Проектировщик Андрей Бородулько: что не так с белорусскими архитекторами?

32 751
04 мая 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Проектировщик Андрей Бородулько: что не так с белорусскими архитекторами?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Андрей Бородулько — главный инженер проектов, магистр архитектуры, юрист. Руководитель процесса разработки проектной документации генпроектной организации, ведения авторского надзора объектов нового строительства, реконструкции, модернизации и ремонта промышленного и гражданского назначения.
Высокие зарплаты и простор для творчества — вот то, о чем мечтают сегодня абитуриенты архитектурных факультетов. Горожане же ждут от молодых архитекторов современных и выразительных решений, комфортной, экологичной и гуманной городской среды. К сожалению, уже давно желания выпускников и надежды горожан реализуются очень редко. Давайте разберемся, почему это происходит.

Как ни печально, отличительные черты нашего образования — массовое списывание, плагиат и заказные курсовые. Не обошло стороной данное явление и сферу архитектуры. До наступления эры массовой компьютеризации плагиат графических материалов чужой курсовой работы требовал длительного и трудоемкого ручного копирования. Сегодня же достаточно нажать Ctrl+C, Ctrl+V, а после внести лишь небольшие косметические доработки. Заказные курсовые и дипломные работы — национальная особенность белорусского университетского образования.

Чем обусловлено появление такой разочаровывающей ситуации? В первую очередь отсутствием паритета знания — перспективы. Студенты прекрасно понимают, что вне зависимости от того, закажут они работу, скопируют ее или напишут сами, диплом получится один и тот же. По сути, люди учатся не ради знаний, а ради корочки!

Еще одна предпосылка к развитию описанных выше негативных процессов заключается в том, что зачастую вузы заинтересованы в большом количестве студентов, как бюджетников, так и платников, без улучшения качества образовательного процесса. Учащихся, безусловно, отчисляют за неуспеваемость, но происходит это далеко не так часто, как объективно стоило бы.

Наши вузы практически не конкурируют на внешних рынках. В мировых рейтингах присутствуют только самые крупные учебные заведения страны, причем находятся они далеко не на лидирующих позициях. Даже вузы Литвы и Эстонии, где учится на порядок меньше студентов, имеют более привлекательные условия обучения при довольно высоких позициях в международных рейтингах. Можно также говорить об отсутствии внутренней конкуренции.

К сожалению, оплата труда педагогов высших учебных заведений в Беларуси тоже отдельный, большой и сложный вопрос. Каждые пять-шесть лет возбуждаются уголовные дела по преступлениям экономического характера в отношении работников высших учебных заведений. Подобные события негативно сказываются на и так невысоком имидже вузов.

Люди, которые учились без реальной мотивации в получении знаний, четко понимают, что, придя на производство, они станут «молодыми специалистами». Зачастую этот статус предполагает более простую и рутинную работу, крайне невысокую заработную плату. Ситуация удручающая, так как после длительного обучения выпускники заново начинают осваивать профессиональные навыки уже на практике без существенного материального стимула.

Нельзя не упомянуть и морально и физически устаревшую материально-техническую базу. Ни для кого не секрет, что в некоторых белорусских университетах мебель и лабораторное оборудование доживают свой век с далеких 80-х годов прошлого столетия — времен, когда сегодняшние студенты даже не родились.

И наконец, наверное, не менее серьезной проблемой в сфере образовательного процесса архитекторов является разрыв учебных программ с практикой. Практическая подготовка играет важную, если не сказать ключевую, роль в процессе обучения будущего специалиста.

На сегодняшний день проектный рынок в стране в большинстве своем требует не столько творческих, с горящими глазами, нестандартно мыслящих проектировщиков и архитекторов, сколько людей с определенным набором конкретных технических знаний и умений. Во многих случаях эти запросы можно удовлетворить подготовкой на уровне техникума (колледжа). Вместо этого рынок насыщается специалистами со значительно более широким набором знаний и амбициями, реализовать которые большинству не суждено. Для чего учиться 6 лет, тратя годы жизни и существенные собственные и государственные средства, большой вопрос.

Система распределения в нашей стране скорее создана для того, чтобы направлять выпускников в те места, куда они по собственной воле никогда бы не пошли. Это по большому счету административный способ латания кадровых прорех неэкономическими методами. Поэтому неудивительно, что, работая по распределению, мало кто будет стремиться к большим свершениям. А к такому сотруднику — соответствующее отношение работодателя. Выпускник, как правило, не может претендовать на какую-то интересную работу, даже если он хорошо учился. Два года рутины у многих отбивают интерес к развитию в профессии. Говоря простым языком, на протяжении пяти лет тебе рисовали будущее, в котором ты, являясь архитектором, создаешь удивительные здания, а на практике оказывается, что надо годами вычерчивать на проекте плиточки в торговом центре и просчитывать остекление фасада.

К сожалению, перспективы заработка у большинства архитекторов более скромные, чем у рабочих строительных специальностей. Шесть лет обучения и два года в статусе молодого специалиста не обеспечивают достойной оплаты труда. Как итог — выпускники архитектурных факультетов, которые проработали в крупнейших архитектурных организациях страны и получили эксклюзивный, а бывает и экстремальный, опыт работы на объектах государственного масштаба, уходят в проектирование интерьеров, салоны и магазины строительных материалов. Знаний, приобретенных в вузе и заработанных на практике, хватает для новой профессии. Не работа — рай: никакой ответственности, никаких сроков и дедлайнов. А деньги те же. Кто-то переучивается и идет в сферу IT: склад ума, «натасканность» высококлассных технарей позволяют — таких примеров тоже немало.

Кто остается в профессии? Помимо молодых специалистов и идейных, готовых пахать за скромную зарплату, люди, которые посвятили себя профессии много лет назад, еще в советские времена. В большинстве своем это действительно наиболее квалифицированные специалисты. К сожалению, работать в условиях динамично меняющейся нормативной базы, внедрения новых автоматизированных программных комплексов им достаточно непросто. Не стоит от них ждать революции и новаторства в архитектуре, которые традиционно появляются с новыми поколениями профессионалов.

Вы ждете смелых интересных проектов, современных и выразительных решений, комфортной, экологичной и гуманной городской среды. Молодые архитекторы — высоких зарплат и простора для творчества. Как видите, в ближайшее время «срастись» и сбыться этим двум стремлениям не удастся.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by