«Маргаритка Маргаритка»: молодая мама собрала финансовую пирамиду. Пострадавших могут быть тысячи, потерянных денег — миллиарды

 
13 сентября 2016 в 17:10
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Возле Центрального РУВД Минска стоит два десятка человек: спустя много месяцев ожидания люди стали прозревать и решили отнести заявления в милицию. Это клиенты группы в социальных сетях «Маргаритка Маргаритка». Здесь раздавались невероятные по выгоде предложения. Дорогая техника продавалась за половину стоимости, в подарок давали телевизор, а iPhone 7 Plus до сих пор по предзаказу стоит 1030 белорусских рублей. Как такое может быть?

Сейчас в группе «Маргаритка Маргаритка» более 13 тысяч участников. Когда все началось? Опытные участники группы предполагают, что в 2013 году. Тогда в сети появилась Катя, сегодня — мама двоих детей. Катя предлагала ассортимент детских товаров: игрушки, коляски, подгузники, детское питание. Все за половину цены. Дальше больше — невиданные акции, подарки. В итоге в прошлом году группа принимала заказы на бытовую технику, дачные тракторы и мебель. Нужно было совершить предоплату и ожидать от одного до нескольких месяцев.

— Меня товарищ привел. Он заказывал памперсы для детей по смешным ценам, — рассказывает Александр — один из группы возле Центрального РУВД.

Товарищ Андрей стоит рядом. Он узнал о «Маргаритке» от сестры. Сейчас у Андрея и близких «зависло» около 500 млн неденоминированных рублей.

— Сначала заказал 120 пачек памперсов — до сих пор пользуемся. Получал по частям. Потом поменял заказ и на эти деньги получил технику: кофеварку, Sony PlayStation 4 (обошлась примерно в $100).

Механика была проста: вы просто сбрасываете то, что хотите купить — в ответ получаете цену товара (около половины рыночной). Плюс скидку. Плюс, например, MacBook в подарок. Да, порой вместо iPhone 6s по 180 долларов приезжали обычные «шестые» — все равно выгодно.

За каждый полученный товар организаторы «Маргаритки» просили оставить отзыв — фото счастливого обладания новым товаром.

— Деньги передавали без расписок. Возили Кате домой наличными или переводили на счет ИП — позже оказалось, что предпринимательство было оформлено на маму Кати, — рассказывают собравшиеся.

Катя вызывала доверие: хорошая квартира, симпатично выглядит, дети, семья. Никаких подозрений не было. Большие суммы не носили, но по 5—10 млн собирались немаленькие деньги в итоге.

Вещи приходили, а Катя продолжала радовать подарками: закажи на 20 млн рублей и получил телевизор в подарок. Александр успел.

— И четыре iPhone получил — покупал 2 за $500 и 2 таких же получил в подарок. Ждали 3—4 месяца, — рассказывает парень.

Товар отправлялся по почте или надо было приезжать в Минск. Сейчас потерпевшие вспоминают, что на бытовой технике было написано «импортер в Республику Беларусь».

— Скорее всего, она покупала эту технику в наших магазинах за деньги прежних «вкладчиков».

Андрей — тот самый, который принес Кате около 500 млн рублей — говорит, что с задержками товар получали до конца весны.

— Летом все остановилось совсем. Недовольных становилось все больше.Что-то выбивали лишь те, кто больше возмущался. У Кати были разные причины. Сначала накладки с партнерами в России. Потом у нее бабушка заболела, потом обнаружилась онкология… И т. д.

— Я, конечно, знал, что это развод, но думал, что успею. Жареным пахло, конечно, но как можно было в Беларуси такое делать маме с детьми? Человек вот реальный же, — разводят руками взрослые люди.

О количестве пострадавших собеседники только догадываются. В руках у одной из них — несколько страниц, исписанных вручную. Здесь фамилии, телефоны — это условная расписка от Ольги, мамы Кати и индивидуального предпринимателя о возврате денег или доставке товара. Люди верят и ждут.

Кто-то тратил не последние деньги, другие откладывали из стипендии и теперь вытирают слезы.

Никаких бумаг о получении денег или товара нет. Велосипеды, телевизоры, электромобили и памперсы получали из рук в руки на арендованном складе. Единственный документ — переписка в Viber.

— Я звонил сегодня маме Кати — предпринимателю. Она, похоже, не в состоянии была. Говорила, что все понимает, просит оставить ее в покое. Ездили к Кате — машина стоит, дверь в квартиру никто не открывает. Склад пуст. Несколько девочек, которые от имени «Маргаритки» вели работу, сейчас говорят, что только помогали и уже или уволились, или просто отошли от дел. Все не при делах, — говорит Александр.

— Осталась Лена — помощница и правая рука Кати. Живет в Слуцке, и говорит, что ничего не знает.

— Вы верили в экономическую модель такого бизнеса Кати?

— Да! Мы, например, производим продукцию на заводе. Для Беларуси она стоит 15 долларов за килограмм, в Россию продаем за 7. Почему и здесь такого не могло быть? А за несколько месяцев, может, Катя крутила деньги? Ну и хорошо. Главное, чтобы наши интересы учитывались, — рассказывает Наталья.

Цели группы потерпевших можно разделить на две большие. Одни хотят наказания и тюрьмы для Кати и ее подруг. Другие верят в то, что смогут вернуть деньги.

Ни Катя, ни Лена на телефонные звонки не отвечают.

Чуть позже мы добавим комментарий юриста. Пока активные обсуждения потерпевшие ведут в соцсетях и на форуме Onliner.by.