Попутчики возвращаются. Мы спросили у колхозников, экстремалов и поваров, как поднять экономику

 
31 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Каждый офисный комментатор знает, как привести страну к процветанию (организовать дорожное движение, забить канадцам, воспитать настоящего гражданина, лечить болезнь, вести ножевой бой). Странно, что этих элементарных вещей не понимают в пресловутых верхах (в ГАИ, тренерском штабе, Минобразования, что там еще бывает)! Во время командировок, упорно подвозя попутчиков, мы не теряем времени зря, быстренько решаем с ними наиболее актуальные проблемы человечества. На этот раз спрашивали, как поднять страну с колен. Ну а у кого еще? Одно дело — отважные интернет-анонимы, другое — живые люди из самого центра настоящей жизни.

Жанна, полевод:

— Вот я работаю в КСУП. Получаю 2,5 млн. Ну это не много же, правда? Хотя, если разобраться, ведь именно полеводы кормят всех вот этих… и вас тоже, да. Ну и животноводы еще, а также те, кто на заводах работает, крестьяне и рабочие, в общем. Поэтому, я думаю, вот таким людям, которые что-то руками делают, надо денег добавить. Сколько? Ну вот мне, я думаю, раза в два больше будет нормально. [Жанна на несколько секунд замолкает от смелости своих запросов — прим. Onliner.by.] Тогда и у нас жизнь наладится, и экономике это полезно будет, она станет правильней. У кого отнять, чтобы рабочим-крестьянам добавить? Вот не знаю. Никого не хочу обидеть, всех жалко. Наверное, не смогла бы я страной руководить.

Тимофей, инженер:

— Конечно, все хотят поднять зарплаты, но вот как — это вопрос… Я из Тюмени недавно приехал, там белорусская молочная продукция считается элитной и дорого стоит. При этом, если отъехать от главной дороги, можно увидеть много старых, убогих ферм. И на них ведь работает много народу, и все получают какую-то зарплату. По деньгам правильнее было бы вместо нескольких старых ферм построить одну современную, где качество и производительность выше, а себестоимость ниже. Модернизация — хорошо, но получится, что работников столько не надо. Опять проблема — куда людей девать? И в промышленности похожая картина: вроде надо бы закрыть предприятие, на котором тысячи работников и одни убытки, но людей же не выгонишь… Все равно придется как-то разрывать этот круг.

Женщина со взрослым сыном [убежали]:

— Ой, не знаю, что вам и посоветовать. Тут бы с домашним хозяйством разобраться: то одно наперекосяк, то другое. А как целой страной управлять, даже не представляю. Тяжело быть начальником.

— А я скажу! Чего мне бояться? Надо пригласить иностранных специалистов, чтобы помогли организовать…

— Пойдем, сынок, не надо. Тебе еще работать. Спасибо, что подвезли, уж извините.

Сергей, будущий повар из октябрьской «хабзайни»:

— Вот я в нашей «хабзайне» [Октябрьский государственный профессиональный лицей — прим. Onliner.by] учусь на повара. Думаю, каждый должен просто хорошо работать по своей профессии и не отвлекаться. Раз я будущий повар — значит, должен готовить еду. И если каждый будет заниматься тем, что умеет и что нужно людям, так и жизнь постепенно наладится. Например, надо развивать национальную кухню, должно быть много таких кафе, где можно заказать тот же белорусский борщ и никого это не удивит. Да, такой бывает! Чем отличается от русского или украинского? Нет, не с макаронами. Ну-у, есть некоторые особенности, но я сейчас не помню, надо посмотреть в конспекте.

Любовь и ее сын Петр:

— Например, в нашем хозяйстве работы хватает и специалисты нужны. Но при этом людей сокращают: просто нечем им платить. Что делать? Я сейчас расскажу, что делать. Надо, чтобы государство взяло кредит на то, чтобы было чем выдавать зарплату. Да, я знаю, что потом вдвое больше отдавать придется. Но ведь если все правильно сделать, то и работники создадут какой-то продукт, который принесет прибыль. Вот и важно так рассчитать, чтобы не остаться в минусе.

Лена, работница хозрасчетной госорганизации:

— Конечно, я скажу, что надо работникам повысить зарплату. А то хватает только на то, чтобы снимать квартиру… И еще желательно, чтобы начальство по-человечески относилось к подчиненным, не придиралось на пустом месте. А тогда и производительность увеличится, ведь, когда к человеку хорошо относятся, он и работает лучше, с удовольствием… А вот и встречают меня, это сестра, Лера!

Алексей, рабочий:

— Я работаю на пилораме и не планирую что-то менять, для меня важно постоянство. Думаю, для того, чтобы в стране все было хорошо, важно, чтобы у каждого было все мирно и хорошо внутри его семьи. Такой человек способен спокойно работать и приносить пользу окружающим. Вот у меня 10 братьев и сестер, и я помню наизусть все их дни рождения.

Сергей, выпускник БелГУТа, роуп-джампер:

— Я уверен, что мы развивались бы быстрее, если бы было больше молодежи в числе руководителей госорганов и предприятий. Конечно, и среди молодых людей есть чинуши, зануды, карьеристы, но их по определению меньше, чем среди тех, кто десятилетиями сидит на должности. У него все стабильно, ничего не надо, лишь бы не трогали. Молодой человек, пока не постареет, конечно, более подвижен, открыт для всяких новых штук, особенно в части бизнеса, ему это интересно. Вот мой роуп-джампинг — только один пример. Его бы легализовать, технически это вполне возможно. Но начальники, от которых все зависит, опасаются такого… Мне кажется, вместо прыжков можно подставить любое слово.

Виктор, российский нефтяник:

— Я давно уже в Беларуси не работаю, только в отпуск приезжаю: у меня квартира тут и дача. А так в основном в Коми АССР на буровой. Я считаю, нечего тут в Беларуси делать. Пускай все белорусы отправляются в Коми нефть добывать. Зарплата там хорошая. А сюда можно приезжать деньги тратить и чернику собирать! Еще если бы я был самым главным, то сделал бы, чтобы ко мне в деревню, где дача, автолавка приезжала не два раза в неделю, а хотя бы три. А то вот приходится просить по утрам, чтобы до магазина подвезли.

Виктор, животновод:

— С чего бы начал поднимать экономику?.. Хозяйство-то у нас хорошее, крепкое. Я стажером животновода пока работаю, 250 рублей новыми получаю. Что бы еще улучшить?.. Думаю, надо дорогами заняться, а за ними остальное все подтянется. Вот смотрите, у меня мама в деревне живет, там асфальта нет, только грунтовка. И молодежи совсем не осталось, потому что деревня неперспективная. При этом есть частное предприятие, производит плитку. И рабочих привозят аж из Мозыря, своих-то нет. То есть вроде и работа имеется, а работать некому. А была бы нормальная дорога, другая инфраструктура, так, может, и не разбежались бы все.

Надежда Владимировна, школьная уборщица из деревни Грушевка:

— Ой, не знаю… Лично я бы начала улучшать жизнь с того, что в нашей деревне магазин сделала. Автолавка-то приезжает, но это не так удобно. Не знаю, что тут еще улучшить можно. А так жизнь потихоньку идет у нас, и клуб работает, и детей рожают, многодетные семьи есть. Школа вот только последний сезон доживает. Со следующей осени оптимизируют всех в Наровлю…

Макс, студент-геолог:

— Я люблю путешествовать. Вот завтра на море автостопом поедем с друзьями. В связи с этим есть совет, как улучшить экономический климат. Надо просто упростить режим въезда для иностранцев. Возможно, полностью упразднить визы для въезжающих в Беларусь. Сегодня это долго и дорого, человек должен очень сильно хотеть к нам, чтобы пройти этот путь. Что даст отмена виз? Ну это же очевидно: увеличится поток гостей, потенциальные инвесторы увидят страну, получат представление о том, куда можно вложить деньги. А их ведь реально есть куда вкладывать! Например, в придорожный сервис, во вторичное использование забросов и так далее. Может, и старинным разваливающимся усадьбам, про которые вы постоянно пишете, применение найдется.

Тренажеры для тренировки коленей в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by