С середины апреля страна живет с новыми лимитами: те, кто ездит за границу чаще раза в три месяца, могут беспошлинно ввезти товаров на сумму до €300 и весом до 20 килограммов. Удалось ли белорусам, у которых самый высокий в мире процент шенгенских виз на душу населения, приспособиться к новым правилам? Часто ли нарушают и что везут? Чтобы ответить на эти вопросы, Onliner.by отправился на белорусско-польскую границу.
Пункт пропуска «Брузги» находится в 30 километрах от Гродно и входит в тройку самых посещаемых в стране. За сутки здесь может пройти до 1200 легковых автомобилей, до 600 грузовиков и около 50 автобусов — примерно 45% от всего объема пропуска Гродненской региональной таможни.
— Как правило, самая напряженная ситуация — в выходные. Вот эти пару десятков машин на выезд и столько же на въезд — это почти ничего, — говорит начальник таможенного поста «Брузги» Сергей Алещенко, показывая на большой экран в своем кабинете. Все, что происходит на посту, начальник может видеть в режиме онлайн.
Ближе к обеду количество машин и автобусов увеличивается. Люди открывают багажники, достают сумки с надписью Biedronka, выкладывают пачки туалетной бумаги и стиральных порошков — традиционные атрибуты поездки в Польшу.
Сначала идем на зеленый коридор. Он существует для тех, у кого нет товаров для декларирования и не превышены нормы ввоза — €1500 и 50 килограммов для тех, кто ездит за границу не чаще одного раза в три месяца, и €300 и 20 килограммов для тех, кто катается чаще.
Главное — не забыть: технику и другие товары, которые подлежат декларации, все равно нужно провозить через красный коридор.
— Мы из Гродно. Ездили отдыхать на пару дней в Гданьск. Сделали визу — и вот первый раз за полгода выехали. Наверное, все же ничего не нарушили, — волнуется пара, выгрузившая на весы около 35 килограммов. — У нас тут покупок не много — по мелочи, если глянуть, сколько люди выгружают. До €300 еще далеко.
— Они первый раз в этом году, поэтому могут беспошлинно провезти по 50 килограммов на каждого, — объясняет сотрудник поста Дмитрий и пропускает пару в Беларусь.
За гродненцами подтягивается и авто со столичными номерами. Двое мужчин и женщина, как оказалось, возвращаются с отдыха в Хорватии.
— По пути заехали купить туалетной бумаги, еще йогурты польские нам очень нравятся. Ну и стандартно: порошки, отбеливатели, — объясняют минчане. — Почему возим туалетную бумагу? Ну, она лучше по качеству, чем наша. Порошки тоже лучше. Не намного дешевле, но все-таки лучше. Да и «ваты» вернуть можно. Конечно, €300 маловато, особенно если ты любишь путешествовать за границу, а потом тебе нужно купить что-то крупное — телевизор, ноутбук или еще что. Да даже если ремонт делать и стройматериалы везти (а там они гораздо дешевле), то уже так не провезешь, не сэкономишь.
Превышений у отпускников нет, их тоже пропускают.
Важная деталь: если вы отправитесь на зеленый коридор и пересечете специальную зеленую линию, то после этого вернуться назад в Польшу, чтобы сдать товар, или переехать на красный коридор уже нельзя. Таковы правила.
По зеленому коридору едут и велосипедисты. Оказывается, гродненцы приспособились кататься так в соседнюю Кузницу за продуктами.
— Иногда езжу в магазин, работа позволяет. На машине нужно выстоять время, а тут есть пару часов свободных — сел на велосипед и погнал, — спешивается Юрий и выкладывает из рюкзака покупки. — Не, €300 точно нет. Это как постараться нужно, чтобы продуктов столько набрать? Мы-то по мелочи.
— Печенье ребенку, йогурты, кофе, шоколад — все по списку, что жена написала. Тут до Кузницы всего ничего от границы, для опытного велосипедиста ерунда, — объясняет мужчина.
— Хотелось бы, чтобы быстрее открыли пешеходный переход. Границы же должны сближать, а не разъединять, — говорит Юрий и прыгает на свой двухколесник. Таможенник отдает ему паспорт и желает счастливого пути.
— Информации о новом указе было очень много, люди уже привыкли, — считает Сергей Алещенко. — Нарушения происходят редко. Бывает, по весу люди что-то перебирают. Вот недавно пара везла, помимо прочего товара, 48 литров воды. Иногда превышают лимиты по алкоголю, но это чаще россияне. Приходится изымать лишнее.
Через красный коридор очередь движется медленнее. Люди заполняют пассажирские декларации, постоянно что-то переспрашивают и уточняют — перестраховываются.
— Вся информация есть у нас на стендах, — объясняет Сергей Алещенко. — Декларацию и вовсе можно скачать с сайта ГТК и заполнить заранее, чтобы здесь не стоять.
Молодечненцы в бусике, видно, закупились техникой — водитель по очереди достает из багажника пылесос, кухонный комбайн. Сотрудники сверяют реальные товары с декларацией, взвешивают коробки, просят вскрыть их, достать вещи из пакетов.
— Знаете, там можно хорошо сэкономить на технике. Где-то дешевле на $5, а где-то и на все $50. А для нас это деньги, — говорит глава семейства. — Ездим редко: раз в квартал можем подсобирать денег и поехать закупиться. Все-таки далеко отсюда до Молодечно.
С декларациями молодечненской семьи инспектор идет в небольшую комнатку, вносит данные в компьютер и сверяет с базой: вдруг эта пара уже провозила что-то из техники? Оказалось, что нет.
— Сверить товары с декларацией занимает минут 10—20 в зависимости от их количества, — говорят инспекторы. — Еще минуты 2—4 надо, чтобы перенести информацию из декларации в базу. В общей сложности, если нет никаких проблем, таможенный контроль можно пройти максимум за 30 минут. Если нужно платить пошлины, то, конечно, время увеличивается.
— А пересменки?
— Пересменки у нас — максимум пару минут, — отмечают таможенники.
— Вообще, сам контроль очень быстро проходит, да, — говорят пассажиры нескольких авто. — Мы тут два часа стоим. Говорят, что может быть и шесть, и семь часов, если это выходные.
Наличие очередей таможенники объясняют тем, что в выходные в разы увеличивается количество автомобилей и число «челноков».
— Как правило, очереди собираются в основном из-за тех, кто ездит по несколько раз в сутки. У этих людей почти все страницы заштампованы. Кто они? Те, кто на границе зарабатывает, — говорит начальник поста. — К тем, кто ездит каждый день или по несколько раз в неделю, у нас особое внимание. Их мы досматриваем более тщательно, тратим больше времени на досмотр, отправляем в бокс ручного досмотра, на сканер.
Рейсовые и туристические автобусы проверяют отдельно. Сначала таможенники осматривают сами транспортные средства.
Пассажиров же впускают в зал с весами и специальной рентген-установкой, как в аэропорту. Как раз прибыл рейс Белосток — Гродно, и люди втискиваются сюда с громадными сумками.
— Зеленым светится органика, синим — металл, — показывают экран компьютера сотрудники и пропускают через установку вещи пассажиров.
— Что везем? Вот парня в школу собирали, — объясняет лидчанка с сыном-подростком. — Да, там дешевле. Те же джинсы за 250 тыс. можно найти. У нас-то, наверное, такие на рынке и не купишь.
— Сумма покупок не превышает €300? — спрашиваем мы.
— Где там! — восклицает женщина. — Это ж полторы зарплаты, на столько мы и не рассчитывали.
— Ой, все везем оттуда, — говорит гродненка. — У них скидки хорошие, особенно если на распродажу попадешь — красота. Кроссовки Adidas сыну фирменные можно за 40 рублей на наши купить. У нас такого нет. И потом привыкли мы уже к польским вещам, отучиться сложно.
— А всякие домашние вещи — сушилки для белья, посуда стеклянная… Там емкость для запекания стоит 9 рублей на наши, в то время как у нас — все 35. Ну как не ездить-то? — рассуждает дама в розовой кофточке.
— Автобусом в Польшу ехать удобно, — рассуждает жительница Гродно. — Тут строгое расписание — всегда знаешь, сколько и как простоишь на границе. Автобус практически не задерживают. Да и стоит он около $15.
— Были бы у нас такие цены и такие распродажи, разве мы бы так ездили туда? — вытирает потный лоб одна из пассажирок.
Таможенники говорят, что тут тоже есть свои контрабандистки: надевают на себя по пять пар джинсов и маек.
— Иногда просят кого-то что-то провезти — никогда не берите, мало ли что, — предупреждают таможенники. — И не подвозите никого. У нас была ситуация, когда один мужчина парня подвозил, и у того наркотики обнаружили. Так мало того, что водитель на границе провел уйму времени, так еще и автомобиль забрали.
Если у инспектора на посту возникают какие-то подозрения, он отправляет автомобиль на сканер — в небольшое помещение со специальной установкой.
— Раньше у нас была передвижная установка, теперь вот стационарная, — объясняет таможенник Дмитрий. Он прошел обучение, получил сертификат и теперь имеет право работать за установкой. Инспектор показывает на компьютере «рентген» легкового автомобиля.
— Здесь мы сразу видим неконструктивные особенности автомобиля и понимаем: это тайники, — объясняет он.
Как правило, компьютер отмечает возможные тайники красными квадратами. Фотографировать экран компьютера с отметками тайников не разрешают: информация секретная.
— Схем множество, но практически все нам известны, — говорят таможенники. — Пару лет назад нашли в Lexus крупную партию наркотиков. Удивляешься первое время, когда только учишься, начинаешь работу. Потом уже люди удивляются, когда мы их тайники находим. В любом случае контрабандисты стараются, изобретают новые способы скрыть контрабанду. Но мы тоже растем. Вот и получается как в фильме «Берегись автомобиля»: ты убегаешь, я догоняю. Это постоянная борьба: кто кого — контрабандисты нас или мы их.
После сканера автомобиль могут отправить в бокс ручного досмотра. Там уже его раскручивают.
— Второй раз еду, и опять меня в бокс загоняют, — жалуется водитель белого Volkswagen Passat и просит его не фотографировать. Авто забито пакетами с покупками, в багажнике виднеется детская коляска.
— Мы стараемся реже ездить, — объясняет пара, но видно, что факты говорят об обратном.
— Очень часто люди лукавят, когда рассказывают, что они везут и как. Могут в бутылке из-под колы везти коньяк, под видом воды — водку. Нам приходится усиливать контроль, проводить более тщательные досмотры, — объясняет Сергей Алещенко. — Вот из-за увеличения времени досмотра, которое тратится на таких нарушителей, на составление протоколов, страдают добропорядочные граждане, которых большинство.
К слову, секреты определения контрабандистов таможенники не раскрыли. Но рассказали, что ключевое — это психология.
— Вот видишь автомобиль, водитель которого дергается, перестраивается, — ясно же, что подойдешь проверить, — скупо объяснили нам.
Изъятый товар попадает на склад пункта пропуска. Таких помещений здесь всего три.
В них столбиками стоят автомобильные шины, в коробках лежат детали, дальше — пачки кофе, вино, порошки, бутылки с отбеливателем, упаковки туалетной бумаги, шоколадки, зонтики.
— Вот дорогая мебель: один стульчик — €900, — показывают на коробки таможенники.
— Иногда везут совсем с превышением — втрое больше. Думают: а мы проедем, не посмотрят, проскочим. Но все равно попадаются, — пожимает плечами начальник поста.
— Иногда попадают наркотики и оружие, но это редко, — добавляют инспекторы.
— Есть то, что изъято по указу президента №40, есть превышения по нормам, — говорит ответственная за склад сотрудница поста Ирина. — Если контрабандный товар скрывали или перемещали в тайнике, то вместе с ним изымаем и авто.
— И вот несмотря на ужесточение закона, на усиление контроля, люди все равно не перестают возить контрабанду, нарушают правила. И каждый раз удивляются, когда мы это обнаруживаем, — заключают таможенники.
Дровоколы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by