В одной руке Влада руль, в другой — постоянно звонящий телефон. Звонят с разных номеров, но вопросы задают одни и те же: куда ехать и почем вообще? Словно вежливый и воспитанный автоответчик, специалист по сбыту объясняет дорогу. Многие люди переспрашивают цену, редкие возмущаются: «35 тыс. за килограмм клубники?» «А вы приезжайте — и сами все поймете», — отвечает Влад. Чтобы посмотреть, что за бизнес ведет некогда крупнейший в Беларуси импортер фруктов и овощей, Onliner.by отправился в Могилев.
Компанию «Арника» в Могилевской области знают многие. Это крупнейший местный частный производитель фруктов и ягод. Еще шире в деловых кругах известен директор Виталий Нис. В «нулевых» его компания «Савит» была едва ли не крупнейшим импортером фруктов в Беларуси. Бизнесмен не покидал верхние строки всевозможных рейтингов и даже на несколько лет решил инвестировать в футбол. Инвестировал буквально: создал футбольный клуб, который за два года вышел в высший дивизион (пусть и занял там 15-е место, после чего проект закрылся). Режим «Абрамович» обошелся в полтора миллиона долларов. Обороты «Савита» на пике расцвета складывались из десятков миллионов в этой же валюте.
Тема смены Нисом одного бизнеса на другой заслуживает отдельного разговора, но краткая официальная причина такова: фруктовый импорт быстро схлопнулся после того, как сформировавшиеся торговые сети стали возить продукты напрямую, без помощи посредников.
Какое-то время (точнее, с 2004 года) «Арника» была параллельным бизнесом по выращиванию яблок. Теперь эта деятельность стала основной.
— Я не знаю, что надо выращивать, чтобы сравниться по денежному обороту с «Савитом», но работать мне сейчас интереснее, чем в оптовой торговле. Никогда с таким интересом не следил за прогнозом погоды, только после того, как начал заниматься сельским хозяйством, — говорит Виталий Нис.
Хозяйство «Арники» разбросано в пределах нескольких десятков километров и суммарно занимает площадь немногим меньше тысячи гектаров. В этом году здесь будут собирать яблоки, клубнику, малину, вишню, смородину, пекинскую капусту. Раньше ассортимент был еще шире, но то многообразие было отчасти вынужденным: овощами занялись после того, как несколько лет назад от града пострадали яблоневые сады — основа предприятия. Пока саженцы подрастали, агрономы сумели собрать необычные для страны урожаи: лук-порей, брокколи, кольраби и так далее. Оказалось, все можно.
— У Беларуси большой потенциал. Рук нормальных не хватает — это да. Я давно услышал и запомнил правильные слова: если нашему народу понадобится яма, то двести человек будут рассказывать, как ее делать, но никто не выкопает. Да, у нас зона рискованного земледелия. Но выращивать можно, и для этого все есть. В разных регионах уже появилось много садов, которые ничем не хуже польских.
Постепенно увеличивая объемы посадки и выращенного урожая, компания решила воспользоваться иностранным опытом.
— Систему самосбора (на Западе такую называют U-pick) нам подсказал консультант из Франции, — рассказал один из главных продавцов компании и по совместительству сын директора Владислав Нис. — В Европе людям, хоть однажды пришедшим на поля для сбора, рассылают приглашения с небольшим бумажным пакетиком: мол, приходите, пакетик можете наполнить бесплатно, остальное — выбирайте и покупайте. У фермера грядка капусты, клубники, томатов — можно выбирать, как в магазине, но только срывая с грядки.
Клиент получает относительно низкую цену и свежий продукт. Продавец — еще больше.
— Представляете, какая это ответственность — каждый день собирать тонны свежей ягоды и тут же продавать ее? При этом работники могут быть заняты прополкой, обработкой, другими обязательным работами на полях. А тут мы не тратимся на доставку работников, на тару и даже на оплату труда.
Влад снова отрывается, чтобы ответить на телефонный звонок. Сегодня всех интересует клубника. Указатель на клубничную поляну поставили на трассе. Уже на обратном пути мы встретили сразу несколько машин: ехали семьи с детьми. Говорят, в выходные машины выстраиваются вдоль поля. При этом никакой инфраструктуры, чтобы отдохнуть под зонтиком, здесь нет. Собирай и взвешивай.
Ждать наплыва людей до выходных не получается, ягода зреет каждый день. Поэтому в среду на поле трудились предприниматели, которые рады продать ягоду подороже, жители деревни из округи и безработные с биржи труда — две последние категории собирают клубнику для «Арники» за деньги.
Клубничное поле занимает площадь почти в 10 га и делится на сектора (в зависимости от времени последней уборки ягод и возраста кустов). Приезжаете со своим ведром и получаете одну или две грядки. Есть ягоду на месте официально нежелательно, но, во-первых, кто за вами уследит, а во-вторых, сколько клубники вы сможете впихнуть в себя на грядке? В зависимости от участка и калибра ягод может немного меняться цена клубники — здесь правят рыночные механизмы.
Ситуация с наемным трудом требует больше внимания. «Биржевики» едва справляются с требованиями к собираемой клубнике.
«Я не засчитываю этот ящик — или выберите из него мелкую ягоду», — строгие приемщицы тоже действуют по рыночным механизмам: компании нужно продавать клубнику, а кто ее купит, если она мятая или мелкая? Вместо того чтобы в гневе перевернуть ящик (который, согнувшись, наполняли не менее получаса), «наемницы» молча уходят исправлять ошибки.
Уже вечером собранная клубника будет продаваться на оптовых рынках Москвы, поэтому на поле ценятся опытные сборщики. В целом за день можно собрать до десяти ящиков отличной ягоды. Но сделать это новичкам едва ли возможно. «Это очень сложно», — вздыхает взрослая пара, впервые приехавшая из Могилева подзаработать. За два с половиной часа они собрали четыре не самых лучших (по оценкам приемки) ящика. Сколько можно заработать на этом труде, люди говорят с неохотой. Вроде бы от 100 тыс. в день. В общем, студенты, которые ездили собирать клубнику в Великобританию, посмеются.
— Влад, в Минске объявлена клубничная интервенция, цены ниже 30 тыс., а вы предлагаете поработать и заплатить еще 35 тыс. Не круто?
— А что такое интервенция?
Похоже, местные власти не так озабочены ценовым формированием, раз еще не воспитали в жителях прочные ассоциации между клубникой (свининой) и военно-дипломатической терминологией.
— Это когда на рынок ввозится огромное количество товара без участия посредников с минимальной торговой надбавкой. Так сбивается ценовое предложение. И вообще, прогрессивный метод: довольны и продавцы, и покупатели. Они сами так говорят.
— В Могилеве на городских рынках тоже есть цены ниже 35 тыс., идите посмотрите и сравните. У нас ягода лежит на соломе под поливом. Сортовая и свежая, не пережившая сутки в пути. Не знаю, но обычно люди приезжают сюда и никто не разворачивается, возвращаясь с 3—4 пустыми ведрами.
Судя по дальнейшему разговору, у уверенности Влада есть еще одна основа: предприятие выращивает ягоды и фрукты хорошего качества, потому их всегда еще дороже заберут на российский рынок.
— 70—80% ягод, яблок, пекинской капусты мы продаем в Россию. Там и цена лучше, и условия. Крупные торговые сети принимают десятки тонн (при соответствии стандартам), вовремя платят и соблюдают все правила. С нашими сетями работать сложнее. Хорошими исключениями являются «Корона», «Гиппо», «Белмаркет» и Mart Inn: платят в оговоренные сроки, — говорит Виталий Нис.
Для нашего рынка некоторые фрукты просто дороги: отборную клубнику россияне забирают по 40—50 тыс., яблоки — по 30—40 тыс. рублей. Поэтому все красивое и дорогое уходит на Восток. В белорусских магазинах остаются яблоки подешевле: поменьше или с каким-нибудь «кривым бочком».
Эта огромная доля экспорта, вопреки предположениям многих, не является следствием жестких санкций ЕС в отношении РФ.
— Нам это как-то не так принципиально. Мы работали с Россией и до введения продуктового эмбарго, — уверяет директор. — Да, в Беларуси выращивание дороже, чем в Польше. Но у нас остается запас прочности в виде отсутствия таможенной пошлины, близости к Москве и низкого НДС. Да и к слову о санкциях: зайдите в российский гипермаркет — увидите много интересного в по-прежнему богатом и насыщенном ассортименте. Конкуренция ниже не стала.
Клубнику на полях можно будет собирать до августа. Уже через неделю-две наступит очередь смородины, потом — вишни. В прошлом году при самосборе килограмм этих ягод стоил около 20 тыс. рублей.
— На смородину люди идут совсем мало, это больше промышленная ягода. Вишня интересует, а еще больше — малина, — рассказывает Влад.
В ближайшие годы руководство «Арники» планирует расширить сады яблок до 500 га, смородины — до 100 га, клубники — до 40 га. Останется еще вишня, а по поводу малины есть вопросы: товар это рыночный, а работать интереснее с торговыми сетями.
— В этом году клубнику начали собирать на неделю раньше: похоже, климат меняется. Еще немножко, и можно будет садить сад сливы.
Много холодильников и морозильников в каталоге Onliner.by.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by