Журналист Onliner.by Денис Логунович: личный автомобиль уже в обозримом будущем станет роскошью

29 апреля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Денис Логунович: личный автомобиль уже в обозримом будущем станет роскошью

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Денис Логунович — журналист Onliner.by, специализирующийся на обзорах новых автомобилей. Последние 5 лет посещает все крупные автосалоны и автомобильные презентации. Провел не один десяток тест-драйвов, исколесив всю Европу.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Такую фразу любили говорить в те времена, когда автомобиль был роскошью. Сегодня личные машины доступны практически каждому и наконец перестали быть достоянием высшего общества. Но уверяю, большинство из нас доживет до дня, когда иметь собственный транспорт снова станет роскошью! Нет, сейчас не будет нытья по поводу низких зарплат белорусов и заезженных фраз, что «скоро нам есть будет не за что, какие там автомобили?». Это все наши домашние проблемы. А я говорю про глобальную тенденцию. В общем, плохие новости для продавцов автомобилей! 

Как мы привыкли видеть процесс владения машиной? Мы копим деньги, идем в банк за кредитом, берем заем у тещи. Покупаем подержанный или новый автомобиль. Ездим на нем сами либо разделяем транспортное средство с родственниками. Боимся его поцарапать и платим за страховку, дорожный сбор, ТО, бензин, шиномонтаж… Однажды машина перестает нас устраивать, мы продаем ее и покупаем что-нибудь другое. И все сначала. Кажется, так будет всегда. Просто машины станут современнее, и мы начнем ездить на личных электрокарах, автономных машинах, а может, и летающих… А вот и нет! В будущем мы станем покупать не автомобили, а услуги. Или, если быть точным, пакеты услуг. Поверьте, ваши внуки будут удивлены, когда узнают, что у вас был личный автомобиль, которым пользовались только вы. Но обо всем по порядку.

В прошлом месяце я был на автосалоне в Женеве, и там мне довелось несколько дней провести в компании с Михаилом Подорожанским. Кто не знает, это главный редактор «Авторевю», один из первых покупателей Tesla в СНГ и, без сомнений, один из самых авторитетных автомобильных экспертов на постсоветском пространстве. По его мнению, сегодня люди абсолютно нерационально используют автомобили. Утром мы садимся в свою машину, едем на ней (в одиночку!) на работу. И где-то на парковке она весь день дожидается нас, пока мы не соберемся домой. Если эксплуатировать авто в режиме «дом — работа», то в сутки мы используем машину всего лишь один час! Все остальное время она просто стоит. Михаил считает, что это недопустимо в современном мире. Сложно с ним поспорить. Даже если вы активно ездите после работы по «Макдрайвам» и развозите друзей после вечеринок, то все равно больше 70% своей «жизни» машина находится в неподвижном состоянии. А ведь все «стационарное время» автомобилем могли бы пользоваться другие люди. Насколько рациональней было бы именно так эксплуатировать авто. Вы скажете: «Ну не хватало еще, чтобы на моей машине кто-то там ездил, пока я на работе или сплю». Если речь идет о лично вашем автомобиле, то да — ваша правда. Но однажды человечество придет к тому, что люди практически перестанут владеть машинами. Мы будем покупать пакеты услуг, которые будут чем-то объединяющим личные авто, общественный транспорт, такси и «каршеринг».

В крупных городах уже давно понятно, что автомобилизация населения пошла по какому-то тупиковому пути. Утром и вечером люди сидят в этих своих железных коробочках и проводят долгое время в заторах. Если темпы роста автопарка продолжатся, то уже через 10 лет на дорогах просто не хватит места для такого количества машин. В Пекине и Москве уже сегодня если все автомобили одновременно выедут на улицы, то они просто станут в вечную пробку. Нет, серьезно. Вы были в Москве? В 8 часов утра, когда все проспекты в заторах, во дворах тоже куча машин! Эй, москвичи, ау! Вам точно нужен этот кусок железа?

Настанет день, когда все это закончится. Постепенно люди придут к тому, что покупать автомобили сначала будет бессмысленно, а потом вовсе запрещено законодательно. Вместо автомобильных дилеров в городах появятся крупные компании, которые будут предоставлять пакеты пользования машинами (что-то типа аренды, только очень доступной). Покупаешь себе абонемент на 60 часов и пользуешься автомобилями определенной компании это количество времени. Скорее всего, нам даже не придется оставлять машины на конкретных парковках этих самых прокатных фирм. Думаю, широкое распространение подобные услуги получат одновременно с развитием полноценного автопилота, и машины будут подъезжать к нам прямо к подъезду (мечта белорусов, паркующихся на зеленой зоне!).

Представьте: сидите завтракаете и в телефоне нажимаете клавишу вызова машины. 5 минут — и она подъехала к дому. Доехали до работы и «отпустили» машину по своим делам. При этом если у автомобиля 4 места, то по пути можно будет захватить людей, которые едут тем же маршрутом. Вот оно будущее! Конечно, в этом будущем бензиновые и дизельные машины останутся только в исторических фильмах. Города заполнятся автономными компактными электрокарами, которые сами будут знать, когда пора бы заехать на зарядку, а когда (и куда) приехать за постоянным клиентом, который каждый день в 18:00 едет от Дзержинского, 5 до Серебрянки. Звучит все это слегка фантастически, но другое развитие автомобильной истории сложно представить.

Страховка (если она нужна будет, ведь людей за рулем к тому времени точно не останется), налоги, техническое обслуживание, зарядка машин… — все эти расходы на себя возьмут компании. А мы лишь будем покупать пакеты пользования этими машинами. Уже сегодня подобные службы работают в Германии и Франции. Вы видели в Париже маленькие электрические хетчбэки, похожие на прототип «ё-мобиля»? Это сеть краткосрочной аренды автомобилей Autolib. Можно взять машину на полчаса (8 евро), а можно оплатить сразу годовой пакет — около 150 евро. Берете машину на одной парковке (с зарядкой), бронируете через телефон место на парковке в той точке Парижа, куда собираетесь ехать, прибываете в точку «В», оставляете машину — и все! Запас хода — 250 км. Внутри четыре места. Сейчас цифра прокатных электрокаров (называется Bollorе Bluecar) превышает 3 тысячи. И количество растет.

Похожую систему в Германии развивает концерн BMW. Там такая аренда машин называется Drive Now. Забронировать, открыть и закрыть автомобиль можно с помощью мобильного телефона. Данный проект активно развивается, и вскоре практически весь модельный ряд BMW/Mini будет доступен для краткосрочной аренды в Мюнхене и Берлине. Уже сегодня некоторые пакеты подобного проката авто стóят примерно столько же, сколько составляет налог на авто и затраты на бензин при схожих городских пробегах. Так какой смысл тратить несколько тысяч евро на покупку машины? Все дело в наших привычках. Мы привыкли к удобству владения личным авто и не хотим даже в голову впускать какую-нибудь альтернативу. Но от прогресса не уйдешь. В XXI веке автомобильные дилеры перестанут существовать. Они либо уступят место крупным прокатным компаниям, либо сами переквалифицируются под этот вид деятельности. Да и сами производители будут строить свои сети «каршеринговых» компаний, как это уже делает BMW.

Давайте посчитаем, сколько денег уходит на машину? Покупка. Пусть это будет недорогая подержанная машина за 5 тысяч долларов. Бензин — 500 долларов в год (будем считать только для поездок по городу и пригороду). Страховка, ТО, дорожный сбор… Докинем еще 200 долларов. Шиномонтаж, обслуживание, расходники, масло… Ну, допустим, 1000 долларов в год. Получается, за три года мы потратим 5,1 тысячи долларов плюс те 5 тысяч, которые заплатили за покупку машины. Итого — более 10 тысяч долларов. Это почти 280 долларов в месяц. За относительно дешевый автомобиль! Получается, если бы можно было пользоваться прокатной машиной для типичных повседневных нужд (дом — работа — магазин) за 200 долларов в месяц, то это уже сегодня имело бы смысл. Есть люди, которые сейчас предпочитают постоянно пользоваться такси вместо покупки своей машины. Если из этой схемы убрать водителя такси (который берет большие деньги за свои услуги), то вот она — идеальная схема проката авто как альтернатива покупки! Вот к такому однажды мы и придем.

Останутся ли личные машины? Возможно. Но только у очень богатых и влиятельных людей, типа президентов или крупных бизнесменов, которые будут в состоянии платить огромный налог на эту роскошь. Мы же с вами будем покупать не машины, а пакеты услуг. Вспомните эту статью, когда, будучи стариком, сядете в только что подъехавшую уже изрядно потрепанную автономную машину и вобьете в навигации адрес своего любимого бара!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by