«Почему я должна уезжать, чтобы стать известной в своей стране?» Певица, удивившая Дорна и Вакарчука, решила остаться в Беларуси

 
10 марта 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский

«Я уверена, что когда-нибудь Беларусь займет достойное место на „Евровидении“. Просто у меня пока еще нет для этого песни», — смеется Вика. Хотя ее слова можно воспринимать вполне серьезно: девушка на пару недель вернулась из Киева, где недавно голосом белорусской певицы восторгались Святослав Вакарчук, Иван Дорн, Тина Кароль и Потап. Виктория Шейко, о которой в Минске до недавнего времени знал очень узкий круг слушателей, уже получила довольно заманчивые предложения в Украине, однако уезжать не спешит. «Я еще не совсем разочаровалась в белорусском шоу-бизнесе», — говорит девушка, которая последние два года отчаянно ищет готовых помочь ей профессионалов в Беларуси. Их пока нет.

* * *

— Знаете, я ведь подпольный персонаж, — говорит Вика. — О том, что я занимаюсь музыкой, знают разве что мои коллеги. Для того и пошла на проект: пришло время выходить из подполья.

Пару дней назад Виктория Шейко вернулась из Киева: девушка участвует в телепроекте канала «1+1» под названием «Голос краіни» и последние несколько месяцев фактически живет на два города. Последнее ее выступление на проекте удивило опытных тренеров — Дорна, Вакарчука, Кароль и Потапа. Все четверо во время слепого прослушивания нажали на заветную кнопку, символизирующую триумф выступающего и полное одобрение его вокальных способностей задействованными в проекте медиаперсонами.

В общем, можно сказать, что это успех. Вика попала в команду под руководством Потапа, однако переезжать не спешит. Даже учитывая тот факт, что в родной стране молодой певице сделать пока так ничего и не удалось.

— Когда-то я участвовала в первом сезоне «Академии талантов», и после окончания проекта стали появляться предложения… — вспоминает девушка. — Но затем я перестала сотрудничать с продюсером, которая пыталась продвигать меня, все сошло на нет, и я словно потерялась. Последние два года я находилась в каком-то бездействии. Почему так произошло? Какой-то конкретной беседы не было, просто постепенно девушка куда-то пропала. Это как школьная дружба: была — и вдруг не стало.

Еще школьницей Вика вместе с мамой и старшей сестрой переехала в Минск из Пружан. Однажды мама отвела четырехлетнюю дочь в местную эстрадную студию в маленьком райцентре Брестской области. И постепенно девочка влюбилась в сцену.

— Я и сейчас с таким теплом это все вспоминаю… Старый добитый автобус, куча детей, галдеж! Но я была просто очарована всеми этими поездками. Если и уставала, то это была такая приятная усталость!..

Однажды Вику заметил столичный продюсер. Наверняка на словах это было похоже на добрую сказку, но на деле, конечно, вышло иначе. Руководитель минской студии появился из ниоткуда, сказал, что ничего подобного раньше не слышал. В общем, заманил девочку в большой город, пообещал большие перспективы. И мама Вики приняла, возможно, опрометчивое, но очень важное для своего ребенка решение.

— Все кругом твердили ей: «Ты что творишь? Это же безумие!» — рассказывает Вика. — Но мама бросила все в Пружанах и увезла меня в столицу. Человек, который предложил мне переехать, поработал со многими российскими и местными певцами, так что я могла ему доверять. Но, к сожалению, в какой-то момент что-то пошло не так. Мне кажется, так случилось, поскольку однажды я перестала делать то, что мне говорят, — вещи, которые противоречили моим принципам.

* * *

Вероятно, именно в этом месте нужно поставить многоточие, потому что в карьере певицы наступил даже не штиль, а полный пробел. Трагизма ситуации добавило и то, что за несколько месяцев до поступления девушка сорвала голос и попала в больницу. Пришлось искать запасной вариант, и им оказался лингвистический университет. Вика без подготовки поступила на переводчика-лингвиста.

— Это было свободное плавание, а с самопиаром у меня сложно: я никогда не выставляла себя напоказ, — говорит девушка. — Мне всегда казалось, что за человека должны говорить его поступки, а пиар ведь работает по-другому. Все равно я не до конца понимаю механизмы саморекламы, а профессионала, который помог бы мне, рядом не было. В университете вроде бы знали, что я хорошо пою, но никуда не приглашали. А я себя не навязывала: была слишком увлечена учебой. Только после «Академии талантов» пару раз выступила на каких-то благотворительных концертах. На этом все.

Наверное, самым серьезным успехом певицы в Беларуси была победа на международном конкурсе караоке. Знакомый предложил поучаствовать, согласилась, победила — все просто. Сложнее было постоянно зарабатывать музыкой, но девушка на это только смеется: мол, не ищет легких путей. И вот спустя два года и бесчисленное количество попыток найти единомышленников девушка решила: пора заявить о себе.

— Я сразу подумала: Украина, — вспоминает певица. — Если сравнивать с британским «Голосом», то там акцент делается чисто на музыке, а украинцы вкладывают в свой проект душу — делают его не только вокальным. Это своего рода реалити-шоу, чтобы рядовой зритель смог все прочувствовать. Про российский аналог я даже не думала, потому что ни визуально, ни музыкально он меня не подкупает. Банальный репертуар, странный тренерский состав — я даже не смотрю российский «Голос».

Мне нужно было показать, что вот ты, обычный человек, можешь выйти и спеть перед такими большими людьми. Это несложно, достаточно лишь захотеть. Я хотела, чтобы «Голос краіни» стал для меня большим стартом, и, судя по реакции людей, это тот самый момент. Получить похвалу от Дорна, Вакарчука, Кароль, Потапа — это просто безумие какое-то!

Видео, где Вика исполняет на этапе слепого прослушивания песню Daddy певицы Эмели Санде, на сегодня собрало уже 400 тыс. просмотров. Там можно увидеть не только отличный номер в исполнении белоруски Виктории Шейко, но и вполне однозначную реакцию на него звезд украинской музыки. Из звездной четверки, которая наблюдала за выступлением девушки, Вика выбрала в качестве тренера Потапа.

— Почему именно он? Это самый популярный вопрос, — говорит девушка. — Я исходила из того, что он повернулся уже в первые секунды. Для меня это показатель: первое впечатление — самое важное. Я поняла, что Потапа сильно зацепило мое выступление. Хотя они меня все так расхвалили, что я стояла на сцене и не находила слов. Вот Тина Кароль восторгалась, говорила кучу комплиментов, но, с другой стороны, не сильно меня переманивала. А мне хотелось быть с человеком, который бы очень сильно в меня верил и жаждал со мной поработать.

На самом деле, когда я стояла на сцене, была в полном замешательстве, потому как вообще не рассчитывала, что все повернутся ко мне. Помню тот конкурсный день: смотрю на других ребят — никого из них тренеры не выбрали. Я думаю: «Господи, ну хоть бы кто-нибудь повернулся!» Причем я выступала последней и практически готова была сдаться: находилась на грани нервного срыва. Собралась в последний момент. Что-то щелкнуло, я вспомнила, для чего приехала…

Да, у Вики была еще одна важная миссия: девушка долгое время разыскивает отца. Она надеялась, что благодаря украинскому проекту тот узнает про свою дочь и захочет пообщаться с ней. Пока план не сработал.

— Мой отец родом из Грузии, — рассказывает девушка. — Однажды он уехал в Тбилиси и не вернулся. Я всю жизнь думала, что отец погиб — по крайней мере, так говорила мама. Хотя она всякий раз уходила от темы, когда я в детстве заводила об этом разговор. Потом мы переехали в Минск, я начала шарить в интернете и решила поискать в Facebook. Увидела фотографию и показала ее маме. Она сказала: «Да, это он». Я начала писать всем, кто у него в друзьях, мол, знают ли они этого человека. И одна девушка ответила мне. Оказалось, что это его племянница. Выяснилось, что отец жив, все у него хорошо. Правда, на мои сообщения он не отвечал: то ли не читает их, то ли… Не знаю, в чем дело, но очень хочу, чтобы он про меня узнал.

* * *

Можно ли считать выступление Вики на «Голосе краіни» успехом? Вполне. Девушка уже получила несколько предложений из соседней страны, однако в родной Беларуси до этого вроде как никому нет дела.

— Мне написали два текстовика, предложили поработать с ними — на этом все, — говорит певица. — Очень печально, что приходится искать какие-то возможности в других странах. На самом деле я с удовольствием развивалась бы в Беларуси, если бы здесь все к этому располагало. У нас практически нереально сделать конкурентный продукт, который котировался бы в СНГ. Почему? Может быть, слушатель не готов к тому, что мы можем сделать такую музыку, или шоу-бизнес не настолько развит. Все ведь завязано на финансовых вливаниях и грамотной работе специалистов. У нас этого нет.

Вот философский вопрос: если бы в Беларуси кто-то сделал что-то такое, как Рианна, например, у нас бы это слушали? Или такую музыку слушают только потому, что Рианна — это бренд? Как только я для себя отвечу на этот вопрос, то смогу понять, как и куда двигаться. Белорусу ведь для того, чтобы стать известным, нужно сначала уехать и добиться чего-то в другой стране, а уже потом его признают на родине. Классическая схема, и от этого очень грустно. Наши ребята всегда были замечательными, просто они почему-то никому не нужны.

Вика вспоминает, как пыталась отдать песни из своего репертуара на белорусские радиостанции. Ответ был лаконичный: «У вас совсем андеграунд». Теперь она вроде как шагнула из андеграунда навстречу широкой аудитории. Осталось только понаблюдать, сработает ли классическая схема.

— У украинцев все проще: стрельнула кому-то в голову идея — сразу же что-то делают, снимают клипы, записывают песни. Вот этой творческой инициативности нам очень сильно не хватает. Но я отказываюсь верить в то, что наши люди некреативные. Просто белорусы почему-то скованные и интровертные. Наверное, нужно действовать по принципу «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Мне кажется, когда мы это поймем, все будет здорово. Проблемы с финансированием, логистикой — это ерунда. Нас будут смотреть, нами будут восхищаться. Люди ведь везде одинаковые, к ним просто нужно лучше относиться.

В чем тогда проблема? Мне кажется, есть какие-то большие люди, которые прочно засели на своих местах и не дают новым, свежим идеям проникнуть в массы. Но мы ведь живем не только для себя: нужно делать новую культуру, развиваться. Чтобы, если у нас ничего не получится, была хотя бы платформа на будущее, чтобы страна куда-то двигалась. Я уверена, что проблема не в аудитории. Недавно вот узнала, что готовится кодекс «О культуре». Теперь ломаю голову, как подтвердить статус творческого работника… Нужно какой-то экзамен сдавать?.. На самом деле такие вещи убивают всякую инициативу. Нельзя контролировать творческих людей: творчество — это импульс, а его просто гасят условиями.

Вика твердо решила остаться в Беларуси и пробовать заявить о себе в родной стране. Получится? Время покажет. Правда, пока девушка, к сожалению, пробует расшевелить белорусского слушателя скорее вопреки. «Наверное, нужно, чтобы меня еще раз кто-нибудь подвел, — тогда уже точно решусь на переезд», — смеется девушка.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by