Поговаривают, что носки под сандалии нынче в тренде. Да и вообще, главное, чтобы человек был хороший, а как он одет, пускай обсуждают завистники и сплетники. Но в реальном мире мы все на уровне подсознания хотим, чтобы нам говорили комплименты, а глянув в зеркало, можно было бы одобрительно покачать головой и сказать: «Настоящий мужик!» В рубрике «Неформат» говорим с модельером Апти Эзиевым про мужскую моду, продукцию отечественного легпрома и чувство стиля.
Апти Эзиева называют самым брутальным столичным дизайнером, а сам он с гордостью заявляет: «Я — настоящий мужик». Апти создает все изделия бренда самостоятельно, без предварительных эскизов. Дизайнер говорит о себе: «Я тот, кто создает сначала „мотор“ и лишь затем „машину“ вокруг этого „мотора“. У меня всегда будет свой стиль».
— Если попробовать выйти из зоны комфорта за пределы конкретной тусовки и попытаться посмотреть на то, что происходит вокруг… Белорусские мужчины умеют одеваться?
— Они пытаются познать мир моды. Вот раньше было немножко стремно. Помню, в 2008 году я шел возле французского посольства — черные туфли, джинсы с «подворотами». Ко мне подошли четыре парня. Резко наклоняются и говорят: «Чувак, а приколи, если мы тоже сейчас джинсы подкасаем и так каждый в нашей стране ходить начнет. Это будет прикольно?» Я им ответил, что это их выбор. В ответ услышал претензии: почему именно такие джинсы, почему без носков? В общем, тогда для людей это было странно. А года три назад относиться к внешнему виду стали спокойнее. Мужчины начали выезжать за пределы страны — в Европу, в ту же Турцию или Египет. Там они видят модных ребят, возвращаются и ведут себя уже более лояльно. Однако сказать, что все в Беларуси стали резко модными, нельзя: в каждом государстве есть люди, которые не следят за какими-то тенденциями, потому что у них есть другие приоритеты. Может, они хорошие «айтишники» или отлично рисуют, но не заботятся о внешнем виде: для них это не главное. Но хочу сказать, что в 2016 году в Минске очень много достойных, красивых парней, мужчин, которые следят за собой. Они пытаются понравиться публике, женщинам.
— Следить за собой — это вообще обязательное условие для мужчины?
— Если бы у меня была жена и я бы пришел домой и развалился на диване в домашних тапках и носках по колено, выпятив живот, спустя некоторое время она сделала бы мне замечание: «Может, ты как-то начнешь ухаживать за собой?» Конечно, это нужно делать.
Если человеку комфортно выглядеть как грязь, пускай он так и одевается, пусть пугает публику. Но если он хочет, чтобы ему делали комплименты, чтобы поднималась самооценка, нужно следить за собой. Когда к тебе приходят гости, ты же не будешь разбрасывать крошки по столу и говорить, что всегда так живешь?
Ты должен координировать свой стиль. Зачем ходить неопрятным, как свинья? А бывает, что по человеку видно: оделся так, что ему самому некомфортно. Может, не хватает денег или чувства меры — причин много.
— Ходила такая интернет-шутка: на одной картинке неопрятный молодой человек с бородой и подписью «бомж», а на второй тот же парень, но с «айфоном» и подписью «хипстер». Вот где эта тонкая грань?
— Наверное, понять человека можно по разговору. Я бы просто спросил: «Как дела?» Посмотрел бы на его мимику и поведение. Можно одеться неопрятно, но своим поведением завоевать расположение любого человека. А иметь телефон в руках может каждый, но при этом быть сволочью в душе…
— Вот в Европе состоятельный человек, по наблюдениям, не уделяет много внимания внешнему виду, выглядит скромно. У нас даже когда у человека не так много денег, он старается моментально показать это внешним видом.
— Думаю, это самозащита. На протяжении долгого времени человек не может что-то позволить себе и среди друзей находится, может быть, на каком-то низком уровне. А когда резко появляется возможность, он старается закрыться, поставить щит: покупает дорогие вещи, которые ему даже не идут, неграмотно сочетает их, выглядит как радуга, но все равно пытается выделиться. Я люблю минимализм: если человек одет аккуратно, утонченно, не «перегружен», то для меня он является примером для подражания.
— С другой стороны, есть ведь четкое различие между посещением парикмахерской и визитом в барбершоп.
— Барбершоп — это мужской клуб, в котором нужно оставить неплохие деньги. Не каждый себе это позволит. Борода у мужчины растет интенсивно, и нужно ухаживать за неровной щетиной раз в два-три дня. Чтобы делать это в барбершопах, нужен хороший заработок. Если зарплата позволяет, то человек может выкладываться. А я, например, на протяжении девяти лет сам стригусь и бреюсь, поэтому у меня нет необходимости ходить в какие-то салоны, хоть я и могу себе это позволить.
Я считаю, что мужчина с растительностью на лице необязательно должен посещать барбершопы, чтобы потом только рассказывать своим друзьям про походы в модное место. Можно на этом экономить: купить те же одноразовые станки за 3 рубля и побриться. Любой мужик может спокойно ухаживать за бородой дома.
— Вообще, есть мнение, что настоящий мужик не должен чрезмерно за собой ухаживать. Он, мол, зарабатывает деньги, а все эти модные ребята с богатыми прическами — пустышки.
— Судить по картинке и говорить, что вот это мужик, а это не мужик, не стоит. Всегда нужно сначала пообщаться с человеком, а потом уже делать выводы. Настоящий мужик — это достойный отец своих детей, достойный муж своей жены и достойный сын своих родителей. Это человек, который никогда не поднимет руку на женщину.
И неважно, как он одевается: хиппи он или хипстер, есть у него деньги или нет. А женщины, в свою очередь, не должны воспринимать мужчину по объему его кармана. Если женщина дает человеку любовь, то он начинает чувствовать себя настоящим мужчиной. Одежда — это не главное. Это всего лишь кусок ткани, который прикрывает половые органы
— В гардеробе мужчины обязан присутствовать деловой костюм?
— Это как, например, обязательный гражданский долг пойти в армию. Но некоторые люди какими-то способами этого избегают. То же самое и со шкафом: иметь какую-то определенную вещь в гардеробе совершенно необязательно. Можно «откосить».
— В то же время мы живем в эпоху культа брендов. Человек в первую очередь реагирует на громкую вывеску, а затем уже обращает внимание на практичность, эстетичность и другие нюансы.
— Есть определенная категория людей без ощущения стиля. Они не знают, как одеться, и обращаются к стилистам и дизайнерам. Я, например, не слежу за тенденциями моды или какими-то цветовыми решениями. Просто прихожу домой и делаю все сам. Я бы вообще не советовал людям следить за веяниями моды, потому что это отключает воображение. Вот шеф-повар должен импровизировать и не смотреть на соседнюю кухню — так и здесь. Нужно полностью отдаться своим ощущениям, никого не слушать и просто носить то, что комфортно, удобно и совпадает с твоим мировосприятием. Ни один дизайнер не должен навязывать вам свое мнение и говорить: «Тебе в этом лучше». Может, человек в этой одежде будет чувствовать себя неуютно? Ты так воспитан, тебе на эту одежду хватает денег, ты так комфортно чувствуешь себя в транспорте? Тогда все на своих местах.
— Но кому-то же удобно и сандалии с носками носить.
— Да, но на самом деле сандалии с носками — это прикольно, я думаю. В интернете сейчас шутят, что в Милане в бутике Gucci на манекене появились сандалии с носками. Мол, Gucci дал добро: можно носить.
— Чувство стиля — это штуковина врожденная или приобретенная?
— Можно с этим родиться и спустя какое-то время потерять, а можно приобрести со временем. Допустим, до 16—18 лет в большинстве случаев нас одевают родители, потому что это их деньги. Соответственно, наш стиль зависит от мнения наших отца и матери. Когда начинаем зарабатывать сами, мы потихоньку создаем собственный стиль, уходя от того, что долгое время навязывали нам.
— А как его потерять?
— Очень легко. Можно долгое время жить в Европе, а потом приехать на мою родину — в Чечню — и пожить пару лет там. Масса подавит тебя: будет над тобой смеяться и считать белой вороной. Устоять будет сложно: проще застрелиться, к сожалению.
— Стиль, мода — это прерогатива крупных городов. В глубинке все совсем по-другому. Можно вообще ожидать, что однажды в белорусском райцентре появятся модники?
— Если приехать в глубинку, то можно заметить, что там остались в основном люди старшего поколения. Вся прогрессивная молодежь стремится уехать в Минск или куда-то за границу. А зачем мода бабушкам? Молодежи нет — нет и спроса. В глубинку это не дойдет уже никогда: слишком поздно.
— Есть такой шаблон: необычно одетого парня сразу окрестят хипстером, независимо от его мироощущения и принадлежности к определенной субкультуре. Откуда это вообще?
— Все от недостатка воображения. Я ведь тоже могу ходить по городу и показывать пальцем: ты — «айтишник», ты — стройбан, ты — гопник. Это будет свидетельствовать только о моей распущенности и необразованности. Все это рамки, которые существуют исключительно в голове. Это проблема, это, считайте, болезнь. Гнобить других людей, смеяться над ними — это не есть хорошо. Вот если бы я воровал, забирал у людей деньги, тогда бы меня гнобили заслуженно. А я занимаюсь любимым делом и никого не обижаю.
Я в Минске замечаю людей, которые не уделяют своему внешнему виду внимания. Ну зачем это, например, рабочему на МТЗ? Пускай красиво на свадьбу одевается, а в повседневной жизни ему это не нужно. Но судить о человеке по внешнему виду, называть его гопником я не вправе, потому что однажды этот гопник может спасти тебе жизнь
— Можно ли красиво одеваться, если пользоваться услугами исключительно отечественного легпрома?
— Есть очень много вопросов, к сожалению. У них рамки, госстандарты — в отечественных компаниях работают дизайнеры, родившиеся немножко не в том поколении: им проще отшить «нязграбны» костюм и продать его подешевле. А если сделают стильный, дорогой костюм, его в этой стране просто никто не купит. Проще работать по стандартам и не изменять поток, потому что упадут продажи. Может быть, когда-нибудь в госкомпаниях появятся молодые дизайнеры, которые смогут одеть белорусских мужчин во что-то более стильное. Вы когда-нибудь видели в ГУМе укороченные брюки под туфли? Они всегда длинные, и потом ты идешь в ателье и просишь, чтобы тебе их укоротили.
— Придут молодые дизайнеры, устроят революцию… Но примут ли ее белорусские мужчины?
— Не сразу. Нужно все делать постепенно, чтобы не напугать человека. Допустим, добавить какой-то элемент в брюках, потом в пиджаке. И потихоньку двигаться вперед. Это как учить ребенка читать: если сразу попытаться усвоить 33 буквы алфавита, голова лопнет.
— Вроде мир не стоит на месте. Сейчас мужчины узнали о существовании консилеров, активно пользуются косметикой. Вот это все зачем?
— У нас каждую пятницу или субботу город превращается в большую тусовку — достаточно выйти на Зыбицкую. Мужчина всю неделю старается, облагораживается, убирает с лица черные точки, чтобы потом прийти на тусовку и смотреть, пока его не «снимет» какая-нибудь женщина.
Я повторюсь: одежда — это всего лишь кусок ткани. Главное — сам человек, его сущность.
Средства для укладки волос в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by