Пятнадцатилетние хроники белорусского Марса. Как умирает деревня в глубинке
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
343
18 февраля 2016 в 14:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Марс — маленькая белорусская деревенька в 300 километрах на юго-востоке от Минска. Свое необычное название она получила в 20-х годах прошлого века, когда советские ученые начали разрабатывать первые реактивные летательные аппараты и верили, что вскоре коммунисты начнут колонизировать другие планеты. Однако чуда не произошло. О колонизации Марса до сих пор мы только мечтаем, а одноименная деревня, всеми покинутая и забытая, умирает. 

Сегодня здесь всего 7 жилых домов. 50 лет назад было более 70 хозяйств. Времена расцвета в деревне Марс мы не застали, впервые побывали здесь в 2001 году. После удалось заглянуть сюда в 2011-м и, наконец, совсем недавно. Даже за этот, казалось бы, небольшой промежуток времени здесь произошли значительные перемены: многие дома исчезли, люди, населявшие деревню, умерли, а новые жители так и не приехали.

2016 год

2016 год

Длинная улица, ряд домов. С каждым годом, один за одним, они пустели. Ставни закрывались, колодцы заколачивались. Одинокие старики, оставшиеся доживать свой век в нескольких хатах, разглядывая целыми днями пейзаж за окном, могут увидеть одного-двух прохожих. Чужие здесь вообще не ходят.

2016 год

Заходим в первый жилой дом. В теплой хате, окруженная девятью котами, сидит баба Саня. Она рассматривает фотографии пятнадцатилетней давности: «Гэта шчэ я была добрая [здоровая – прим. Onliner.by]… Яшчэ с сабачкам кароу пасла…»

2016 год

2001 год

2011 год

Баба Саня перебирает карточки, как картинки из своей прошлой жизни:

2016 год

«У нашей дзярэуни ужо няма людзей. Вот — Николай Марковец — шчэ добрый дядька был. Года два назад умер. Их дети приезжают иногда, оставьте фотографии, мы им передадим».

2016 год

2001 год

2011 год

«Нина Рудакова — на краю Марса, у калодзежа жыве, з Верай Тарасовой па соседству».

2011 год

«А это — Баба Ганна, она лет 10 назад у Рэчицу пераехала, жива до сих пор!»

2016 год

2001 год

Баба Саня тяжело вздыхает: «Усе змерли. Усех закапали. Жил дядька один, так его хату зруинавали и посеяли кукурузу…»

2016 год

2016 год

В следующем доме живет Александр со своей матерью Валентиной — сегодня она самый старый человек в деревне. Александр вспоминает, как пять лет назад мы застали его за заготовкой дров на зиму.

2016 год

2011 год

2016 год

2016 год

2011 год

2016 год

На улице холодно. Изморозь сковала окна пустых хат, их долгая череда прерывается домом, из трубы которого курится дымок. Нас встречает баба Вера. Она садится за стол, раскладывает фотографии. «Это я со своим хозяином, — вздыхает она и не может сдержать слез. — Уже 2 года как умер».

2016 год

2016 год

2011 год

Герои большинства снимков, по словам бабы Веры, уже давно не с нами: «Михайлов тоже умер, уже на пенсии был».

2016 год

«А гэтыя Степкавы индюки каля Параскинай хаты. Яна тоже умерла, яе нема».

2016 год

«Нямлеи — памерли абои»

2001 год

2011 год

2016 год

«Маркавец — уже 4 года как помер. У него нашли рак. Мучился бедный».

2001 год

Баба Вера предлагает показать фотографии своей подруге — Нине. Для того чтобы добраться до нее, надо всего-то перейти улицу, по дороге проверяем почту. Две старушки перебирают карточки, вспоминают односельчан.

2016 год

2016 год

Вера восклицает: «А-а-а! Гэта ж маи гуси! Детачка, як давно эта было, цяпер я за птицей уже смотреть не могу — сил нет».

2001 год

Нина находит своего мужа: «Мой хозяин, его ужо 10 гадоу как няма!»

2016 год

2016 год

2001 год

2016 год

2016 год

«Я каждый день, деточка, плачу, — признается баба Вера. — Нас шестеро в деревне засталося. Мы з Нинаю, и там людзи жывуць» [кивает на противоположную сторону Марса].

На одной из фотографий — приехавшая в деревню не так давно Аня. Про таких говорят — самоселы. Заняла один из пустующих домов и прожила здесь несколько лет. А потом и она умерла, теперь дом заняла другая приезжая — Катя.

2011 год

2016 год

Коренных жителей Марса становится все меньше. Пройдя всю деревню, мы встретили еще одного ее жителя. Владимир переехал сюда из соседнего села, живет уже два года. На жизнь в глубинке он смотрит философски: автолавка приезжает три раза в неделю, дорогу чистят — вот и славно, чего еще ждать? Лишь бы пенсию исправно платили.

2016 год

2016 год

Марс умирает. Без патетики, без громких слов и страданий о деревне, которой скоро не станет. Тихо, один за другим уходят марсианские аборигены.

2016 год

2016 год

2016 год

2001 год

2001 год

Помощь не придет, да и не рассчитывают они на нее. Наполеоновские планы сделать из деревни с необычным названием популярный туристический объект канули в Лету. Что показывать туристам? Разрушенные хаты? Людей, которые живут лишь воспоминаниями? Вряд ли это будет кому-то интересно.

Громкое название деревни — лишь барометр, недосягаемый идеал того, к чему стремится белорусская глубинка. Льготные кредиты, штрафы за тунеядство, проблемы танцев доллара — все это совершенно чуждые и смешные темы для беседы на Марсе. Стремится глубинка лишь к одному — к тому, чтобы о ней не забывали.

Уезжая из деревушки, мы думали о вечности. Вспомните свои последние 15 лет, и наверняка вы осознаете, что были в вашей жизни родственники «с Марса». Они могли сказать вам многое, но не успели. Шанс успеть, прямо сейчас, еще есть. Почему мы его упускаем?

Читайте также:

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
18.02.2016 в 14:03
Печально.
18.02.2016 в 14:03
Мars — всё будет в шоколаде
18.02.2016 в 14:04
Да тут не только Марс, тут вся галактико в апасносте!
18.02.2016 в 14:04
Если так продолжится, то Минск тоже вымрет.. от голода.
18.02.2016 в 14:04
Не попал в зону агрогородка - всё
18.02.2016 в 14:04
Париж тоже умирает, давайте и от туда репортаж...
18.02.2016 в 14:05
Таких деревень на самом деле намного больше, чем одна.
Почему умирают?
Честный ответ - не перспективная...
Перестали люди любить и зарабатывать на земле, сейчас хорошие зарплаты в IT-сфере, а доярка на коровнике заработает сущие копейки.
Жаль, но выходя а не вижу!
18.02.2016 в 14:05
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
18.02.2016 в 14:05
ещё пятнадцатилетние и ужэ хроники..
куда катится мир..
18.02.2016 в 14:05
как и все деревни Беларуси, впринципе. История тысячи деревень.
18.02.2016 в 14:05
+ 100 км от столицы таких Марсов - СТОНИ.
18.02.2016 в 14:06
Живут так как все жили в СССР, мечтатели туда вернуться - езжайте в эту деревню и живите!
18.02.2016 в 14:06
Белорусские деревни умирают уже лет 40. Не меньше
18.02.2016 в 14:06
Жалко стариков...
18.02.2016 в 14:07
Париж тоже умирает, давайте и от туда репортаж...
"as_mailo":

Туд всё ещё пишет репортажи из Парижа?
18.02.2016 в 14:07
куплю участок в Д.Марс по вопросам писать в ЛС, спс
18.02.2016 в 14:07
Таких деревень в Беларуси и не счесть
18.02.2016 в 14:07
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

а сейчас Родину хоть не забываете?
18.02.2016 в 14:07
Спасибо наши дорогие бабушки и дедушки за наше детство вот в таких вот деревнях.
За жаренное на костре сало, картошку в углях, купание в речке, стройка плотин, Танки из кирпичей с веревкой!
Спасибо за самое классное время!
18.02.2016 в 14:07
Да такое можно про большинство беларуских деревень написать, грустно это все. Лет тридцать назад все было еще не так печально, но то что так будет, было понятно уже тогда.
18.02.2016 в 14:08
Так вот откуда Мэтт Деймон сбежал :)
18.02.2016 в 14:08
Не попал в зону агрогородка - всё
"SurferBob":

попал в зону агрогордка - так ещё всю жизнь должен останешься.. Нет уж.. пусть лучше доживают как есть, без вентиляции лёгких
18.02.2016 в 14:09
Сильный репортаж. Спасибо
18.02.2016 в 14:09
Когда была потреб кооперация - государство давало скотину молодняк, давало корма и покупало у населения молоко и мясо, сейчас этого нет. У селянина всегда была копейка своя. Сейчас просто нет мотива жить на земле. Укрупнение сельско хозяйственного производства ни к чему хорошему не приведёт. Таким людям просто некуда деваться.
18.02.2016 в 14:10
вот этот Марс и колонизировали бы!, зачем летать так далеко и на космическую программу тратиться?
18.02.2016 в 14:10
Есть Марс ближе, всего 25 км от Минска(Брест. направление)и рядом Юпитер...там все тоже самое...
18.02.2016 в 14:10
Все хотят в Город...
Здесь легче жить и работать...
Скорая едет 20 минут вместо часа...
Пожарные - 5 минут...
Есть куда сходить...

А там нет... Поэтому и умирает... Даже страшно думать, кто будет хлеб с картошкой сеять и остальным сельским хозяйством заниматься... Лет через 10-20...
18.02.2016 в 14:11
грусть......................................
18.02.2016 в 14:11
Не попал в зону агрогородка - всё
"SurferBob":

попал в зону агрогордка - так ещё всю жизнь должен останешься.. Нет уж.. пусть лучше доживают как есть, без вентиляции лёгких
"Доктор_Ливси":

Согласен - хрен редьки не слаще, там по сути рабство. Воли нет, человек должен сам выбирать где и как ему пахать, что и как ему сеять, государство должно помогать ему, а не приказывать.
18.02.2016 в 14:11
Беларусь - это не только Минск.
18.02.2016 в 14:11
Да уж, действительно, иная планета.
18.02.2016 в 14:12
нас всех это ждёт осталось совсем немножко
18.02.2016 в 14:12
сверни с любой дороги в сторону 3 км и увидишь такой МАРС в любой точке нашей необъятной родины
18.02.2016 в 14:13
будет очень жаль, если деревушка с таким названием исчезнет
18.02.2016 в 14:13
умирает не только Марс, но и все деревни...
18.02.2016 в 14:13
Вспомните свои последние 15 лет, и наверняка вы осознаете, что были в вашей жизни родственники «с Марса». Они могли сказать вам многое, но не успели. Шанс успеть, прямо сейчас, еще есть. Почему мы его упускаем?

как там говорили в недавнем материале?

«Саша, вас уже много. Отдохните»
18.02.2016 в 14:14
Одна деревня как аллегория всей Беларуси. У кого еще ходят ноги - валит отсюда. А остальные остаются помирать.
18.02.2016 в 14:14
надо там ледовый дворец построить
сразу будет процветающая деревня
18.02.2016 в 14:14
Британский_кот, поставил тебе, гаме, лойс
18.02.2016 в 14:14
Какие деревни, о чём вы говорите, сейчас в городе тяжело жить. Деревни уже отжили своё, в редких случаях ещё доживают.
18.02.2016 в 14:15
грустно это..но это жизненный цикл : одни уходят, другие приходят..
18.02.2016 в 14:16
Да уж, вот такая жизнь. Грустно.
18.02.2016 в 14:16
Хоть и грустный репортаж, но очень интересный. Спасибо авторам.
18.02.2016 в 14:17
ДОРОГА НА БРЕСТ 30КМ ОТ МИНСКА ВДОЛЬ ТРАССЫ М1 ДЕРЕВНЯ МАРС-СДЕЛАЙТЕ И ОТ ТУДА РЕПОРТАЖ КАК ДОЕХАТЬ ПОДСКОЖУ 80291380184
18.02.2016 в 14:19
Хорошая статья! Спасибо автору и фотографу!
18.02.2016 в 14:19
скоро деревни заживут, все туда поедем, куры, кабан, корова. По другому не прожить будит.
18.02.2016 в 14:20
проникновенный репортаж. Считаю, лучший на онлайнере за последние годы.
18.02.2016 в 14:20
Есть ли жизнь на Марсе...
18.02.2016 в 14:21
Не заметим и мы как наша жизнь пролетит!
18.02.2016 в 14:22
Пятнадцатилетние хроники белорусского Марса. Как умирает деревня в глубинке
Вообще наша страна всегда славилась хорошими людьми, своими деревнями, сёлами
Умрёт глубинка - умрёт в целом нация..
"Доктор_Ливси":

не городи ересь
18.02.2016 в 14:24
У нас есть такие деревни и без оползней...
"vasil123":

Подскажите, пожалуйста, названия деревень.
"Juv4ik":
вот тут вы спрашивали названия деревень.
Вот, яркий пример...
18.02.2016 в 14:24
Новая экономическая политика - не будет работы в городах, есть будет нечего, все кинуться на свои огороды в деревни, чтобы выжить. И Марс расцветет буйным цветом.
18.02.2016 в 14:26
Вот она реальная жизнь .
18.02.2016 в 14:27
Жаль конечно, положа руку на сердце раньше люди в деревне были нужны, а сейчас с современным уровнем механизации и уклон общества в услуги, деревня уже неактуальна.
18.02.2016 в 14:28
ДОРОГА НА БРЕСТ 30КМ ОТ МИНСКА ВДОЛЬ ТРАССЫ М1 ДЕРЕВНЯ МАРС-СДЕЛАЙТЕ И ОТ ТУДА РЕПОРТАЖ КАК ДОЕХАТЬ ПОДСКОЖУ 80291380184
"flani":

кстати, да)) возле Дзержинска) http://belkraj.by/ru/karta/mars-2
"Natali_93":

А чуть ниже и левее поселок Юпитер) Который на карте трудно найти) но он там вроде есть)
18.02.2016 в 14:28
больших деревень мало осталось! практически везде - пару жителей на деревню!
18.02.2016 в 14:29
...а ведь есть о чём задуматься! Спасибо,Onliner!
18.02.2016 в 14:30
Париж тоже умирает, давайте и от туда репортаж...
"as_mailo":

Если вы о деревушке, бывал однажды в ней. Таких сел полно по всей стране.
18.02.2016 в 14:30
"есть ли жизнь на марсе? нету ли жизни на марсе?" по крайней мере была,и есть, пока.
18.02.2016 в 14:32
берегите стариков своих и не забывайте
18.02.2016 в 14:33
Как в песне. Зачем разорили деревни страны - живем мы как будто во время войны...
18.02.2016 в 14:33
Хочу в Деревню.... Хочу
18.02.2016 в 14:34
Марс — маленькая белорусская деревенька в 300 километрах на восток от Минск

если верить гугл мэпс, то Марс находится рядом с Дзержинском прямо в том месте, где заканчивается Р1
http://static.panoramio.com/photos/1920x1280/68493857.jpg

или есть еще один Марс?
18.02.2016 в 14:34
Очень тронула статья..здоровья вам, марсиане!
18.02.2016 в 14:34
Рядом где-то и юпитер есть деревенька ждем репортаж!
18.02.2016 в 14:35
есть марс и юпитер и поближе, на пути в замки
18.02.2016 в 14:36
Сникерснуть на Марс надо по открытию велосезона!
18.02.2016 в 14:37
Пятнадцатилетние хроники белорусского Марса. Как умирает деревня в глубинке
Вообще наша страна всегда славилась хорошими людьми, своими деревнями, сёлами
Умрёт глубинка - умрёт в целом нация..
"Доктор_Ливси":

Я вас поддерживаю от души !!!! Золотые слова ... Нация и так на стадии исчезновения , о культуре и речи нет !!!!
18.02.2016 в 14:37
результат коллективизации...
18.02.2016 в 14:38
это называется урбанизация - переселение населения из сел в города
естественный процесс, ничего плохо тут нет
18.02.2016 в 14:40
как-то аж слезы навернулись
18.02.2016 в 14:41
Да, все хотят в город. Но в глубине сердца всегда есть такая деревенька из "детства". Поэтому и любят читать такие репортажи.
Эх, такие воспоминания нахлынули!
18.02.2016 в 14:43
Как корабль назовёшь, так он и поплывет
18.02.2016 в 14:44
Ждем репортажа с Парижа Витебской области))!
18.02.2016 в 14:45
больше на Плутон похоже )
18.02.2016 в 14:48
К 20 ГОДУ НЕФТЬ ПОДОРОЖАЕТ ДО 100......ТАК ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО СТАРИЧКИ, ВСЕ БУДЕТ.
18.02.2016 в 14:53
Живут так как все жили в СССР, мечтатели туда вернуться - езжайте в эту деревню и живите!
"Британский_кот":

Я мечтаю ; здесь есть все , котедж , несколько квартир , и пр недвиги , несколько авто новых ( больше двух ))) и тд. но хочу в деревню , у меня почти такаяже в 300км. только хозяйство получьше будет.
Только там понимаешь что день прожил не зря , всегда с удовольствием навещаю .
18.02.2016 в 14:55
Живут так как все жили в СССР, мечтатели туда вернуться - езжайте в эту деревню и живите!
"Британский_кот":

Я мечтаю ; здесь есть все , котедж , несколько квартир , и пр недвиги , несколько авто новых ( больше двух ))) и тд. но хочу в деревню , у меня почти такаяже в 300км. только хозяйство получьше будет.
Только там понимаешь что день прожил не зря , всегда с удовольствием навещаю .
"1816097":

Кому вы объясняете? Вечному терпиле? Пожалейте кнопки клавы, они этого не стоят.
18.02.2016 в 14:57
Около Дзержинска же есть тоже деревня Марс, не?
18.02.2016 в 14:59
Зачем так далеко ехать есть и МАРС и Юпитер возле Минска, 30 КМ от МКАД.
18.02.2016 в 15:01
ч/б и сепия в 2001 году? омг
18.02.2016 в 15:04
о - вот это терминальная стадия стабильности - наша иканомика и страна как раз в такую стадию сейчас постепенно переходят - все или помрут или свалят.
18.02.2016 в 15:04
Деревня деревней, но с современными тенденциями смотрите, чтоб все в скором времени такими "МАРСИАНАМИ" не стали и не поехали в села жить, чтобы прокормить семью.
18.02.2016 в 15:04
Времена меняются, кризис в голове нет
18.02.2016 в 15:05
результат коллективизации...
"Z-eroCoo-l":

результат урбанизации...
18.02.2016 в 15:05
Онлайнер, и так тоскливо, а ты еще усугубляешь:(.
18.02.2016 в 15:10
Марс умирает. Без патетики, без громких слов и страданий о деревне, которой скоро не станет. Тихо, один за другим уходят марсианские аборигены.

Вселенская печаль. Европа на Марс очередную экспедицию посылает, жизнь искать....А на белорусском Марсе скоро жизни не будет. Печаль. Пропадает Беларусь....
18.02.2016 в 15:11
Для желтой прессы я бы посоветовал название "Как умирали белорусские марсиане". А если серьёзно... Сельский уклад намного более полезен при воспитании детей - в плане живых примеров перед глазами. Если мобильная сеть достаёт, то вполне ОК - интернета по триджику на википедию вполне хватит. Но растить детей там сложно. Где больница? Где магазин? Где школа? Секции? Репетиторы? Сверстники?... Как вернуть людей в сёла? Никто уже туда не поедет. А вся молодёжь с детьми однозначно съедет в город. Нужны (и нужны были) миллиарды на поддержку села. А дзе ж их узяць? Особливо в кризис... Больше вопросов чем ответов.
18.02.2016 в 15:11
результат коллективизации...
"Z-eroCoo-l":

результат урбанизации...
"novell":

Результат колхократии и раздербанивания страны.
Ожидаемый результат.
18.02.2016 в 15:11
Умирают деревни. А я на старости лет уеду в бабушкин дом, в деревню. Пускай внуки правнуки живут в моих 33 минских квартирах и сдают их приезжим.:)
18.02.2016 в 15:12
в Америке целый Детройт почти умер..
естесственный процесс, ничего не поделаешь..
18.02.2016 в 15:13
Плачу. Дворцы строили и херней последние 20 лет занимались. Никакого развития обществу, полнейшее уныние и безнадега.
18.02.2016 в 15:14
Марс и марсиане...- тоска.
18.02.2016 в 15:15
Для желтой прессы я бы посоветовал название "Как умирали белорусские марсиане". А если серьёзно... Сельский уклад намного более полезен при воспитании детей - в плане живых примеров перед глазами. Если мобильная сеть достаёт, то вполне ОК - интернета по триджику на википедию вполне хватит. Но растить детей там сложно. Где больница? Где магазин? Где школа? Секции? Репетиторы? Сверстники?... Как вернуть людей в сёла? Никто уже туда не поедет. А вся молодёжь с детьми однозначно съедет в город. Нужны (и нужны были) миллиарды на поддержку села. А дзе ж их узяць? Особливо в кризис... Больше вопросов чем ответов.
"Hоcc":

Да эта деревня не в глубинке.
Рядом с Дзержинском, всего 25 км от МКАДа и рядом с М-1.
В каком-нибудь Буда-Кошелевском или Березинском районе еще и не то увидишь.
А денег в село было ввалено немеряно, десятки миллиардов. Только разворовали их "крэпкия упрауленцы" без остатка.
18.02.2016 в 15:18
Прослезился. :(
18.02.2016 в 15:20
Милые бабулечки ! Крепкого Вам здоровья и долгих лет .
18.02.2016 в 15:20
На марсе классно...
18.02.2016 в 15:21
к сожалению таких богом забытых деревень по беларуси просто несчетное количество.
18.02.2016 в 15:21
ДОРОГА НА БРЕСТ 30КМ ОТ МИНСКА ВДОЛЬ ТРАССЫ М1 ДЕРЕВНЯ МАРС-СДЕЛАЙТЕ И ОТ ТУДА РЕПОРТАЖ КАК ДОЕХАТЬ ПОДСКОЖУ 80291380184
"flani":

кстати, да)) возле Дзержинска) http://belkraj.by/ru/karta/mars-2
"Natali_93":

А чуть ниже и левее поселок Юпитер) Который на карте трудно найти) но он там вроде есть)
"Natali_93":

Я так понимаю, это тот самый Марс и есть.
Про него репортаж. Или я неправ и в Беларуси два Марса? Вряд ли.
18.02.2016 в 15:22
ДОРОГА НА БРЕСТ 30КМ ОТ МИНСКА ВДОЛЬ ТРАССЫ М1 ДЕРЕВНЯ МАРС-СДЕЛАЙТЕ И ОТ ТУДА РЕПОРТАЖ КАК ДОЕХАТЬ ПОДСКОЖУ 80291380184
"flani":

кстати, да)) возле Дзержинска) http://belkraj.by/ru/karta/mars-2
"Natali_93":

А чуть ниже и левее поселок Юпитер) Который на карте трудно найти) но он там вроде есть)
"Natali_93":

Я так понимаю, это тот самый Марс и есть.
Про него репортаж. Или я неправ и в Беларуси два Марса? Вряд ли.
"well_well":

Неправ. Марс — посёлок в Страдубском сельсовете Лоевского района Гомельской области Беларуси.
18.02.2016 в 15:26
Забыли свои корни люди, подменили им ценности. Дерево без корней не растёт.
18.02.2016 в 15:27
Во всем виноват капитализм: нет рабочих мест, нет инфраструктуры, новые " ценности ", которые нам впаривает США и Европа, в том числе, про роль женщины в семье - семья для женщин стала обузой, а смыслом жизни - выйти замуж за обеспеченного, "свесить ножки" и "все ей должны". Демографический уровень населения падает, деревни пустеют. И так во всех странах бывшего СССР - ДЕРЕВНЯ
18.02.2016 в 15:33
У нас много где так деревни уже по умирали(((
18.02.2016 в 15:35
Грустно смотреть на всех этих бабушек и дедушек, но что поделать - не живет у нас нынче деревня. Не думаю что картина у старичков радужнее в городе - думаю что наоборот печальнее просто тут их большая концентрация поэтому так и кажется
18.02.2016 в 15:37
Очень хоршая статья,спасибо!!!Какое же счастливое детство было в деревне!!!
18.02.2016 в 15:39
Плакать хочется...
18.02.2016 в 15:42
На Марсе жизни нет
18.02.2016 в 15:42
Коренные минчане ностальгируют по деревне...
18.02.2016 в 15:43
Дайте свободу людям которые хотят работать на земле,и деревни тогда оживут,а пока все что выросло на земле скупается за копейки некто не будет работать на земле, от налогов уже заводы загибаются не говоря про колхозы и деревни.
18.02.2016 в 15:43
это такая аллегория с Беларусью?
18.02.2016 в 15:44
Natali_93, я уже исправился. См. выше.
18.02.2016 в 15:45
онлайнер молодец,тема очень интересная в разрезе истории. таких Марсов "тысячи" по стране. а сколько хуторов еще было,уклад жизни был иной,сейчас все поменялось,вернее меняться начало уже давно.
эх,лето в деревне было классное всегда,лучшее время но..мы туда приезжали отдыхать (помогали конечно по хозяйству в меру сил),в основном летом. а так,жизнь на деревне это работа,с утра до вечера. люди пашут пашут и пашут.помню отец моего деревенского друга всегда ему говорил "окончишь школу,уезжай отсюда". многие и уехали,как минимум в ближайшие города.
p.s чего не понимаю,так это сноса домов сельсоветами или кем там. бывают дома очень неплохие остаются,зачем его сносить?да может человек из ближайшего города его под дачу купит,облагородит, баньку построит какую на участке,да летом приезжать будет на выходыне. что в этом бетоне то сидеть. сейчас почти у всех машины
18.02.2016 в 15:47
Суть статьи вообще не понял. Порадоваться, что пока молодой?
18.02.2016 в 15:47
это жизнь...
18.02.2016 в 15:52
Всё-таки есть жизнь на Марсе! И яблони там цветут.
18.02.2016 в 15:59
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

УСТРОЙТЕ ВЫ ЭТОГО БОБРА НА НОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ. ВЕЗДЕ ПЕРВЫЙ В КОМЕНТАХ
18.02.2016 в 15:59
Смотришь фото. Как же было здорово..когда в детстве приезжаешь в деревку))
18.02.2016 в 16:01
well_well, 2 Марса в Беларуси, но судьба у них один в один. Про тот, что ближе к Минску, тоже когда-то писали: http://people.onliner.by/2012/07/25/mars/
18.02.2016 в 16:01
зачем это?
18.02.2016 в 16:02
У моего отца деревня родная в Чауском районе. спустя лет 15 приехал с матерью к родственникам в гости - все заросло.. И водохранилище и вокруг участка поля позаросли мелколесьем... В бывшей колхозной усадьбе когда-то строили дома для молодых специалистов, стоят сейчас полуразрушенные.. Постоянных жителей почти не осталось

Где там возрождение с/х, какие агрогородки? Уныние и упадок.. А когда-то море народу жило и постоянно и родственники из окрестностей приезжали.. Эх..
18.02.2016 в 16:03
Ещё в школе я прочитал в учебнике истории про США: ещё в 1905 году 5% населения полностью обеспечивало население США продовольствием, и при этом США ещё являлось крупнейшим экспортёром пшеницы. Сегодня эта цифра в районе 3%, если я не ошибаюсь.

У нас в 1991 году 33% было сельскими жителями, сейчас - 23%. Как видите, селам ещё есть куда умирать.
18.02.2016 в 16:12
Ещё в школе я прочитал в учебнике истории про США: ещё в 1905 году 5% населения полностью обеспечивало население США продовольствием, и при этом США ещё являлось крупнейшим экспортёром пшеницы. Сегодня эта цифра в районе 3%, если я не ошибаюсь.

У нас в 1991 году 33% было сельскими жителями, сейчас - 23%. Как видите, селам ещё есть куда умирать.
"Varjat_by":

Ну умрут деревни - появятся фермеры или хутора. В Европе деревень как таковых и нет. Поэтому тут только настольгия одна. А по факту люди из деревень уезжают - это их выбор.
18.02.2016 в 16:14
так умирает Беларусь.....
18.02.2016 в 16:17
Молодцы авторы! Растревожили сердце горькой правдой
18.02.2016 в 16:17
«…У нашей дзярэуни ужо няма людзей. Вот — Николай Марковец — шчэ добрый дядька был. Года два назад умер. Их дети приезжают иногда, оставьте фотографии, мы им передадим».

Можно было бы и красиво написать. Дзярэуни через дз пишут, а уже дядька без дз. Статья не об этом, но удивили, не ждал...
18.02.2016 в 16:18
Эта деревня отражение нашей экономики!
18.02.2016 в 16:22
Грустная статья. Белорусское село умирает
18.02.2016 в 16:23
Скоро и моя деревня станет Марсом
18.02.2016 в 16:26
Во всем виноват капитализм: нет рабочих мест, нет инфраструктуры, новые " ценности ", которые нам впаривает США и Европа, в том числе, про роль женщины в семье - семья для женщин стала обузой, а смыслом жизни - выйти замуж за обеспеченного, "свесить ножки" и "все ей должны". Демографический уровень населения падает, деревни пустеют. И так во всех странах бывшего СССР - ДЕРЕВНЯ
"bravoL":

Ну, здравствуй, Швондер!


Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? […] Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. […] Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более — людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!

— Преображенский, глава III
"well_well":

Так вот такие Швондеры и ведутся на западные ценности.
И вот такие Швондеры кричат про Европу, в которой всё чисто. И пеняют на правительство и власть. Вместо того, чтобы зарабатывать деньги все дружно хором собираются у компа и давай комменты строчить.:)
"papls":

Ну, вот и Шариков подтянулся!
Вы стоите на самой низшей ступени развития, […] вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить… […] …вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества.
18.02.2016 в 16:27
Марс умирает
зато Минск процветает, Х5 - народный автомобиль :)
18.02.2016 в 16:27
Нужно не популизмом заниматься,а покупать сельхозпродукцию по вменяемым ценам ,а не яблоки по 500 рублей ,картошку по 600,а молоко по 4000,притом что из него извлекут масло и сливки и продадут по 10000 3.6%.Просто дать людям работать и не мешать.Далеко ходить не надо-Польша под боком.Климат такой же,отношение другое,фермеры норм живут и кормят страну и деревень таких заброшенных нет.
18.02.2016 в 16:34
Грустная статья. Белорусское село умирает
"ANDRE90":

И правда. Как-то аж слёзы наворачивались, читая эту статью.
18.02.2016 в 16:35
Основу аграрного сектора Польши составляют микро-хозяйства, которые обрабатывают по 5‑10 га земли. Такое положение вещей является следствием послевоенного раздела земли в Польше. В отличие от Советского Союза он не сопровождался массовой коллективизацией, и Польша была единственной страной социалистического лагеря, где крестьяне в своем большинстве не состояли в колхозах и совхозах, оставаясь свободными землепашцами.

Сегодня средний размер польских хозяйств составляет около 7 га. В стране есть и крупные хозяйства, но их крайне мало — лишь 9% хозяйств обрабатывают площадь, превышающую 100 га. Однако в разных регионах ситуация складывается по-разному. Так, на западе Польши уже есть немало хозяйств, которые обрабатывают по 50‑80 га. В то же время на юге страны их размеры в основном не превышают 3‑4 га. Причем есть даже хозяйства размером в 1 га. Парадокс заключается в том, что именно юго-восточные воеводства, где находятся наиболее мелкие хозяйства, производят основную часть сельскохозяйственной продукции страны.

Среди польских хозяйств сильно развита специализация: например, одни специализируются на производстве молока, другие — овощей. В Польше считают, что многопрофильные хозяйства менее эффективны.

Государство проводит долгосрочную политику развития мелких хозяйств, что также рассматривается как эффективное средство самозанятости населения и решения социальных проблем села.
18.02.2016 в 16:36
Умирает не деревня,- умирает Страна (((
18.02.2016 в 16:36
После вступления Польши в Европейский Союз в сельском хозяйстве этой страны начались серьезные положительные перемены. Они прежде всего в ускорении процессов реструктуризации и модернизации, особенно в перспективных хозяйствах.

Уже через пять месяцев после вступления Польши в ЕС Брюссель начал выплату сельскохозяйственных субсидий. К началу следующего года в общей сложности польским фермерам передано почти 2,5 миллиарда евро в виде прямых дотаций. На получение помощи заявки направили почти полтора миллиона фермеров. В первый день распределения средств 5000 человек получили чеки из расчета 116 евро на гектар.

Недавно Евросоюз принял решение об увеличении финансовой помощи фермерам, которые понесли убытки от вспышки кишечной инфекции, сообщает комиссия Евросоюза. Производители сельхозпродукции, чей бизнес пострадал от эпидемии инфекции, вызванной распространением штамма энтерогеморрагической кишечной палочки E.coli, дополнительно получили 17 млн евро.

Ранее на эти цели уже было выделено 200 млн евро. Таким образом, общий объем компенсаций достиг 217 млн евро. Самый большой объем компенсации от ЕС получили фермеры из Испании — в общей сложности почти 71 млн евро, польские фермеры — 46,4 млн евро, итальянские — 34,6 млн евро, фермеры Нидерландов — 27,2 млн евро.

В результате довольно быстрыми темпами растут масштабы производства в хозяйствах, что заметно по расширению площадей сельскохозяйственных угодий и особенно по росту поголовья крупного рогатого скота (особенно молочного), свиней и других сельскохозяйственных животных. Происходит заметное повышение производительности и эффективности хозяйствования: растет урожайность возделываемых культур, особенно зерновых, увеличивается продуктивность животных, особенно молочных коров. Быстрыми темпами развивается пищевая промышленность и экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Он увеличился на 30,2% в 2004 г., на 32,7% в 2005-м и на 20% в 2006 году.

Главным фактором ускоренного развития польского агропродовольственного сектора после вступления в ЕС является поддержка со стороны бюджета как в виде прямой поддержки хозяйственных доходов (прямые доплаты), так и поддержки для технико-экономической и социальной реструктуризации сектора.

В среднем в год польский агропродовольственный сектор получил 177 млн евро в рамках программы SAPARD и 1353 млн евро в рамках Плана развития сельской местности (PROW-2004) и Секторной оперативной программы “Сельское хозяйство” (SPOR). Предусматривается, что среднегодовой поток финансовой помощи для агропродовольственного сектора в рамках Программы развития сельской местности (PROW-2013) увеличится в 2007—2013 гг. до 1680 млн евро.

И вот главный итог. 90% польских фермеров в 2002 году были против вступления в Европейский Союз, а сейчас 70% стали проевропейскими.
18.02.2016 в 16:39
Олег_В.,
врёш
Чуть больше 20illumi.one,
18.02.2016 в 16:39
Ещё в школе я прочитал в учебнике истории про США: ещё в 1905 году 5% населения полностью обеспечивало население США продовольствием, и при этом США ещё являлось крупнейшим экспортёром пшеницы. Сегодня эта цифра в районе 3%, если я не ошибаюсь.

У нас в 1991 году 33% было сельскими жителями, сейчас - 23%. Как видите, селам ещё есть куда умирать.
"Varjat_by":

Ну умрут деревни - появятся фермеры или хутора. В Европе деревень как таковых и нет. Поэтому тут только настольгия одна. А по факту люди из деревень уезжают - это их выбор.
"papls":

А были ли вы в той Европе, в которой нет деревень?
Вроде сейчас невыездных нет. Рекомендую, съездите хотя бы в Польшу, в которой "деревень нет " и посмотрите, почувствуете разницу. И не городите ерунду, мы то, что вы говорите, и по БТ послушать можем. Смените пластинку, товарисч....
18.02.2016 в 16:41
Таких вымирающих деревень куча!!!! Почему бы не разваливать до конца, а заново расстраивать, инфраструктуру поднять, люди сами поехали б думаю!!! Рабочие места, магазины, дискотеки-молодежь бы подтянулась к лету. Старикам веселее, да глянь и внуки приедут. У нас как всегда наоборот, как приятно смотреть на европейские деревни, вот это уровень, да и люди туда едут с мегаполисов. Беларусь, бери пример, может и люди не будут уезжать с страны.
18.02.2016 в 16:43
вот куда многодетных отселят надо...работать учить ..а не на кг дома прибирать к рукам..а потом жаловаться.
18.02.2016 в 16:45
Много таких Марсов по Беларуси.
18.02.2016 в 16:46
Эта деревня находится в Лоевском районе Гомельской области.Она действительно вымирает.В ней прошло моё детство.
18.02.2016 в 16:46
Бука Козявкин, Эта деревня находится в Лоевском районе Гомельской области.Она действительно вымирает.В ней прошло моё детство.
18.02.2016 в 16:47
А в бывшем совке все разворовали и развалили "крэпкия упрауленцы"
"well_well":


Развалили все "свядомыя", в том числе и СССР, и сейчас боитесь как бы молодежь не узнала про ваши "подвиги". В нашей стране давно, как и в других республиках СССР, нет социализма и партии. Есть такое понятие как "приспособленец" - это не коммунист и не социалист. Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти, а вы все партийных ищите.
КТО ВСЕ РАЗВАЛИЛ
"new-comer":

Я так понимаю что СССР вы не застали. Так вот мы сейчас и живем в СССР где-то конца 70-х. Осталось чуть чуть чтобы скатиться в 80-е, с дефицитом и очередями
18.02.2016 в 16:49
У меня спрашивали ,ты откуда? Я с марса им отвечал,мне крутили руки и везли в милицию,там они узнали ,что я точно с марса,ведь я там прописан)
18.02.2016 в 16:50
Kirmash,

Ага жди надейся )) Скорее мы станем частью россии
18.02.2016 в 16:50
До середины 90‑х годов Польша была импортером сельскохозяйственной продукции. Сейчас ситуация резко изменилась: более 10% польской сельхозпродукции реализуется на внешних рынках. Примечательно, что половина экспортных поставок приходится на Германию.

Ежегодный рост производства продукции сельского хозяйства в Польше ныне составляет 20%. Такому динамичному развитию агросектора страны способствовало вступление Польши в ЕС. За 8 лет членства в Евросоюзе польские фермеры заработали немалые деньги. Многие из них уже не нуждаются в кредитах на финансирование оборотных средств. По этой причине местные банки все чаще вынуждены выдавать небольшие займы даже относительно большим хозяйствам.

Значительную часть полученных прибылей польские фермеры инвестируют в землю. Цена 1 га земли в Польше колеблется от 20 до 25 тыс. злотых, что эквивалентно 5‑6 тыс. EUR. Это в 10‑12 раз превышает соответствующую цену двенадцатилетней давности. Для сравнения, цена 1 га земли в Голландии составляет около 30 тыс. EUR.

Рентабельность польского сельского хозяйства сегодня составляет около 40‑50%. Каждый гектар в среднем обеспечивает прибыль в 3‑4 тыс. злотых (750‑1000 EUR). При этом субсидии ЕС из расчета на 1 га составляют около 250 EUR. В Польше считают, что по результатам сезона каждый фермер с учетом дотаций должен зарабатывать не меньше 10 тыс. EUR. Только тогда он сможет обеспечить своей семье надлежащий уровень жизни.
18.02.2016 в 16:51
Очень интересно, Онлайнер... Марс я знаю рядом с Минском есть, там где ответвляется М1 на Москву, а в 300 км... Хммм... Два Марса у нас в синявокай, получается?
18.02.2016 в 16:52
Фотограф хороший.
18.02.2016 в 16:53
А есть ли жизнь на Марсе!?!?
ЕСТЬ, пока еще...
18.02.2016 в 16:54
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

а мне надоело, читать Ваши комментарии
18.02.2016 в 16:55
И вот главный итог. 90% польских фермеров в 2002 году были против вступления в Европейский Союз, а сейчас 70% стали проевропейскими.
"Kirmash":


Главный итог в том, что все польские фермеры работают на рынок сбыта России, и когда последняя ввела ответные санкции против Евросоюза все польские фермеры разорились и вышли на бессрочные забастовки !!! Вот и весь секрет их успеха, а по-поводу "проевропейскасти" фермеров - согласно последнего опроса за конец 2015 года только 27% фермеров считают, что есть польза от Евросоюза и 43% считают, что Польше следует самостоятельно развивать свое с/х, а от вступления в Евросоюз только вред.
18.02.2016 в 16:59
С удивлением на меня смотрели люди из очереди на вокзале, когда я покупала билет до Марса. Эх как давно это было
18.02.2016 в 16:59
Парадокс: при такой мощной идиалогической поддержки аграриев со стороны нашего правительства сельское хозяйство и деревни стабильно продолжают умирать из года в год
18.02.2016 в 17:00
И вот главный итог. 90% польских фермеров в 2002 году были против вступления в Европейский Союз, а сейчас 70% стали проевропейскими.
"Kirmash":


Главный итог в том, что все польские фермеры работают на рынок сбыта России, и когда последняя ввела ответные санкции против Евросоюза все польские фермеры разорились и вышли на бессрочные забастовки !!! Вот и весь секрет их успеха, а по-поводу "проевропейскасти" фермеров - согласно последнего опроса за конец 2015 года только 27% фермеров считают, что есть польза от Евросоюза и 43% считают, что Польше следует самостоятельно развивать свое с/х, а от вступления в Евросоюз только вред.
"bravoL":

А оставшиеся 30% что считают? Как там по методичке?
18.02.2016 в 17:03
Государство про этих людей вообще уже забыло....
18.02.2016 в 17:07
вот они какие Марсиане...
18.02.2016 в 17:08
Надеюсь, что и Минск когда-нибудь станет таким же!!!!
18.02.2016 в 17:14
А рядом с Марсом ещё Юпитер есть. Тоже маленькая деревушка.
18.02.2016 в 17:15
если бы так было только в марсе) по всей стране такое в глубинке....
18.02.2016 в 17:15
Уже более 20 лет власть пугает народ РБ потенциальной войной с НАТО, и рассказывает как она заботится о неселении.
За эти 20 лет население РБ сократилось на 800000 человек.

Главное что-бы не было войны!!!
18.02.2016 в 17:16
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

А сейчас село вымирает, но почему-то кризиса нет.
18.02.2016 в 17:17
социально ориентированное государство, забота о ближнем во всей красе. только молоть языком и могут и грабить своих же нарушая закон, а вот как помочь надо ...... что посеешь, то и пожнешь, скорее бы карма к вам вернулась...
18.02.2016 в 17:19
https://content.onliner.by/news/2016/02/default/88501a08eb32574bfd489935b3ab9542.jpg истинная фотка слезы накатываються словами сдесь не опишешь :-(
18.02.2016 в 17:20
Статья про д. Марс, Лоевский район, Гомельская область
18.02.2016 в 17:20
Марс — маленькая белорусская деревенька в 300 километрах на восток от Минск

если верить гугл мэпс, то Марс находится рядом с Дзержинском прямо в том месте, где заканчивается Р1
http://static.panoramio.com/photos/1920x1280/68493857.jpg

или есть еще один Марс?
"Бука:

Наверное ошибка в статье - не 300км а 30км!
18.02.2016 в 17:20
https://www.youtube.com/watch?v=XX992MpvSSI
18.02.2016 в 17:22
и жили бы там дальше- но когда к тебе во двор заходят и заставляют платить за кажждую птицу, за каждое животное, за каждый кустик и сравнить полученный результат с зарплатой в колхозе- становится понятно- деревни и дальше будут умирать
18.02.2016 в 17:26
Десятилетия стабильности - "как ёсць, так ёсць", "лишь бы не было войны"…
18.02.2016 в 17:27
а есть Марс совсем под Минском
18.02.2016 в 17:28
очень трогательно... кто -то в деревню ездил к бабушкам, а кто-то в Геленджике все 3 горячих месяца жил... спасибо Бабушке, не забуду тебя
18.02.2016 в 17:28
очень грустный репортаж..аж ком в горле стал
18.02.2016 в 17:28
Вот это и есть процветающая Белорусь !
18.02.2016 в 17:33
Страшно это все, неужели мы молодые, так доживать будем?
18.02.2016 в 17:34
Марсиане картошку выращивают))
Вот откуда фильм.
18.02.2016 в 17:35
грустно как то что человечество так живет, стремится к лучшему - оставляя позади худшее :(
18.02.2016 в 17:43
проезжаю часто эту деревню. все засажено, красиво. часто вижу машины- видимо, дети навещают стариков. да, деревня вымирает, как и сотни таких деревень. но не так все печально, как в этой статье. читаешь- и прямо безнадега. статья какая то однобокая получилась на мой взгляд
18.02.2016 в 17:47
Дрозды там как?
18.02.2016 в 17:47
Посмотрите на родителей.. как они постарели..
18.02.2016 в 17:50
Таких деревень очень много, к сожалению
18.02.2016 в 17:52
Свое необычное название она получила в 20-х годах прошлого века, когда советские ученые начали разрабатывать первые реактивные летательные аппараты и верили, что вскоре коммунисты начнут колонизировать другие планеты
Заметьте, в уже 20-х годах (!) (СССР, к слову, как государство был образован в 1922-м) коммунисты мечтали о других планетах (!) и воплощали свои мечты в жизнь строя реактивные ракеты (!). И строили советские (!) ученые. А в незалежнасти одни лишь открытия новых гиперов, кафэшкек и западных тошниловок, и ничего больше не нужно.
Однако чуда не произошло. О колонизации Марса до сих пор мы только мечтаем, а одноименная деревня, всеми покинутая и забытая, умирает.
А потому что, во-первых, коммунистическую идею предали, убив Сталина. Во-вторых, писатель-фантаст Брэдбери сказал по этому поводу отличные слова: "Потому что люди сделали много глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия... Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением... Мое детство пришлось на Великую депрессию, а глубокая старость — на крутой финансовый кризис. Ты смотришь в будущее и видишь там причудливые планеты, новые космопорты и машины, летающие по воздуху, а заканчивается все падением доллара на бирже". Потребительство, которое становится все больше недоступным для все большего количества людей. Только при коммунизме возможно покорение космического пространства.
18.02.2016 в 17:52
Ну да,в такой деревне действительно по барабану качели с курсом,цена за баррель и прочая ерунда которая угнетает.
18.02.2016 в 17:55
Грустно...
18.02.2016 в 18:01
nehaev, конечно, когда позволить себе жить в минске не можешь, чего еще желать :D
18.02.2016 в 18:05
У меня был свой Марс в детстве - Сыманчицы. Бабубля до сих пор любит провести там лето, но соседей уже нет:( Зато рядом, в Узде, открыли Евроопт:)
18.02.2016 в 18:06
Для желтой прессы я бы посоветовал название "Как умирали белорусские марсиане". А если серьёзно... Сельский уклад намного более полезен при воспитании детей - в плане живых примеров перед глазами. Если мобильная сеть достаёт, то вполне ОК - интернета по триджику на википедию вполне хватит. Но растить детей там сложно. Где больница? Где магазин? Где школа? Секции? Репетиторы? Сверстники?... Как вернуть людей в сёла? Никто уже туда не поедет. А вся молодёжь с детьми однозначно съедет в город. Нужны (и нужны были) миллиарды на поддержку села. А дзе ж их узяць? Особливо в кризис... Больше вопросов чем ответов.
"Hоcc":


А зачем? Зачем возвращать людей в деревни?
Надо принять факт того, что пир меняется. Да, это больно. Но такова жизнь и течение истории.

Крепкое фермерство, котрое имхо должно быть обязательно, не массовое. То есть Дальше если будет фермерство деревню в том виде, которое есть сейчас не спасёт.

Сельское хозяйство должно объединятся вокруг каких-то узлов: заготовительных пунктов или мест переработки. То есть будут этакие агрогородки, на которых будут завязаны небольшие фермерские сообщества.
18.02.2016 в 18:08
Огромное спасибо за репортаж.Вместе с деревней умирает и целый пласт культуры. Жаль.
18.02.2016 в 18:08
И вот главный итог. 90% польских фермеров в 2002 году были против вступления в Европейский Союз, а сейчас 70% стали проевропейскими.
"Kirmash":


Главный итог в том, что все польские фермеры работают на рынок сбыта России, и когда последняя ввела ответные санкции против Евросоюза все польские фермеры разорились и вышли на бессрочные забастовки !!! Вот и весь секрет их успеха, а по-поводу "проевропейскасти" фермеров - согласно последнего опроса за конец 2015 года только 27% фермеров считают, что есть польза от Евросоюза и 43% считают, что Польше следует самостоятельно развивать свое с/х, а от вступления в Евросоюз только вред.
"bravoL":


Рынок россии не главная причина успехов с/х в ЕС, а она в том, что ЕС субсидирует фермеров. И это не льготные кредиты как в РБ, а миллиарды евро. Плюс квоты...много квот. Никакого свободного рынка и капиталистической конкуренции.
18.02.2016 в 18:09
Какие добротные, большие дома строили, для больших семей. Комнаты просторные. И сараи, погреба во дворе. Люди трудились, надеялись, что детям будет. Труженики.
К сожалению, в настоящее время умирает не только Марс. Много таких деревень у нас...
18.02.2016 в 18:09
В деревне хочется столицы...
В столице хочется души...
И всюду человечьи лица
Бесчеловеческой души..."
18.02.2016 в 18:10
Очень печально, жалко людей....
18.02.2016 в 18:11
надеюсь умереть раньше чем стану таким.
18.02.2016 в 18:16
Да что там деревни, города умирают и люди все перебираются в Москву и далее... А была же когда- то целая страна РБ...
18.02.2016 в 18:17
Умирает и МАРС и ЮПИТЕР и еще много таких деревень
18.02.2016 в 18:21
Для желтой прессы я бы посоветовал название "Как умирали белорусские марсиане". А если серьёзно... Сельский уклад намного более полезен при воспитании детей - в плане живых примеров перед глазами. Если мобильная сеть достаёт, то вполне ОК - интернета по триджику на википедию вполне хватит. Но растить детей там сложно. Где больница? Где магазин? Где школа? Секции? Репетиторы? Сверстники?... Как вернуть людей в сёла? Никто уже туда не поедет. А вся молодёжь с детьми однозначно съедет в город. Нужны (и нужны были) миллиарды на поддержку села. А дзе ж их узяць? Особливо в кризис... Больше вопросов чем ответов.
"Hоcc":

Да эта деревня не в глубинке.
Рядом с Дзержинском, всего 25 км от МКАДа и рядом с М-1.
В каком-нибудь Буда-Кошелевском или Березинском районе еще и не то увидишь.
А денег в село было ввалено немеряно, десятки миллиардов. Только разворовали их "крэпкия упрауленцы" без остатка.
"well_well":

Поймите....ни кто не дал деревне "просто так " ни цента.Все в кредит и в лизинг...и все эти годы поддерживали не село а МТЗ И МАЗ с БЕЛНЕФТЕХИМОМ. Все ДАДЕНЫЕ бабки так или иначе заберут с боооольшими процентами.И ХЗ где сейчас был бы МТЗ если бы не колхозы... Принцип "крэпких упровленцев" - хочеш не хочеш надо хотеть!!! Приезжают молодые председатели на гниленькой старушке......через год на А -8.ой...И каждый день по 10-12 коров выводят комерсам на мясо....КАЖДЫЙ ДЕНЬ !!! КАРЛ!!!! И всё это делается под "крышей управленцев" ТОЛЬКО РЕФОРМЫ!!! ТОЛЬКО ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ !!!!
18.02.2016 в 18:23
скиньте координаты очень нужно кто в курсе где находится в личку координаты
18.02.2016 в 18:24
Вымирающие деревне объеденяем в одну.
18.02.2016 в 18:26
Зато нет войны!
18.02.2016 в 18:32
Рынок россии не главная причина успехов с/х в ЕС, а она в том, что ЕС субсидирует фермеров. И это не льготные кредиты как в РБ, а миллиарды евро. Плюс квоты...много квот. Никакого свободного рынка и капиталистической конкуренции.
"BoRoG":


Это вы у поляков спросите, они эти квоты так и не дождались, а убытки приходиться компенсировать за свой счет. Фермеры очень не довольны, и когда Польша заявила о готовности помочь Украине 100 млн. евро, фермеры тут же вышли на забастовку напомнить о квотах и субсидиях, которые вы тут вспоминаете, не работает этот механизм у них. И до сих пор компенсации за потери из-за российских санкций никто не получал.
Лучше плановой экономики в с/х , которая была во времена СССР, ничего лучшего никто не придумал.
18.02.2016 в 18:32
РЕСПЕКТ Дмитрию Корсаку и Алексею Матюшкову!!!!!!!!!! Побольше таких репортажей!
18.02.2016 в 18:34
Вымирают деревни...
18.02.2016 в 18:45
Хочу в Деревню.... Хочу
"ilariu":

Знаете, деревня не всех хочет пускать к себе.
Спросите себя, готов ли я стать таким как
жители белорусской деревни? Они совершенно
по-другому воспринимают окружающий мир.
Без этого там не приживетесь. И дело тут даже
не в ежедневном "употреблении" (речь не о Марсе ),
знаю о чем говорю. Кстати тут всё грустно, но не ужасно.
Деревни Тверской области России, вот там реально
18 век.
18.02.2016 в 18:48
Вот оно- белорусское будущее. Страшно, что и тебя может постигнуть та же участь: отсутствие всякой помощи и реальное ожидание конца своих дней, тем более когда я видел (на яву), как живут такие же пенсионеры в Германии. Такой удручающей старости я не хочу, тем более, что умирать мы начнём раньше, чем уйдём на пенсию.
18.02.2016 в 18:49
Зато нет войны!
"кокоша":

Ну ну. В Австралии и Канаде тоже нет войны.
Правительство & чиновники!!!
Эти люди из репортажа, заслужили такую жизнь в Республике Беларусь???
18.02.2016 в 18:52
Это такая программа государства развития села...называецца.
18.02.2016 в 18:54
Жаль конечно, положа руку на сердце раньше люди в деревне были нужны, а сейчас с современным уровнем механизации и уклон общества в услуги, деревня уже неактуальна.
"tsirik1978":

Странно, почему-то в Евросоюзе так не считают. Виделт хоть когда-нибудь деревню в Германии? Минск рядом не стоял...
18.02.2016 в 18:56
Зато нет войны!
"кокоша":

нам вона не нужна мы АТОМНУЮ станцию строим в прекрасных экологических местах.в сейсмоопасной зоне.
18.02.2016 в 18:59
Грустный но очень добрый репортаж.....
18.02.2016 в 19:04
онлайнер, и где эта деревня в 300 км от Миснка??? Случайно она не в 30 км?
18.02.2016 в 19:05
печальный репортаж.слезы на глазах
18.02.2016 в 19:06
Да, что там марс - если не брать в расчет областные и районные центры то беларусь вся такая. Изъездил я всю нашу родину вдоль и поперек и каждый раз проезжая такую деревню я задавался вопросом как тут можно жить и где же та счастливая и сытая беларусь о которой рассказывают по БТ
18.02.2016 в 19:10
Очень люблю репортажи про наши глубинки, большое спасибо Онлайнер.
18.02.2016 в 19:12
Хороший ,философский проект,но грустный-))
18.02.2016 в 19:13
Я так понимаю что СССР вы не застали. Так вот мы сейчас и живем в СССР где-то конца 70-х. Осталось чуть чуть чтобы скатиться в 80-е, с дефицитом и очередями
"dima-1102":



Развалили все предатели, в том числе и СССР, и сейчас боятся, как бы молодежь не узнала про их "подвиги". В нашей стране давно, как и в других республиках СССР, нет социализма и партии. Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти. Но заинтересованные лица пытаются во всех наших бедах винить "совок", партийных и т.п. Хотя причина всех бед кроется в приспособленцах и предателях всех мастей.
Кто все развалил
"bravoL":

Вот только не надо это бреда!
18.02.2016 в 19:17
Снятие запрета на работу без прописки и неадекватное расширение застройки Минска окончательно добило белорусские деревни и небольшие населенные пункты. Кто станет жить в провинции, если ничего не стоит понаехать в столицу.
18.02.2016 в 19:17
А все это сделало адраджэнне сяла-снесли школы,фапы,клубы,вырезали свиней(типо свиной грип) сравняли с землей такие организации как ПМК,автобазы и др.
18.02.2016 в 19:18
bravoL,


Развалили все предатели, в том числе и СССР, и сейчас боятся, как бы молодежь не узнала про их "подвиги". В нашей стране давно, как и в других республиках СССР, нет социализма и партии. Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти. Но заинтересованные лица пытаются во всех наших бедах винить "совок", партийных и т.п. Хотя причина всех бед кроется в приспособленцах и предателях всех мастей.

Все у вас предатели виноваты ,присбособленцы,тунеядцы,враги народа всех мастей,кто там еще. А почему ничего этого нет в странах,которые вы проклинаете-сша,например,канаде,той же польше. Почему они не разваливаются от малейшего дуновения цены на нефть
18.02.2016 в 19:19
Грустно. Сколько таких деревень ещё, о которых не написали.
18.02.2016 в 19:30
У меня тоже есть родственники с Марса) Только этот Марс ближе, около 30 км от Минска, в Дзержинском районе) Там, кстати, по соседству две деревушки, точнее с виду одна, разделенная на две, Марс и Юпитер) Точнее это одна длинная улица) Вполне себе живая)
18.02.2016 в 19:37
Раньше родители меня на все лето увозили в деревню, весело было, много ребят, не те времена... Тогда с палки стреляли, о телефонах даже речи не шло не то что о компьютерах...
Вся молодежь по городам, вот и деревеньки пустеют. Храни господь этих бабулек, долгих лет им.
18.02.2016 в 19:45
Марс.... вы бы деревню Тучки нашли.......
p.s. недалеко от Марса
18.02.2016 в 19:47
Аяяй-ойойой!!! КАК же так? президент 21 год поднимает села и СПК, а у них дела все хуже и хуже! Что то не так..............
18.02.2016 в 19:49
Разруха и развал на селе приобретает необратимый процесс, дальше крах. Ещё лет пять десять и на сельском хозяйстве можно ставить крест.
18.02.2016 в 19:53
Мечты осуществимы, на марсе можно вырастить картошку.
18.02.2016 в 20:07
Таких деревень в Беларуси и не счесть
"Bеня":
Фигня! Вень, ты не видел сколько их на территории Украины. В каждой области. Открывал однажды карту 1970-х годов бумажную, и сравнил с современной. В одной только Черниговской области больше 40 сёл-призраков. В 1970-х они были, а сейчас уже нету.
18.02.2016 в 20:10
куплю участок в Д.Марс по вопросам писать в ЛС, спс
"ArtemKA12":


едь бери бесплатно.
18.02.2016 в 20:13
20 гадов киравання, а народ все багаче и багаче
18.02.2016 в 20:14
Все у вас предатели виноваты ,присбособленцы,тунеядцы,враги народа всех мастей,кто там еще. А почему ничего этого нет в странах,которые вы проклинаете-сша,например,канаде,той же польше. Почему они не разваливаются от малейшего дуновения цены на нефть
"Vika03":

Потому что США живет за счет экономик других стран, вся ее экономика построена на "костях" экономик других стран. Разрушая экономики других государств, она образует рынки сбыта своей продукции, обретает дешевые сырьевые рынки. Развязывая войны, она стимулирует ВПК своей страны, подбрасывая многомиллиардные контракты. У США 19 триллионов внешнего долга, и, если сейчас отказаться от этой модели " развития ", то будет страна-банкрот.
18.02.2016 в 20:15
Развалили все "свядомыя", в том числе и СССР, и сейчас боитесь как бы молодежь не узнала про ваши "подвиги". В нашей стране давно, как и в других республиках СССР, нет социализма и партии. Есть такое понятие как "приспособленец" - это не коммунист и не социалист. Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти, а вы все партийных ищите.
КТО ВСЕ РАЗВАЛИЛ
"new-comer":


А может хватить брехать, а?
А давайте всё-таки начнем вспоминать имена и фамилии.
Начнем с первого и главного - Александр Григорьевич Лукашенко. Член КПСС, несменно рулит страной уже чёрт знает какой срок. Свядомы?
Мясникович - был в партии, потом в правительстве новой Беларуси, до сих пор заседает и учит нас жить. Он тоже свядомы?
Прокопович - партийный (в 1990—1995 — Депутат Верховного Совета Белорусии. А туда беспартийные не попадали), славен словами "Никакой девальвации не будет", до сих пор во власти. И этот свядомы?

Дальше продолжать нужно?
18.02.2016 в 20:16
У трыццаці кілометрах ад Менска, побач з трасай М1 і Дзяржынскам, ёсьць вёсачкі Марс і Юпіцер. Сітуацыя там не лепшая.
18.02.2016 в 20:19
Тут поближе Марс есть. Рядом с Дзержинском. Но самое интересное, что рядом с ним есть еще и Юпитер. Вот вам и солнечная система в 40 км от Минска. Есть про эти деревушки очень много интересных и правдивых историй. Если кому интересно - могу поделиться.
18.02.2016 в 20:20
Перед просмотром прочёл название деревеньки "Марс" наоборот...
просмотрел, нет, ошибся в названии.
18.02.2016 в 20:22
Если бы Вы знали сколько таких деревень (((((
18.02.2016 в 20:29
Почему-то хочется рыдать....
18.02.2016 в 20:34
А может хватить брехать, а?
А давайте всё-таки начнем вспоминать имена и фамилии.
"Shurix":


А где вы увидели у нас КПСС ??? Где вы видите у нас коммунистическую партию, да и советов у нас уже нет. Есть капитализм, у нас европейские налоги, толерантность, товары, машины, еда - все европейское. Людей за долги по коммуналке выбрасывают на улицу без жилья взамен, при коммунистах такое априори невозможно !
18.02.2016 в 20:34
Ну дак марс же
18.02.2016 в 20:41
Бывал в этой деревушке в Лоевском районе. Жаль ее .
18.02.2016 в 20:43
А еще марс есть возле дзержинска и юпитер там рядом это если кому интересно
18.02.2016 в 20:45
Грустный репортаж. Думаю в Германии таких деревень нет. Пусть наш руководитель прочитает эту статью и поможет бабулькам в развитии Марса.
18.02.2016 в 20:49
и за это деды воевали.....
18.02.2016 в 20:50
хорошая статья!!
18.02.2016 в 20:52
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":
деревня сейчас в интернет переехала... Печально смотреть как детство молодежи проходит
18.02.2016 в 20:53
Красвые фото
18.02.2016 в 20:56
Да скоро вообще один Минск останется
18.02.2016 в 20:58
Когда то анекдот ходил про этот Марс!
Поддатый мужик кивался на Гомельском автовокзале.
Менты спрашивают ты откуда и куда едешь?
-Я с Марса и направляюсь на Марс!
Хотели забирать, но когда проверили прописку, то рассмеялись и в автобус посадили!
ЗЫ. По М1 возле Минска тоже, помойму, есть то ли Марс, то ли Венера?
18.02.2016 в 21:08
Да скоро вообще один Минск останется
"autos7":

И ему не судьба.....
18.02.2016 в 21:08
well_well
"bravoL":

А может хватить брехать, а?
А давайте всё-таки начнем вспоминать имена и фамилии.
"Shurix":


А где вы увидели у нас КПСС ??? Где вы видите у нас коммунистическую партию, да и советов у нас уже нет. Есть капитализм, у нас европейские налоги, толерантность, товары, машины, еда - все европейское. Людей за долги по коммуналке выбрасывают на улицу без жилья взамен, при коммунистах такое априори невозможно !
"bravoL":

При коммунистах людей уничтожали миллионами. И теперь уничтожают.
Только другими методами. Гуманными. Водкой, безработицей, наркотиками, абортами, урбанизацией и прочими прелестями. За последние 20 лет население Беларуси уменьшилось на 5%. Это мало?
18.02.2016 в 21:12
Вы читайте написанное и не теряйте логической связи:
- new-comer пишет, что "Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти, а вы все партийных ищите"
- я навскидку привел примеры, что всё как раз-таки наоборот "тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет" те в большинстве случаев и сейчас у власти. А многие и детишек своих во власть пристроили.
Так что нечего стрелки переводить на виртуальных "свядомых", которые в лучшие для них времена в Верховном Совете занимали 4% от всего состава. Взгляните правде в глаза и признайте: кто вел СССР к "светлому будущему", те же люди сейчас и ведут Беларусь в то же самое темное место. А как они там называются - КПСС, Белая Русь + БРСМ и как-то иначе, мне абсолютно плевать.
P.S. И да, еще раз насчёт "свядомых" Ельцина, Кучмы и Шушкевича, которые "развалили" СССР. Договор о ликвидации СССР и создании СНГ был подписан в декабре - на то время из 15 союзных республик из состава СССР УЖЕ вышли 13. Эта троица просто из жалости пристрелила старую полудохлую кобылу.
"Shurix":


Хм, а если я вам скажу, что и Порошенко и даже Ляшко были в коммунистах, то вы скажите, что Украину развалили коммунисты ??? Абсурд. Разделите две вещи - быть коммунистом и числится в рядах, преследуя какие-то мотивы - это большая разница !!! Быть в рядах - это и есть приспособленчество. И советую вам сходить, к примеру, в облисполком - там уже давно молодежь у руля, которая не была ни в каких партиях, БРСМ , комсомоле и т.д. Однако это в лучшую сторону на их управленческих качествах никак не отразилось.
18.02.2016 в 21:14
Печально все это наблюдать.
18.02.2016 в 21:15
вот она-беларусская реальность(((
18.02.2016 в 21:16
умирает не только Марс, но и все деревни...
"Romakayk":

да.... А в них ведь еще живут наши родители, бабушки и дедушки. Печально все это(((
18.02.2016 в 21:19
Вы читайте написанное и не теряйте логической связи:
- new-comer пишет, что "Тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет - их уже как 25 лет нет у власти, а вы все партийных ищите"
- я навскидку привел примеры, что всё как раз-таки наоборот "тот кто был во времена СССР идейным и имел партбилет" те в большинстве случаев и сейчас у власти. А многие и детишек своих во власть пристроили.
Так что нечего стрелки переводить на виртуальных "свядомых", которые в лучшие для них времена в Верховном Совете занимали 4% от всего состава. Взгляните правде в глаза и признайте: кто вел СССР к "светлому будущему", те же люди сейчас и ведут Беларусь в то же самое темное место. А как они там называются - КПСС, Белая Русь + БРСМ и как-то иначе, мне абсолютно плевать.
P.S. И да, еще раз насчёт "свядомых" Ельцина, Кучмы и Шушкевича, которые "развалили" СССР. Договор о ликвидации СССР и создании СНГ был подписан в декабре - на то время из 15 союзных республик из состава СССР УЖЕ вышли 13. Эта троица просто из жалости пристрелила старую полудохлую кобылу.
"Shurix":


Хм, а если я вам скажу, что и Порошенко и даже Ляшко были в коммунистах, то вы скажите, что Украину развалили коммунисты ??? Абсурд. Разделите две вещи - быть коммунистом и числится в рядах, преследуя какие-то мотивы - это большая разница !!! Быть в рядах - это и есть приспособленчество. И советую вам сходить, к примеру, в облисполком - там уже давно молодежь у руля, которая не была ни в каких партиях, БРСМ , комсомоле и т.д. Однако это в лучшую сторону на их управленческих качествах никак не отразилось.
"bravoL":

Где-где? В облисполкоме молодежь? То есть за 50 - это молодежь?
Кто, интересно, клерки? И кто из молодых не состоял в БРСМ, если без членства в этой секте не получиишь в/о? Кто Вам методички пишет, любезный? Увольте его, совсем уже в маразм впал старикашка.....
18.02.2016 в 21:21
rioot, согласен, тут их несколько троллей народ веселят.
Не пойму только, откуда такие берутся?
18.02.2016 в 21:23
well_well
"bravoL":

А может хватить брехать, а?
А давайте всё-таки начнем вспоминать имена и фамилии.
"Shurix":


А где вы увидели у нас КПСС ??? Где вы видите у нас коммунистическую партию, да и советов у нас уже нет. Есть капитализм, у нас европейские налоги, толерантность, товары, машины, еда - все европейское. Людей за долги по коммуналке выбрасывают на улицу без жилья взамен, при коммунистах такое априори невозможно !
"bravoL":

При коммунистах людей уничтожали миллионами. И теперь уничтожают.
Только другими методами. Гуманными. Водкой, безработицей, наркотиками, абортами, урбанизацией и прочими прелестями. За последние 20 лет население Беларуси уменьшилось на 5%. Это мало?
"well_well":

Это уже давно не коммунисты, а любимые вами США создали нам такие условия. Коммунисты идейные закончились еще в 70-80 -хх годах прошлого столетия, а все, чего мы достигли за последние 25 лет - результат кропотливой работы в создании капитализма.
В СССР деревни процветали по сравнению с сегодняшним днем.
18.02.2016 в 21:24
жалко стариков.... мои то померли все...
18.02.2016 в 21:31
Это не правда! вождь казал что у нас каждый старик "досмотрен одет и как сыр в масле " не то что в европе где люди на улицах умирают!
Вот народ покуда будите "хавать "эту блевотину которой 22 года кормит это наша старость!!!!
Главное что бомбы не падают!!!!!!
18.02.2016 в 21:31
bravoL, тебя случайно не коля зовут?
18.02.2016 в 21:32
Кошмар...время ничто и никого не жалеет...
18.02.2016 в 21:32
вескі паміраюць і краіна памірае ! ужо як двадцаць гадкоу.......
18.02.2016 в 21:35
В этой деревне правды больше, чем в любом агрогородке...
Печально, что уходит деревня.
Деревня - основа города.
а за Марсом вслед РБ
18.02.2016 в 21:43
Это уже давно не коммунисты, а любимые вами США создали нам такие условия. Коммунисты идейные закончились еще в 70-80 -хх годах прошлого столетия, а все, чего мы достигли за последние 25 лет - результат кропотливой работы в создании капитализма.
В СССР деревни процветали по сравнению с сегодняшним днем.
"bravoL":


А кто Вам сказал, что я люблю США? Я там не был, ничего о них не знаю и знать не хочу.
Я люблю жизнь и ненавижу ложь и воровство, лизоблюдство и предательство, лень и тупость.
В чем я не прав?
18.02.2016 в 21:46
красивые места, а деревни все вымирают
18.02.2016 в 21:46
Неизбежное следствие урбанизации.
18.02.2016 в 21:47
а следующая деревня по дороге Юпитер я там как-то проеззал
18.02.2016 в 21:52
вот если-б назад в СССР крепкий колхоз.новый ГАЗ 53- сразу после армии.новый дом не жизнь а сказка. рубль денег стоил а что теперь?СССР никто не любил но нас все боялись
18.02.2016 в 21:53
Есть Марс ближе, всего 25 км от Минска(Брест. направление)и рядом Юпитер...там все тоже самое...
"karw":

еду как-то смотрю Марс думаю ага а следующая Юпитер подъезжаю к следующей деревне точно Юпитер
18.02.2016 в 21:56
Зачем так далеко поехали, есть деревня марс и по трассе Минск Брест около Дзержинска и обстановка там точно такая же....(((
18.02.2016 в 21:57
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

Всегда завидовал, в детстве, детям которые летом уезжали к бабушке. У меня бабушки в деревне никогда не было, т. к. все городские. Позже только в п. лагеря.
18.02.2016 в 22:09
кстати не единственная деревня Марс....по слуцкому направлению тож есть ода в км 20 от Минска
18.02.2016 в 22:17
Где-где? В облисполкоме молодежь? То есть за 50 - это молодежь?
"well_well":

Давненько вы там не были - средний возраст 30 - 35 лет.

А кто Вам сказал, что я люблю США? Я там не был, ничего о них не знаю и знать не хочу.
Я люблю жизнь и ненавижу ложь и воровство, лизоблюдство и предательство, лень и тупость.
В чем я не прав?
"well_well":

В том, что не хотите видеть разницы между коммунистом и теми, кто в КПСС только ради галочки был, а также не хотите признавать, что сегодняшние результаты развития страны и наше существование - это следствие результата развала СССР сторонниками США и запада.
18.02.2016 в 22:17
Все хотят в Город...
Здесь легче жить и работать...
Скорая едет 20 минут вместо часа...
Пожарные - 5 минут...
Есть куда сходить...

А там нет... Поэтому и умирает... Даже страшно думать, кто будет хлеб с картошкой сеять и остальным сельским хозяйством заниматься... Лет через 10-20...
"Ahaha81":

Не волнуйтесь сильно!Во всех странах есть кому хлеб с картошкой сеять и у нас найдется!В городе тоже теперь не сладко!Напихались,как селедка в консервную банку!Дышать в городе уже нечем!Кто жить захочет,а не дышать выхлопными газами и травиться сплошной химической едой из магазинов,потиху попилит назад в деревни восстанавливать здоровье,чтоб поближе к чистой природе!
18.02.2016 в 22:19
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

Всегда завидовал, в детстве, детям которые летом уезжали к бабушке. У меня бабушки в деревне никогда не было, т. к. все городские. Позже только в п. лагеря.
"slavaaapost":

Купите домик в деревне и Вашим внукам будут завидовать дети у которых нет дедушки в деревне.
18.02.2016 в 22:23
куплю участок в Д.Марс по вопросам писать в ЛС, спс
"ArtemKA12":


едь бери бесплатно.
"аскер":

Ага!Бери!А потом,когда возьмешь и порядок наведешь-быстро хозяева льготники нарисуются!Надежней купить за 3 руб!
18.02.2016 в 22:31
перед временем мы все бессильны.
18.02.2016 в 22:33
удивило таких деревень как грязи и даже ближе 300 километров
18.02.2016 в 22:35
Не прадавайце дом бацькоў»

Я заклінаю ўсіх сыноў:
Хай будуць цяжкасці любыя,
Не прадавайце дом бацькоў –
Вас не ўратуюць грошы тыя.
… Дзядоў і продкаў вашых дух
Прыжыўся назаўседы ў хаце.
Яшчэ агеньчык не патух,
Што запаліла ў печы маці.

Не прадавайце дом бацькоў,
Вы без яго не пражывеце:
Ён будзе сніцца зноў і зноў,
Пакуль вы есць на гэтым свеце.
Вы да яго яшчэ не раз
З павіннай будзеце з’яўляцца:
Пацягне, як злачынцу, вас
У здрадзе некалі прызнацца.

Ён вам пад восеньскім дажджом
Навее цеплыя ўспаміны…
Ды не адчыніць дзверы дом,
Хоць і не раз змахне цішком
З акон – вачэй сваіх слязіну.
18.02.2016 в 22:43
Скоро останутся одни города, деревни исчезнут как таковые(
18.02.2016 в 22:46
А я вырос в деревне N, которая на гринице c Украиной и много-много раз проезжал этот указатель на деревню Марс. Сейчас уехал в США, сижу на работе и читаю статью Onliner'а и так грустно на душе.....почему?...потому что, наверное к моей старости и деревня в которой я вырос тоже будет такой.....очень обидно, что деревни вымирают, ....настоящий мир стал миром денег и потребления.....
18.02.2016 в 23:06
так вымерает не только Марс, а все деревни в Беларусии
18.02.2016 в 23:07
Как раз сегодня об этом думали. Когда после войны женщины остались без мужей, без отцов с детьми а руках. Дом сгорел, корову забрали, еды нет, идти некуда. Чтобы выжить они перестали чувствовать. Стали суровые и грубые, без эмоций и сюсюканий, просто пытались не умереть. Так и прожили до сих пор. И дети их, не видевшие ласки, не умеют показывать чувства, лишь рождённые в 70-80 ых начали что-то хотеть, кроме "лишь бы не было войны". Но в 90-ые тоже замкнулись и зажались, стиснули зубы. Их дети тоже выросли в эмоциональной бедности, поэтому помнят на память все редкие мультики. Только вот теперешние малые уже начинают раскрываться, учатся выбирать, высказывать мнение, видеть цели. Лишь бы не сглазить.
18.02.2016 в 23:12
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

Были были , только с такими тэмпами развития как у нас всю РБ через лет 20 ждёт такая же учесть
18.02.2016 в 23:15
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

поддерживаю
18.02.2016 в 23:30
Притормози, водитель, ну постой же,
Я выйду здесь, мне некуда спешить.
Ты у колодца стань мне, если можно,
Воды студёной мне б сейчас испить!

Спасибо, друг, премного благодарен!
Давай, езжай! Счастливого пути!
А я пройдусь, поди, ещё не барин,
И, коль, не так что, ты меня прости!

Припев:
Слеза скатилась, я отвернулся,
Давно я не был здесь, давно,
Деревня, ты мне часто снилась!
Мой дом родной, моё крыльцо!

Машина вдаль умчалась и пропала,
Я распахнул пошире воротник.
Мне что-то стало воздуха, вдруг, мало,
И задыхаться начал, как старик.

Заброшены дворы стоят повсюду,
Колодец пуст, в нём даже нет ведра.
Три дома здесь жилых на всю округу,
Деревня вся, как будто, умерла.

Припев:
Слеза скатилась, я отвернулся,
Давно я не был здесь, давно,
Деревня, ты мне часто снилась!
Мой дом родной, моё крыльцо!

Сказать по правде, братцы, дрожь пробрала,
Отнялась речь, я онемев стою.
А слева, сзади, спереди и справа,
Дома вросли в густую крапиву.

И мой стоит заброшенный, разбитый,
Поодаль, тут же рядом, в стороне.
Покинут всеми, мною позабытый,
Но он, как прежде, очень дорог мне!!!

Припев:
Слеза скатилась, я отвернулся,
Давно я не был здесь, давно!
Деревня, ты мне часто снилась,
Мой дом родной, моё крыльцо!
Деревня, ты мне часто снилась,
Мой дом родной, моё крыльцо!
18.02.2016 в 23:31
Бедные люди! Жаль что кое кто продал и предал страну и забыл про её народ!
18.02.2016 в 23:32
Очень многие и не поймут, что такое деревня, каково это ездить к бабушке и дедушке. Вместе с этим умирает и часть нас, хотите того или нет. Люди становятся всё злее друг к другу. Да и вообще, Вы ходите в гости к соседям? Знаете их, не плевать что там происходит у кого? Каждый сам себе пусть отвечает. Но - бесполезно. Человек человеку - зверь. Сейчас это так.
18.02.2016 в 23:35
А кому то плевать на пенсионеров, с их копеешной пенсией которой уже и на нормальную еду не хватает, у него - то кризиса нет. Жалко ни в чем не повинных людей обманутых, и оставленных в нищете умирать.
18.02.2016 в 23:39
Это Лоевский Марс?
18.02.2016 в 23:41
с Марса все высосали Дрозды.. Рак.
18.02.2016 в 23:50
зато дворцов понастроили. и ледовых и всяких других. и в эмираты на хоккей летаем
19.02.2016 в 0:14
д.Марс Дзержинский р-н около М1?
19.02.2016 в 0:16
Или я неправ и в Беларуси два Марса? Вряд ли.
"well_well":

есть ещё один Марс в Речицком районе, по дороге из Речицы в Лоев - на полпути примерно, немного не доезжая водохранилища
19.02.2016 в 0:21
А рядом еще Юпитер
19.02.2016 в 0:23
Почему умирают?
Честный ответ - не перспективная...
"adamant_moon":

нет, это не так....раньше у людей на деревне было хозяйство.., держали поросят, коров, телят и птицу.. Теперь на содержание каждой головы нужна куча справок и разрешений, и пусть у тебя хоть одна справка будет просрочена или не уплачен налог. Чтоб заколоть поросёнка теперь необходимо везти его на ближайший мясокомбинат, заплатить деньги, а так же за экспертизу. Государство планомерно ведёт борьбу с частным хозяйством, в котором как мы видим одерживает уверенную победу, гробя при этом деревню.
19.02.2016 в 1:14
Доктор_Ливси,
а с чего взяли,что человек уехал? Это было его детство, как и многих других! Думаю родину навещает...
19.02.2016 в 1:18
Как умирает белорусский Марс-да так же как и промышленность, предпринимательство, право на труд............продолжать можно долго!
19.02.2016 в 1:40
Цитата - "Они могли сказать вам многое, но не успели. Шанс успеть, прямо сейчас, еще есть. Почему мы его упускаем?"
Как бы цинично не звучало,но в подавляющем большинстве случаев ничего путного подобные старики не скажут. Вся их жизнь, за редким исключением, - "неблагодарный "труд и сплошная мимикрия.Конечно,можно поумиляться часик-другой с бабушек и дедушек,прочувствовать свою жалость к бедолагам,проникнуться тихой грустью от окружающей обстановки,но если пожить с ними непосредственно хотя бы неделю,то место "тихой грусти" заняла бы КАК МИНИМУМ "тихая досада и раздражение".
19.02.2016 в 1:53
Вот где жизнь, в деревне, свежий воздух, все как надо. А еще если фотографией занимаешься то можно сделать очень классные снимки.
19.02.2016 в 3:38
Проблема с деревней в том, что мир давно поменялся, и традиционный деревенский уклад в этот мир уже не вписывается. Но то самая типавласть нихрена не сделала для того чтобы вписать деревню в новые реалии жизни..
Начинать нужно было с элементарного - формирования образа нового сельского жителя.. Под это уже можно было думать о том, как именно стимулировать жить людей на селе. Быстрорешения типа "аграгарадкоу" уже показали свою "эффективность".

Хотя, понятно, на что думалки хватило у "гениев управления", то и реализовали
19.02.2016 в 8:08
Чё за хрень? Какие 300км от Минска? Марс и Юпитер на развилке М1/Р1 в Дзержинском р-не.
19.02.2016 в 8:19
Чё за хрень? Какие 300км от Минска? Марс и Юпитер на развилке М1/Р1 в Дзержинском р-не.
"gargalyga":

Читай выше. Там все написано. Марс в працвитаюшчай не один, оказывается.:)
19.02.2016 в 8:24
Клуб закрыли ( ...
19.02.2016 в 8:24
Проблема с деревней в том, что мир давно поменялся, и традиционный деревенский уклад в этот мир уже не вписывается. Но то самая типавласть нихрена не сделала для того чтобы вписать деревню в новые реалии жизни..
Начинать нужно было с элементарного - формирования образа нового сельского жителя.. Под это уже можно было думать о том, как именно стимулировать жить людей на селе. Быстрорешения типа "аграгарадкоу" уже показали свою "эффективность".
Хотя, понятно, на что думалки хватило у "гениев управления", то и реализовали
"spacewalker":

"Гении управления" сами вышли из задрипанных колхозов и затащили туда всю страну.
Минск тоже еще тот колхоз, только большой.
А беда села в том, что истребили крестьянские хозяйства и не дали развиться зарождающемуся классу фермеров - собственников земли. Лучше бы те 50-60 миллиардов, которые распилили на поддержке неэффективных хозяйств, потратили на поддержку фермерских хозяйств. Был бы толк. Сельхозпродукцией мы завалили бы полмира. Создали бы новые рабочие места, да и отток народа из деревни прекратился бы. А сейчас уже четверть страны живет в одном городе радиусом 15 км. Просто дурдом.
19.02.2016 в 8:34
Скоро так везде будет. Может даже и с Минском.
19.02.2016 в 8:43
well_well,
Чё за хрень? Какие 300км от Минска? Марс и Юпитер на развилке М1/Р1 в Дзержинском р-не.
"gargalyga":

Читай выше. Там все написано. Марс в працвитаюшчай не один, оказывается.:)
"well_well":

Нафига тогда писать "300км от Минска"? Кому-то нужна эта информация? Писали бы: "в Гомельской области" - все всё поняли бы.
19.02.2016 в 8:51
Эта деревня не в трехстах километрах от Минска а в 30-40 км. у трассы М 1 в сторону Москвы
А 300 км от Минска в ту сторону уже Брестская обл.
19.02.2016 в 8:54
Эта деревня не в трехстах километрах от Минска а в 30-40 км. у трассы М 1 в сторону Москвы
А 300 км от Минска в ту сторону уже Брестская обл.
"PapaDenis":

Минский Марс с такими темпами строительства скоро в Сенгицу войдет.
19.02.2016 в 8:54
Эта деревня не в трехстах километрах от Минска а в 30-40 км. у трассы М 1 в сторону Москвы
А 300 км от Минска в ту сторону уже Брестская обл.
"PapaDenis":

Минский Марс с такими темпами строительства скоро в Сенгицу войдет.
"PapaDenis":

Сенгицу
19.02.2016 в 8:55
Эта деревня не в трехстах километрах от Минска а в 30-40 км. у трассы М 1 в сторону Москвы
А 300 км от Минска в ту сторону уже Брестская обл.
"PapaDenis":

Минский Марс с такими темпами строительства скоро в Сенгицу войдет.
"PapaDenis":

Сенгицу
"PapaDenis":

Блин,СЕННИЦУ во о о
19.02.2016 в 9:16
хорошими людьми
"Доктор_Ливси":

щито? пошутили, видимо...
19.02.2016 в 9:49
Хорошая статья. Немного обо всем, все о немногом..
19.02.2016 в 10:19
последние из марсиан
19.02.2016 в 10:24
Лучше бы те 50-60 миллиардов, которые распилили на поддержке неэффективных хозяйств, потратили на поддержку фермерских хозяйств.
"well_well":
Ну к фермерам жеж не приедешь и не объяснишь как правельнЕЕ полоть косить молотить.. "Вумом" уже "бляснуть" будет сложней.. ДА и возись потом с каждым из них... А колхозы - это знакомо и понятно.
Но, опять же.. на сх только лишь для деревни свет клином не сошелся. Есть еще другие форматы занятости. Село умирает не потому что с/х развивается не развивается, а потому что инфраструктура там уже не соответствует запросам граждан. По зп, по доступности детсадов и школ., поликлиник и больниц.
19.02.2016 в 10:47
Очень печально очень...
19.02.2016 в 10:50
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

Всегда завидовал, в детстве, детям которые летом уезжали к бабушке. У меня бабушки в деревне никогда не было, т. к. все городские. Позже только в п. лагеря.
"slavaaapost":

Купите домик в деревне и Вашим внукам будут завидовать дети у которых нет дедушки в деревне.
"kari2255":

Я так и сделал, пару лет назад)
19.02.2016 в 11:11
Думаю это ждет скоро всех деревень и небольших городов.
Все пруться в столицу зачем-то, а провинция редчает тем временем.

Хотя в теперешней провинции жить действительно некамильфо. Но вот если бы активнее и по нормально развивали города спутники, а не как сейчас - я бы с радостью сьехалбы с минкса в пригород.
19.02.2016 в 11:15
О как бабули говорят на своих мужей-МОЙ ХОЗЯИН ! Это не нынешнее время.
побольше фото про глубинки интересно спасибо
19.02.2016 в 12:30
Просто все могло бы пойти и по другому сценарию. Если бы не....
1. Не всякие там бесполезные сан-станции и райисполкомы, которые убили своими запретами все местное производство, в виде изготовления в местных колхозах - домашней колбасы, сала, копченных кумпячков и прочего.
2. Затем уничтожили производство местного кирпича, торфа, деревообработку ит.д.
Сейчас эти пресловутые "передовики" производства, вероятно, на пенсии... радуются, как хорошо исполняли желания правительства..
19.02.2016 в 14:34
PapaDenis, это гомельская область, Лоевский найон.
19.02.2016 в 14:37
PapaDenis, это гомельская область, Лоевский район.
"nastena-1107":
19.02.2016 в 15:26
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

Опять ты, а бы ляпнуть!
19.02.2016 в 16:29
Написали в 300км ю-в Минска. А чего сразу не в 1200км северней Москвы? Поближе нет крупных городов? Проще же было написать 20-30-40 от Гомеля?
19.02.2016 в 18:21
Самая мощная статья на онлайнере в этом году
19.02.2016 в 18:22
adamant_moon, как
Таких деревень на самом деле намного больше, чем одна.
Почему умирают?
Честный ответ - не перспективная...
Перестали люди любить и зарабатывать на земле, сейчас хорошие зарплаты в IT-сфере, а доярка на коровнике заработает сущие копейки.
Жаль, но выходя а не вижу!
"adamant_moon":

Как это не перспективная?????Просто люди работать не хотят - ленивые стали.Только на всё готовое.А ты возьми участок,разведи пчёл,засади сад,заведи скотину и вот тебе и деньги))
19.02.2016 в 18:24
Есть ли жизнь на Марсе ? ........
19.02.2016 в 19:22
Деревня Марс 30 км от Минска в сторону Бреста. Внесите поправки авторы...
19.02.2016 в 21:00
Марс живи ! фу не успел
19.02.2016 в 22:30
Мне пра-бабушка говорила в детстве, что будет время когда воду питьевую продавать будут!! в магазинах будет все но купить не за что будет. люди в деревни поедут чтоб выжить как то . так что жди Марс скоро приедем !! так как воду питьевую уже продают ) а в 80Х это космос казалось )))))
19.02.2016 в 22:47
Беларусь - это не только Минск.
"Tester_ok":

Но и Марс.Венера.Юпитер.Родина прочие не колонизированные планеты-жаль что в отличии от космических их колонизацыя "дорого обходиться"
20.02.2016 в 0:22
Обидно. Что мы забываем такое. И многие деревни остаются пустовать.
20.02.2016 в 11:57
Есть ли жизнь на Марсе? -нет жизни на Марсе!
20.02.2016 в 14:49
социальная ктастрофа.. (((
все страны.
20.02.2016 в 21:55
а где рассказа как умирают 1000 других деревень по РБ.
21.02.2016 в 2:07
в Лоевском районе рядом с деревней Марс во времена СССР до постройки водохранилища была деревня Юпитер и расположение рядом двух этих деревень послужили происхождению одной комичной истории с одним местным жителем. Жил там Миша Немлей, отправился он однажды в Москву на ВДНХ выпил лишнего и тут его милиционер задержал. Спрашивает: — Откуда ты? — С Марса, — отвечает тот. — А Юпитер от вас далеко? — с издевкой интересуется москвич. — Да километра два всего, наверное, — отвечает . — Фамилия твоя? — Немлей! — Вот я тебя сейчас всыплю ты сомлеешь от таких ответов, — заключил милиционер, не подозревая, что тракторист ни капли не соврал, потом в отделении разобрались что все так и есть.
21.02.2016 в 3:01
Скоро в Минске .
21.02.2016 в 4:19
Если так продолжится, то Минск тоже вымрет.. от голода.
"Lafania":


+ 100. Щас в поселках некоторых богаче живут - инфа 100%
21.02.2016 в 4:20
Есть ли жизнь на Марсе ? ........
"1814664":


Этот коммент должен быть первым, а не воспоминания о детстве в деревне
21.02.2016 в 10:55
прескорбно.....
01.03.2016 в 21:06
фотограф молодец, это фото лучшее.
Алексей Матюшков, если вам не дадут премию, это будет "свинство".
только это фото можно смело сказать "круто, молодец" !
01.03.2016 в 21:48
Это не в Минске. Правительству это неинтересно.
02.03.2016 в 15:32
А я в детстве к бабушке ездил в деревню, бывало даже на всё лето. Эх, весело и нормально тогда было, молодёжи целая куда была.
Были раньше времена....
"Крутой-Бобёр":

типичный коренной, но бабушка почему-то вот так как то
28.03.2016 в 19:53
Все хотят в Город...
Здесь легче жить и работать...
Скорая едет 20 минут вместо часа...
Пожарные - 5 минут...
Есть куда сходить...

А там нет... Поэтому и умирает... Даже страшно думать, кто будет хлеб с картошкой сеять и остальным сельским хозяйством заниматься... Лет через 10-20...
"Ahaha81":