Нелегкий выбор белорусского модника-патриота — дорого или некрасиво. Кто оденет страну, пока «ипэшники» на распутье?

 
21 марта 2016 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Ольга Кардаш — дизайнер одежды. Ее коллекция с аистами — символами свободы — стала примером того, насколько привычные и затертые национальные идеи могут быть модными и современными. Ольга — одна из нескольких десятков, на кого можно посмотреть с надеждой и кивнуть: вот наши молодцы какие, поднимут отрасль. Но чем дольше мы разговариваем с Ольгой в ее мастерской, тем становится очевиднее: она не рвется поднимать легпром и одевать страну. Почему?

Смогут ли сто маленьких заменить одного большого? Поиски ответа на этот вопрос стали государственной головной болью. Но жизнь потихоньку сама расставляет все по местам. Мастерская Ольги находится в светлом помещении на территории офисного комплекса «Горизонт». Словно ростки на пепелище, в каждой из комнат здания всходит чей-то мелкий бизнес. А за огромными окнами видно, как ржавеют остатки советского промышленного монстра.

В мастерской Ольга работает над своим маленьким делом — шьет красивую одежду и дарит людям счастье. При этом модельер категорически отказывается «вылезать из штанишек».

* * *

— Мы живем в любопытное время: возможности сыплются со всех сторон. Вот сейчас «ипэшники» сократят объем ввозимой импортной одежды. Вам же выгодно? Пустые полки — шанс положить туда что-то своего производства.

— Мне на самом деле сложно быть объективной, но по другой причине: я не работала и не знакома с аудиторией рынков. Там стоимость важнее, чем другие характеристики. А я из тех, кто ценит отношение качество/цена.

У меня сестра-студентка купила в Варшаве маечку примерно за €10. Сразу была готова, что маечка «скатается», но чтобы вот такое! [Ольга показывает дыру в рукаве — прим. Onliner.by] Куда смотрят продавцы? Это не шов порвали в примерочной, это разрез такой. Везде нитки какие-то, швы кривые. На кармане текстильный брак. Я не против массовых брендов, но сделайте хорошо. А хорошо не получается дешево.

— Мне кажется, два варианта не исключают друг друга. Предприниматели везли на рынок разный ассортимент. Что покупать, выбирал каждый обычный белорус.

— Чтобы покупать базовые вещи на несколько лет, нужно знание о том, что будет оставаться актуальным в течение нескольких лет. А есть «короткие» модные вещи, на один сезон. Согласна. Но большинство наших людей очень скромно одеваются в повседневной жизни. Для своего сегмента дизайнерской одежды большого «профита» от введения сертификатов я не вижу. Не жду и того, что предприниматели придут ко мне за одеждой: она дорога для рынков и не имеет достаточно блеска и шика — для «Зеркала», например. В общем, мне предстоит еще много работы по развитию бренда [смеется].

— Недавно мы ходили с женами дипломатов на «Элему». Там уже устали отвечать на вопросы о сотрудничестве с Иваном Айплатовым. Но это было настолько громко и необычно хорошо, что спрошу у вас: вам результат сотрудничества промышленного предприятия и яркого дизайнера с именем понравилось?

— Кто и за что отвечал в процессе их сотрудничества, я не знаю. Для компании привлечение креативного директора не значит, что он будет заниматься непосредственно дизайном. Он дает настроение, темы. Новая коллекция «Элемы» подтверждает главный результат сотрудничества — они омолодили своего покупателя. И Ваня сыграл в этом огромную роль.

— Хорошо, представьте, что завтра вы получите предложение от какого-нибудь легпромовского гиганта: приходите, Ольга, помогите нам разгрузить склады и избавиться от советского наследия и пуговиц.

— Не нужно представлять, мне недавно уже делали предложение. Отказалась.

— Почему?

— Потому что есть что терять — собственное интересное дело. А взамен предлагали журавля в небе — возглавить ведущую линию бренда. Хорошо понимаю, какой это объем работы. Собственный бренд Kardash превратился бы в сироту.

— Возможно, финансовые выгоды от будущих побед превратили бы все остальное в мелочи.

— Очень сложные схемы. Понятно, что дизайнер тоже может принимать долю риска, но я готова отвечать только за свой кусок работы. А что если не справится отдел продаж? В общем, я не стала ввязываться. Я здесь сама себе хозяйка и могу производить и продавать по таким стандартам, которые задаю сама и которые не предложат ни в одном магазине.

— Получается замкнутый круг? Дизайнер не готов отвечать за продажи, продавцы не готовы реализовывать плохой дизайн… Покупатели приходят и хватаются за голову от несоответствия цены и содержимого на вешалке.

— А что нужно белорусским покупателям? На многих предприятиях неплохие дизайнеры, которые угадывают со вкусами своей аудитории. Промышленному производству нужно не красивое и модное, а то, что продается. Я работала на крупных предприятиях во время и после учебы. Тебе ставят задачу: вот рынок, вот ассортиментный перечень, вот покупатель — твори. Эта задача любому дизайнеру по плечу. Насколько это интересная работа? Мне она радости не приносила. Поэтому я развиваю сама себя.

— Хорошо, у вас какая бизнес-цель: мастерская — магазин — сеть — завод?

— Завод — нет.

— Почему?

— Я не хочу стать массовым рынком. Моя задача как дизайнера и производителя — делать людей счастливыми. А массовое счастье невозможно. При этом исчезает эксклюзивность от ощущения владения чем-то редким.

В будущем хочу открыть магазин в хорошем месте. И выйти на экспорт. Делать большие объемы для Беларуси не очень интересно.

— Дизайнеров традиционно спрашивают, не перегибают ли они с ценами. Дизайнеры привычно уходят от ответа или обижаются: «мы же художники».

— При производстве небольшого количества моделей цена выше, чем при промышленном производстве. Плюс мы покупаем в небольших количествах дорогое сырье. Но в результате многие вещи стоят на уровне новых коллекций (которые без скидок) от всем известной Zara. Свитшот с аистами продается по 1,7 млн рублей. Не могу понять, когда в комментариях пишут, что за эти деньги можно купить три аналогичных. Ну идите купите — будете с радостью носить до первой стирки.

— У нас есть предприятия, которые в России известны лучше, чем в Беларуси. Есть несколько десятков дизайнеров и художников, которые готовы шить модель в тираже не более пары дюжин единиц. И есть куча убыточных госпредприятий, которые живут в каком-то своем мире складской отчетности. А страну кто оденет? Судя по прошлом году, это будет Waikiki.

— Я согласна, что сложились две крайности без середины. Вроде бы есть поддержка государства, но, кроме нескольких случаев типа Mark Formelle, ничего массово хорошего не выходит. Приватизация? Не уверена. Уже сейчас продаются частные предприятия с оборудованием и швеями, причем за небольшие деньги. Потому что собственники уже не знают, что с этим делать.

— Не укладывается в голове: рынок пустой, государство обещает поддержку. Чего не хватает?

— Всего в комплексе. Команду швей собрать просто. А вот набрать маркетологов, продажников, дизайнеров, руководителей, вложить деньги в закупку того что надо — вот что сложно.

— Если дизайнеры не хотят вытаскивать утопающих, может, утопающим прекратить строить из себя «экспонат» и начать делать то, что давно завещали — раскроить и скопировать? Zara же копирует, и у белорусских любительниц шопинга от этого душа не болит.

— Zara — это быстрая (за пару недель после показа) переработка модных трендов. Идея лежит на поверхности, и уже несколько белорусских предприятий пытались взять ее на вооружение. Но пока без особого успеха. Последней попытки, о которой я знаю, хватило на полгода. Потом закончились деньги и пришли долги.

Но если легпрому такой совет нужен, то я рекомендую: не можете сделать продукт интересным — копируйте. Есть коммерчески успешный пример обувного «итальянского» бренда: делают за 2 млн то, что иностранные бренды продают за $2 тыс. И все довольны. Но для этого нужны не дизайнеры, а сильный отдел маркетинга. Вот кого нам всем не хватает.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by