Страсти по китайской лапше. Столичный ресторан «Суши Весла» подал в суд на гродненскую доставку из-за похожей упаковки и одинакового названия

 
28 366
28 сентября 2016 в 10:20
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский, из личного архива.
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский, из личного архива.
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Доставка лапши «Макарики WOK» в Гродно появилась еще в январе. Местный предприниматель решил продавать лапшу под точно таким же названием и в похожей упаковке, как у «Суши Весла». Оскорбленные минские бизнесмены решили судиться.

— Все началось в декабре прошлого года. Однажды нам позвонили клиенты и пожаловались на плохое качество нашего продукта «Макарики», — говорит директор сети «Суши Весла» Вачаган Манукян. — И тут мы выяснили, что, оказывается, лапшу и рис с точно таким же названием, в такой же упаковке доставляют в Гродно. Доставка называется «Go-go пицца». Наши знакомые в Гродно заказали эту лапшу — и точно: упаковка полностью оформлена так, как наша. Ребята просто взяли и скопировали ее. А клиенты думали, что это наша лапша.

— Понимаете, «Макарики» — это зарегистрированный товарный знак с 2013 года, — объясняет руководящий правовой работой компании ведущий юрисконсульт Ирина Морощук. — На разработку бренда, названия, логотипа и других вещей мы потратили не одну тысячу долларов и несколько лет полноценной работы. И тут кто-то это все взял и стал пользоваться.

По словам Ирины, изначально они попытались решить вопрос вне суда: юридический отдел «Суши Весла» связался с компанией и попросил убрать из доставки лапшу «Макарики».

— Но звонки не дали эффекта. Пришлось писать официальное письмо. Мы требовали прекратить использование нашего товарного знака в течение двух дней, — говорит Ирина. — Ответа не было. И, как нам стало известно, лапшу в Гродно продолжали доставлять в упаковке, нарушающей наши права интеллектуальной собственности.

Юристы компании узнали адрес государственной регистрации компании «ВелМаксЮнион» и отправились в Гродно писать заявление в милицию.

— В РОВД Ленинского района Гродно сразу и не поняли, что у нас украли. И в итоге нам отказали. Они не установили факт совершения административного правонарушения и сказали, мол, идите в суд в порядке гражданского делопроизводства.

— Мы практически открыли перед ними Административный кодекс и подчеркнули статью 11.26, по которой они обязаны были привлечь «ВелМаксЮнион» к ответственности. Самое интересное, что, в зависимости от суммы ущерба и некоторых иных факторов, ответственность может быть и уголовная, — объясняет Ирина. — В общем, пришлось подать жалобу на решение об отказе. Правоохранители в итоге установили состав правонарушения и составили протокол в отношении директора — создателя службы доставки.

Уже в мае нынешнего года начался суд. На заседаниях директор объяснял: мол, вышло все по ошибке, он не знал, что товарный знак зарегистрирован.

— Говорил, мол, я посмотрел в Google, в Google ничего такого нет, — вспоминает Ирина. — Потом он стал говорить, что это его работники без его ведома раскладывали лапшу и рис в такие коробки, и попросил суд наказать их, а не юридическое лицо. Позже и вовсе утверждал, мол, это недоразумение…

В итоге суд встал на сторону «Суши Весла». И компания из Гродно получила штраф в 130 базовых величин — 2730 рублей. Ответчик в середине лета попытался обжаловать решение суда, но его оставили в силе, сумму штрафа тоже.

— По итогу, конечно, мы на доказывание своей правоты потратили почти год, — объясняет Ирина. — Также затраты на поездки в Гродно, а их было не меньше 10, пришлось даже обратиться к помощи коллег-юристов из адвокатского бюро. Но тут вопрос был не в какой-то материальной выгоде (штраф пошел в государственный бюджет, компания «Суши Весла» не получила из него ни копейки), а в том, чтобы отстоять свои права. Мы увидели, насколько это хлопотно и тяжело — защищать свои товарные знаки. Насколько у нас пока не налажен механизм. Насколько такие обращения единичны.

— Хотелось бы, чтобы в будущем предприниматели и бизнесмены относились к подобным вещам внимательнее, — заключает Вачаган Манукян.

Владелец «Go-go пицца» Андрей Веленто говорит, что нарушение получилось случайно.

— Я решил открыть первую в Гродно доставку японской кухни и китайской лапши. Доставка открылась в январе нынешнего года, — объясняет мужчина. — Организовывал это я все сам. Стал вопрос, как назвать блюдо. Советовались с некоторыми людьми, и у нас было три варианта — «макароны», «макарошки» и «макарики». Я покопался в интернете и увидел некоторые символы, в частности по макаронам и макарикам. Решили назвать блюдо «Макарики ВОК». То, что этот товарный знак является собственностью «Суши Весла», я об этом не знал. Если честно, никогда не думал, что название блюда может быть зарегистрировано и являться торговой маркой.

По словам Андрея, он нарисовал логотип на скорую руку. Лапшу упаковывали в коробочки, похожие на коробочки столичной компании, с очень похожими наклейками.

— Эскизы наклеек я делал сам на скорую руку. Очень хотелось открыться с 1 января. На наклейке были наши координаты, WOK большими буквами и изображение «Макариков», — объясняет Андрей. — И слоган тоже взяли такой же — «Лапша и рис — любой каприз». Это был временный этап, потому как мы не успели придумать свой собственный бренд и логотип. Спустя месяц, в феврале, «Суши Весла» нам уже предъявили, что мы используем их бренд и зарабатываем на их имени. Хотя мы продали всего 30 коробочек, ничего, по сути, не заработали. В Гродно о «Суши Весла» мало кто знает, а уж тем более о «Макариках». Мы просто хотели попробовать, как люди воспримут новый продукт.

Мужчина объясняет: письмо они получили 28 января, а все наклейки убрали 2 февраля. То есть в сроки, которые требовали «Суши Весла», не уложились.

— Частично мы убрали наклейки, но не все, — объясняет Андрей. — В итоге опоздали на два дня. «Суши Весла» на этом и сыграли. Мол, раз мы нарушили, то должны за это ответить. Я бы не сказал, что наша упаковка похожа на упаковку «Суши Весла» до степени смешения. На мой взгляд, поэтому в первый раз им милиция и отказала в заявлении. Не увидели просто состава правонарушения.

Андрей считает, что «Суши Весла» этот факт сильно задел. И они пошли на принцип — стали действовать через прокуратуру. Там начали административное производство и потом дело отправили в суд, который бизнесмен и проиграл.

— Штраф в 130 базовых, по моему мнению, не совсем соизмерим с нарушением, если учитывать, что мы продавали лапшу всего месяц и убрали все наклейки за четыре дня. Позже мы поменяли дизайн и название. Теперь мы называемся «ВОК Макарошки», а слоган у нас другой — «Рис и макарошки — чайна бокс в ладошке», — объясняет предприниматель.

— Конечно, сейчас нам тяжело. Мы еще не вышли на прибыль, а тут еще и штраф 2730 рублей. Эта сумма для нас неподъемна. Мы даже пытались обжаловать это решение, надеялись, что нам снизят сумму штрафа. Но нет. Что остается делать? Платить. Сейчас вот запускаем акцию «Спаси макарошки». Мы посчитали, что для выплаты штрафа нам нужно продать 2700 порций. Будем просить купить наши макарошки и давать каждому VIP-карту, какие-то подарки. Это один из вариантов, как выкрутиться и сохранить бизнес.

Мультиварки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by