Зато в Америке. Две истории белорусов: работать тренером по теннису и развозить посылки на фургоне

 
17 октября 2015 в 8:00
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Мы отважно вступаем в новую пятилетку, а Алексей размахивает ракеткой на корте среди небоскребов Нью-Йорка. Бывший минчанин Иван заводит свой фургон, забрасывает туда посылки и едет по дорогам округа Сан-Диего, насвистывая бодрый мотив. В очередном тексте из цикла «Наши за границей» нет скрытых посылов, кроме одного: мир большой, молодость короткая, а путешествия — это весело. Двое белорусов, разными путями оказавшиеся в Америке, рассказывают о своей работе, изменившемся социальном статусе и личном восприятии заокеанской мечты.

Быть нелегальным тренером

Алексей — бывший теннисист и опытный «американец». Первый раз он побывал в Штатах по программе Work & Travel. Потом работал на круизном лайнере. В Беларуси занимался интеллектуальным трудом на разных фронтах: реклама, корпоративы и так далее. Недавно взял отпуск, получил туристическую визу и полетел в Нью-Йорк на US Open, куда давно мечтал попасть.

— Побывал на теннисе, увидел, как здесь восхищаются Викой Азаренко, закрыл, как говорится, гештальт. А потом подумал и решил в Штатах задержаться. Начал искать работу. Загвоздка в том, что у меня туристическая виза, которая такого права не дает, даже если у тебя есть номер социального страхования. Но варианты имеются всегда. Немного поработал грузчиком. Таскал мебель, еще что-то. Платили $100 в день плюс чаевые. Не очень, надо сказать.

Потом я подумал: а почему бы не тренировать? Сделал несколько «постов» в группах в соцсетях. Откликнулись русскоязычные жители. Списались, договорились о стоимости. Выбрал общественные корты. За урок беру $40. Занятие длится полтора часа. Мне в радость: делаю то, чем всегда хотел заниматься.

Понятно, что пока это не очень законно. Могут быть проблемы с налоговой. Знающие люди посоветовали сделать лицензию теннисиста, чем и буду заниматься. В стране я абсолютно легально, полиция мне не страшна. С ней, кстати, я здесь уже сталкивался. На третий или четвертый день пребывания посмотрел по карте, как дойти в нужное место, — «срезал» через зеленую зону. Иду, а навстречу полиция. Откуда мне было знать, что вечером по парку гулять нельзя?.. Сумму штрафа еще не знаю, суд назначен на 5 ноября. Но за это точно не депортируют.

* * *

Алексей говорит, что пока остановился у знакомого, тоже белоруса, который в Америке четыре года. За жилье не платит, купил разве только матрас. Подбросит товарищу денег в счет «коммуналки». Лежа на матрасе, отпахав смену грузчиком, он, конечно, не думает о том, что попал в страну, где розовые ангелы ходят на горшок долларами.

— В первый раз, когда был здесь студентом, думал, что попал в другой мир. Потом много путешествовал по свету и утратил те юношеские представления. Америку идеализировать не собираюсь. В чем-то они живут лучше, в чем-то хуже. Раньше мне казалось, что они более открытые, чем мы, а сейчас вижу, что не все так однозначно. В американцах меня бесит то, что они обожают жаловаться. Коммуникация между людьми здесь интересная. Могут 15 минут обсуждать рубашку другого человека! Или его улыбку. Тараканов в головах хватает.

И не только в головах. Алексей удивляет нас откровением: мол, столько насекомых он видел только в американских домах. Чувствуют они себя королями. Впрочем, это такая мелочь — спорить, где тараканы жирнее…

* * *

Что делать дальше, Алексей пока не решил. Оставаться в стране, не нарушая закон, он может до начала следующего года. А стоит ли?

— Я человек простой, я не считаю, что социальный статус, который сейчас у меня «формально» понизился, каким-то образом портит мне жизнь. Да и разве у нищего белорусского менеджера по рекламе статус высок? Лучше я буду «полулегалом» здесь.

Меня многое раздражает в Америке, но я не могу не отметить вот что. Сейчас тренирую маленького мальчика, а его папа работает в Google. Общаемся нормально, он не смотрит на меня свысока. Так здесь повсеместно. Если у тебя есть работа, неважно какая, в Штатах тебя будут уважать. Нам, мне кажется, такого культа труда не хватает.

Почтальон по-американски

В Минске Иван был экономистом, дышал пылью от папок, сидел на сером стуле со спинкой и получал дважды по $500 — то есть вполне ничего. Три года назад он решил ради интереса сыграть в лотерею с американским государством и победил. «Грин-карту» выдали в 2014-м. Взяв с собой деньги и самые необходимые вещи, Иван отправился в аэропорт.

— Родители переживали, друзья говорили, что будут скучать. А я подумал: если не пойдет, то всегда есть возможность вернуться. Что я теряю? Ничего. К переезду долго не готовился, работу не искал. С языком было не очень, в школе учил французский. Сейчас более-менее понимаю, что говорят американцы. В общем, поездка была приключением. Это и до сих пор приключение.

Я летел из Москвы в Лос-Анджелес. Это было зимой. После грязного московского снега увидел пальмы и понял, что мне здесь нравится. Обосновался на первых порах у друга. Вместе с семьей он снимает апартаменты в городке недалеко от Сан-Диего. Это Калифорния, там жарко, много веселых латиноамериканцев, а по улицам бродят койоты, нападая на местных котов. После наших холодов я гулял по улицам, высунув язык, и просто наслаждался увиденным. Через два месяца wow-эффект исчез, я переехал от друзей на съемное жилье и устроился на работу.

* * *

Иван пошел трудиться в контору под названием OnTrac, которая занимается экспресс-доставкой почты. Купил себе фургон за $2,5 тыс.: «бесплатных» автомобилей компания сотрудникам не предоставляет. Фургон был похож на те, в которых гоняют по улицам приграничных с Мексикой городов гангстеры и наркоторговцы в фильмах.

— Права у меня были, но в Беларуси я ездил на машине редко, предпочитал общественный транспорт. Получить американскую «корку» оказалось элементарно. Простая теоретическая часть и 15 минут вождения под присмотром полисменов. Из медицинских показателей смотрят на зрение и слух. Все!

И вот со своим фургоном ты приезжаешь на работу. Задача — перевозить грузы по маршруту. Утром загружаешься, сканируешь посылки (у каждой есть трек-номера с необходимыми данными), программа предоставляет возможность забить точки в Google Maps.

Точек может быть 50, 100 или 200 — в зависимости от количества посылок. Важно правильно их соединить, чтобы не наматывать лишние круги и не жечь бензин. Фронт моей работы — округ Сан-Диего, город и окрестности. Работаю до двух часов дня, так решил сам. В день проезжаю около 110 километров. Это не много, некоторые и по 160 делают. Контроля перед выходом на линию, алкотестов и прочих сложностей нет. Вся ответственность лежит на водителе. Попался? Будешь отвечать по всей строгости закона. Фактически мы работаем сами на себя.

* * *

Зарплату он получает «грязными», в начале следующего года будет должен заплатить налоги, хотя говорит, что и в Америке имеется много вариантов, чтобы государство «провести». Ладно, скажем по-другому: уменьшить налогооблагаемую базу за счет включения в нее расходов на бензин, приобретение одежды и тому подобное. Закон суров, но в умелых руках может гнуться.

— Мы не обязаны отдавать все посылки в руки гражданам, — возвращается Иван к почтовому вопросу. — В сканере есть GPS. Когда привозим груз и кладем у дома или квартиры, еще раз его сканируем. Таким образом осуществляется контроль (плюс все застраховано, разумеется). Один мой товарищ сказал: если бы так работала «Почта России», то сзади за ней непременно ездил бы черный BMW и эти посылки сразу же забирал. Впрочем, если мы везем MacBook, другой дорогой товар, если осуществляем доставку для юридического лица, то отдаем товар под роспись, лично в руки заказчику. Самые распространенные заказы — товары с Amazon, «железо» для компьютеров, медикаменты, детские вещи, корм для животных, замороженное мясо. Платят, кстати, за каждую посылку, а не за перевезенный объем. В среднем у меня выходит около $3000 («грязными») в месяц, но я работаю до двух часов, как уже говорил.

* * *

В Калифорнии, рассказывает новоиспеченный американский «ямщик» Иван, с культурой вождения полный порядок. Народ не подрезает (если ты виноват в ДТП, то твоя страховка резко взлетает в цене), пропускает на перекрестках. Много где есть выделенные полосы для левого поворота, и даже южные люди, обычно импульсивные, ведут себя сдержанно и скромно.

— В компании работает много мексиканцев. Они горячие ребята, спору нет. А ездят по правилам. Очень любят русских. Ну и меня уважают. Как и обычные американцы, к слову. Сказал им, откуда я, на следующий день показывают лист — напечатали на принтере. А там на белорусском написано «Вітаю, як справы?». Приятно, черт побери.

Недавно на него пожаловался заказчик. У Ивана порвались фирменные шорты, надел утром свои. Гражданин, подлая душа, взял и позвонил в офис. Это тоже Америка.

* * *

Американский быт Ивана не поразил и пока не замучил.

— В Калифорнии дико дорогой бензин — $2,8 за галлон (3,8 литра). Еда чуть дороже, чем на родине. Если готовить самому, то можно уложиться в сутки в $10. Мясо очень дешевое. По жилью — снимаю комнату. Это $680 в месяц с учетом «коммуналки» и интернета. Жилье в этом штате дорогое, это вам не Техас. Если снимать по программе для людей с низким доходом (меньше $30 000 в год) апартаменты, то стоить они будут около $1200 минимум.

Главное мое развлечение здесь — полазить по горам. Местные любят ездить в пустыню, покататься на багги, пострелять из разного вида оружия. Практически в каждом кондоминиуме есть теннисный корт и открытый бассейн. Я в теннис не играю, но хожу в бассейн: хозяйка дома дала свой абонемент, который стоит порядка $20 в месяц. Пустыню тоже полюбил. Побывал на потухшем вулкане, на лавовых полях, в каньонах. Особенно поражает контраст, когда на авто поднимаешься в горы: вокруг хвойный лес, а через 20 минут внизу — пустыня, где не ловит мобильный и легко без воды отдать концы, так как температура под 50.

Молодые американцы любят гонять в Мексику. Едут в Тихуану, которая совсем близко — 30 минут на машине. Оставляют авто на границе и «зажигают» по полной. Дело в том, что в Мексике можно употреблять с 18 лет. Некоторых потом несут через границу на руках.

В самой Тихуане неспокойно. Были несчастные случаи с туристами. На центральных улицах более-менее, а в стороне могут сунуть нож под ребро. Ну и наркотики продают, какие хочешь. В Калифорнии с этим тоже либерально. На руках можно иметь унцию марихуаны. «По медицинским показателям» разрешают вырастить три куста. Открыл любую газету, увидел контакты — можно и домой заказать. Наша служба, конечно, таким не занимается.

* * *

Планов на пятилетку он не строит. Будет учить английский. Может быть, займется программированием: в Штатах это все еще модно.

А пока мы задаем Ивану все тот же вопрос: зачем? Ведь не в университет преподавать уехал. Он только смеется в ответ: а почему бы и нет?

Американцы заказывают здоровенные коробки с замороженным мясом и собачьей едой, белорус грузит их в машину, а потом тащит под чью-то дверь. Но уверенно говорит, что о сером стуле со спинкой в городе Минске не вспоминает.

— Мой социальный статус в Беларуси не давал мне никаких бонусов. Я убежден, что работа — это просто деньги, благодаря которым ты обеспечиваешь себе комфорт. В Штатах уважительно относятся к рабочим людям, меня это устраивает. С моей самооценкой все в порядке. А что будет потом — посмотрим.

Приключение продолжается!

* * *

Если вы живете за границей и считаете, что ваш рассказ может быть интересен тем, кто остался здесь, пишите на nak@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by