 36%. А места на 6 мая и вовсе выкуплены полностью. То есть мы видим, что спрос есть. Цены нам поможет определить рынок. Будем видеть, что нужно снижать, — снизим.
Официальный старт продаж в Беларуси назначен на 8 ноября. Купить туры белорусы смогут на самом предприятии «Днепро-Бугский водный путь».
В планах у предприятия — участие со своим проектом в Берлинской туристической выставке. В мечтах — привлечь европейских туристов, а также туристов из Китая. Сможет ли удовлетворить их белорусский сервис, на который поступает столько нареканий?
— Мы не говорим, что все сразу будет идеально и не будет человеческого фактора. Но мы ставим задачу — изменить этот взгляд на сферу обслуживания. Мы должны стать турками, болгарами в этой сфере, должны научиться улыбаться, понравиться, слушать и слышать клиентов. И мы будем это делать, раз это приносит прибыль, — заключают пинчане.
Чемоданы и дорожные сумки в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by