Золотое дно. Можно ли заработать на драгоценных металлах в Беларуси?

 
28 сентября 2015 в 8:00
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Алексею и его жене на свадьбу подарили $5 тыс. Пара решила вложить эти деньги не в валюту или депозит в рублях — они купили 5 кг серебра. Слитки приобретали в Нацбанке. Прошло четыре года, и Алексею срочно понадобились деньги. Он решил продать слитки, будучи уверенным, что вернет вложенное. Но его поджидал сюрприз…

— Серебро в 2011 году показывало хороший рост, — рассказал Onliner.by Алексей. — Давало где-то процентов 10 в год. Я и прикинул, что это хороший способ, как говорят экономисты, «диверсифицировать» свои вклады. Чтобы не зацикливаться на долларе. Подумал: дай-ка попробую вложиться в слитки. Не выиграю, так хотя бы сохраню.

Самая выгодная цена, по словам Алексея, тогда была в Нацбанке — $995 за килограмм. Но купить слитки оказалось не так легко: их просто не было в наличии. Пришлось ждать, пока кто-нибудь сдаст хотя бы килограмм. В итоге 5 кг серебра пара купила спустя несколько месяцев. Цена стала уже чуть больше тысячи.

Четыре года слитки пролежали у Алексея дома. Но в нынешнем году срочно понадобились деньги, чтобы заплатить за строительство квартиры. Поэтому на семейном совете было принято решение серебро продавать.

«Денег не сохранил, только потерял»

— Вот тут-то у меня и начались проблемы, — рассказывает Алексей. — Оказалось, что продать слитки ювелирам я не могу: незаконно. Хотя у меня были сертификаты на них. Я пробовал выставить их на аукцион, там давали хорошую среднюю цену между покупкой и продажей Нацбанка. Но эта операция тоже оказалась незаконной, и с аукциона объявление про слитки пришлось снять. При этом мне сказали, что с ними в принципе будет проблема из-за потертостей и примут их только в качестве лома. Я отказался покупать футляры и хранил слитки в пластиковых пакетах.

Алексей решил отправить письмо в Нацбанк, чтобы узнать, как и кому он может законно продать слитки.

— На одном из форумов я нашел информацию, что есть постановление Нацбанка №1838, по которому продажа физическим лицам разрешена, — говорит мужчина. — Но оказалось, что это постановление утратило силу еще в июле 2014 года.

Нацбанк четко ответил Алексею: есть статья 21 закона Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 21 июня 2002 года №110-З. «В соответствии со статьей заключение сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами, находящимися на территории Республики Беларусь, если такие сделки не связаны в соответствии с законодательством Республики Беларусь с предпринимательской деятельностью, не допускается», — сообщает Нацбанк.

Исключений не много: это дарение, пожертвование, передача в наследство, купля-продажа монет в целях коллекционирования или ювелирных изделий с пробой РБ или СССР.

— Оставался один выход — идти в банк, — разводит руками Алексей. — Я посмотрел ценник в Нацбанке — и чуть не упал. Если раньше цена продажи серебра банком отличалась от покупки на 10%, то сейчас разница двукратная. То есть купить килограмм серебра вы можете по 19,6 млн, а сдать в банк — по 8,3 млн. Такая разница стала за четыре года.

В общем, отнес слитки в один из коммерческих банков (к слову, вопросов с потертостями не возникло). Там цена сертифицированного килограммового слитка составляла примерно 9 млн. На тот момент выручил с 5 кг где-то $3000 в эквиваленте.

Что в сухом остатке? За четыре года я не только не сохранил свои деньги, но и потерял $2 тыс. Если бы я положил эти деньги на валютный вклад, то выиграл бы. Если посчитать по 6% годовых, то как минимум тысячу долларов точно прибавил бы. А так… Успокаиваю себя тем, что если бы деньги лежали в белорусских рублях, то обесценились бы уже в несколько раз с 2011 года.

Платиновые и золотые слитки — тоже убытки

Послушав Алексея, мы решили смоделировать подобную ситуацию на золоте и платине. Допустим, мужчина покупал бы килограмм золота как раз в декабре 2011 года. Возьмем условную дату 15 декабря.

Тогда килограммовые слитки золота стоили, как хорошая «однушка» в столице, — $60,5 тыс. при курсе доллара в 8450 рублей.

Предположим, что Алексею захотелось сдать золото в минувшую пятницу. В банке мужчину ждало бы очередное разочарование. Цена за килограмм составила 644,55 млн. При пятничном курсе в 17 707 рублей получаем сумму в $24,1 тыс. В итоге Алексей не то что не сохранил бы свои деньги, но и потерял бы $31 тыс. на килограмме.

Если бы Алексей отправился в коммерческие банки, то смог бы как потерять еще больше, так и выиграть. Правда, разница составила бы один-два доллара с грамма. Цена покупки в коммерческих банках колеблется от $33 до $38,2 за грамм золота.

Аналогичная ситуация и с платиной. За килограмм этого драгоценного металла в декабре 2011 года Алексею пришлось бы заплатить $52,9 тыс.

А вот в прошедшую пятницу свои платиновые слитки он мог бы сдать по цене в 535,2 млн за килограмм, то есть получить $30,2 тыс., если считать в долларах. На каждом грамме платины Алексей в итоге потерял бы $22,7.

— Покупка золотых слитков не имеет никакого отношения к инвестициям или сбережениям, — отмечает ювелир одного из крупных минских ювелирных салонов.  Потому что разница между продажей и покупкой банком своих же слитков слишком велика, чтобы играть на рыночной цене. К примеру, продажа банком 1 грамма золота — 883 600 рублей, покупка банком с условием идеальной внешней сохранности и наличия изначального сертификата — 636 200 рублей. Эта разница абсолютно не чувствительна к колебаниям стоимости золота на международном рынке, которая составляет $36,84 за грамм, или 652,32 тысячи белорусских рублей.

При этом торговать по международной рыночной цене обычные граждане не могут. У нас нет для этого законодательства.

Таким образом, физическое лицо может приобрести золото только в банке и только по предложенной в банке цене. Продать его может тоже только на условиях банка. А банку не выгодно назад покупать золото по рыночной цене. Поэтому инвестиционная привлекательность слитков очень низкая.

Можно сказать, что более правильно купить «лом» золота и продавать его в случае повышения цен на скупку. Но скупка лома в больших масштабах для физических лиц — это криминал. Поэтому такой способ заработка в Беларуси незаконен.

 Оправданы ли вложения в ювелирные украшения?

 Сбережение средств в ювелирных украшениях — это скорее стереотип, который мы переняли из западной культуры. Существуют действительно капиталоемкие ювелирные украшения от знаменитых брендов, к примеру Graff. Они используют в производстве драгоценные камни аукционной стоимости, которые не подвержены ценовым колебаниям рынка и находятся вне зоны влияния кризисов и волнений. Они продают в первую очередь эксклюзивные бриллианты, уникальные по своей природе и размеру. Рыночных цен на такого рода изделия не существует!

Но в Беларуси нет рынка драгоценных камней как такового. Это вполне понятно: мы не являемся ни добывающей страной, ни страной с высоким уровнем оборота драгоценных камней. Можно сказать, что у нас нет и повышенного интереса к этому вопросу. Нет достаточного количества ценителей, коллекционеров и инвесторов.

У нас нет свободного рынка купли-продажи драгоценных камней, это ограничено законодательством. Национальный банк продает аттестованные бриллианты по утвержденным ценам, продать вы их им не сможете. Если упаковка не нарушена и имеется аттестат, в лучшем случае вы можете поставить на продажу в ювелирный магазин на основании комиссионного договора. А продажа тут уже дело случая. Кстати, гомельский «Кристалл» тоже продает аттестованные бриллианты в специальной упаковке, но объемы продаж очень невелики.

Аналитик: «Смысла вкладываться в золото сейчас нет никакого»

— С золотом традиционно связано много мифов. К примеру, есть миф, что золото всегда в цене, всегда дорожает, — говорит старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — Но реальность доказывает обратное. Один из пиков золота пришелся на 1980 год. Тогда его стоимость достигла $800 за тройскую унцию [31,1 г. — Прим. Onliner.by]. А уже в 2000-х годах тройская унция золота упала в цене до $250. Время падения цены на золото составило 20 лет.

В 2011 году золото вновь достигло своего пика стоимости — $1900. Подорожание породило мощный спрос на рынках Китая и Индии. Но если учесть инфляцию доллара и пересчитывать на курс 1980 года, то цена все равно не достигла того пикового значения. В итоге люди, которые покупали золото 35 лет назад, не только не сохранили, а потеряли свои сбережения.

С 2011 года цена на золото снова падает. Сейчас на мировых рынках тройская унция стоит уже около $1100. И пока нет оснований предполагать, что мы находимся в конце этого падения и дальше будет снова рост.

— Откуда тогда уверенность, что вкладываться в золото всегда выгодно? Нам же говорят, мол, вечная ценность…

— Все из-за быстрого его роста на протяжении 10 лет (с 2000 по 2011-й). У инвесторов возникло устойчивое ощущение, что так будет всегда. Люди спроецировали свой 10-летний опыт на бесконечность и стали говорить, мол, золото всегда в цене. Это эксплуатация мифа, как и с недвижимостью. Но это не соответствует действительности. Подобно любому товару, золото может как дорожать, так и дешеветь.

И такого товара, который будет всегда дорожать, нет в принципе. Любая валюта, акции, недвижимость, металлы, антиквариат как растут, так и падают в цене.

— Говорят, что в кризис лучше вкладывать деньги в золото, мол, им подкрепляют дешевеющие деньги. Так ли это?

— Кризис кризису рознь. В последнее время человечество сталкивалось не с инфляционными кризисами. Когда деньги обесценивались, золото росло. И казалось, что это прекрасный антикризисный инструмент. Но в 2008 году кризис, последствия которого мы ощущаем до сих пор, имел дефляционный характер. Цены на товары росли медленно, во многих странах даже падали, а деньги дорожали. Если во время инфляции золото — хороший объект для инвестиций, то во время дефляции лучше всего хранить сбережения в деньгах.

К слову, с серебром и платиной ситуация еще хуже. Серебро уже утратило роль драгоценного металла. Его можно рассматривать в качестве металла технического. С платиной та же история. Поэтому инвестировать в них деньги я бы тоже не советовал.

— Что будет с ценой на золото дальше, ваш прогноз?

— В США будет расти ключевая процентная ставка. Когда точно начнется рост, до конца нынешнего года или в начале следующего, неизвестно. Но то, что она будет расти, — это бесспорный факт. Рост ставки приведет к удорожанию доллара и удешевлению остальных валют. Подешевеют в том числе и золото с нефтью, которые торгуются за доллары.

Вкладываться в золото имеет смысл только в том случае, если у вас широкий инвестиционный портфель. Если вы часть сбережений храните на депозитах в белорусских рублях, часть в долларах, часть в облигациях и акциях, тогда можно 5—10% вложить и в золото.

А вообще, белорусам я советовал бы сейчас разделить вклады и сохранять половину на депозите в долларах, а другую — на депозите в белорусских рублях. И не скакать из рублей в доллары и обратно, а именно применять такой метод в долгосрочной перспективе. Рублевая доходность в 30% будет компенсировать падение рубля, а долларовая в 5% — доллара. В долгосрочной перспективе это выигрышный вариант.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by