«Обуреть, сколько тут людей!» Репортаж из минских магазинов, которые устроили единый день скидок

 
29 ноября 2015 в 20:24
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Американская «черная пятница» — это потребительская игра на выживание. Люди ночуют возле торговых центров и занимают места в очередях за несколько часов до их открытия. Потом камеры часто выхватывают кулачные бои за единицу товара, которые мигрируют на YouTube. В Беларуси все иначе. Во-первых, пятница заменена воскресеньем, во-вторых, все происходит менее кровожадно. Onliner.by побывал в трех крупнейших столичных универмагах и одном торговом центре, чтобы постичь особенности национального шопинга.

ГУМ

Над центральным входом, обращая на себя внимание многочисленных прохожих, ширилась предновогодняя растяжка со словами «Наступает время Рождества». Скромный баннер, сообщавший о скидках в 20%, напротив, был еле-еле заметен.

Тем не менее залы ГУМа полнились. Покупатели окружали кассы плотными витками длинных очередей. В одной из них безобразничала нетерпеливая девочка, которая в итоге получила воспитанием по филею.

— Все, Римма! Никакого тебе «МакДональдса»! — прозвучало отцовское проклятье.

— Нет-нет-нет, ну пожалуйста! — стала упрашивать его дочь.

Косметика, бытовая техника, посуда и детский трикотаж пользовались наибольшим спросом. Среди всевозможных маечек можно было отыскать костюмы Деда Мороза и Снегурочки за 1 098 600 и 1 011 400 рублей соответственно. Оба — гении чистой синтетики.

За сюрреалистический костюм «Белочка» для девочек дошкольного возраста просили 231 400 рублей.

В отделе игрушек мальчик с интересом крутил в руках машинку за 116 000 отечественных рублей.

— Ай, на AliExpress возьмем, — испортил настроение ребенка родительский дуэт.

— Нет-нет, не надо AliExpress. Это же долго, — умолял сын, однако мама и папа были непоколебимы.

Этажом ниже происходила закваска новогоднего настроения. Покупателям предлагались искусственные ели. Список названий пластиковых красавиц походил на записную книжку заслуженного ловеласа: «Роксана», «Марта», «Кармен», «Клеопатра», «Анна», «Виктория». «Марта» ростом под потолок стоила больше всего — 3 439 000 рублей.

«Беларусь»

— Обуреть, сколько тут людей! — удивлялись новоприбывшие, глядя на эскалатор.

Работники «Беларуси» заморочились что надо. Над центральным входом висел яркий плакат, извещающий о скидках. Это опыт: нынешняя акция стала вот уже четвертой за ноябрь.

В отделе посуды одна из покупательниц неловким движением не только посягнула, но и нарушила целостность горы кастрюль.

— Ну что вы меня толкаете? — продавщица с волосами цвета молодой свеклы пыталась восстановить конструкцию.

— Я вас не толкаю! — отвечала неловкая покупательница.

— Ну же, ведите себя прилично!

Сеча в итоге не состоялась. Потревоженные кастрюли вернулись на прежнее место. Ценники при этом сообщали, что отнюдь не тюнингованные жестянки стоили по 178 500 рублей.

Рядом находилась орда бытовой техники с удобными обозначениями. На них указывались неактуальная прежняя цена и актуальная нынешняя с учетом сезонной десятипроцентной скидки. «Черное воскресенье» изымало из стоимости еще 10 процентов — получались заявленные 20.

— В такой-то день невозможно поменять деньги… Ну что это такое? — шопинг-лихорадка напрягала нервы обитателей длинной очереди, которая струилась к обменнику.

Тем временем в залах универмага звучало Coco Jambo. А в отделе женского белья ждала свою страстную хозяйку комбинация леопардового окраса.

— Глянь, чистый секс, — шутили проходящие мимо молодые люди.

— О, хлопцы говорят, что чистый секс, — подхватывали проходящие мимо девушки.

ЦУМ

Центральный универсальный магазин выиграл эту битву с разгромным счетом.

Пройти мимо и не заметить объявления о скидках в 17% было просто невозможно. Они украшали центральный вход и ребра фасада.

На первом этаже не наблюдалось гор кухонной утвари, которые грозились развалиться и децибелом взорвать барабанные перепонки. Пусть вокруг и ощущалось некоторое стеснение, раскладка товара позволяла добраться до него, не преодолевая полосу препятствий.

Из колонок про Happy New Year пела шведская группа ABBA.

В перерывах между песнями собравшихся информировали о дне скидок. 17% — на все непродовольственные товары, 30% — на продукты при покупке на 150 000 и больше, 10% — за услуги близлежащего кафе.

Большие ценники содержали в себе информацию о прежней и нынешней ценах. Допустим, кухонная плита производства Bosch раньше стоила 14 815 300 рублей, а в день скидок — 12 296 700. Экономия вполне ощутимая.

— Тут бы еще туалет — и получилась бы белорусская IKEA, — нахваливали магазин посетители.

«Столица»

Торговый центр также решил присоединиться к «черному воскресенью», хотя на входе это никак не анонсировалось. Владельцы магазинов выставляли скидки сообразно своим желаниям или акциям. Оттого «Столица» с ее застарелыми грехами вроде туалета за 5000 рублей и попыток продать корицу для take away-кофе выпадала из общего ряда.

В Caliope предлагали минус 30% на все куртки и минус 50% на вторую единицу товара. В «Твое» скидки были внесены в ценник.

В обувном магазине Valesco сделали отдельную хорошо обозначенную скидочную зону. Женские сапоги можно было купить за миллион, мужские броги — чуть дороже.

Что касается одежды, то лучшие скидки давали в Colin’s. Владельцы решили наслаивать сезонные скидки на скидки «черного воскресенья», оттого отдельные вещи можно было приобрети на 60% дешевле. Джинсы, допустим, стартовали с 520 тыс. рублей.

Утомленные шопингом, белорусы плавно текли по эскалаторам и уходили домой полностью затаренными.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by