«Заработал $10 000, а штрафов дали на $200 000. Это как?» Грузоперевозчики Витебской области обратились в Администрацию президента

 
25 августа 2016 в 15:30
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Вопрос о соразмерности наказания продолжает остро стоять перед регулирующими органами. В Администрацию президента обратилась группа грузоперевозчиков Витебской области. На 5 листах они рассказали о своей проблеме, суть которой можно свести к следующему: за нарушение, которое раньше таковым не являлось, им предъявили десятикратные относительно выручки штрафные санкции.

Проблема возникла после того, как Витебская таможня проверила перевозчиков Витебской области по фактам использования временно ввозимых полуприцепов с иностранной регистрацией. Период проверки — 2011—2015-й — совпал с изменениями законодательства из-за появления Таможенного союза.

— Моя компания работает с 2000 года. И уже много лет мы возим грузы из Клайпедского порта, — рассказывает один из подписавших письмо директор компании «ПостТЭК» Станислав Вертинский. — У нас есть тягачи, которые берут в порту иностранные прицепы с грузом, отвозят груз в Россию и возвращают прицепы в порт. Мы едва ли не единственные белорусские перевозчики, которые остались работать с датской компанией, держателем паромных линий. Остальных белорусов вытеснили российские и литовские перевозчики.

Перевозить груз иностранными полуприцепами можно, если поездка выходит за пределы Таможенного союза. Но с 2011 года по 2014-й, чтобы не ехать из России порожняком, перевозчики часто брали груз до какого-нибудь белорусского пункта назначения.

— Это целесообразно в целях минимизации порожнего пробега и принято во всем мире, — рассказывает Станислав. — За такие короткие перевозки мы получали по 11—15 тысяч российских рублей, платили с них налоги, отчисления, и в целом в государство шла экспортная валютная выручка.

Но по факту в этих перевозках участвовали иностранные полуприцепы — перевозчики говорят, что о запрете их использования по маршруту Россия — Беларусь они на то время не знали.

— Пришла проверка. Стала искать с 2011 года (год вступления в силу ТК ТС), хотя проверки этих же лет уже проходили раньше и успешно. Проверили все платежи за перевозки, сделав встречные проверки плательщикам, и выставили это нарушением 344-й статьи ТК ТС.

Станислав объясняет, что до 2011 года все было легально: два разных государства по таможенному кодексу. И когда изменились эти правила, таможенные органы сами руководствовались в своей практике принципом применения белорусского таможенного законодательства, платежи с перевозчиков не взыскивались. Спохватились только к 2014 году.

— В конечном итоге почти 3 тысячи перевозок проверили, нашли 33 обратные отгрузки из России иностранными полуприцепами. В апреле я получил акт на растаможку этих прицепов и пеню с 2011 года — 4,25 млрд рублей.

Как их растаможивать? Таможенные декларации отсутствуют, копии техпаспортов отсутствуют. Посмотрели на данные электронной базы таможни — там написано, что въехал один прицеп, а выехал другой, на 5 лет моложе, если судить по номеру шасси, занесенному в базу таможенных органов. Она просто некорректна! Датчане тоже не имеют данных, какие полуприцепы использовались 3 года назад. Они меняются постоянно. Это же разовые перевозки. Но раз таможня не может установить, что за полуприцеп, нам считают их как новые и требуют растаможить как при выпуске в свободное обращение.

В итоге, чтобы избежать порожних пробегов, мы получили выручку на счет в эквиваленте примерно 10 тысяч долларов, а заплатить должны более 200 тысяч долларов. Где соразмерность и разумность? Из всех этих таможенных платежей белорусский бюджет получит только 4,7% согласно Договору о ЕАЭС.

В настоящее время транспорт предприятия арестован на границах, арестовано имущество фирмы, производственные помещения. Контракт с датчанами под угрозой разрыва, несмотря на 15 лет работы. Создается впечатление, что проводится зачистка рынка для российских перевозчиков.

Государственный таможенный комитет и экономический суд еще будут разбираться в этом вопросе. Но пока картинка такая: иностранным компаниям легче работать с российскими, литовскими перевозчиками, чем с белорусскими. Но последние платят налоги в Беларуси, а иностранные — в своих государствах, у нас — только за платные дороги.

Мы работаем в Поставах, 30,3% экспортных услуг района обеспечивало наше предприятие, давали работу 50 сотрудникам. Участвовали в социальных проектах. Являемся базовым предприятием Поставского колледжа. Но это, оказывается, неважно.

Несколько фирм из области уже обанкротили. Еще одной фирме насчитали 6 млрд долга. Да, это нереальные и несоразмерные суммы тем нарушениям, которые фактически носят формальный характер. Их сложно взыскать в бюджет, потому что предприятия такими средствами не владеют, а банки не прокредитуют.

Мне, когда насчитали 4,2 млрд, дали 10 дней на погашение. Обратился в банк, согласовал кредиты. Только приходит решение — счета арестовывают. Один прицеп оплатил Витебской таможне. А потом опять получаю акт. Я же оплатил! Оказывается, не туда, надо было на Брестскую таможню. Пока они между собой разбирались, из-за арестованных счетов я не смог вовремя оплатить кредитные и лизинговые платежи — просрочка, кредитов много, и банк блокирует 2 млрд кредита, которыми я планировал расплатиться с таможней. Круг замкнулся. Одновременно на границе арестовывают мои машины с полуприцепами. Ну как я могу оплатить эти миллиарды, если нет возможности работать?

Станислав считает, что многие видят абсурдность ситуации, но никто не хочет брать на себя ответственность.

— Скоро законодательство изменится. До 1 декабря 2016 года планируется ввести Кодекс Таможенного союза в новой редакции, и вся эта деятельность во избежание порожних пробегов снова станет законной в рамках ЕАЭС.