Жаркая, мокрая, пыльная. Как это делается: репортаж о работе настоящего торфяника
 
121
15 июля 2016 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

Пока Минскую область раскачивало порывами ветра, мы радовались солнцу в Ляховичском районе. Только сухая погода позволяла добраться вдоль узкоколейной железной дороги до черного-черного поля. Там ряды за рядами идут тракторы с навесным оборудованием, необычным для горожан. Похожую картину можно увидеть во время посевной или уборочной. Необычным является лишь цвет поля, а также то, что проходящий мимо трактор буквально раскачивает землю под твоими ногами — стоишь, будто на плотно натянутом батуте. А потом голова соображает, что под ногами и не земля вовсе, до нее еще пару метров вниз.

Около десяти лет назад энергетика Беларуси еще ничего не знала о строительстве АЭС. Но проблема зависимости от объема и стоимости импортных источников уже обострялась, особенно в конце каждого года. Поэтому на страницах газет стала часто мелькать импортозамещающая аббревиатура МВТ — местные виды топлива. Вместе с локальной нефтью и повсеместными дровами место в списке МВТ занял торф. Его роль уже не была такой важной, как до или после войны. По относительно свежим оценкам, доля торфа составляет около 15% среди МВТ и около 2% в общем энергобалансе Беларуси. При этом эмоциональный фон вокруг торфа всегда был выше: нефтью у нас хвастаться не принято, дрова — примитивно. А вот торф — это же явление: оригинальный способ добычи, колоритные условия работы, споры с экологами.

Одно из крупнейших торфодобывающих предприятий Беларуси — ТБЗ «Ляховичский». После войны в местных окрестностях геологи открыли месторождение Выгонощанское площадью 60 тыс. га и с миллионами тонн торфа. Он лежал буквально на поверхности, точнее на дне болота.

Завод решили построить в деревне Туховичи. Далеко от железной дороги, зато в славном партизанском крае. Сейчас, вероятно, выбрали бы другое место (слишком дорого стала стоить транспортировка), но тогда местная власть победила, и в 1973 году завод выдал жителям и огромной стране первый торфобрикет.

С той поры утекло много десятков лет, но в технологии мало что изменилось. Модернизацией можно закрыть какие-то узкие места, но система та же, что и в начале семидесятых.

— На своей машине хотите? Ребята, вы приехали на ней, вот и обратно поедете, — так главный инженер торфобрикетного завода Константин Силицкий собирал нас в дорогу на поля, где добывают торф. В итоге мы сели в патриотичный УАЗ и с такими же мыслями отправились в путь.

Завод расположен недалеко от административной конторы. От него узкоколейка тянется куда-то в лес. Там она снова и снова раздваивается.

— Кормилица, — комментирует главный инженер. Всего в распоряжении завода 12 постоянных километров железной дороги и 6 временных.

Разработка месторождения и начало функционирования завода — это связанные друг с другом события. В БССР работало Министерство торфяной промышленности, добывали по 2,5 млн т торфа в года. Теперь — около 1 млн т.

— Нам отвели 4,5 тыс. га во временное пользование. Никакого сельского хозяйства здесь никогда не велось — может, на бугорках сено косили иногда. В неосушенном состоянии болото — это 92—96% воды. Клюкву собирать можно, а чтобы добраться до торфа, нужно сушить участок. Для этого мы копаем осушительную сеть из каналов. Картовые каналы текут в валовые, валовые — в магистральные. Оттуда вода сбрасывается (а точнее, поднимается насосами) в ближайшую реку Щару.

Вдоль вала, по которому скачет Patriot, течет еще один канал, заполняемый водой, — на случай пожаров. На другом берегу дизель-электрический путеукладчик кладет временный железнодорожный путь к штабелям (так называют горы торфа) — за смену рабочие успевают положить или разобрать до 300 метров узкоколейки.

Нынешние поля — бывший лес на болоте. Если участок пройден, он зарастает травой с огромной скоростью. Причем трава на торфе растет по пояс, не меньше.

— Если бы не осушали круглый год, никакая техника здесь не прошла бы. Вода быстро поднимается и отбирает свое, — замечает Константин Силицкий.

Из-за горы появляется человек на мотоцикле — начальник участка Владимир Комса. Еще один человек-торфяник со стажем в несколько десятилетий. Его участок площадью около тысячи гектаров сейчас бороздит с десяток единиц техники.

Послойно-фрезерный способ добычи был изобретен еще в советское время: участок режется по периметру каналами, вода откачивается, а вся растительность на поверхности выкорчевывается. На эту подготовку уходит три-четыре года.

Это насосная станция. Из каналов воду перекачивают выше со скоростью 2,5 тыс. кубометров в час — через канал она уйдет в Щару, которая протекает в паре сотен метров.

На готовые карты (так называются участки) выходят машины. Сначала торф фрезеруют — буквально рвут поверхностный слой в мелкую крошку до глубины 11—13 мм.

Торф подсушивается на солнце, после чего по этому же пути идет трактор с ворошилкой — переворачивает торф, чтобы сох с другой стороны. Затем волкователь собирает рассыпанный торф в вал.

Потом вал соберет уборочная машина и высыплет у подножья огромной горы — в штабеля, которые в готовом виде высятся на 8 м.

Последняя стадия — штабелирующая машина. Десятками лопастей она поднимает торф снизу и формирует гору.

За сезон происходит 25—30 циклов уборки торфа с карт. За год снимают до 25 см слоя торфа, толщина которого, напомним, составляет около 2 м.

— Сезон уборки торфа по науке длится 50—60 дней, — рассказывает Константин Селицкий. — Очень важна хорошая погода: солнцем влагу нужно довести с 80% до 35—40%. А уже в штабеле торф может стоять и пару лет, не боясь осадков.

Из штабеля погрузчики перекидывают торф в вагоны узкоколейки. Вроде бы и просто, но торф настолько мелок, легок и сыпуч, что уже через полчаса оказывается везде: на одежде, на лице, в обуви. Говорят, когда сухая погода стоит несколько дней и поднимается ветер, видимость сокращается до нескольких метров. Водители техники чистят воздушные фильтры два раза в день, но все равно при ремонте двигателей на дне картера собирается слой торфа. А еще до войны и сразу после нее торф добывали руками и лопатами. Кроме того, черный торф притягивает солнечное тепло, а болотистая местность — мошкару.

Напротив сочетания «адская работа» в словаре я бы поставил какую-нибудь черно-белую картинку из тех времен.

После того как участок использован, осушение прекращается и местность заболачивается (или для начала затапливается). Вот это один из острых моментов торфодобычи, который не нравится многим экологам. У торфяников свои аргументы.

— Эти участки быстро возвращаются в свое оригинальное состояние. Спросите у рыбаков, которые едут туда на рыбалку. Возвращаются хищники, птицы. Мы даже не весь торф забираем. Растительному миру нужно время, но и он восстановится, — говорит директор завода Владимир Гунько.

По узкоколейной железной дороге торф движется на завод. Несколько вагонов идут сразу в собственную котельную, производящую пар для сушилок.

Остальное по транспортерной ленте перемещается в сушилки. Везде классический промышленный дизайн и дух прежних пятилеток.

В отличие от добычи, завод работает круглый год. Остановка на каникулы и последующий запуск обойдутся дороже.

Технологический процесс управляется аппаратчиком. Огромные пульты, наверное, сегодня можно было бы заменить приложением для мобильного телефона. Но торф слушается только нажатия суровых кнопок и рычагов.

— По трубам торф поступает в одну из трех сушилок, и содержание влаги доводится до 17—20%. Такие сушилки делали в ГДР, давно уже не выпускают их, — показывает главный инженер.

Сушилки — огромные цилиндры, нагреваемые паром из котельной. Относительно сырой торф поступает в сушилку, сухой — высыпается и подается в брикетировочный пресс. Так формируется колонна брикетированного торфа. Пресс толкает колонну вперед и вверх по длинному желобу — на склад. В конце пути торф сам ломается на кусочки под собственным весом — никакой нарезки или обжига. Прессованный торф удобнее в перевозке и использовании. Регулярно под бункер с брикетами подъезжает грузовик, заслонка открывается и закрывается. Машина поехала к заказчику.

Директор Владимир Гунько признает большое и славное прошлое торфяной промышленности, но отказывается видеть будущее без перспективы.

— Торф — наше топливо. Белорусы его добывают и продают, оставляя деньги внутри страны. Раньше газификацию вели для того, чтобы минимизировать расход брикетов, а теперь стало наоборот: добыча может быть намного выше, но все упирается в склад.

По словам Владимира Гунько, больше всего на спросе сказалось уменьшение объемов продаж физическим потребителям.

— Гигакалория на торфе для потребителя дешевле, чем на газу. Но для этого нужно покупать оборудование. Поэтому наши поставки ЖКХ растут, но не очень быстро. А вот население покупает все меньше брикетов. Количество людей в сельской местности сокращается, а там, где жизнь кипит, давно провели газовую трубу. Также в советское время много торфа уходило в сельское хозяйство в качестве компонента для удобрений. Теперь эта доля совсем небольшая: торф дешевый, но возить его дорого.

Торфа в Беларуси много, как и вокруг нее.

— Больше всех в мире торфа добывают финны. Раньше в Литву мы ездили студентами на практику, а теперь она у нас покупает брикеты. Очень много продавали в Швецию, но несколько лет назад у них обновилось законодательство и торф вывели из-под налоговых льгот, поэтому экспорт сильно упал.

По словам руководителя, рентабельность производства брикетов сейчас низкая. Виной тому падающий спрос и теплые зимы. Сейчас с надеждой смотрят на цементные заводы: они провели модернизацию и будут менять уголь на брикеты как источник тепла.

— В Беларуси под госпрограмму «Торф» [рассчитана до 2020 года — прим. Onliner.by] начали изготавливать оборудование. Теперь россияне и украинцы приезжают к нам и смотрят, как оно работает. Вся эта торфодобыча теперь наша — как можно потерять ее?

Для тех, кто любит землю, — лопаты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
15.07.2016 в 8:01
Это очень тяжелый труд
15.07.2016 в 8:02
работа для настоящих мужиков!
15.07.2016 в 8:02
Без брикета сложно прожить где нет газа..это точно
15.07.2016 в 8:02
Грязная работа...
15.07.2016 в 8:02
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
15.07.2016 в 8:02
Дайте репортаж о работе настоящего чиновника!
15.07.2016 в 8:03
Никогда не задумывался о том, как производят торф. Очень интересно.
15.07.2016 в 8:03
Красивые места. Только наши бездумно разграбят и разорят что-бы другим поколениям не досталось....
15.07.2016 в 8:03
А почему не написали какая вонь с труб завода идет на десятки километров по ветру???
15.07.2016 в 8:03
Мда , нефти нет - радуемся и этому...
15.07.2016 в 8:03
Суперсовременное производство!
15.07.2016 в 8:03
Часто вижу эту работу возле Лиды. Не дай Бог.
15.07.2016 в 8:03
Вот уж да, работенка. Это не комментарии целый день строчить
15.07.2016 в 8:04
Торф не так прост как кажется
15.07.2016 в 8:05
Про работу торфяника написали.
А то, ради чего эти люди пашут, - зарплату - ноль.
Видимо, она такая и есть?
15.07.2016 в 8:05
Всегда вызывали легкую улыбку названия белорусских объектов торговли. Но это переплюнуло всех.
https://content.onliner.by/news/original_size/26995a6aa587415cb55821b1b77af6d3.jpeg
15.07.2016 в 8:07
Всегда вызывали легкую улыбку названия белорусских объектов торговли. Но это переплюнуло всех.
https://content.onliner.by/news/original_size/26995a6aa587415cb55821b1b77af6d3.jpeg
"Versеtti":

И что?
15.07.2016 в 8:09
В Лиде когда то ПИВО было классное...было время
15.07.2016 в 8:09
Остается только восхищаться трудом этих людей
15.07.2016 в 8:09
Это очень тяжелый труд
"Pashka216":

Проверял?
15.07.2016 в 8:10
Интересный репортаж о нужной работе!
15.07.2016 в 8:10
Это очень тяжелый труд
"Pashka216":

статью за минуту прочитал? О_о
15.07.2016 в 8:13
Адская работа у трактористов.
15.07.2016 в 8:17
Всегда вызывали легкую улыбку названия белорусских объектов торговли. Но это переплюнуло всех.
https://content.onliner.by/news/original_size/26995a6aa587415cb55821b1b77af6d3.jpeg
"Versеtti":

И что?
"Ответчик":

Поэтично
15.07.2016 в 8:18
Да, помню как в детстве брикет переносить приходилось ...
15.07.2016 в 8:19
Сколько всего производится и продается за границу, а где эти деньги?
15.07.2016 в 8:20
скоро на брикете будем ездить.
15.07.2016 в 8:23
Интересно было узнать. Спасибо, Онлайнер!
15.07.2016 в 8:29
вообще то местное торфяное лобби, это такая большая опг. ущерб нанесенный т.н. торфодобычей, это много много миллиардов той самой у.е. причем крышуются на самом верху. топить торфом, это как выбросить деньги на ветер. а ущерб от этих горе мелиораторов можно посмотреть по лесам, которые без воды то падают, то горят как спички. не говоря что животный мир исчезает как таковой, ввиду уничтожения среды обитания.
15.07.2016 в 8:32
пыльная однако работка
15.07.2016 в 8:37
потеряем все...
15.07.2016 в 8:43
ни к чему хорошему эта добыча торфа не приведёт. болота- лёгкие земли (не просто так говорят)! Дети и внуки увидят последствия.
15.07.2016 в 8:44
вообще то местное торфяное лобби, это такая большая опг. ущерб нанесенный т.н. торфодобычей, это много много миллиардов той самой у.е. причем крышуются на самом верху. топить торфом, это как выбросить деньги на ветер. а ущерб от этих горе мелиораторов можно посмотреть по лесам, которые без воды то падают, то горят как спички. не говоря что животный мир исчезает как таковой, ввиду уничтожения среды обитания.
"ciclop":

Топить вообще - это деньги на ветер. Но к сожалению, люди не умеют впадать в спячку на зиму.
15.07.2016 в 8:44
Торф наше черное золото
15.07.2016 в 8:44
просто- очэнь нужны грошы!
15.07.2016 в 8:45
пыльная однако работка
"Kop4364":

Пыльная, грязная, вредная - раньше "химики" часто работали на тбз
15.07.2016 в 8:49
А вы с дозиметром подходили к торфу? А замеряли излучение у торфяной золы? Померяйте, эйфория сразу пройдет.
15.07.2016 в 8:51
Все убого со времен СССР там время остановилось
15.07.2016 в 8:51
Это очень тяжелый труд
"Pashka216":

Серьёзно?
15.07.2016 в 8:56
В чем собственно мужская работа?? сидеть за рулем трактора?
15.07.2016 в 8:59
Беларусские болота - легкие планеты. Мелиорация и осушение их - варварство. Это еще в семидесятые годы годы проходили. Кроме того брикет, как вид топлива, годится только для деревенских печек. Против газа или мазута у него никаких шансов. А вот загубить природу - это у нас раз плюнуть.
15.07.2016 в 9:01
В чем собственно мужская работа?? сидеть за рулем трактора?
"whitelotos":

Это не в офисе за компом сидеть!
15.07.2016 в 9:07
Болота поосушали, а теперь удивляются: засуха, торнадо..
15.07.2016 в 9:11
Совок
15.07.2016 в 9:19
Скоро другой работы и не останется. Все будут как рабы на галерах.
15.07.2016 в 9:26
молодая, яркая, дерзкая, голая!
15.07.2016 в 9:29
По заглавное фотке мне показалось что это МАРС, а потом задумался, а чего на МАРСЕ делает наш трактор)
15.07.2016 в 9:32
Не ожидал увидеть родную деревню и родной завод(когда то)
Если бы не завод деревня вымерла бы уже, хотя помирает все равно потиху, а с другой стороны там такие офигенные места были, на месте разработак.
15.07.2016 в 9:38
Вы лучше обнародуйте заработные платы работников торфо-предприятия...???
И кто работает на фаникулёрах и прессах, - до скольки доживает...?!!!
15.07.2016 в 10:02
iliuha1977,
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
"iliuha1977":

Без тех кто бумажки перекладывает, хер кто получил бы з.п. Каждый труд по своему труд. Попробуйте еще правильно переложить бумажки
15.07.2016 в 10:08
а что там с выбросами при сжигании 1кг торфа??? ;)
15.07.2016 в 10:15
Все профессии нужны все профессии важны !
15.07.2016 в 10:16
Так он же закончится, если его жечь. Что будет на этом месте? Снова будет большое болото и озеро???
15.07.2016 в 10:17
Не важно кто ты Начальник или подчинённый прораб или рабочий профессор или лаборант главное работать во благо своей семьи и родины !
15.07.2016 в 10:22
По словам Владимира Гунько, больше всего на спросе сказалось уменьшение объемов продаж физическим потребителям.

В общем мысль понятна. Жалеет о том что к обычным людям приходит прогресс. Всех в прошлое, готовить в печке и отапливать жильё тоже печкой. Зато торфяники будут довольны!
Цирк да и только.
15.07.2016 в 10:24
Водители техники чистят воздушные фильтры два раза в день, но все равно при ремонте двигателей на дне картера собирается слой торфа

а салонные фильтры?
раньше трактора были гусенечные,
15.07.2016 в 10:28
Всем нытикам посвящается
15.07.2016 в 10:31
"Сходи в " Шанс",может "пошансуе""- так говорили раньше местные жители,теперь не знаю,давно там не был...
15.07.2016 в 10:36
Жаль что за эту их черновую работу, этим людям платят сущие копейки. Вот такое вот у нас несправедливое государство.
15.07.2016 в 11:07
Всё как обычно.....супер производство, показатели, заказчики, объемы и т.д., но почему то всё убогое и зарплаты нет...
15.07.2016 в 11:17
Ничего не рассказали о зверье: кабаны, волки выходят из лесу посмотреть на людей- торфодобытчиков. Бобры с такой скоростью заболачивают карты, что никакие мелиораторы не поспевают на ними, плодятся, как сумасшедшие, охотников на них нет. Случались (не в Ляховичах) случаи покуса людей гадюкой. С точки зрения экологии есть две проблемы: корчи (отходы пневой древесины, мореной) - их на щепу не дробит ни один механизм, и зола от сжигания торфа - умеренно опасный отход, 3 класс - проблема, куда применить. Пока - никуда.
15.07.2016 в 11:17
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
"iliuha1977":

У вас какая-то психологическая травма относительно тех, кто бумажки перекладывает? Или у вас понимание как у диванных ватников: в офисе работаешь? за компом? устаёшь? пфффф...чё там уставать то? иди вон лес повали или в шахту, а то устаёт он
15.07.2016 в 11:22
По словам Владимира Гунько, больше всего на спросе сказалось уменьшение объемов продаж физическим потребителям.


Скорей бы уже закончился этот каменный век..торф - это прошлое, которое природу только губит. Хотя, господину Гунько невдомёк это всё. Ему главное продажи. С другой стороны и понять можно. Но давно уже пора переходить на отопления отходами от деревообрабоки, газ и электричество
15.07.2016 в 11:30
Никогда не задумывался о том, как производят торф. Очень интересно.
"max_ritter":

Торф не производят, производят торфобрикеты...
15.07.2016 в 11:30
ciclop Сегодня в 8:29

вообще то местное торфяное лобби, это такая большая опг. ущерб нанесенный т.н. торфодобычей, это много много миллиардов той самой у.е. причем крышуются на самом верху. топить торфом, это как выбросить деньги на ветер. а ущерб от этих горе мелиораторов можно посмотреть по лесам, которые без воды то падают, то горят как спички. не говоря что животный мир исчезает как таковой, ввиду уничтожения среды обитания.
"ciclop":

Интересная точка зрения. В чем ущерб, расскажите? Отработанные карты за 5-7 лет восстанавливают растительность и фауну. Езжу в такое место подберезовики собирать: на болотных кочках по 3-4 штуки сразу растут. Это называется - косить грибы. Вглубь заходить опасаюсь - помет диких кабанов повсеместно (тутэйшыя без собаки в лес и на болото не ходят), дважды видела лосей (слава Богу, издали). О зайцах молчу, ибо не интересно, также и про лисиц. Вы считаете, что излишние площади под осушение? Так сейчас в целом по стране может 20% добывается того, что при Союзе добывалось. И продавалось, например, в Эмираты.
15.07.2016 в 11:33
о давно уже пора переходить на отопления отходами от деревообрабоки, газ и электричество
"Old_style":

Непонятно, откуда брать газ и электричество. А отходы деревопереработки прям очень полезны?
15.07.2016 в 11:33
В общем мысль понятна. Жалеет о том что к обычным людям приходит прогресс. Всех в прошлое, готовить в печке и отапливать жильё тоже печкой. Зато торфяники будут довольны!
Цирк да и только.
"r-e-s-t":

Не в этом цирк, а в том, что люди предпочитают топить отработанным маслом, травя себя, вдыхая диоксины, фураны, полициклические ароматические углеводороды, тем самым приговаривая себя к онкологии неизбежной. торф в этом плане гораздо экологичней.
15.07.2016 в 11:39
Маркон Сегодня в 8:49

А вы с дозиметром подходили к торфу? А замеряли излучение у торфяной золы? Померяйте, эйфория сразу пройдет.
"Маркон":

вы правы только отчасти. На торфпредприятиях, особенно крупных, есть дозиметрический контроль. ТЭЦ, сжигающие торф, измеряют не только удельную радиоактивность топлива, но и образовавшейся золы. Институт в Соснах проводил исследования. На отдельных месторождениях есть вопросы, но далеко не везде. Есть 1 торфопредприятие, где существуют вопросы по этому параметру.
15.07.2016 в 11:58
Там же http://victogan.livejournal.com/291087.html
15.07.2016 в 12:16
Даа.... Спасибо за статью. Вспомнил студенческие годы. Кстати был там на практике. Правда комбайны по уборке торфа тягали ДТ гусеничными. При производстве брикета такой приятный запах. Мы называли поля "чёрное море". За вредность давали молоко. И зарплата там была высокая.
Привет группе 101828 АТФ 1988-1993гг.
15.07.2016 в 12:30
мужская работа? скорее рабский труд за гроши...
15.07.2016 в 12:33
Я вот только одно хочу узнать. Если к примеру огромную деревню полностью перевести на топку торфом, кто сможет там дышать?
15.07.2016 в 12:38
Вот это люди реально пашут,а то КМС по DOTA 2,блин.
15.07.2016 в 12:55
Грязная работенка.
15.07.2016 в 12:55
20т торфа стоит примерно1000$
15.07.2016 в 12:56
whitelotos, ну не сидеть в офисе и чаи начальству приносить
15.07.2016 в 13:03
Я вот только одно хочу узнать. Если к примеру огромную деревню полностью перевести на топку торфом, кто сможет там дышать?
"Фрэнки":

Топились все деревни торфом-дышали как-то. Воняет, понятное дело.
15.07.2016 в 13:09
Остался нераскрытым вопрос: сколько стоит с учетом добычи и всего-всего 1 Гкал тепла на торфе?
И для сравнения на газу
15.07.2016 в 13:21
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
"iliuha1977":

я даже бумажки не перекладываю
15.07.2016 в 13:21
болота за границей под защитой как в красной книге а у нас все выгребают что можно
15.07.2016 в 13:23
Против газа или мазута у него никаких шансов.
"serywolf":
Против газа - соглашусь отчасти, а про мазут лучше забыть: в плане экологии хуже него только уголь. Содержание серы высокое - 2,5% (в угле - 4%). в торфе - 0,3%. А еще - мазутная зола, содержащая ванадий. и сажа - канцероген. Понятно, что газ лучше, чище, при правильном сжигании только окислы азота летят, никакой тебе серы и угарного газа. твердых частиц никаких. Но газ дорог, его покупка зависит от выкрутасов политики.
15.07.2016 в 13:28
о давно уже пора переходить на отопления отходами от деревообрабоки, газ и электричество
"Old_style":

Непонятно, откуда брать газ и электричество. А отходы деревопереработки прям очень полезны?
"zaratystra2000":

Опилки и обрезки? Чем они плохи?
15.07.2016 в 13:41
работяги!
15.07.2016 в 13:46
"После того как участок использован, осушение прекращается и местность заболачивается (или для начала затапливается). Вот это один из острых моментов торфодобычи, который не нравится многим экологам..."
- Кто-нибудь объяснит, почему заболачивание не нравится экологам? Они же против добычи торфа, против разрушения биоценозов. А тут вроде бы попытка восстановить болото, и что им не нравится?
15.07.2016 в 14:01
С точки зрения экологии есть две проблемы: корчи (отходы пневой древесины, мореной) - их на щепу не дробит ни один механизм, и зола от сжигания торфа - умеренно опасный отход, 3 класс - проблема, куда применить. Пока - никуда.
"Автопилот":

А в чем проблематичность золы? Её же наоборот - как удобрение используют на кислых почвах и даже, если не ошибаюсь, подсыпают в водоёмы после кислотных дождей.
15.07.2016 в 14:05
iliuha1977, кто на что учился
15.07.2016 в 14:57
Против газа или мазута у него никаких шансов.
"serywolf":
Против газа - соглашусь отчасти, а про мазут лучше забыть: в плане экологии хуже него только уголь. Содержание серы высокое - 2,5% (в угле - 4%). в торфе - 0,3%. А еще - мазутная зола, содержащая ванадий. и сажа - канцероген. Понятно, что газ лучше, чище, при правильном сжигании только окислы азота летят, никакой тебе серы и угарного газа. твердых частиц никаких. Но газ дорог, его покупка зависит от выкрутасов политики.
"Автопилот":


Вы рассматриваете экологию, а я логистику. Чтобы топить ту же ТЭЦ-4 в Минске брикетом (кошмар работников самой ТЭЦ :-) ) нужно будет составы гонять постоянно. И котел (он на той же ТЭЦ с пятиэтажный дом) нужно будет до середины заполнять брикетом. А газ включил и все. Горелочки горят - турбинка крутится. От брикета они ни фига крутиться не будет так.
15.07.2016 в 15:03
А газ включил и все.
"serywolf":

А его выключили за неуплату - и всё.
15.07.2016 в 15:09
Объясните пож. почему ЭТО МУЖСКАЯ работа? потому что грязная и тяжелая?
15.07.2016 в 15:27
Я вот только одно хочу узнать. Если к примеру огромную деревню полностью перевести на топку торфом, кто сможет там дышать?
"Фрэнки":


В минске сколько машин? Выбросы от них намного вреднее чем от торфа. И как то же дышит Минск!
15.07.2016 в 15:58
Первая фотка, как с Марса...
15.07.2016 в 16:20
Скоро все вокруг осушат, воды и так нет.
15.07.2016 в 16:54
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
"iliuha1977":

Коммент от Адмирала ОЧЕВИДНОСТЬ =).
15.07.2016 в 17:26
Настоящие мужчины, которые разрушают природу, молодцы, супер статья.
15.07.2016 в 17:39
Прошлый век. Работа тяжолая но нужно уже переходить на зелёную энергетику. Но наши власти ешё в начлае 20 го века живут.
15.07.2016 в 18:19
F.Malder, зарплаты реально еле до 200 рублей дотягивают
15.07.2016 в 18:21
sovei, 20т торфа стоит около 200$
15.07.2016 в 19:30
Вот смотрю на все эти заводы что остались после развала СССР и аж плакать хочется, они давно уже должны быть модернизированы, все настолько старое и гнилое. Нашему государству нет до этого всего дела, а жаль.
15.07.2016 в 19:34
Затем вАлкователь собирает рассыпанный торф в вал.


От слова "валок", "вал", а не от слова "волк". Исправьте, пожалуйста.
15.07.2016 в 19:35
У нас в посёлке Осинторф уже несколько лет назад газовую котельную перевели на свой же торф , а оплату дерут ещё больше чем за газ.
15.07.2016 в 19:37
А вот репортаж - интересный.
В моих краях тоже такое предприятие, ездил туда за торфом для огорода , но всего процесса не то что не видел - даже не знал что к чему!
Благодаря Онлайнеру теперь есть представление...
15.07.2016 в 20:14
Автопилот:
С точки зрения экологии есть две проблемы: корчи (отходы пневой древесины, мореной) - их на щепу не дробит ни один механизм, и зола от сжигания торфа - умеренно опасный отход, 3 класс - проблема, куда применить. Пока - никуда.

А в чем проблематичность золы? Её же наоборот - как удобрение используют на кислых почвах и даже, если не ошибаюсь, подсыпают в водоёмы после кислотных дождей.
"Hоcc":

Ошибаетесь... Золу с частных подворий люди сыплют, куда Бог на душу положит. А с ТЭЦ - только хранение или захоронение.
15.07.2016 в 21:24
После уборки торфа остается безжизненная пустыня!!!
15.07.2016 в 21:39
а я там родилась и выросла!! Люблю свою деревню!!
15.07.2016 в 21:49
Аххаааах!! =) КАРТИНКА
15.07.2016 в 22:05
Загубили всю природу своей мелиорацией и добычей торфа!!
16.07.2016 в 0:17
Самое лучшее в добыче торфа, что после того как выработают участок, он затапливается, и зачастую образуются неплохие озера, которые со временем становятся богаты рыбой.
16.07.2016 в 0:18
После уборки торфа остается безжизненная пустыня!!!
"1952588":

неправда, вы ничего не смыслите в том, что пишите
16.07.2016 в 0:26
Отработанные карты за 5-7 лет восстанавливают растительность и фауну.
"Автопилот":

согласен с вами, эти места потом даже намного лучше и плодороднее становятся в плане ягод и грибов. Недалеко возле меня есть выработанный участок лет 15 назад, так теперь там молодой лес, кругом живность (лоси, косули, лисы, зайцы), многие участки ушли под воду, где теперь обжились бобры, развелось множество рыбы. в общем одни плюсы.
16.07.2016 в 0:27
так теперь там молодой лес
"Ivan_Grozniy":

причем лес не такой, что деревья в ряд растут, а самопосевной с различными породами деревьев, хотя в основном преобладает береза и сосна
16.07.2016 в 0:28
А тут вроде бы попытка восстановить болото, и что им не нравится?
"Hоcc":

загадка какая-то, сами себе противоречат
16.07.2016 в 3:25
Дайте репортаж о работе настоящего чиновника!
"Ответчик":

точнее опишите тяжелые трудовые будни под коньячок и бессонные ночи думая о народе о стране перекусывая черной белоруской икрой
16.07.2016 в 10:29
Что за чушь?
Была там, никакой вони там не было, вот зачем такую ерунду писать.....
вы там лучше нюхайте мусоропроводы в городе...
16.07.2016 в 21:14
кокоша Вчера в 13:09

Остался нераскрытым вопрос: сколько стоит с учетом добычи и всего-всего 1 Гкал тепла на торфе?
И для сравнения на газу
"кокоша":

Разница в пользу торфа колеблется от 15 до 35% в зависимости от колебаний курса доллара.
16.07.2016 в 22:25
Вот так живут те, кто по-настоящему что-то производит, а не бумажки перекладывает..
"iliuha1977":

живут ли может существуют или выживают
17.07.2016 в 12:05
По словам Владимира Гунько, больше всего на спросе сказалось уменьшение объемов продаж физическим потребителям.

В общем мысль понятна. Жалеет о том что к обычным людям приходит прогресс. Всех в прошлое, готовить в печке и отапливать жильё тоже печкой. Зато торфяники будут довольны!
Цирк да и только.
"r-e-s-t":

А у меня и сейчас 3 печки на дровах: одна в бане,вторая между предбанником и гаражом,третья под домом в подвале.В доме же обычное газовое отопление.И я не считаю,что регрессирую.Зимой на много лучше посидеть около печи,чем около батареи, и приготовить блюдо получается повкуснее,чем в духовке.
18.07.2016 в 0:45
Очень интересная статья. А вообще про торф....у нас каменный век наступает?!...не той дорогой идем.... нужно правильно взвешивать доходность и ущерб....в любой деятельности при том в такой которая связана с добычей ископаемых... Все эти доводы дешевле и т.д. детский лепет тех кто не хочет думать и работать а не заниматься абсл не нужным в наш век делом... да еще гос программы под это писать...
18.07.2016 в 1:09
Без брикета сложно прожить где нет газа..это точно
"kadgan":

Вы явно не были там, где нет газа, и явно не читали статью
18.07.2016 в 9:54
Боже мой,это позорище. Как можно такое предприятие держать в таком поршивом состоянии. Интересно Лукашенко когда его начнет продавать, а если не продаст она сгнеет просто по виду оно уже не видело кап ремонта и замену всех узлов лет 200
"Aleksei_lexx":

Позорище - делать столько ошибок в одном абзаце текста.
20.07.2016 в 0:22
Зьнішчальнікі беларускае прыроды...
02.08.2016 в 16:14
вот только технику было б чем ремонтировать,а то дадут ломаче и сделай из него без запчастей конфетку,при этом энным начальникам дела нет на твои проблемы.Всегда один ответ-тебенадо,значит твои проблемы