Полюс наш. Под Минском представили модуль антарктической станции, в которой будут жить белорусские полярники

 
24 690
20 октября 2015 в 15:17
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Отечественным покорителям Южного полюса станет совсем хорошо. Для полярников построили первый модуль антарктической станции, в котором они планируют провести три ближайших зимних месяца. Onliner.by побывал на презентации сооружения, способного выдержать до минус 60 градусов по Цельсию.

Пепельного цвета жеребенок увлеченно жевал сено и смотрел через забор. За забором имел место немногочисленный, но очень пестрый митинг. В деревне Курково министры, работники МЧС и Академии наук торжественно представляли необычный жилой проект.

Все, что происходит в мире, отражается в Антарктике! — летело в толпу. — И наблюдение за ней имеет важнейшее значение. Нами было принято решение сделать полярную станцию, чтобы нашим исследователям стало максимально комфортно. Конечно, если слово «комфортно» можно использовать при температуре минус 60 градусов.

Полярники были представлены квартетом мужчин в костюмах со светоотражающими элементами.

Это легкая одежда. Для авральных работ, — позже пояснял инженер-технолог Алексей Захватов. — Еще есть основные рабочие скафандры. Они прилично утеплены. Плюс обувь здоровская.

На презентации Алексей был обут в спортивные кроссовки. Его ожидает первая в жизни экспедиция, которая по большей части пройдет в трехсекционном модуле. Чисто внешне — ничего космического. Походит на бытовки, которые привозят на многочисленные белорусские стройки. Правда, внутри — обстановка побогаче.

Предстартовый официоз содержал несколько выступлений. Полярникам желали благополучия и дарили многочисленные флаги. Министр говорил про изучение геологического разнообразия и дополнял: «Беларусь присоединится к тем государствам, которые уже занимаются освоением и изучением Антарктиды».

Торжественную часть завершал Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

— Помню, нас учили в школе, что через пояса — Южный и Северный — проходит ось нашей земли, — говорил священнослужитель. — Я желаю, чтобы вы были на острие и смазывали эту ось.

Митрополит обещал молиться за полярников, а затем отправился освящать результат труда белорусской науки.

После Экзарха в помещения стали пускать всех собравшихся. Три модуля соединены между собой. Каждый из них своим весом не должен превышать 4,2 т. Условие — в угоду транспортировки. На место (гора Вечерняя в Восточной Антарктиде) каждую составляющую будут доставлять на грузовых вертолетах.

— Есть основная и резервная системы отопления. Резервная работает на солярке, — говорит Сергей Сиренко.

— Солярка есть даже в Антарктиде, — удивляются экскурсанты.

— Ну, а откуда браться питанию? Пингвины пока еще не вырабатывают электроэнергию.

Сиренко работает главным конструктором на предприятии «Мидивисана», гражданский сектор которого занимается производством автолавок «Любава». А военный сектор и сооружал полярную станцию, термостойкость которой заложена до минус 60 градусов. Толщина стен в сто миллиметров способствует.

Про стоимость проекта Сиренко ничего не говорил. Лишь улыбался, добавляя, что финансирование велось в рамках бюджета.

— Сауны тут нет. Но это ведь первая очередь проекта. Вторая и третья очереди с более комфортными условиями.

— На чилийских станциях роддом даже есть, — полетела контра в адрес главного конструктора.

— Могу сказать, что большие станции есть у американцев, бельгийцев и индийцев. Но нужно понимать, какое финансирование в них заложено. Наша станция рассчитана на работу двух человек. Да, в экспедицию отправится большее количество работников. Они будут использовать старое помещение законсервированной российской станции.

Понимаете, тут люди работают в мокрых бушлатах. Делать велюровую обивку нет смысла. При этом обитаемая часть, пусть тут и нет каких-то фотографий и вазочек, напоминающих о доме, оборудована холодильником, устройствами для умывания, СВЧ-печью, вытяжкой, чайником. Все скромно, но самодостаточно.

В скромности и самодостаточности белорусские полярники проведут примерно три месяца. С декабря нынешнего года до февраля следующего. Команда из пяти человек вовсю готовится.

— В том числе и физически, — подтверждение от 27-летнего Захватова. — Работаем на базе МЧС. Плюс до того проходили тестирование на совместимость. Ну а вообще, для этой экспедиции надо быть с мозгами и готовым психологически.

— Не страшно вам? 

— Волнительно. Но все поддерживают. Конечно, ходят шутки про медведей. Хотя в Антарктиде их нет. Когда мне впервые с юмором предложили поехать, я сразу же ответил согласием. Совершенно серьезно. От такого предложения нельзя отказываться. А если съездить, то жизнь меняется, в лучшую сторону.

Демонстрация полярной станции завершилась красивым жестом. Устроители решили разбить о ее борт специально заготовленную бутылку шампанского. Правда, посуда не прониклась торжественностью момента и не захотела разбиваться со старта. Из нижестоящей толпы стали лететь советы, мол, не об угол бейте, а в корпус. С третьего раза крепкая бутылка все же превратилась в стеклянное крошево.

— Мы, полярники, такие, — заулыбался руководитель экспедиции Алексей Гайдашов. — Упрямые!