Если на пути к цели ты потерял совесть, уже нет смысла никуда стремиться. Разговор с художником о семье, родине и настоящих поступках

 
27 ноября 2015 в 17:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Даша Сазанович
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Даша Сазанович

На стенах мастерской — картины, рассказывающие о вечном: любви, природе, родине. Кто знает о высоких идеалах больше, чем художник? Кто знает о настоящих мужчинах, семейных ценностях, как не кавказец? Камиль Камал — гуманист и романтик. Он уверен, что в какой-то момент цивилизация свернула куда-то не туда и сейчас самое время задуматься: а можно ли что-то исправить? Прямых ответов Камал, как настоящий мудрец, не дает, он скорее задает еще больше вопросов. И вопросы эти болезненные — о том, кто такой настоящий мужчина, отчего мы забыли свою историю и культуру.

Кто это?

Камиль Камал родился 5 февраля 1954 года в Грузии в азербайджанской семье. С 1983 года живет и работает в Минске, преподает живопись и рисунок. Персональные выставки художника проходили в Бельгии, Польше, Турции, Германии, Австрии, Италии и других странах. В Азербайджане Камала считают белорусом, в Беларуси нередко или грузином, или азербайджанцем. Сам художник уверен, что он человек с тремя родинами.

С одной стороны, Камал — аксакал от искусства, с другой, судя по тому, как о нем отзываются студенты и ученики, — веселый и честный как с собой, так и с другими человек. Именно такие нам сейчас и нужны.

* * *

— Камал, вы говорите, что в настоящем мужчине всегда должна присутствовать частица бога. Но при этом уточняете, что в вашем понимании бог — это не совсем то, что мы сразу себе представляем…

— Я верю в существование некой высшей силы. Сила эта — скорее совокупность знаний, стремлений и достижений человечества за всю его историю. В свое время частицей бога стали Леонардо да Винчи, Питер Брейгель и другие… Поэтому, когда я говорю, что надо соблюдать законы божьи, в первую очередь имею в виду, что стоит помнить уроки, которые наши предки получали тысячелетиями. «Не убий», «не укради», «не возжелай жену ближнего своего» — ведь бесчисленное количество раз было доказано, что все эти наставления написаны не просто так. Однако многие до сих пор не воспринимают их как руководство к действию.

Собака не ест себе подобную, не нападает на представителя своего вида без веской причины. Кот после того, как сходит в туалет, загребает за собой. Почему некоторые люди до сих пор не соблюдают такие прописные истины? Мы постоянно гадим вокруг себя — как в прямом, физическом смысле, так и в переносном, духовном. А уж про то, как человек ежедневно «жрет» себе подобных, можно вспоминать до бесконечности. Мы утверждаем, что у животных нет разума, но они, в отличие от нас, никогда не разрушают природную целостность вокруг себя.

Смотря на многих современных ребят, я понимаю: у нас было совсем другое воспитание. Учитель или старший человек являлся авторитетом, к которому прислушивались. Наверняка я, говоря подобные слова, покажусь брюзгой: такие фразы обычно никто не воспринимает всерьез. А ведь это огромная проблема, которая уже переворачивает наше общество с ног на голову и, думаю, наделает еще много бед.

— Мы взрослеем и формируемся, ориентируясь на примеры для подражания. Кто стал эталоном настоящего мужчины для вас?

— Мужчина — это понятие сложное. Если ты надел штаны и у тебя есть определенный орган, то это еще совершенно не значит, что ты принадлежишь к этой категории. Мужчина должен отличаться от обезьяны. А добиться этого можно только своими поступками.

Мой дед был простым человеком. Детство у него прошло — не позавидуешь: отец умер рано, мать осталась с детьми одна. В 15 лет его 13-летнюю сестру украла какая-то сволочь: жениться хотел. Девушка категорически отказывалась от этого брака и в конце концов застрелилась.

Я узнал эту печальную историю, когда 7-летним мальчиком пошел с дедом в горы. Дед сорвался со скалы примерно с высоты третьего этажа и упал в заросли куста, похожего на терновник. Он очень сильно изрезал руки. Кровь хлестала. Дед попросил дать ему соль, которая лежала в котомке с едой, высыпал ее себе на раны и перевязал моей сайкой. Сел. Зажмурился.

Только сейчас я представляю, что он испытывал. Но дед не хныкал, не причитал. Просто сидел и терпел. А через пять минут у него из глаз пошли слезы, и он тихо замычал какую то грустную мелодию. Я спрашиваю: «Дедушка, тебе больно?» А он отвечает: «Нет, внучек, я вспомнил свою маленькую сестричку. Ее обидели, и она застрелилась. Сердце до сих пор кровью обливается!»

Вдумайтесь: мучимый невыносимой болью, дед думал о сестре — маленьком ребенке, погибшем полвека назад, — и чувства к ней не притупились, не померкли, не смазались в памяти. Настоящий мужчина всегда помнит о своей семье, всегда думает о ней, в том числе и о близких, которые давно покинули этот свет. Вот это поступок!

Детей надо учить в первую очередь на собственном примере. Мальчик становится мужчиной, когда видит вокруг себя правильные поступки. Понять, насколько они правильные, очень просто. Проведу довольно условную аналогию: они как солнце, которое встает. Становится тепло, светло, радостно. Так и ваши поступки — они должны приносить свет и радость.

Сколько я вижу ребят, которые просто не знают, что хорошо, а что плохо. Иду по городу, вижу: трое малолеток ногами прохожего лупят. Вот разве они понимают, что делают? Если бы понимали, такого бы просто не произошло, и все! Их просто не воспитывали правильно, не было перед глазами примера — настоящего мужчины.

— Но говорят же, что у мужчин — мужские игры. Мы агрессивнее, мы выясняем, кто из нас лидер… Разве опыт цивилизации не доказывает, что успеха добивались те, кто был агрессивным, кто шел к цели любыми способами? Слабые утонут, сильные возвысятся.

— Можно, конечно, красть, бить, резать, вешать, насиловать, идти к своей цели по головам… Вопрос у меня один: зачем? Если на пути к цели ты потерял совесть, уже нет смысла никуда стремиться. Когда-нибудь придет мгновение, и ты задашься вопросом «Почему я так подло поступил?». И никакие деньги и достижения не скрасят разочарования. Говорят, пока камень у тебя в руке, ты его хозяин, но после броска ты уже становишься его пленником.

Ты пленник своих поступков, и нет той цели, которая оправдала бы подлость. Ливанский поэт и философ Халиль Джебран как-то спросил: «Разве Иуда стал тем, кем стал, из-за того, что его меньше любила мать?» Нет, конечно. Основы жизненной мудрости нам дают родители, а уж дальше мы становимся теми, кем являемся, именно через свои поступки.

Наша цивилизация сегодня в глубокой ж…е именно потому, что тысячелетиями находились те, кто готов был идти по головам. Но у нас есть шанс на спасение только благодаря людям, которые способны на чистые и светлые поступки.

Мужчина формируется, наблюдая совокупность правильных поступков. И это может выражаться во многом. Посмотрите, как застраивается Минск. Ведь большинству архитекторов, мне кажется, наплевать на то, как окружающие воспримут их работу. Посмотрите на общепит в городе — национальную белорусскую кухню, похоже, вообще никто не знает. Неужели рестораторам не стыдно? О каком уважении ребят к своему городу и его истории после такого может идти речь? А через город — дальше — к стране, к нации.

Толерантность белорусов — это и предмет гордости, и проклятье. Именно благодаря этой самой толерантности, как мне кажется, вы позволили многое у себя отобрать. Вашу историю, культуру, материальные и духовные ценности в разные отрезки истории поделили между собой Россия, Прибалтика и Польша. В итоге вы остались бессребрениками и ощущаете себя ими до сих пор. Мне стало это предельно ясно, когда один раз мы в компании художников сидели в ресторане. И один из моих молодых коллег спрашивает у меня: «Можна я на беларускай мове буду размаўляць?» Я отвечаю: «Не то что можно — нужно, дорогой». Кто вам запрещает говорить на родном языке? Не понимаю…

— Сам неоднократно видел, как в Грузии «дерзкие» молодые люди сразу как-то теряли гонор перед седым дедушкой: достаточно было одного осуждающего взгляда … Это и есть уважение, усвоенное через примеры?

— Я не пытаюсь очернить белорусов или возвысить Кавказ, но некоторые моменты, которые я замечаю здесь, мне до сих пор непонятны. Давным-давно, когда я еще учился на втором курсе, случилась трагедия: погиб молодой парень, мой однокурсник, и мне пришлось побывать на первых белорусских похоронах. Я был шокирован происходящим: мои товарищи водку со стола крали! Я ничего не понимаю, спрашиваю у них: «Сергей умер или свадьба сегодня?» Плюнул и ушел. Как так? Поминая человека, можно выпить три маленькие рюмки. Какой козел придумал пить бутылками? Мне кажется, такая дисгармония в традициях появилась в Беларуси столетие назад, и сейчас механизм все больше расшатывается.

Что касается стариков и детей: прошу прощения, но в Беларуси я вижу все меньше семей, где командует мужик. И это, судя по всему, длится уже не первое поколение. Как может ребенок уважать старшего, если не видит его поступков, если чувствует, что в семье нет уважения к нему? Я уверен, что парень, который гордится своим дедом, не обидит старика на улице.

Семья — это непростая работа. У меня возникает ощущение, что сегодняшние мужчины не понимают, какую высокую ответственность они несут за своих детей. Я своего отца ни разу в жизни не видел пьяным. Он мог изредка выпить, но подшофе домой никогда не приходил. Мой сын меня пьяным тоже никогда не видел. А сегодня посмотрите: идет молодой папаша, в коляске ребенка везет и пиво потягивает.

— Сегодня мы наблюдаем «великое переселение народов». Происходит это болезненно, в Россию едут выходцы из Средней Азии, с Кавказа, в Европу — беженцы из горячих точек. И порой мы видим совсем иную картину: безмерно уважая свои корни, люди совершенно не уважают традиции родины новой…

— Я прожил в Беларуси более 30 лет и считаю, что это — моя родина. Раньше я жил в Грузии — там тоже моя родина. Мои родители азербайджанцы — и там моя родина. Не могу представить, чтобы было иначе. И для меня непонятно, когда в страну приезжают люди, которые собираются в ней жить, и плюют на местные правила, законы и обычаи. Ты добровольно связал свою жизнь с этой землей, с этим народом. Будь благодарен им, отплати за гостеприимство пониманием и толерантностью. Говоришь, что все сам здесь заработал, но забываешь, благодаря чему у тебя появилась возможность это сделать.

Если белорусов как нацию обидят, я могу, простите, и в морду дать. Потому что это моя земля, это мой народ, я горжусь им так же, как и грузинским и азербайджанским. Люди, которые плюют на окружающих, прикрываясь тем, что у них есть только одна родина, недостойны называться мужчинами. Они оскорбляют землю, где родились, прикрываясь ей и творя при этом черные дела.

Монголы, когда срубают дерево, ставят рядом с ним свечку, просят у дерева прощения за то, что так поступили с ним. В этой традиции — соль отношения к земле, на которой ты живешь. У каждого народа есть свое понимание того, что такое семья, мужчина и женщина, государство. Но заметьте: если отбросить не такие уж и существенные различия, общие принципы будут везде одинаковы. В основе любого государства лежит уважение к земле и достоинству людей, которые тебя окружают. И необязательно быть мудрецом, чтобы эти понятия и правила узнать и принять. Для этого не надо институты оканчивать. Это элементарно правильный поступок, поступок настоящего мужчины.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by