Дизайнер о новых деньгах: «От монет осталось впечатление, что шрифты сделали в Word. Но в целом все довольно культурно»

 
05 ноября 2015 в 17:55
Автор: Александр Чернухо
Автор: Александр Чернухо

Уже сутки страна обсуждает новые деньги, которые будут выпущены в оборот 1 июля 2016 года: кто-то радуется лаконичности цифр, кто-то ругает монеты. Дизайнер Сергей Скрипниченко, поработавший со многими международными рекламными агентствами, для Onliner.by оценил эстетическую сторону новых денег, назвав общий уровень достаточно культурным, но неоригинальным.

Общая концепция дизайна новых банкнот соответствует девизу «Мая краіна — Беларусь». Каждая банкнота посвящена одной из областей Беларуси и Минску. Соответствие области номиналу банкнот определено в алфавитном порядке. На лицевой стороне вводимых в обращение разменных монет изображен Государственный герб Республики Беларусь, на оборотной стороне — цифровые обозначения номиналов монет.

— Общий культурный уровень в дизайне новых дензнаков присутствует, но при этом можно отметить старомодность и отсутствие оригинальности, — первым делом отмечает Сергей Скрипниченко.

Когда развалился Советский Союз и вышли тенге, литы, гривны, все первые выпуски отличались потрясающим дизайном. Было видно, что это деньги: сохранялся класс объекта, человек понимал, что это не открытка и не фантик, но при этом все они обладали яркой индивидуальностью. Но со временем и литы, и тенге, и гривны претерпевали некоторые радикальные визуальные изменения, которые приводили к какому-то единообразию, будто в мире существует некий тренд, к которому все они стремятся. И эти купюры становились менее оригинальными. Гривны сейчас самые ужасные: там чудовищная типографика, будто кто-то работал в Word.

Что-то похожее сегодня происходит по отношению к евро. Возможно, это некий эталон, к которому многие осознанно или неосознанно стремятся. Многие деньги тем или иным образом напоминают европейскую валюту по визуальному впечатлению: там могут быть другие цвета или шрифты, но ты смотришь и понимаешь, что это напоминает евро. В советское время болгарские левы выпускали на Ленинградском монетном дворе. Они штамповались по одному шаблону с советскими, и людям часто вместе со сдачей попадались в магазинах болгарские монеты. Там использовалась другая символика, но видно было, что деньги советские. В данном случае что-то похожее: евро — эталон, к которому все стремятся, как в свое время к советскому рублю.

Что касается того, что выложил Нацбанк, тут тоже есть вопросы по типографике. Деньги — это не просто документ, они должны обладать достаточно высокой долей непохожести, и типографика предполагает создание полностью оригинальных шрифтов и творческого переосмысления существующих. Но, например, от монет осталось впечатление, что шрифты сделали в Word — они просто не монетные. В купюрах тоже есть шероховатости: обводки на буквах нелепые. Но в целом купюры смотрятся достаточно культурно и похожи на деньги во многих других странах.

Что касается рисунков на купюрах, буквально сегодня мои знакомые спорили, мол, почему на купюрах не персоны. Я задумался: а ведь далеко не во всех странах на купюрах персоны изображены. Не существует какого-то всемирного брендбука, мануала, который регулирует, что должно быть изображено на деньгах. По сути, что хотим, то и изображаем. Деньги ведь — вещь функциональная и лишенная политической окраски: главное, чтобы они были качественными и не разваливались. И я предполагаю, чтобы общественного напряжения не возникало, при выборе изображений на купюрах придерживались какой-то нейтральной позиции.

Нынешние и новые деньги — это совершенно разные вещи. Купюры после деноминации 2000 года по дизайну не отличались от предыдущих, это была просто обработка напильником, и концептуально ничего не изменилось. А здесь совершенно иная концепция, и нельзя сравнивать, лучше они или хуже, — это просто два разных графических проекта.

Читайте также: