Неделю назад двадцать белорусских красавиц смыли макияж, заплели волосы в косички, оставили украшения и слезы мамам, облачились в зеленое и надолго забыли про утренний сон: ближайшие три недели они будут проходить курс молодого бойца. Институт пограничных войск впервые набрал на обучение девушек. Пока эксперимент проходит неплохо: девочки не ноют, не просятся домой, а, со слов офицеров, иногда ведут себя достойнее мужчин.
Двадцать девушек и восемьдесят парней, которые приехали в учебный центр на подготовку, уже не школьники, уже курсанты. 27 августа они примут присягу на площади Государственного флага и пойдут на занятия.
Подъем в шесть утра, зарядка, физические упражнения, строевая, стрельба — ребята начинают привыкать к такой жизни. Похожие на представителей далеких галактик парни с бритыми головами еще путаются на плацу, теряются, после упражнения завязывают шнурки и бегут за однокурсниками; девушки на разминке тоже поглядывают друг на друга, боятся ошибиться. Месяц перед присягой — адаптационный, ребята должны привыкнуть к строгой военной жизни.
Опыта работы с курсантами женского пола у офицеров раньше не было, но проблем пока не возникает, рассказывает начальник психологического отдела Наталья Волоханович:
— Психологическая адаптация мальчиков и девочек сильно отличается. Работать с девочками для меня в новинку, но они молодцы, справляются. Парни часто скучают, приходят с мокрыми глазами, просятся домой, а в этом году такого нет, потому что девочки мотивируют их держаться. Конечно, они скучают, но не стремятся это демонстрировать. Парни у меня все время спрашивают: ну мы же не хуже девчонок?
— У меня было опасение, что будут уходить, проситься домой, но пока ни одна домой не попросилась.
За эту неделю мне поступило восемнадцать звонков от родителей, из них только пять было адресовано девочкам. Причем мальчикам звонят мамы, а девочкам — папы. Если бы наши родители отпускали детей вовремя, проблем с парнями не было бы. А так бывает, что физически парни готовы, а морально далеко не всегда.
Кокетливость и женственность из курсанток не ушли вместе с косметикой и украшениями: сидя за партами девушки то и дело поправляют волосы, выравнивают закатанные рукава. Все свои украшения курсантки сдали при заселении, оставить разрешили только небольшие сережки, использовать минимум косметики. Их это особо не угнетает: устав есть устав. Со слов офицеров, команды первокурсницы выполняют беспрекословно.
Их распорядок и нагрузки практически не отличаются от мужских. Единственное различие — зарядка начинается на десять минут позже: дамам нужно больше времени на сборы.
— Девочки пришли сильные, поскольку конкурс был большой — 3 человека на место. Чтобы не возникало проблем, с ними надо беседовать, успокаивать, наставлять. Сейчас у них много специальных предметов, были у них и слезы, и боль, но все стерпелось, самая сложная неделя позади. Особенно тяжело было надевать противогаз на длинные волосы: противогазы цеплялись, мешали, слез было много, — рассказывает курсовой офицер Института пограничной службы майор Гайманова.
С майором курсантка Таня Варшавская согласна, добавляет только, что готовилась к худшему.
— Мы уже научились кое-как ходить строевым шагом, уже рыли окопы, надевали противогазы, скоро будет боевая стрельба. Завтра мы идем в поле, где у нас будет «тактика»: будем во всей экипировке бегать с автоматом, — расплывается в улыбке девушка. — Когда мы ездили в Сморгонь и проходили мимо ресторана, нам все аплодировали, смотрели на нас такими глазами...
— Мы думали, что будет сложнее, но девочек все же щадят. Еще здорово, что мальчики пытаются проявить себя во всей красе, чтобы не упасть перед нами в грязь лицом. С мальчиками нам можно общаться, но нельзя с ними вести какие-то контакты, но мы пересекаемся в основном только на лекциях.
— Последние три дня я провела в больнице, были проблемы со здоровьем, и мне сказали пока не заниматься строевой, но я все равно занимаюсь: потом не догоню. Пока еще не все со всеми ладят и дружат, но у нас еще четыре года впереди.
Девочки живут по трое в комнате, на условия не жалуются. Основная часть — вчерашние школьницы, однако пятеро курсанток уже имеют опыт службы в армии или учебы в кадетских училищах. Курсант Алена Манкевич из Гродно смеется над стереотипом слабой женщины. Мастер спорта по вольной борьбе, участница многих международных соревнований — она единственный человек в погонах в семье.
— Конечно, мы плакали с мамой, когда узнали, что я поступила, но женщина может быть военной, может быть сильной! Я бы могла поспорить с любым парнем о силе женщин, — смеется мастер спорта.