«Заклеишь мозоли пластырем и играешь дальше на морально-волевых». История четкой Вики, которую хвалят 30 seconds to Mars

 
12 июня 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Влад Борисевич; pozerov.net; из архива
Автор: Александр Чернухо. Фото: Влад Борисевич; pozerov.net; из архива

Вика — четкая. Это не из обихода персонажей сериала «Реальные пацаны». Просто девушка — лучшая рок-барабанщица Беларуси и, соответственно, умеет держать ритм и палочки в руках. Недавно дипломированная учительница английского языка вернулась из двухнедельного гастрольного тура по Украине, а впереди череда теплых ламповых концертов в родном Минске. Публика Вику любит, а парни иногда сокрушаются: «Черт, она играет лучше, чем я». История хрупкой девушки, которую хвалят 30 seconds to Mars, — в материале Onliner.by.

«Бывает, что ближе к середине концерта люди узнают, что за барабанами девушка, — смеется Вика. — Уже после концерта подходят, жмут руку, хвалят. Хейтеров почти нет, я думала, их будет гораздо больше». Вика — девушка деловая. Работая репетитором по английскому языку, она проводит по 7—8 уроков пять дней в неделю, стараясь хотя бы час уделить занятиям музыкой. Плюс постоянные репетиции, концерты, гастроли. Темп девушка выдерживает в прямом и переносном смысле, хотя лет 15 назад она вряд ли бы подумала, что именно так будет выглядеть ее жизнь.

— Все было очень стандартно: родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. А в 11 лет что-то переклинило: я посмотрела клип, в котором играл барабанщик примерно моего возраста, — вспоминает Вика. — С тех пор я загорелась и в голове у меня были одни барабаны. Приду на концерт и смотрю на установку, не могу глаз оторвать. Даже не знала, как и что называется, но дома клеила из бумаги маленькие барабаны. Родители думали, что скоро все закончится. Но прошел год, второй…

Когда Вике исполнилось 15 лет, ее родители поняли, что проще принять увлечение дочери. На свой день рождения девочка получила царский подарок — барабанную установку Amati белого цвета, которую купили в филармонии. А чтобы обезопасить себя от зашкаливающих в домашних условиях децибелов, обратились в музыкальную школу. В итоге установку поставили в классе сольфеджио, а Вика получила возможность заниматься по вечерам.

— Когда в школе оставались только уборщицы, я приходила и играла. На меня, конечно, орали, жаловались руководству. Но завуч сказала: «Пусть играет девочка», — говорит барабанщица. — Год я позанималась с преподавателем, он мне показал азы, а потом ушла в «свободное плавание»: смотрела какие-то концерты, видеошколы — использовала все источники.

Вика взрослела в те времена, когда слово «интернет» было почти ругательным, поэтому искать преподавателей и единомышленников приходилось через объявления. Для таких случаев существовала «Музыкальная газета», в которой тогда можно было найти все и всех. Вика искала преподавателя-левшу и успешно его нашла, но кроме учителя обзавелась еще и первой группой.

— Мне позвонили девочки и сказали, что ищут барабанщицу — у них была чисто девичья группа, — вспоминает Вика. — Я, конечно, отказалась, потому что даже за установкой никогда в жизни не сидела. Они уговаривали, но я попросила позвонить через год — в надежде, что все забудется. Но они не забыли и позвонили. Начались первые репетиции, концерты. Я до сих пор скептически отношусь к чисто женским группам: мне кажется, что это попытка что-то доказать. Но у нас собрался хороший коллектив, поэтому все затянулось на полтора года. Потом у девочек интерес начал ослабевать, а мне хотелось чего-то большего.

* * *

Вскоре дела пошли в гору: Вику пригласили в одну группу, потом в другую, затем еще в одну. Концертов стало больше, нагрузки — тоже. Причем коллективы, в которых играла девушка, оказались совершенно разноплановыми: окологранжевый белорусскоязычный Avias...

...и ультрабрутальный Blessing Omen.

Вика со всем справлялась.

— Постепенно Blessing Omen умирал, а я привыкла к 4—5 репетициям в неделю и одной группы мне было мало, — говорит девушка. — Я написала в социальных сетях, что у меня есть свободное время и я ищу серьезный проект. Позвонили ребята из Akute, дали понять, что с удовольствием со мной поиграют. Я, как настоящая девочка, сказала, что подумаю. Походила, послушала их музыку пару дней и поняла, что группа активно выступает, серьезно подходит к делу — это то, что мне нужно.

Akute — группа на белорусской рок-сцене известная и заметная. Музыканты неоднократно становились обладателями множества белорусских, но оттого не менее значимых премий, а гастрольный график коллектива давно вышел за рамки родной страны. Соответственно, нагрузка увеличилась, и концертов стало еще больше. Правда, Вика говорит, что с фильмом «Одержимость» это не имеет ничего общего.

— Особой физической нагрузки я никогда не испытывала — для игры на барабанах не нужны накачанные мышцы. А вот руки, бывает, страдают. Чем меньше помещение, в котором проводится концерт, тем жарче там — руки потеют, появляются мозоли. Недавно мы были в туре по Украине и играли четыре концерта подряд. Мозоли появились после первого. На каждую руку ушло по 4—5 полосок пластыря, остальные концерты играла на морально-волевых, — рассказывает Вика. — Вот мышцы у меня никогда не болели. Ну, если только в темпе 230 ppm бластбит играть — тогда на ногах они могут «забиваться». Но я никогда не увлекалась экстремальными скоростями.

Каким-то образом хрупкая с виду Вика умудряется совмещать репетиторство (благодаря которому чувствует себя комфортно в финансовом плане), постоянные репетиции, концерты и гастроли. Только с Akute, например, девушка играет 50 концертов в год.

— Я никогда не рассматривала музыку как сверхцель и не стремилась собирать стадионы, потому что это чревато разочарованием. Всю жизнь мечтаешь о мировой славе, а потом, когда снова сидишь в небольшом белорусском клубе, просто опускаешь руки, — говорит девушка. — Ты должен наслаждаться здесь и сейчас. Дойдет до стадионов — хорошо, не дойдет — тоже ничего страшного. Вместо разочарования у меня в голове другие мысли: надо делать еще лучше и больше. Я, например, не ставлю перед собой цель зарабатывать только музыкой. Чтобы это делать, нужно играть то, что люди хотят услышать, пытаться поймать какую-то волну, а это не совсем честно по отношению к самому себе. У меня простая философия: я делаю то, что хочу.

* * *

Вика, конечно, кокетничает, когда говорит про амбиции. У девушки есть свои фанаты далеко за пределами СНГ: ей постоянно пишут из Китая, Бразилии, Португалии, а в Японии она вообще однажды произвела фурор — за каналом барабанщицы на YouTube наблюдают десятки тысяч пользователей.

— Однажды гитарист Avias подкинул идею. Говорит, запиши кавер на какую-нибудь известную группу, снимем его на видео — прикольно будет. Я сначала засомневалась: сейчас каждый второй эти каверы снимает. Но для интереса согласилась, — вспоминает Вика. — Разобрала две композиции не очень известной у нас японской группы One Ok Rock, сняли все это дело аж на шесть камер — даже перестарались немножко. Кавер неожиданно «выстрелил»! Мне начали писать японцы: для них дико необычно, что барабанщица из какой-то европейской страны сделала версию песни группы, которая там собирает стадионы. Сейчас это самый успешный кавер, у которого на канале 180 тысяч просмотров.

Постепенно я втянулась, начала снимать видео регулярно, и все это вышло за пределы СНГ: мне пишет куча китайцев, ребята из Бразилии, Португалии. Сами группы тоже хвалят мои ролики. Немцы Caliban сразу начали добавляться ко мне в друзья, постили видео у себя на странице в соцсетях, а во время минского концерта очень хотели, чтобы я сыграла с ними одну из песен. Но концертные графики у нас не совпали.

А однажды я записала кавер на 30 seconds to Mars. Прошел год, и они вывесили это видео у себя в Facebook с миллионами подписчиков!

Теперь друзья настоятельно требуют от Вики кавер-версий песен Meshuggah, но девушка только отшучивается. Мол, не так уж она и любит эту группу. Но вообще, на полном серьезе заявляет: недостижимых вершин для нее нет, и совершенно любую композицию можно переиграть, если сильно потрудиться.

— Самый сложный кавер, который я делала, — это Periphery. Вроде мелодичная песня, но ужасно ломаный ритм, а у барабанщика странная техника игры: он так хаотично бьет по тарелкам, что разобралась я с трудом.

В принципе, все песни, которые я делала, непростые. Вот начинаешь играть какой-нибудь хип-хоп и думаешь: да чего там сложного может быть? А в итоге понимаешь, что ты толком и сыграть ничего не можешь.

* * *

Про барабанщиков еще со времен The Beatles шутят, что это те люди, которые видят перед собой только задницы остальных музыкантов. Вика, впрочем, не переживает по поводу своей порции славы. Иногда, говорит, даже удобно спрятаться за спинами остальных участников группы.

— Барабаны часто на пьедестале стоят, поэтому ты выше остальных. А иногда играешь и понимаешь, что и звук так себе, и атмосфера в зале не очень, и вот сидишь, спрятавшись в уголке, и хорошо, — смеется девушка. — Я себя вполне комфортно чувствую. Часто хвалят, а бывает, что парни сокрушаются: «Черт, она играет лучше меня!» Я самая крутая рок-барабанщица Беларуси? Да по-любому!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by