Получить повестку в сорок лет. Репортаж о призыве солдат и офицеров запаса

09 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Никонов

Получить повестку в сорок лет. Репортаж о призыве солдат и офицеров запаса

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Никонов

«Меня сфоткайте! Пускай видят наших!» — выставляет из строя плечо с набитым на нем парашютом мужчина в тельняшке. Настроение у десантника Паши Арбузова сегодня лучше, чем у других: на военных сборах солдат запаса чувствует себя как нельзя кстати. Для формирования подразделения территориальных войск в Горках собрали более ста солдат и офицеров запаса. Некоторые бойцы служили в армии четверть века назад и принимали присягу еще в СССР — сейчас им предстоит вспомнить армейские будни и на две недели снова облачиться в зеленое.

Рано утром во дворике Дворца культуры в Горках выстроилось человек сто: все мужчины, все служили, все зевают. Большинству из них предстоит погрузиться в воспоминания и отслужить еще пару недель в территориальных войсках. Горецкие мужики с сумками на плечах, лысинами на головах и смирением в глазах слабо похожи на роту почетного караула, но армейский опыт здесь есть у каждого. Среди призванных много сержантов и ефрейторов. Много и молодых парней — старше сорока здесь всего несколько человек.

На военные сборы солдат и офицеров запаса начали призывать в 2001 году. Раз в год часть военнообязанных мужчин собирают для формирования отдельного подразделения территориальных войск. В народе это называется «пойти в партизаны». Полковник Сергей Блошков рассказывает, что первое время периодически с военнообязанными возникали проблемы: они не понимали, зачем все это надо и почему они должны служить, когда срочная служба уже за спиной. Сейчас же таких вопросов практически нет.

— Конечно, поначалу особой радости у мужчин это не вызывает. Но потом, когда они переодеваются в военную форму, встречают своих сослуживцев, снова окунаются в эту атмосферу, все их негативные мысли уходят. Если человек попал сюда, значит, у него нет резких причин для того, чтобы не служить. В военкомате тоже работают нормальные люди, которые всегда стараются входить в положение, опираясь на закон, конечно. Если у человека, например, маленький ребенок и он чисто физически не может пойти служить именно сейчас, принуждать его не будут, — говорит полковник Блошков.

— С этими проще, чем со срочниками, — рассказывает нам один из офицеров. — Тут люди взрослые, опытные, мудрые даже. Да и не такие горячие, думают о последствиях. С уже отслужившими не бывает такого, что какая-то задача не выполнена, они ответственность чувствуют.

Людей для сборов набирают с запасом: пока офицеры строят и пересчитывают солдат, резервная группа в актовом зале Дворца культуры смотрит патриотические фильмы.

В актовом зале побольше рядами выставлены сапоги, форма, армейские принадлежности с подписанными фамилиями. Мужчины быстро вспоминают, как должна сидеть форма, одеваются, начинают общаться. Знакомых здесь больше, чем незнакомых: кроме тех, кто вместе служил, половина еще и живет в одном городе.

«Мне портянка большая, надо поменять», — кричит со средних рядов кто-то из бойцов. Полковник, который наблюдает за этим со сцены, улыбается и качает головой:

— Ничего, все вспомнят, для того мы их и собираем. Они пока не поняли, что происходит. Это потом у них интерес появляется, когда они оружие в руки берут, химзащиту, начинают что-то делать. Тем более учения у нас чисто практические, с бумажками в кабинетах они не сидят. У некоторых даже присяга будет.

Некоторые из солдат ушли на дембель совсем недавно и до сих пор смотреть не могут на сливочное масло. Дмитрию из Горок 26 лет, служил парень в пятой отдельной бригаде специального назначения в Марьиной Горке. Говорит, на две недели сходить можно, ничего сложного тут нет.

 

 

— Я особо не расстроился, когда в военкомате сказали, что надо будет сходить. Вот если бы опять на полтора года сказали идти, я бы приуныл, конечно. Я в армии водителем-электриком был, но тогда и машины другие были, и средства связи совсем не такие. Может, познакомлюсь с новыми видами вооружения, на технику современную посмотрю. Нам, конечно, не объясняли, как будут проходить учения, но какая уж разница? Как скажут делать, так и будем, — улыбается Дмитрий. — Мне проще, у меня семьи пока нет, но тут есть ребята, у которых по двое детей дома. А с работы отпроситься не проблема: я работаю на хлебозаводе электриком, так меня без вопросов отпустили. Честно говоря, работа поднадоела, иногда можно разбавить рутину. Если не отпуском, то хоть так.

Люди постарше тоже воспринимают сборы как должное: когда вариантов нет, поводов для грусти тоже возникать не должно.

— Я принимал присягу еще в Советском Союзе, служил в Ленинграде в 1988—1990 годах. Сейчас, говорят, еще и белорусскую присягу будем принимать. Не знаю я, надо это все или не надо, но раз командиры сказали, значит, все-таки требуется, значит, отслужим. Я тогда не «косил» и сейчас не буду. На стройке, на работе моей, сказали: иди, Анатолий, служи. Я посмотрел: молодых ребят идет больше, чем стариков, как я. Им будет проще: они недавно уволились, все помнят еще. Посмотрим, какая сейчас у нас армия, — делится впечатлениями мужчина 46 лет.

Десантник Паша Арбузов, который изначально тоже был в резерве, в основной состав все-таки попал. Армию он любит больше других, хотя внезапные сборы радуют его не особо.

— Я полтора года отслужил. Служили хорошо, душевно. Я вообще по жизни человек военный, хотя из родных никто и не служил. Сборы эти, конечно, не самая большая моя радость. Я и без этого служу, — разводит руками парень. — Я сразу из армии пошел в колонию контролером работать, а после сборов хочу вернуться в свою родную часть. Я там все знаю, все люблю. Ну а сюда сказали прийти — я пришел. 

После выдачи одежды и построения солдат отправляют в расположение в поселок Ленино. Там в здании педагогического колледжа для них установили двухъярусные кровати, санузел, умывальники. На учения бойцы будут ездить на полигон неподалеку.

Офицерский состав, который прибыл сюда за день до приезда солдат, уже успел освоиться и заскучать по родной кровати. «Ну как там на гражданке? Какие новости?» — заливаются смехом младшие офицеры. Кадровых офицеров на этих сборах нет — все призванные.

Распорядок дня у запасников почти такой же, как и у солдат срочной службы. Правда, вставать приходится немного раньше. Зато зарядки нет.

— Да все то же самое, что и в армии. Если честно, мы думали, что здесь лафа: немного поработал — и отдыхай. Но не тут-то было: вчера до вечера работали и сегодня уже полдня вкалываем. Может, хоть похудеем немного, — смеются солдаты.

— Зато как приятно будет домой вернуться, поесть вкусно, поспать хорошо, — подбадривает засыпающих коллег мужчина средних лет.

— Да я бы и сейчас неплохо поспал и без службы, — придерживает щеку рукой солдат помладше.

 

Газонокосилки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by