Курган беды. История бабушки-эпохи
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
233
05 декабря 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Алексей Матюшков

Пятый день лил дождь, и бабушка написала в календаре: «Снова идет дождь». В сжавшейся до хутора бывшей деревне Кякшты ночью хозяйничал ветер, сбив с кургана бесславия во дворе несколько стеклянных бутылей. Дом дрожал, из леса вышли кабаны, бабушка проснулась, испугалась, достала из шкафа подарок сыновей — охотничий свисток и свистнула так, чтобы услышал весь мир… История простого человека, вся жизнь которого прошла как один день, — в репортаже Onliner.by из цикла «Реальная Беларусь».

***

Бабушке Стасе 80 лет. В Кякштах она самая молодая. Ее соседке 86, а сколько соседу, бабушка не помнит. Поутру дома умирающей медленно деревни Браславского района окутаны облаком воды и кажутся парящими в небе астероидами. Станислава Мацкевич встречает гостей нарядной, хотя нас не ждала.

Ноябрь — хата завалена поздними яблоками. На лавке миска с варевом для козы. Облезла немножко печка-старушка. В углу галоши, на стенке график работы автолавки «Евроопта» и улыбающийся Иисус Христос. Опрятная жилая комната увешена образами и фотографиями мужчин и женщин — детей, внуков, правнуков. Станислава Мацкевич, положив руки на колени, начинает рассказ.

***

«Я родилась не тут, а в двух километрах отсюда. В Кякшты я пришла замуж. Мужик мой уже помер. Пил и пил, пил и пил — не слушал. 26 октября, 4 года назад, ушел в другой мир. Он был младше меня чуть-чуть.

Когда случилась война, мне было совсем мало годов. Я помню только, что самолеты летели, бомбили, а вся наша деревня в погребе пряталась. Все 16 домов. Погреб был из камней, надежный, мы там спали и дневали. Выйдем из погреба — бомбят. И дома горят. Это помню — как дома горели. А больше ничего. Нас было двое сестер, три брата, еще двое умерли маленькими. Всего семь детей родила мама.

В школу я ходила за два километра. В Вечеровщину, через лес. Идем, а волки вокруг воют —  уууу… Страшно было.

Семилетку закончила и пошла в колхоз. Нормальный тогда был колхоз, сильный, не то что сейчас. И мы были молодые и сильные. Платили мало, правда. Даром работали, за трудодни. Даст председатель телегу с отходами для свиней батьке — хорошо. Держали три коровы, другой скот. Семья была большой».

***

У бабушки Стаси в жизни было мало интересных событий, но однажды она решила, что жизнь свою стоит записывать. Она писала в тетрадках и на газетах, в блокнотах и календарях. Писала о том, что видела и что было сутью ее жизни: вот родился первый сын, потом двойняшки, потом дочка. Вот старший уезжает в Иркутскую область работать на завод, где делают алюминий. Первый внук появился, правнук. И будни в своем колхозе она тоже документировала. «Перебрали картошку. Пасмурно. К обеду вышло солнце», — выводила в записной книжке 40 лет назад.

— Я работала в бригаде. Все делали руками. Косили, грабили, в копна складывали, навоз в тележки бросали, зерно в амбары насыпали. Придешь домой — хоть руки топором отрубай. И так вся моя жизнь прошла. До пенсии.

Как я прожила?.. Самое мое счастье в жизни было тогда, когда еще в девках ходила. Ездили на велосипедах к костелу. На танцы ходили. Музыканта к себе звали с гармошкой и цимбалами. Парни самогонку пили, но в меру. В 62-м мне было 25 лет. В самом соку девка! Я вышла замуж.

Расписывались в Видзах. Ехали туда на коне, красиво. А потом к костелу в Пушки, это Литва сейчас. Потому что в Видзах коммунисты в костеле клуб открыли, там ксендз шлюб не давал. Помню, радостно было, легко. И холодно очень, зима. У меня гуляли два дня, субботу и воскресенье, а потом к нему поехали. Стол был накрыт. Все как у людей. Потом счастье кончилось».

***

Утром бабушка Станислава хорошенько протопила хату — чтобы кости не мерзли. Во дворе, как и в доме, груды яблок на траве. И козочка-подружка, которая танцует иногда для хозяйки. Еще два пса — белый и черный. Куры. Бабушка показывает нам станок для резки ботвы. Дерево на ручке погнило, раскрошилось. Станок стоит на холме из пустых бутылок — на кургане беды.

«Всяко у меня было… Мужик был трактористом и комбайнером. Едет на комбайне, заснет. Сыны уже взрослые, в школе учились, побегут, найдут, выключат мотор, доведут до хаты. А он пьяный совсем. Молилась тихонько, плакала: Матка Боска, дай ему ума!

Всучит мне 100 рублей: „Иди в магазин“. Что делать? Иду. Вот эти бутылки в наследство остались. Что с ними делать теперь...

Всяко было… Я его посадила однажды. Потому что не могла уже. Не дай боже такого никому. Раз пьет человек, то жене беда. Плачет и плачет жена. Мужики у нас мало живут, потому что не слушают женщин. Хоть и женщины сейчас пьют. И „палят“. А ну их! Не будет в такой семье счастья».

***

Станислава Мацкевич обладает сотнями пустых бутылок и не скопила за долгую жизнь иного богатства. У нее есть свисток против кабанов, телевизор «Витязь», старый приемник и груда блокнотов с цифрами и записями о прожитой эпохе на стыке двух столетий. На выборы ей привезли ящик — проголосовала. Пенсия — 2,4 миллиона. Тому, кого выбрала, бабка Стася говорит «спасибо»: на все хватает.

— Я по телевизору узнала, что деньги в стране новые будут. Красивые! Сказала соседям — никто не верит. Сколько мы этих денег выкинули уже. С этими новыми я, наверное, помру. Последние будут деньги для меня.

Каждый день она смотрит телевизор, ища в нем связь с миром, в котором никогда не была. Она желает, чтобы в мире было меньше зла. Бабушка знает, сколько людей взорвали в небе над Египтом, сколько убили в Париже. Ее сердце болит за них всех.

— Я молюсь и прошу Матку Боску об упокоении их душ. Почему в мире так мало добра?

Однажды по телевизору она узнала, что погиб ее внук, и тогда добра в ее мире стало еще меньше.

— Внучек мой, Мацкевич тоже, 26 лет — копал колодец. Его засыпало. Я первая про это увидела. Плакала. Жена его была беременной, а он вот так ушел.

***
На неделе у бабушки бывают праздники — приезжает автолавка, скрашивая одинаковые дни.

— Колбаски люблю купить, сырков глазированных, курятины. Даю детям денег с пенсии. Кто им еще поможет? И они мне помогают, приезжают. Окна поставили. Не бросают. По воскресеньям брат двоюродный возит к костелу. Хозяйство есть… Раньше сыр, творог делала. Дочка в Видзах. Говорит: приезжай ко мне, бросай все. А я не хочу. Слягу — кто будет за мной смотреть? Я в престарелый дом не дамся. Я вот на этой койке лучше помру.

Сижу себе днями, смотрю в окно. Грустно бывает, а что делать? В лес раньше по грибы ходила, а теперь боюсь кабанов. Не хожу.

Встану утром, посмотрю погоду, запишу в календарь. Ксендза по радио послушаю. Запишу. И так спокойно на душе мне тогда, так ласково! Правда, что-то радио работать перестало с польской волной. Шум один.

Телефон купила мобильный на почте в Видзах. Дочке звоню. Живу себе тихонько, как то дерево под окном.

Станислава Мацкевич выходит проводить нас во двор. Дождя не боится — говорит, простуда ее не берет, здоровье пока крепкое. Земля густо усеяна опавшими листами с клена, который дарил ей радость этой осенью. Не так много радостей у нее было, чтобы эти мелочи не замечать.

***

И вот так получается, что бабушка Стася живет на своем хуторе у стеклянного кургана беды, существуя вне времени, пространства, цивилизации и страны. Говорит на уникальном видзовском диалекте, причудливой смеси польского (поляков здесь было много), литовского, русского, белорусского. Толком даже не знает — белоруска она или нет? Не может сказать наверняка: было ли ей плохо при советской власти, или, наоборот, хорошо? Хуже ли сейчас, чем было? Лучше ли? В 1991-м умер ее отец, еще в том году она лечила зубы, о чем и записала в своем календаре — бытописании эпохи.

А про развал Союза писать не стала. Какая разница? Не писала про выборы и референдумы. При разных строях, при генсеке и президенте бабушка Стася жила более-менее одинаково. И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания. И счастье, и несчастье — все было внутри нее, а не где-то! Она дарит нам эту народную белорусскую мудрость, улыбаясь: «Живите в добре, цените, что есть...»

Мы уехали прочь, а Станислава Мацкевич, бабушка из долгой эпохи одинаковых дней, в которой продолжают существовать тысячи не требующих от жизни ничего, кроме простого счастья, белорусов, черкнула карандашом:

— Завтра придет зима.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Николай Козлович. Фото: Алексей Матюшков
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
05.12.2015 в 8:09

А сколько таких бабушек в стране?
Всю жизнь пашут, ничего в этой жизни не видят.
Пусть сыновья почаще навещают бабушку!
Здоровья ей!

843
Лучший комментарий
05.12.2015 в 8:04

Несчастные у нас люди на беларусском селе(

05.12.2015 в 8:06

Такие бабушки и делали порой сильнее нынешней молодежи

05.12.2015 в 8:07

Ждём репортаж про людей в землянках на болоте.

05.12.2015 в 8:09

А сколько таких бабушек в стране?
Всю жизнь пашут, ничего в этой жизни не видят.
Пусть сыновья почаще навещают бабушку!
Здоровья ей!

05.12.2015 в 8:10

Хуже ли сейчас, лучше ли?
Да похоже всегда одинаково - работали считай за бесплатно , мужики пили и пьют.
А все самые лучшие, радостные и запоминающиеся события происходят в личной жизни несмотря на все это. Свадьба , праздники, рождение детей и внуков. Это и запоминается.
Это и есть простое счастье.

05.12.2015 в 8:10

Беларусская деревня потиху вымирает, вся молодёжь сваливает в города, куда не заедьте - одни старики доживают свой век, да алкаши по колхозу ползают.

05.12.2015 в 8:12
При разных строях, при генсеке и президенте бабушка Стася жила более-менее одинаково. И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

Все верно, баба Стася. Прямо так и есть.

05.12.2015 в 8:12

Как у Некрасова:
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

05.12.2015 в 8:12

Судьба, каких миллионы

05.12.2015 в 8:14

Замечательная статья!!! Здоровья бабушке Станиславе, долгих лет жизни.
Живите в добре, цените, что есть... - Много в этих словах!

05.12.2015 в 8:15

Матка Боска, как там они выживают ?

05.12.2015 в 8:21

коза дает молоко, а власть - обещания.
как емко)

05.12.2015 в 8:25

прям свое детство вспомнилось, одна бабушка на всех нас и примерно такой же дом с утварью.

05.12.2015 в 8:25

Вот туда надо "понаехавших" возить на перевоспитание к бабушки плюс параллельно на ферму устроить и тогда будет настоящее реалити-шоу

05.12.2015 в 8:33

Доброго здоровья бабушке...

05.12.2015 в 8:39

Даже такие прекрасные места как на Браславщине не задерживают нашу молодёжь в деревнях, все бегут в города в поисках лучшей жизни...

05.12.2015 в 8:40

Помните свои корни!

05.12.2015 в 8:41

вспомнил детство, как каждое лето к своей бабушке ездил, которая в тех же краях жила, на Браславщине

05.12.2015 в 8:41
Помните свои корни!
Acode

1.8 из 2 миллионов жителей Минска пустили слезу)))

05.12.2015 в 8:45

безнадега...

05.12.2015 в 8:46

Вспоминаются еще слова Ивана Ивановича "Как ёсць, так ёсць...", так и живут старики.

05.12.2015 в 8:47
«Живите в добре, цените, что есть..."

К сожалению многие это понимают слищком поздно.

05.12.2015 в 8:48

«Живите в добре, цените, что есть...»- как бы наивно не звучала стариковская мудрость, но права бабушка Стася.

05.12.2015 в 8:49

Замечательная статья, онлайнер делайте по больше таких.

05.12.2015 в 8:49

А сколько таких бабушек в стране???

05.12.2015 в 8:50

Ностальгирующие, а в великой стране оказывается за "трудодни" работали, а! это, видимо, от величия.

"На все хватает" - печаль. Всю жизнь человек проработал в колхозе и за это получает аж 2.4млн. и спасибо говорит. Повезло "тому, кого выбрала" с народцем (с), ой, повезло.

05.12.2015 в 8:53

как тесен мир.эта оказывается бабка того парня которого засыпало в колодце.

05.12.2015 в 8:54
Помните свои корни!
Acode

1.8 из 2 миллионов жителей Минска пустили слезу)))

Anton-Daldon

наоборот, будут открещиваться всеми силами))

05.12.2015 в 9:00

Здоровья бабушке!! Тронула статья за душу. Интереснее читать её, чем про разных гламурных курочек и про Краснова.

05.12.2015 в 9:03

А где кот? Неужели нету?

05.12.2015 в 9:05
А где кот? Неужели нету?
самизнаетекто

Переехал жить в Минск))))

05.12.2015 в 9:09

Мудрая бабка, рассуждает получше учёного философа.

05.12.2015 в 9:12

"Пил и пил, пил и пил — не слушал. 26 октября, 4 года назад, ушел в другой мир. Он был младше меня чуть-чуть."

Современный мужик столько не протянет если будет пить.
Во многих случаях мужчины оказывались слабее своих женщин.
Берегите себя и свою семью.

05.12.2015 в 9:13

"100 лет одиночества"

05.12.2015 в 9:20

Супер статья.

05.12.2015 в 9:25

ехал позавчера с отцом с деревни из под Ракова (40км) так хоть бы где в окне свет горел. Все дачники. Все хотят в минск

05.12.2015 в 9:27

С пятого раза только врубился

. В сжавшейся до хутора бывшей деревне Кякшты ночью хозяйничал ветер,
05.12.2015 в 9:28
ехал позавчера с отцом с деревни из под Ракова (40км) так хоть бы где в окне свет горел. Все дачники. Все хотят в минск
westlake_federal

Так они хотят, или все-же в Минске?

05.12.2015 в 9:31

Сильная статья.

05.12.2015 в 9:39

Сколько алкоголь приносит зла. Не так пьющему без меры, как окружающим близким людям.

05.12.2015 в 9:41

А жизнь прошла, а что видела?

05.12.2015 в 9:41

Побольше таких статей. Как-то уже надоело новости с фронта автопроисшествий читать.

05.12.2015 в 9:42

Надо почаще навещать родных....

05.12.2015 в 9:45

Социалистическое государство как оно есть на самом деле.

05.12.2015 в 9:54

Раньше , помню, пока старики были живы, в каждом дворе было по такой бабульке. Сейчас, приезжая на Дзяды на могилки берет страх: хаты перекошены,окна заколочены,во дворах - бурьян, наверное в одной из сотни окон горит свет.....вымерла деревня, дожила свой век. А когда-то была центром колхоза(дед был председателем) с конторой, кинотеатром, клубом, библиотекой , школой и памятником местным героям войны. Теперь уже ничего этого нет.А жаль, атмосферное было место: вокруг лес с партизанскими землянками,грибами-ягодами, рядом дикая речка,где у соседа , уже покойного, деда Миши была лодка и он няротами ловил рыбу, в лесу собирал лечебные травы- этим и жил, через несколько хат жил бывший полицай, оттарабанивший за это в свое время по советским лагерям, но полицаем так и остался, знал про всех всё и сдавал при любом удобном случае. Другой знакомый дед - вообще знатный на всю округу браконьер. Да что там, по каждому двору можно писать роман. - колоритные личности, каждый своеобразен по своему.В этом.может быть и есть наша утрачиваемая культура, отличная от серой массы, в какую превратилось нынешнее поколение..........А эта деревня всего-то в 50 км от Минска.Трудно все это воспринимать и понимать.....там,можно считать, прошло все мое детство, все летние каникулы.

05.12.2015 в 9:56

вот оно наше зазеркалье

05.12.2015 в 10:00

Что то мне очень захотелось увидеть свою мать, после всего прочитанного....Мама, я еду к тебе!

05.12.2015 в 10:01
Что то мне очень захотелось увидеть свою мать, после всего прочитанного....Мама, я еду к тебе!
А.Корсаков

Вспомнил, сынок, А раньше где был-то?

05.12.2015 в 10:01

Аж слезу пробила статья. Молодёжь, не забывайте ваших предков.

05.12.2015 в 10:08

Спасибо ребята за статью

05.12.2015 в 10:14
Мудрая бабка, рассуждает получше учёного философа.
Oran_Gutang

У нее за плечами целая жизнь, а у ученого что - пыль библиотек.

05.12.2015 в 10:27

Хороший человек, чистые мысли. Напомнила мне моих стариков. Здоровья ей крепкого.

05.12.2015 в 10:45

безнадёга точка бай....

05.12.2015 в 10:53

Какое удивительно красивое лицо женщины! Честно говоря, уже давно не видел таких красивых лиц - подлинно красивых, а не напомаженных! А глаза какие мудрые!
Хочу автору сказать огромное спасибо за материал. Всё написано без пафоса и по-житейски, но как-то грустно от этого.
В любом случае, можно сказать, что эта замечательная женщина прожила хорошую жизнь, пусть даже ничего не увидев в ней. Самое главное, что она сохранила до своих лет - это достоинство!
Долгих лет!

05.12.2015 в 11:03

Благородное лицо у бабы Стаси.

05.12.2015 в 11:05

Печально, трындят по всем каналам, что у нас социальное государство, никто без помощи не останется и вот наглядный пример ((( а сколько таких людей у нас в стране((

05.12.2015 в 11:20
Ждём репортаж про людей в землянках на болоте.
Эль_Хурон

А что про тебя можно написать?

05.12.2015 в 11:26

Настоящая, качественная журналистика. Очерк в лучших традициях жанра. Браво автору!

05.12.2015 в 11:37

Вот какая старость нас ждёт в РБ...

05.12.2015 в 11:44
Несчастные у нас люди на беларусском селе(
Anton-Daldon

Почему?..Каждый счастлив по своему!!!

05.12.2015 в 11:48

Как живут пенсионеры в США https://www.youtube.com/watch?v=oI0kgzDEJX0

05.12.2015 в 11:50

Driksinol, причем иммигранты которые даже не работали в США

05.12.2015 в 11:50

коза давала молоко, а власть — обещания...ничего не изменилось

05.12.2015 в 11:59

Тому, кого выбрала, бабка Стася говорит «спасибо»: на все хватает.

леХтарат

05.12.2015 в 12:00

Даю детям денег с пенсии. Кто им еще поможет?

Тут эту "пенсию" в клубе за ночь оставляешь, а бабуля на нее живет, да еще и внукам помогает. А те и рады, берут эти копейки, совесть позволяет.

05.12.2015 в 12:04

и негодяи такие не платили налог на ТУНЕЯДСТВО !!!

05.12.2015 в 12:09

Реальность, которую никто не хочет замечать.
Часть общества - это полурабы в каком-то полуживотном состоянии, а нам вгоняют в уши о социальной справедливости.
Люди откормили комсомольцев, а теперь просто выброшены на обочину жизни.
Ну и ведь не скажешь что это спитые алкоголики или наркоманы.
Просто советское общество построено было на эксплуатации людей.
И эксплуатируемым вгоняли в сознание их второсортность в подсознание.
И эти люди действительно согласились что они второсортные, что это дочь пьяного токаря Васи и штукатурщицы Гали должна жить хорошо, потому что её в городе поставили на очередь.
Ну а эти люди? Ну передохнут и проблема уйдёт. Разве ж это вообще люди.
Знаете, не видел ни одного депутата который так бы жил. Социальное государство ищет социальной справедливости только под свою Ж.

05.12.2015 в 12:26

Дай ей Бог дожить до ста и больше

05.12.2015 в 12:28
При разных строях, при генсеке и президенте бабушка Стася жила более-менее одинаково. И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

Все верно, баба Стася. Прямо так и есть.

demona

Золотые слова.

05.12.2015 в 12:29

И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания. Золотые слова!

05.12.2015 в 12:35

Здоровья всем, к бабушке своей поеду! До слез.

05.12.2015 в 12:42

молодец бабушка мы последнее поколения которые видели ветеранов и узнали что это такое (а будущее поколения кроме пить и курить и по клубом ходить и родителей деньги тратить больше не узнают)

05.12.2015 в 12:43

Что говорить о бабушках, если у нас в Беларуси молодая пара с несовершеннолетним ребенком живут в землянке

05.12.2015 в 12:49

Что говорить о бабушках, если у нас в Беларуси молодая пара с несовершеннолетним ребенком живут в землянке. У бабушки по сравнению с той землянкой - коттедж!!!!!!!!!!!!1

05.12.2015 в 13:04

И от нас вам, спасибо, милок, за пенсию в 2,4 млн.

05.12.2015 в 13:13
ехал позавчера с отцом с деревни из под Ракова (40км) так хоть бы где в окне свет горел. Все дачники. Все хотят в минск
westlake_federal

Строю дачу под Уздой(70км),минчанин-быстрее бы свалить!

05.12.2015 в 13:15

Не понимаю вот этого поклонения жизни во тьме. Бабушка прожила в одной деревне всю жизнь, ничего, кроме колхоза и работы за трудодни не видела, а коментаторы сразу "Вот где смысл жизни! Цените что есть! Истинная философия". Смешно прям.
Каждый сам для себя смысл жизни выбирает, но вот этой бабушке даже выбирать не пришлось - все за нее решили обстоятельства.
Спасибо, но я пас. Пойду лучше чемоданы собирать и на Бали зимовать.
P.S. сама бабушка произвела только положительные впечатления, напомнила моих, таких же простых бабулек из глуши.

05.12.2015 в 13:20

доооолгих лет жизни бабульке!!!!

05.12.2015 в 13:26

Потому что коза дает молоко, а власть - обещания. .... Пожалуй жизненный принцип большинства людей (((. Грустно все это. А бабушке - дай Бог здоровья!!! Она мне так напоминает мою .....

05.12.2015 в 13:36

бабашка моложе своего возраста выглядит лет на 15! долгих лет ей и чтобы родные не забывали!

05.12.2015 в 13:36

Действительно повезло "кому надо" с народцем: люди готовы выживать в глуши за пенсию 2.4млн, ничего в жизни не видеть, кроме тяжелейшей работы за гроши, к старости иметь за душой только ветхий домик, телевизор "витязь" и гору пустых бутылок во дворе. И при этом голосуют как надо, всем довольны.

05.12.2015 в 13:38
При разных строях, при генсеке и президенте бабушка Стася жила более-менее одинаково. И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

Все верно, баба Стася. Прямо так и есть.

demona

Золотые слова.

vanomai

Это не золотые слова, это констатация горького факта. Хочешь точно так же прожить всю жизнь в глухой деревеньке, никогда её не покидая, а о внешнем мире узнавая только через телевизор? Ну велкам, чё.

05.12.2015 в 13:41

красиво написал! спасибо!!!

05.12.2015 в 13:44

бабули бабули)))

05.12.2015 в 13:52

опять ниндзя режут лук

05.12.2015 в 14:00

"крэпкая балотная жаба" - говорила моя соседка про таких, уверенная что они еще всех нас и переживут, потому что крепко стоят на земле и у них есть вера. И за их счет, и их молитвами живут сегодня молодые городские. Уйдут эти бабушки со своей мудростью - иногда не высказанной и не услышанной и мы все почувствуем невольно как тяжело нам стало без их молитв...
а мужики пили от бесперспективности... придумали себе такой способ ухода от того, что не могли во времена советов быть хозяевами никак...

05.12.2015 в 14:04
Даю детям денег с пенсии. Кто им еще поможет?

ужас. что ж за дети-то такие?!

05.12.2015 в 14:41

Эти бабушки и голосуют на выборах за аналогичную жизнь для своих внуков.

05.12.2015 в 15:30

Бабуле хоть помогли? Или только вопросы позадавали и поехали?

05.12.2015 в 15:35

а я немного завидую их душевному здоровью,единственное что старость тяжёлая без детей

05.12.2015 в 15:36

Интересно ОНЛАЙНЕР оставил ей,что нибудь,или интервью взяли и уехали?

05.12.2015 в 16:08

-Завтра придет зима
Понравилось.
А по теме то здоровья ей, но отметить хочется что людей таких по стране миллионы

05.12.2015 в 16:11

И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

05.12.2015 в 16:17

это настоящие беларусики с фамилиями на -ич забитые и зашуганные,такая судьба у них..

05.12.2015 в 16:29

Лучше бы козы давали обещания, а власть молоко. Автору уважение за правду.

05.12.2015 в 16:32
Правда, что-то радио работать перестало с польской волной. Шум один.

временное отключение было. как раз попало на дату, когда делался репортаж.

05.12.2015 в 16:34

это трогательно едрить, хочется никогда не быть таким, до последнего интересоваться событиями, скачивать последние игрушки, как-то жить со временем

05.12.2015 в 16:36

Спасибо авторам - детство вспомнилось...

05.12.2015 в 16:36

дорогая редакция.. ваш фотограф великолепен..

05.12.2015 в 16:38
это настоящие беларусики с фамилиями на -ич забитые и зашуганные,такая судьба у них..
lover4ek

у меня на -ич.. хош пошугать?

05.12.2015 в 16:39

умирают деревни... а ведь за 20 с лишним можно было столько денег вложить в районные города, а не сами знаете во что. все те фермы которые уже заброшены и временем съело можно было поднять. человеку что нужно? работа. а когда ее нет так конечно будут уезжать в города. деревня кормит всю страну, а государство только дожинками помогает избранным городкам....

05.12.2015 в 16:49

Станок для резки ботвы называется "сечкарня". А получаемый проукт .- "ахрап'е"....

05.12.2015 в 16:54

прочитал и как будто посмотрел "Бенджамина Баттона"

05.12.2015 в 17:12

Классная бабушка!)

05.12.2015 в 17:16

такую статью почитать приятно честно серце тронуло

05.12.2015 в 17:24

читал и слезы на глазах накатывались

05.12.2015 в 17:44

Надо бы бабушке набрать!)

05.12.2015 в 18:06

Всю жизнь человек проработал в колхозе и вы посмотрите как он живет. Где её налоги которые она платила государству?

05.12.2015 в 18:25

северо-западная Беларусь - самый загадочный край.

05.12.2015 в 19:06

А кругом ; акции,тачки,кредиты,тусовки на югах,зависть и айфон 6. Ничего этого бабушка не знает. За это ей почет и уважение.

05.12.2015 в 19:15
Даже такие прекрасные места как на Браславщине не задерживают нашу молодёжь в деревнях, все бегут в города в поисках лучшей жизни...
as_mailo

Ну так че ты не поддержишь Браслаушчыну и не поедешь поднимать село? А сидишь и комменты строчишь на онлайнере...

05.12.2015 в 19:22
Такие бабушки и делали порой сильнее нынешней молодежи
mr.pocket

так оно и есть

05.12.2015 в 19:27
вот оно наше зазеркалье
top-7

Это не зазеркалье-это будущее каждого из нас

05.12.2015 в 19:31
"крэпкая балотная жаба" - говорила моя соседка про таких, уверенная что они еще всех нас и переживут, потому что крепко стоят на земле и у них есть вера. И за их счет, и их молитвами живут сегодня молодые городские. Уйдут эти бабушки со своей мудростью - иногда не высказанной и не услышанной и мы все почувствуем невольно как тяжело нам стало без их молитв...
а мужики пили от бесперспективности... придумали себе такой способ ухода от того, что не могли во времена советов быть хозяевами никак...
ruta_1

Мужиков и спаивают целенаправленно и непринужденно,чтоб не было конкуренции у хозяина их жизни

05.12.2015 в 19:35
Печально, трындят по всем каналам, что у нас социальное государство, никто без помощи не останется и вот наглядный пример ((( а сколько таких людей у нас в стране((
ivansamii2012

А ктож виноват что ее дылдон (слова мужик не заслуживает)пропил-просрал жизнь не думая о своей женщине и киндерах

05.12.2015 в 19:36
А сколько таких бабушек в стране???
Moroshchuk

Думаю примерно миллиона два

05.12.2015 в 19:39

Хорошая статья! Онлайнер,чаще бы так. Бабушке здоровья!

05.12.2015 в 19:45

Слава Богу что есть такие бабули, это единственное что осталось святое в нашей стране!

05.12.2015 в 19:47

Какая красивая пожилая женщина. Всю жизнь с алкоголиком прожила и не жаловалась ни на что, все на себе тащила. Это реалии деревень в Витебской области. Почему-то в Брестской и Гродненской областях пьянства в селах гораздо меньше. Я так говорю, потому что по маминой линии у меня родня из Бреста- Гродно, а по отцовской - Миорский район . Небо и земля.

05.12.2015 в 19:48

си льная статья...........зацепила. люди всю жизнь работали и ничего не просили........так и эта бабушка--работает по сей день==хозяйство небольшое содержит, а это работа постоянная. и не просит ничего ни у кого==святой человек.

05.12.2015 в 19:57
А сколько таких бабушек в стране?
Всю жизнь пашут, ничего в этой жизни не видят.
Пусть сыновья почаще навещают бабушку!
Здоровья ей!
demona
05.12.2015 в 20:04

этот человек видел жизнь!

05.12.2015 в 20:29

А я ехал на днях с Постав в Видзы. Такого количества полудохлых деревень ни на одной дороге не видел. Думаю, лет через пять проеду - вообще от Постав до Браслава ни одной деревни не будет, только костел в Видзах.

05.12.2015 в 20:31

Господа, заметьте в деревнях бабушки покрепче, будут от сюда можно сделать вывод, работа на земле, свежий воздух, вот что продлевает жизнь. А гляньте на стариков в городе, что они в свои 80 сделать могут, хорошо если с кровати встать до туалета, а то и дотягивают до 80 вовсе. есть конечно исключения- но редко.

05.12.2015 в 20:32

Поколение моих родителей.Детство отняла война.Беспросветная работа в зрелые годы, и старость обобрала перестройка. Труженики!Работа всегда была на первом месте! Не грустите, баба Стася. Радуйтесь каждому дню.Здоровья Вам!

05.12.2015 в 20:50
Даром работали, за трудодни.

Не зря прозвали ВКП(б) - Второе Крепостное Право (большевиков)

05.12.2015 в 21:04

Красивая бабушка.

05.12.2015 в 21:11

Берегите бабушек

05.12.2015 в 21:13
беларусики с фамилиями на -ич забитые и зашуганные
lover4ek

А ты кто? Смелый еврейчик пархатенький?

05.12.2015 в 21:22

да все бабушки такие- добрые и ничего не просят взамен. а современному поколению впору бы подумать о своих стариках.

05.12.2015 в 21:29
Какая красивая пожилая женщина. Всю жизнь с алкоголиком прожила и не жаловалась ни на что, все на себе тащила. Это реалии деревень в Витебской области. Почему-то в Брестской и Гродненской областях пьянства в селах гораздо меньше. Я так говорю, потому что по маминой линии у меня родня из Бреста- Гродно, а по отцовской - Миорский район . Небо и земля.
1801235

Пока в Гродно-брест пришла красная чума на востоке беларуси уже выросло покаление адаптированное под власть советов

05.12.2015 в 21:38

Потому что Лукашенко не заботиться о народах

05.12.2015 в 21:39

Почитал и не пожалел время, что то хорошее на душе появилось... отбросил все свои проблемы... Здоровья бабушке...

05.12.2015 в 21:44

Моей бабушке 84 и она не жалуется мало вижу потому что каждый день работаю и субботу и воскресенье когда читаю статью начинаю плакать картошку привожу продукты а она отказывается я говорю не обижайся что редко бабушка говорит береги здоровье плевать на деньги как мне быть я глухой на работу не берут работаю по договору подряда

05.12.2015 в 22:03

Здоровья бабушке и пусть родные о ней вспоминают чаще

05.12.2015 в 22:05

Сами знаете кто все развалил и разорил .Посланник ада какой-то....
Жалко кота нет.......

05.12.2015 в 22:13

Половина населения на мгновенье увидела свое будущее на пенсии......

05.12.2015 в 22:22

Всё жизнь отпахали на страну....
Взамен жизнь из каменного века. Страна ты где ?

05.12.2015 в 22:35
коза давала молоко, а власть — обещания

Хорошо подмечено! Здоровья бабуле.

05.12.2015 в 22:52

Люди, а помогите ей кто-нибудь, вы же многие с машинами. Вывезите курган беды этот, да посадите дерево какое вместо него. Или хотя бы своих не забывайте. Это единственная чистая и бескорыстная доброта, они любят нас, потомков, а мы не ценим.

05.12.2015 в 22:59

И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания. .....------В тему!!!

05.12.2015 в 23:00

Низкий поклон Ей.

05.12.2015 в 23:02
Платили мало, правда. Даром работали, за трудодни. Даст председатель телегу с отходами для свиней батьке — хорошо

Вот бумеранг и вернулся и нас это ждёт.Бабушка вам терпения и огромного здоровья.

05.12.2015 в 23:03

Весь трагизм белорусской деревни в этом репортаже... Мужики, ведь, тоже не спроста поголовно пьют и спиваются, в конце концов: от безысходности, от бесперспективности... Женщины, всё-таки, сильнее внутренне. И конечно молодёжь будет уезжать из деревни, тем самым ещё ускоряя смерть белорусской деревни...(((
Здоровья тебе, бабушка Стася...

05.12.2015 в 23:06

seriy78, Как говорил герой фильма "Брат" в городе нет силы, тут слабые все

05.12.2015 в 23:11
И так вся моя жизнь прошла.

жизнь их поколения забрал ЦК КПСС, а нашего - самизнаете кто...

05.12.2015 в 23:15
Даром работали, за трудодни.

почти как сейчас...

05.12.2015 в 23:16

И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

05.12.2015 в 23:26

Хорошая бабушка

05.12.2015 в 23:42
Всяко было… Я его посадила однажды. Потому что не могла уже. Не дай боже такого никому. Раз пьет человек, то жене беда. Плачет и плачет жена. Мужики у нас мало живут, потому что не слушают женщин. Хоть и женщины сейчас пьют. И „палят“. А ну их! Не будет в такой семье счастья».

ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! МОТАЙТЕ НА УС.

05.12.2015 в 23:45

Дзякуй, прыемны рэпартаж! І бабуля прыгожая і разумная, прыемна такіх старых людзей слухаць.

05.12.2015 в 23:51

Боже мой ,какая пропасть между нашей жизнью и нормальной человеческой! Когда же все измениться у нас!

05.12.2015 в 23:58
Хуже ли сейчас, лучше ли?
Да похоже всегда одинаково - работали считай за бесплатно , мужики пили и пьют.
А все самые лучшие, радостные и запоминающиеся события происходят в личной жизни несмотря на все это. Свадьба , праздники, рождение детей и внуков. Это и запоминается.
Это и есть простое счастье.
KoR4eVod

вопрос - зачем это гос-во с его нахлебниками?

06.12.2015 в 0:02
«Живите в добре, цените, что есть...»

золотые слова... жаль что не все это понимают...

06.12.2015 в 0:44

Сколько таких "умирающих" деревень по стране.
И магазин не в каждой есть, либо хоть и есть, то в реалиях, хлеб привозят 1-2 раза в неделю(!!!!).
Есть и возможность выехать, так сказать "в свет" (общ.транспорт), только 1-2 раза в неделю, и не факт что ты успеешь вернуться назад.
Да и до/от остановки чесать и чесать...
О наличии рабочих мест вообще упоминать не имеет смысла....

И чему удивляться, что большинство людей из таких деревень пытаются куда-либо уехать, в поисках чего-то лучшего, либо остаться и выжить с тем, что есть.....
При этом статья остается статьей, а ситуация не меняется ....

06.12.2015 в 0:50
Люди, а помогите ей кто-нибудь, вы же многие с машинами. Вывезите курган беды этот, да посадите дерево какое вместо него. Или хотя бы своих не забывайте. Это единственная чистая и бескорыстная доброта, они любят нас, потомков, а мы не ценим.
Netbook Otaku
Люди, а помогите ей кто-нибудь, вы же многие с машинами. Вывезите курган беды этот, да посадите дерево какое вместо него. Или хотя бы своих не забывайте. Это единственная чистая и бескорыстная доброта, они любят нас, потомков, а мы не ценим.
Netbook Otaku

Флешмоб. Я бы поучаствовала.

06.12.2015 в 1:11

Лучшее что я здесь читал. Эпилог немного замудрён. А так всё просто чудесно.

06.12.2015 в 1:45

Красивая женщина , даже в этом возрасте. Одиноко ей , но спокойно . А вот мы в городе... вроде и люди кругом , а больше одиноки все, чем она. И в этом виноваты сами, пишем умные правильные фразы на страничках в соцсетях , а сами делаем все по другому . Из за интернета не видят живого человека рядом, не говоря уже чтобы вспомнить о родителях , бабушках и дедушках.
...Да, работали, чтобы у детей была как бы лучшая доля и в города отправляли . Что наделало это поколение !!! Неправильно это было ! А жизнь раньше, хоть и была с тяжелой работой, но зато человечнее и веселее жили люди. Была совесть и уважение друг к другу.

06.12.2015 в 2:24
Реальность, которую никто не хочет замечать.
Часть общества - это полурабы в каком-то полуживотном состоянии, а нам вгоняют в уши о социальной справедливости.
Люди откормили комсомольцев, а теперь просто выброшены на обочину жизни.
Ну и ведь не скажешь что это спитые алкоголики или наркоманы.
Просто советское общество построено было на эксплуатации людей.
И эксплуатируемым вгоняли в сознание их второсортность в подсознание.
И эти люди действительно согласились что они второсортные, что это дочь пьяного токаря Васи и штукатурщицы Гали должна жить хорошо, потому что её в городе поставили на очередь.
Ну а эти люди? Ну передохнут и проблема уйдёт. Разве ж это вообще люди.
Знаете, не видел ни одного депутата который так бы жил. Социальное государство ищет социальной справедливости только под свою Ж.
x_bober

На 200% согласен,жалко людей того времени,родителей своих,хоть они более или менее пожили,а то что эти упыри системные творят, это ни в какие ворота не лезет!!!

06.12.2015 в 4:29
А я ехал на днях с Постав в Видзы. Такого количества полудохлых деревень ни на одной дороге не видел. Думаю, лет через пять проеду - вообще от Постав до Браслава ни одной деревни не будет, только костел в Видзах.
zpg

Я уже давно хочу съездить в Браслав. Никак не получается....

06.12.2015 в 6:23

понравилась статья

06.12.2015 в 7:37

Будто сам побывал в этой деревне,пообщался с бабушкой Стасей,посмотрел на этот быт...
Хорошая статья.К сожалению это наши реалии,социальнонедоорентированое государство кладёт и лОжит на всё и всех.
Долгих лет бабушке,пусть в ее жизни будет больше ярких моментов,она их сполна заслужила.

06.12.2015 в 9:15

Всю жизнь отработала от рассвета до заката и пенсия 2,4 мил.Даже как то обидно за нее стало.

06.12.2015 в 9:54

А вы ноете жить тяжело... Так как это бабка живёт треть страны, и не ноют... Вперёд к СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ...

06.12.2015 в 10:23

у меня одна бабушка с ул. Калиновского
вторая с Маяковского... а до этого из Спб...
у меня ни дачи ни деревни...

06.12.2015 в 11:42

коза давала молоко, а власть — обещания

06.12.2015 в 11:47

В 62-м мне было 25 лет.
Что-то вы путаете. Не может такого быть

06.12.2015 в 11:53

Золотые слова:
"коза давала молоко, а власть — обещания"

06.12.2015 в 12:11
Красивая женщина , даже в этом возрасте. Одиноко ей , но спокойно . А вот мы в городе... вроде и люди кругом , а больше одиноки все, чем она. И в этом виноваты сами, пишем умные правильные фразы на страничках в соцсетях , а сами делаем все по другому . Из за интернета не видят живого человека рядом, не говоря уже чтобы вспомнить о родителях , бабушках и дедушках.
...Да, работали, чтобы у детей была как бы лучшая доля и в города отправляли . Что наделало это поколение !!! Неправильно это было ! А жизнь раньше, хоть и была с тяжелой работой, но зато человечнее и веселее жили люди. Была совесть и уважение друг к другу.
koti35

Вам 15? Если старше - у меня для вас плохие новости.
Человечнее и веселее жили люди? Была совесть и уважение друг к другу? Вы так шутите, что ли?
Люди в деревнях всегда были довольно дикие и с довольно спорной моралью.
Пример: 1) сын подшофе повесил отца. Приехали менты - в деревне никто не сказал правду. Оформили как суицид. Никому и в голову не пришло, что они поступили неверно - "як ёсць - так и добра" - говорили в деревне. 2) мать закрывает дома троих детей (все до 8 лет) на замок, уходит к подруге выпить и посмотреть телек. Дети поджигают дом и все сгорают заживо. Итог - никто не наказал, никто особо и не осуждал. "Ну, бывает". Максимум, говорили, что "неправа она". Мать потом еще двоих или троих родила, кстати.
Довольно часто бывал в деревне и заметил, что у них особая мораль и особые ценности. Ты можешь бухать и бить каждый день жену и детей и к тебе все будут относиться, но если ты плохой хозяин или не поклоняешься физическому труду - то ты ничтожество. Люди жили в тяжелых условиях и от этого стали по-своему черствыми. Так что окажись вы сейчас жителем небольшой деревеньки, - вы бы взвыли через месяц и бегом обратно в город понеслись бы писать правильные фразы на страницках соцсетях.
Это мое мнение.

06.12.2015 в 12:28
И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания.

золотые слова

06.12.2015 в 12:35

И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания

06.12.2015 в 12:48

Проводишь параллели и понимаешь что ничего в мире и сознании людей не меняется, немного гаджетами только разбавляем.
Может человечество достигло своего предела !

06.12.2015 в 13:01

Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.

06.12.2015 в 13:06

jflex, не пишите глупостей - этого и в 5 км от Минска хватает, и в Минске, и в любом другом городе.Деревни тут не при чем, не сравнивайте поколение тех, кому сейчас 80 лет и тех, кому сейчас 20-30-40...

06.12.2015 в 13:20
jflex, не пишите глупостей - этого и в 5 км от Минска хватает, и в Минске, и в любом другом городе.Деревни тут не при чем, не сравнивайте поколение тех, кому сейчас 80 лет и тех, кому сейчас 20-30-40...
qvtv

Хватает, конечно. Никто не спорит. Но я говорил об отношении общества к таким вещам. А по поводу сравнения поколений - это сделал как раз тот пользователь, которому я отвечал. Сравнил старенькую бабушку в деревне со школьниками, пишушими статусы в соцсетях из города.

06.12.2015 в 13:47

Печально. Печально,что бабуля не видела ничего дальше собственной области.Печально,что рада нищенской пенсии. Печально,что так много алкашей(кстати гора бутылок прямо неимоверная,как один мужик смог столько напить?). Печально,что осознает же,что все плохо,и голосует закогонадо,тк нет уже веры что хоть какая-то власть будет давать хоть что-нибудь ,кроме обещаний.

06.12.2015 в 14:14

Совок воспитал миллионы таких вот нищих бабок, которых к пенсии обобрали сначала коммунисты, а потом пришедшие к власти бывшие коммунисты.

06.12.2015 в 14:16

Смартфон бы ей дали!

06.12.2015 в 15:19

Грустно как-то стало после прочтения.. Здоровья бабуле и долгих лет жизни!

06.12.2015 в 15:46
Красивая женщина , даже в этом возрасте. Одиноко ей , но спокойно . А вот мы в городе... вроде и люди кругом , а больше одиноки все, чем она. И в этом виноваты сами, пишем умные правильные фразы на страничках в соцсетях , а сами делаем все по другому . Из за интернета не видят живого человека рядом, не говоря уже чтобы вспомнить о родителях , бабушках и дедушках.
...Да, работали, чтобы у детей была как бы лучшая доля и в города отправляли . Что наделало это поколение !!! Неправильно это было ! А жизнь раньше, хоть и была с тяжелой работой, но зато человечнее и веселее жили люди. Была совесть и уважение друг к другу.
koti35

Вам 15? Если старше - у меня для вас плохие новости.
Человечнее и веселее жили люди? Была совесть и уважение друг к другу? Вы так шутите, что ли?
Люди в деревнях всегда были довольно дикие и с довольно спорной моралью.
Пример: 1) сын подшофе повесил отца. Приехали менты - в деревне никто не сказал правду. Оформили как суицид. Никому и в голову не пришло, что они поступили неверно - "як ёсць - так и добра" - говорили в деревне. 2) мать закрывает дома троих детей (все до 8 лет) на замок, уходит к подруге выпить и посмотреть телек. Дети поджигают дом и все сгорают заживо. Итог - никто не наказал, никто особо и не осуждал. "Ну, бывает". Максимум, говорили, что "неправа она". Мать потом еще двоих или троих родила, кстати.
Довольно часто бывал в деревне и заметил, что у них особая мораль и особые ценности. Ты можешь бухать и бить каждый день жену и детей и к тебе все будут относиться, но если ты плохой хозяин или не поклоняешься физическому труду - то ты ничтожество. Люди жили в тяжелых условиях и от этого стали по-своему черствыми. Так что окажись вы сейчас жителем небольшой деревеньки, - вы бы взвыли через месяц и бегом обратно в город понеслись бы писать правильные фразы на страницках соцсетях.
Это мое мнение.

jflex

Жизнь в деревне пронизана рациональностью и выживанием. Вам кажется грубо, а им некогда рассусоливать. Видать вы презираете физический труд? А в жизни бывает всякое. Одна бомба (не дай Бог) и ваша жизнь тоже станет грубой, нацеленной на выживание и наполненной физическим трудом. Булки не на дереве растут. А маргинальных личностей (пьющих) раньше было много меньше, пьющих никогда не уважали, это вы врете. А пьянство и лень и достаток семьи несовместимые вещи. Об этом в репортаже, то же упомянуто. Не правы вы. По моему мнению.

06.12.2015 в 15:57
Беларусская деревня потиху вымирает, вся молодёжь сваливает в города, куда не заедьте - одни старики доживают свой век, да алкаши по колхозу ползают.
Anton-Daldon

вся молодежь потиху сваливает из страны, а не в города

06.12.2015 в 15:57

Козу в президенты!

06.12.2015 в 16:05
Опрятная жилая комната увешена образами и фотографиями мужчин и женщин — детей, внуков, правнуков.

УВЕШАНА. я не редактор, а русский знаю лучше.

06.12.2015 в 17:00

Что-то я приуныл...

06.12.2015 в 17:12

Очень проникновенно!

06.12.2015 в 17:51

аффтар пешы исчо, со временем количество перерастет в качество

06.12.2015 в 18:00
Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.
qvtv

паспорта колхозникам стали выдавать только после 1975 года, до конца совецькой власти оставалось 15 лет ))))

06.12.2015 в 18:18

А у других бабушек внучки вместо того, чтоб навестить да помочь чем, комменты строчат и лайки собирают...(((

06.12.2015 в 18:46
Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.
qvtv

паспорта колхозникам стали выдавать только после 1975 года, до конца совецькой власти оставалось 15 лет ))))

gaddd

В глуши вилейского района моим бабушкам-дедушкам выдавали почти сразу после войны.
Кстати, на вопрос "национальность" они отвечали "поляки", но в паспорт все-равно писали "балорус".

06.12.2015 в 18:53
Красивая женщина , даже в этом возрасте. Одиноко ей , но спокойно . А вот мы в городе... вроде и люди кругом , а больше одиноки все, чем она. И в этом виноваты сами, пишем умные правильные фразы на страничках в соцсетях , а сами делаем все по другому . Из за интернета не видят живого человека рядом, не говоря уже чтобы вспомнить о родителях , бабушках и дедушках.
...Да, работали, чтобы у детей была как бы лучшая доля и в города отправляли . Что наделало это поколение !!! Неправильно это было ! А жизнь раньше, хоть и была с тяжелой работой, но зато человечнее и веселее жили люди. Была совесть и уважение друг к другу.
koti35

Вам 15? Если старше - у меня для вас плохие новости.
Человечнее и веселее жили люди? Была совесть и уважение друг к другу? Вы так шутите, что ли?
Люди в деревнях всегда были довольно дикие и с довольно спорной моралью.
Пример: 1) сын подшофе повесил отца. Приехали менты - в деревне никто не сказал правду. Оформили как суицид. Никому и в голову не пришло, что они поступили неверно - "як ёсць - так и добра" - говорили в деревне. 2) мать закрывает дома троих детей (все до 8 лет) на замок, уходит к подруге выпить и посмотреть телек. Дети поджигают дом и все сгорают заживо. Итог - никто не наказал, никто особо и не осуждал. "Ну, бывает". Максимум, говорили, что "неправа она". Мать потом еще двоих или троих родила, кстати.
Довольно часто бывал в деревне и заметил, что у них особая мораль и особые ценности. Ты можешь бухать и бить каждый день жену и детей и к тебе все будут относиться, но если ты плохой хозяин или не поклоняешься физическому труду - то ты ничтожество. Люди жили в тяжелых условиях и от этого стали по-своему черствыми. Так что окажись вы сейчас жителем небольшой деревеньки, - вы бы взвыли через месяц и бегом обратно в город понеслись бы писать правильные фразы на страницках соцсетях.
Это мое мнение.

jflex

Жизнь в деревне пронизана рациональностью и выживанием. Вам кажется грубо, а им некогда рассусоливать. Видать вы презираете физический труд? А в жизни бывает всякое. Одна бомба (не дай Бог) и ваша жизнь тоже станет грубой, нацеленной на выживание и наполненной физическим трудом. Булки не на дереве растут. А маргинальных личностей (пьющих) раньше было много меньше, пьющих никогда не уважали, это вы врете. А пьянство и лень и достаток семьи несовместимые вещи. Об этом в репортаже, то же упомянуто. Не правы вы. По моему мнению.

1610284

Так я вам никоим образом и не противоречу. Люди там такие не от хорошей жизни. Особенно согласен с первым предложением. И не мне их судить, конечно. Я лишь хотел донести ту мысль, что не стоит тут говорить о высокой духовности, морали и ценностях людей из глубинки (что делают большая половина коментаторов). И не стоит их взгляды и философию перекладывать на сегодняшний день, в нынешние города. Мы из другого, более дружелюбного мира и от этого более мягкие, если можно так сказать. Надеюсь, теперь вы меня поняли.

06.12.2015 в 18:55
коза дает молоко, а власть - обещания.
как емко)
Alla4kina

гениально!!!

06.12.2015 в 19:03

красивая бабушка.

06.12.2015 в 19:31

мрак!

06.12.2015 в 21:31
Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.
qvtv

паспорта колхозникам стали выдавать только после 1975 года, до конца совецькой власти оставалось 15 лет ))))

gaddd

В глуши вилейского района моим бабушкам-дедушкам выдавали почти сразу после войны.
Кстати, на вопрос "национальность" они отвечали "поляки", но в паспорт все-равно писали "балорус".

jflex

возможно ваши бабушки-дедушки не числились колхозниками, как то учителя, лесники, егери и т.п., т.е не числились в колхозе и зарплату получали деньгами а не трудоднями, этой категории паспорта выдавали обычно. У меня бабка паспорт получила в 1980 г.

06.12.2015 в 21:34

Почему эти бабушки так не хотят к детям переезжать? И ближе к цивилизации были бы.

06.12.2015 в 21:59
Почему эти бабушки так не хотят к детям переезжать? И ближе к цивилизации были бы.
katia.z

потому что у себя дома они сами себе хозяева и делают так как считают нужным не оглядываясь на хозяев нового "монастыря", где устав может быть далек от собственного, да и просто не хочется ни от кого быть зависимым

06.12.2015 в 22:20
больше
hotimsk.2010

Может ты мне ответишь, мил человек, о чём же статья? Каков посыл? Что нового ты из неё почерпнул? Не понял я, что хотел донести автор. Боюсь, он и сам не знает.

06.12.2015 в 22:23
Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.
qvtv

Поживи в такой уникальной деревушке, а мы тебя беречь будем. ;-)

06.12.2015 в 22:24

Здароўя Вам, баб Стася.

06.12.2015 в 22:52

Жизни как и небыло.

06.12.2015 в 23:18
Так похожа на мою бабушку! Почему сразу пишут, что люди у нас несчастные...так как Станислава Мацкевич жили почти все деревни Беларуси, а что было еще до войны - так читайте историю. Людям паспорта только при советской власти начали выдавать... Таких, как Станислава, не жалеть - а беречь надо, вместе с этими маленькими уникальными уже в своем роде деревушками.
qvtv

паспорта колхозникам стали выдавать только после 1975 года, до конца совецькой власти оставалось 15 лет ))))

gaddd

В глуши вилейского района моим бабушкам-дедушкам выдавали почти сразу после войны.
Кстати, на вопрос "национальность" они отвечали "поляки", но в паспорт все-равно писали "балорус".

jflex

возможно ваши бабушки-дедушки не числились колхозниками, как то учителя, лесники, егери и т.п., т.е не числились в колхозе и зарплату получали деньгами а не трудоднями, этой категории паспорта выдавали обычно. У меня бабка паспорт получила в 1980 г.

gaddd

Работали за трудодни как раз. Лично читал ежедневник моей ушедшей в мир иной бабушки, в котором она на протяжении лет тридцати записывала выработанные трудодни.

06.12.2015 в 23:21

gaddd, Впрочем, не исключаю, что есть какой-то нюанс, которого я не знаю.

06.12.2015 в 23:28

Алкоголь-зло - страдают миллионы, мрут - сотни тысяч, наркотики - страдают тысячи, мрут - сотни... Что-то не так в этой стране, может не с тем бороться надо?

06.12.2015 в 23:47
Помните свои корни!
Acode

Помял=), не помогло...

07.12.2015 в 0:17

Душевная статья. Прочитал и получил больше удовольствия, чем от статей про "аля" гламурную жизнь

07.12.2015 в 9:07
Что то мне очень захотелось увидеть свою мать, после всего прочитанного....Мама, я еду к тебе!
А.Корсаков

Вспомнил, сынок, А раньше где был-то?

seriy78

Дурак ты попрекать. Все такие молодые. Бананов не хватает? А по мне так мне моей мамы. Моя померла. Так и я не разменяю свой дом на квартиру в Минске. А дети. Минск попробовали, а все ж домой, к хозяйству. Невестка-минчанка - к хозяйству. Но только не колхоз. Водка - от безделья и безысходности. Продовольственную безопастность сами себе обеспечиваем. Газ есть - слава Богу. Нет дровами обойдемся. А если настанет нормальная жизнь и так и в Египет съездим, продав свинину, ну как все в Европе. Сейчас не выгодно, замучают контролем. Господи. Хоть бы из района никто не прехал с "льготами" по "налогам и выборам". Пишу и боюсь власти, а ну как узнают, что деньги есть? Белорус? Самим как то проще.

07.12.2015 в 9:44

Дай Бог здоровья бабушке!

07.12.2015 в 11:02

Как ёсць -так и ёсць. (ц)

07.12.2015 в 11:04
Жизнь в деревне пронизана рациональностью и выживанием. Вам кажется грубо, а им некогда рассусоливать. Видать вы презираете физический труд?
1610284

Или жизнь ради выживания?

07.12.2015 в 11:24

Мацкевич-чистая полька, как и я (на половину)- Коцевич!

07.12.2015 в 12:44
При разных строях, при генсеке и президенте бабушка Стася жила более-менее одинаково. И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания. И счастье, и несчастье — все было внутри нее, а не где-то!

сильно сказано!

07.12.2015 в 12:45

"Мужик мой уже помер. Пил и пил, пил и пил" - и 76 лет прожил....

Немногие, ведущие ЗОЖ, доживут до этой планки..

07.12.2015 в 14:19

Добрая бабушка, полна духовной мудрости, у нее все есть,и глаза у нее такие радостно-грустные, и здоровье крепкое, она и есть такая потому, что не развратили ее материальные изыски, она точно знает,что в жизни ценить надо и к чему стремиться. Она больше духовно чем 1000 нас. Да не в деньгах счастье, а в гармонии и любви к Богу.

07.12.2015 в 15:14
Добрая бабушка, полна духовной мудрости, у нее все есть,и глаза у нее такие радостно-грустные, и здоровье крепкое, она и есть такая потому, что не развратили ее материальные изыски, она точно знает,что в жизни ценить надо и к чему стремиться. Она больше духовно чем 1000 нас. Да не в деньгах счастье, а в гармонии и любви к Богу.
azazel_mama

Гармония, любовь... Красивые слова.
В реальности же женщина прожила тяжёлую жизнь, работая за еду и "палки", со спившимся в безысходности мужем, в нищете... Вон она, гармония - во дворе курганом лежит.

07.12.2015 в 15:21

Аж слёзы навернулись..

07.12.2015 в 15:28
кстати гора бутылок прямо неимоверная,как один мужик смог столько напить?
A-WEB

Если через день бутылка - это 180 бутылок в год. 1800 за 10 лет. Думаю, там далеко не все бутылки, которые им были выпиты..

07.12.2015 в 15:38
Если через день бутылка - это 180 бутылок в год.
youandyou

Бутылка через день - по сельским меркам непьющий.

07.12.2015 в 15:48

грустно

07.12.2015 в 17:49

Приемник бы бабке с польской волной...

07.12.2015 в 22:46

Единственная интересная статья, которую дочитал до конца, еще таких хочу!

08.12.2015 в 9:03
Вот туда надо "понаехавших" возить на перевоспитание к бабушки плюс параллельно на ферму устроить и тогда будет настоящее реалити-шоу
as_mailo

я думаю наоборот

08.12.2015 в 9:31

Надо бы ей Twitter завести. Я бы подписался.

08.12.2015 в 10:27
Надо бы ей Twitter завести. Я бы подписался.
|ORION|

и инстаграмм, и ЖэЖэ.

08.12.2015 в 12:45
Раньше , помню, пока старики были живы, в каждом дворе было по такой бабульке. Сейчас, приезжая на Дзяды на могилки берет страх: хаты перекошены,окна заколочены,во дворах - бурьян, наверное в одной из сотни окон горит свет.....вымерла деревня, дожила свой век. А когда-то была центром колхоза(дед был председателем) с конторой, кинотеатром, клубом, библиотекой , школой и памятником местным героям войны. Теперь уже ничего этого нет.А жаль, атмосферное было место: вокруг лес с партизанскими землянками,грибами-ягодами, рядом дикая речка,где у соседа , уже покойного, деда Миши была лодка и он няротами ловил рыбу, в лесу собирал лечебные травы- этим и жил, через несколько хат жил бывший полицай, оттарабанивший за это в свое время по советским лагерям, но полицаем так и остался, знал про всех всё и сдавал при любом удобном случае. Другой знакомый дед - вообще знатный на всю округу браконьер. Да что там, по каждому двору можно писать роман. - колоритные личности, каждый своеобразен по своему.В этом.может быть и есть наша утрачиваемая культура, отличная от серой массы, в какую превратилось нынешнее поколение..........А эта деревня всего-то в 50 км от Минска.Трудно все это воспринимать и понимать.....там,можно считать, прошло все мое детство, все летние каникулы.
seriy78

То же самое могу сказать и я. Деревни вымирают вместе с их жителями. А как было шорошо в детстве проводить каникулы в деревне у деда и помогая им учится всему.

08.12.2015 в 15:35
А как было шорошо в детстве проводить каникулы в деревне у деда
dedvolod

Каникулы - хорошо. Но жить же не стали там.

09.12.2015 в 15:19

...И ее коза всегда была важнее ей, чем название власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания....

09.12.2015 в 20:34
А как было шорошо в детстве проводить каникулы в деревне у деда
dedvolod

Каникулы - хорошо. Но жить же не стали там.

zaratystra2000

Да не стал, и не потому что ходил в колхоз на работу за трудодень для деда, зарабатывая ему на право накосить сена, а затем что бы пойти работать на завод, где уже трудились дети этого деда и внуки, целая трудовая династия и все мы создали то, чем сейчас называется щит родины. А этот мой, дедуля расписался на стене рейхстага и гордился своими детьми.

10.12.2015 в 23:03
азвание власти, потому что коза давала молоко, а власть — обещания. И счастье, и несчастье — все было внутри нее, а не где-то! Она дарит нам эту народную белорусскую мудрость, улыбаясь: «Живите в добре, цените, что есть...»
demona

а сколько патриотов убеждают в светлости такого будущего? наши старики все это уже слышали, и вот сейчас они там, где они есть. И мы их путем идем. Ибо все иное - от пятой колонны!
привет из Германии

11.12.2015 в 12:14

Обидно за стариков (у которых взрослые дети-внуки-правнуки!), которые живут в таких условиях и еще умудряются помогать своре взрослых людей! Обидно!!! Как бы там ни было, помощь нужна старикам, а не от стариков. Стыдно должно быть, товарищи.

11.12.2015 в 13:07
мы создали то, чем сейчас называется щит родины.
dedvolod

Какой родины? СССР?

16.12.2015 в 12:42

Очаровательная , очень светлая бабушка! Долгих лет Вам!!!