Поляки не предлагают сразу $1000, в России заработки в рублях остались прежними. На какую работу за границей могут рассчитывать белорусы?

 
14 сентября 2016 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков, finnish.ru, avtorulim.ru, novayagazeta.ru, ua.tixuz.com, napolshu.com
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков, finnish.ru, avtorulim.ru, novayagazeta.ru, ua.tixuz.com, napolshu.com

Как мы уже писали (и не раз), с рынком труда в Беларуси сейчас довольно туго: количество вакансий в последнее время сокращается, зарплаты не растут, а в некоторых отраслях даже падают. В этой ситуации многие задумываются о том, чтобы поехать на заработки за границу. Кто-то штурмует Россию, кто-то едет в Европу, а некоторые осваивают страны Персидского залива. Onliner.by разобрался, куда готовы взять белорусов легально и насколько денежные предлагают вакансии.

Для начала немного статистики. За первые полгода 2016-го из Беларуси легально уехали на работу за рубеж 3,8 тыс. человек. Это почти на 500 человек больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

По данным МВД, лицензию на трудоустройство белорусов за рубежом имеет 105 организаций. Правда, кто-то из них предоставляет работу для студентов на лето, кто-то приостановил деятельность. И сейчас вакансии предлагают хорошо если 70 компаний. Тем не менее все они устраивают людей на работу официально: заключают договор между работодателем и работником, отправляют все документы в Департамент по гражданству и миграции МВД. В общем, все строго. Некоторые из них берут деньги за свои программы с работников, некоторые — с работодателей, некоторые — и с тех, и с других. Стоимость программ может варьироваться от €35 до $600 в зависимости от страны назначения и позиции.

«В России практически нет вакансий, больше 500 человек в листе ожидания стоит»

Понятно, что Россия — страна номер один для заработков у белорусов. И поэтому бо́льшая часть компаний по трудоустройству ищет работников именно туда. Причем такие услуги предлагают как в Минске, так и в областных и районных центрах — вплоть до Барановичей и Дзержинска.

За шесть месяцев нынешнего года в Россию легально уехало 2143 работника. Всего же, по предварительным оценкам Департамента по гражданству и миграции МВД, регулярно на заработки туда выезжает около 300 тыс. белорусов.

Основные предложения в России — это рабочие строительных специальностей (маляр, штукатур, облицовщик, плиточник-облицовщик, бетонщик, каменщик). Второе место по популярности — водители-международники. Изредка требуются обладатели инженерных специальностей, технологи или работники на производство.

— Сейчас наниматели в России предлагают зарплату от 30 тыс. до 70 тыс. российских рублей. Вдобавок оплачиваются проезд и проживание, а также компенсируются затраты на еду, — рассказал Onliner.by предприниматель Андрей Чернявский, который вот уже 15 лет отправляет работников в Россию. В последнее время — в основном на стройки Якутии.

— И если раньше те же 70 тыс. рублей — это было более $2 тыс., то сейчас — вдвое меньше. Понятно, что после прежних заработков белорусам ехать туда стало не очень-то интересно. Не все осознали, что сейчас такая ситуация и зарплаты. Если два года назад, до кризиса, ко мне с заявками и просьбами найти людей обращались каждую неделю, то в последнее время заявки я ищу сам. У меня в очереди сейчас 500 человек. Кто-то по 7—8 месяцев ждет.

О кризисе говорят и в других агентствах. Кто-то пытается держаться на плаву, кто-то временно прекращает деятельность.

— Раньше мы набирали рабочих и сотрудников ИТР, но из-за кризиса эту деятельность прекратили. Нет вакансий, — отметили в ООО «Осмос». — Наши партнеры не набирают ни рабочих, ни офисных работников — никого. Хотя до этого предлагали и хорошие зарплаты, и условия работы нормальные.

О кризисе нам рассказали и в других компаниях, работающих с Российской Федерацией. Консультанты отмечают, что, по их ощущениям, выросло число тех, кто устраивается на работу нелегально.

— Иногда некоторые работодатели прямо предлагают привезти им автобус рабочих, чтобы «по-черному» у них работали. Мы отказываемся, — говорят в одной из компаний. — Но есть же работники, которые идут на это. Устраиваются нелегально, потом их обманывают, а они еще и жалуются: мол, ай-яй-яй, нас обманули. Если устраиваться легально, то таких вопросов, как правило, не возникает. Человека могут уволить за пьянку, что среди наших работников не редкость. Но он же не может в этом признаться, потому что стыдно.

«Поляки не готовы работать за ту зарплату, на которую согласны белорусы»

Второе место в рейтинге самых распространенных стран, куда белорусы едут на работу, занимает Польша. Трудоустройством туда занимается как минимум 8 белорусских компаний. За полгода в Польшу уехало работать 380 человек — это втрое больше, чем за весь 2015-й.

В основном полякам требуются швеи, вязальщицы, монтажники, сварщики, строители, разнорабочие, повара, официанты, горничные, водители категорий C и E.

— Нам нужны электрики, сварщики, арматурщики, плотники и все, кто связан со строительством, — объясняет владелец польской компании Nhome Якуб Ольчовик, приехавший проводить собеседование с белорусами. Компания пана Якуба с 2002 года занимается ремонтом, внутренними работами и строительством и находится в Познани и работает через белорусскую компанию «Бизнес Фри Стал».

— Зарплату для разнорабочих со старта мы предлагаем небольшую — 10—12 злотых ($2,5—3) в час. Узкие специалисты (те же сварщики) ценятся, конечно же, больше. Они могут получать и 4 тыс. злотых (чуть больше $1000 в эквиваленте). Но вместе с тем мы обеспечиваем бесплатным жильем (нам оно обходится в $150) и страховкой, а также трансфером на объекты за городом. То есть это ваш чистый заработок уже без налогов. Кроме того, если белорусские работники себя зарекомендуют, мы готовы повышать оплату.

Итак, в первое время за 22 восьмичасовых рабочих дня в месяц можно получить как минимум $528. При этом поляки говорят, что не запрещают работать и больше, а также брать работу на выходных.

— Мы сталкиваемся с тем, что разнорабочие хотят $1000 в месяц за восьмичасовой рабочий день с понедельника по пятницу, — говорит Якуб Ольчовик. — Но «по-белому» это нереальный заработок. Нет такой прибыли, чтобы столько платить.

Почему польских работодателей интересует именно Беларусь, бизнесмен объясняет просто: на такие деньги местные рабочие идти не хотят.

— Они уезжают на работу в Германию, Францию и другие страны Евросоюза. Даже за 20 злотых в час не хотят работать, не хотят трудиться с рабочими других национальностей, — качает головой поляк.

— Сейчас в ЕС активными конкурентами для белорусов становятся рабочие из Молдовы и Украины, — добавляет представитель польской компании Светлана Вальчак. — Недавно Польша подписала договор о безвизовом въезде и возможности работать для молдаван, и теперь молдавские рабочие могут приезжать в Польшу на работу. Единственный минус у них, по словам польских работодателей, — это то, что они плохо понимают польский и не знают русского. С белорусами в этом плане проще.

По словам руководства компании «Бизнес Фри Стайл», несмотря на то, что белорусские фирмы работают по лицензии, все документы от работодателей и трудовые договоры проверяются в Управлении по гражданству и миграции. Белорусы очень осторожно идут на то, чтобы поехать работать в страны ЕС, даже легально.

— Лично для меня непонятно, почему наши люди как огня боятся работать в той же Польше, — удивляется Ольга Тимкина. — У всех сразу страх: вот, мол, нас в рабство заберут. Но между тем эти люди с легкостью едут в Россию на «шабашку» нелегально. А потом удивляются, что им недоплатили или обманули. Кроме того, люди должны понимать, что официально трудоустроиться в странах Евросоюза можно только по национальной рабочей визе, для получения которой требуется приглашение конкретного работодателя. И приходится объяснять, что они не могут легально работать в ЕС по туристическим визам.

От сбора клубники в Финляндии до стюардесс в Эмиратах и танцовщиц go-go в Турции

По сравнению с Россией и Польшей предложений по остальным странам не так уж и много. Дальше в топе стран идут Литва, Германия и США (за счет студенческих программ).

В Литву за полгода уехало 309 белорусов. Здесь чаще всего требуются водители-международники. Им предлагают зарплату в €1,5—1,8 тыс. Нужны в Литве и строители. Каменщикам готовы предложить сдельную оплату в €30 за квадратный метр, монолитчикам — €50, фасадчикам — €8.

Швеи (пошив специальной одежды) имеют возможность заработать €750—800 в месяц. Разнорабочим предлагают зарплату около €700.

Кроме того, есть вероятность попасть на работу автослесарем — обещают от €800 и процент от выполненных работ.

В Германию приглашают в основном студентов и молодежь до 25 лет на вакансии гувернанток, официантов и рабочих в фермерских хозяйствах. Зарплаты здесь могут варьироваться от €250—260 на мелкие расходы для гувернантки до €1000—1200 для усердных тружеников полей.

К слову, довольно популярна и работа на полях Финляндии. Многие едут сюда собирать клубнику или огурцы.

— Есть такие, кто привозил и по €2—3 тыс. за сезон, а есть и те, кто заработал всего €700—800, — объяснили Onliner.by в компании «Джетэкспо».

Но самые невероятные предложения — это работа моделью в Китае и Японии. Такие услуги по трудоустройству оказывают модельные агентства. О том, сколько платят по таким вакансиям, в компаниях не говорят.

Кроме того, белорусам предлагают поработать на круизном лайнере.

Зарплаты работников круизного лайнера

— Смотрите всю информацию на нашем сайте. У нас всегда очень много желающих, так что поторопитесь, — объяснили нам в компании «Исмира». — Зарплаты при работе на круизном лайнере Apollo Ship Chandlers, к примеру, варьируются от $650 до $1650 в месяц.

Зовут белорусов и в ОАЭ — на вакансии горничных, продавцов в бутиках и работников авиалиний. Правда, приглашают в основном молодых людей до 30 лет с хорошим знанием английского, но не советуют рассчитывать на зарплату в $1000 со старта.

— Люди думают, что если Эмираты — богатая страна, то и зарплата должна быть безумной. Но это заблуждение. Работодатели могут поехать в Индию, Филиппины, Сербию и набрать людей оттуда. Поэтому изначально предлагают базовую зарплату в $500—700, но при этом работодатель оплачивает жилье и авиабилеты. Уже дальше, если видят, как ты работаешь, зарплату тебе могут повысить. Вообще, это трамплин для дальнейшего продвижения. Что касается стюардесс, то, конечно, зарплата тут повыше, — заключают в «Джетэкспо».

Буквально до марта нынешнего года компания «Ишитэри» набирала артистов различных жанров для работы в турецких ночных клубах. Зарплату предлагали тоже в районе $1—1,5 тыс. плюс чаевые. Но из-за взрывов и неспокойной ситуации в стране наборы прекратились.

Швеи в Польше: «Расценки в Евросоюзе очень сильно сбивают украинцы»

Но что говорят сами работники? Мы узнали о реальной ситуации на рабочих местах из первых уст. Указывать свои фамилии и фотографироваться ребята и девушки наотрез отказались.

Наталья из Гродненской области с подругой решили поехать в Польшу работать швеями. Девушки долго искали работу в Беларуси, но вакансий практически не было.

— Мне были очень нужны деньги, — говорит Наталья. — Весной я увидела, что есть работа швеей в Ченстохове, это город в 250 километрах от Варшавы. Решила попробовать. Честно, думала, очень много денег заработаю.

Девушка говорит, что оформлялась через агентство — легально и по договору.

— С середины июня мы приехали сюда. Оплатили только проезд, — объясняет подруга Натальи. — Работодатель оформил страховку и проживание. Жилье у нас более-менее, все аккуратно, в цеху тоже тепло и чисто, претензий нет. Но деньги за это с нас высчитывают, где-то по 0,8 злотого с каждой единицы. Хотя и расценки для нас чуть-чуть выше. Мы как-то сели посчитать, сколько снимают, так получилось приблизительно $100 в эквиваленте. Поселили нас далековато от работы. Пришлось купить проездной за 100 злотых (это около $25). Лично мне этих денег жалко.

Девушки говорят, что на проезд и еду у них тратится около $100. На руки чистыми они получают около 2000 злотых, или $500.

— Работаем мы с шести утра до шести вечера, по 12 часов, только в субботу сокращенный рабочий день — до двенадцати. В час выходит 7 злотых, — добавляет Наталья. — Я считаю, что деньги это для такой работы совсем небольшие. С сильной экономией получается отложить $350—400. Мне кажется, что я и в Беларуси могла бы зарабатывать такие деньги, но это же дома, а не вдали от всех. Мы тут не успеваем куда-то ходить, почти все время работаем.

Наталья и ее подруга говорят, что раньше расценки были выше. Тогда и белорусов в Ченстохову приезжало больше. Сейчас же в городе трудятся преимущественно украинские швеи.

— Они работают по 13—14 часов и берут количеством, оплата-то у нас сдельная, — объясняют белоруски. — Дело в том, что для них это реальная возможность заработать, потому что в Украине швеям платят втрое меньше, чем здесь. Вот поэтому расценки и держат такими низкими — потому что всегда есть возможность нанять украинцев.

— Не знаю, приеду ли я обратно, — качает головой Наталья. — Условия договора выполняются, все платят вовремя, но работа тяжелая. Для того чтобы найти что-то получше, нужно хорошее владение языком, которого я, к сожалению, не знаю.

Водитель-дальнобойщик: «Работал в России, зарабатывал €1,5 тыс., но сейчас кризис, поэтому поехал в Литву»

38-летний Александр из Гродно еще недавно работал водителем-дальнобойщиком на грузовике в России. Потом устроился в литовскую транспортную компанию и вот уже три месяца водит автовоз — грузовой автомобиль, который перевозит новые легковые машины.

— Работа точно такая же, как у водителя-международника в Беларуси, — объясняет Александр. — Все едино, как и раньше, так что чего-то особенного не почувствовал. Единственное, что стажироваться пришлось несколько месяцев да в бумагах разбираться. Но в этом ничего страшного нет.

Александр работает девять часов, потом отдыхает. Кроме того, у него два выходных в неделю и каждые шесть недель даются две недели отпуска.

— Раньше я работал в Москве, так вот до кризиса там зарплаты были и по 90—100 тыс. российских рублей ($2—2,5 тыс. по тогдашнему курсу), — вспоминает Александр. — Нам даже европейские водители завидовали, у них тогда так не выходило. Но курс подскочил, и работать там стало невыгодно.

Гродненец вернулся на родину, а здесь зарплата водителей-международников упала до €700—1000. Мужчина решил найти работу в Литве.

— Опыт у меня был, так что через агентство нашел работодателя, — объясняет он. — Сейчас литовцы едут дальше на запад работать, поэтому вакансий много. Предлагают зарплату в €1600—1800, европейские водители так и вовсе по €3000 могут получать. Посмотрим в конце месяца, как оно. Если не понравится, уйду. Меня же никто силком не держит.

Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by