Минский бизнесмен из-за трагической случайности оказался в инвалидной коляске, но не сдался: «Тут или намыливаешь веревочку, или учишься жить дальше»

 
09 сентября 2015 в 8:00
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Конкурс #РазамМінск, который Onliner.by проводит вместе с платформой Talaka.by и компанией velcom, дал нам возможность познакомиться с настоящими людьми — искренними, честными и мужественными, способными совершать поступки. 55-летний предприниматель Александр Качков — один из таких. Уверенный командный голос, четкие движения, краткие распоряжения подчиненным по телефону… Образ Александра никак не совпадает с шаблонным представлением о человеке в инвалидной коляске. Вместе c ним и другими участниками проекта «Карта доступности Минска» корреспонденты Onliner.by провели эксперимент.

На часах 10:30 утра, мы выходим из офиса Onliner.by на проспекте Дзержинского. Волонтер Алексей Козловский объясняет суть происходящего:

— Архитектура большинства минских зданий, мягко говоря, неприветлива к людям с инвалидностью, мамам с колясками, пожилым людям. Да если у вас всего лишь нога в гипсе, и то будет очень сложно передвигаться по нашему городу. Поэтому мы создали «Карту доступности Минска» и наносим на нее объекты, которые соответствуют нормам безбарьерной среды. Мы уже отметили 80 таких зданий: кафе, парикмахерские, аптеки и так далее. Скоро на минской карте появится еще 50 объектов. Хотелось бы, конечно, больше, но это требует кропотливой работы. Нужно постоянно находить волонтеров, которые согласятся проводить замеры зданий. Я участвую в этом не ради какой-то выгоды. Деньги меня не интересуют, я хочу сделать что-то доброе и полезное. В нашей стране почти 20 тыс. колясочников, но на улицах их не видно. А все потому, что они не знают, куда могут добраться, чтобы не попасть в тупик. Наш проект меняет эту ситуацию.

Сегодня мы отправились на замеры соседнего с редакцией Onliner.by здания. Это относительно новый жилой дом (2012 года постройки), в котором немало разных магазинчиков и кафе — как раз то, что нужно для «Карты доступности Минска». Каждый пандус на входе мы фотографируем и включаем в список.

— Сами по себе жилые дома на карту мы не наносим, ведь люди с ограниченной подвижностью и так прекрасно знают, есть ли в подъезде пандус и подъемник. Наша цель — сфера услуг, — объясняет волонтер Алексей Козловский.

Мы знакомимся с Александром Качковым, который время от времени участвует в подобных замерах для Freeway.by. Мужчина провел в коляске уже три года. О трагедии, которая жестоко изменила всю жизнь, он рассказывает сухо, без сантиментов:

— Три года назад я был такой же, как и вы. Только еще более спортивный. 19 июня 2012 года в 13:00 я ехал по велодорожке возле Комсомольского озера. Красавцы из «Зеленстроя» валили деревья и не оградили территорию. Дерево упало мне прямо на спину. Позвоночник — пополам. Все, с тех пор я в коляске, — чеканит слова Александр. — Две операции, четыре болта внутри, титановая сетка. Вопрос стоял, буду я сидеть или нет. Ну, потихоньку, помаленьку… К тому же я занимался. Сейчас живу один, все делаю сам. Жены закончились, дети уже взрослые, скоро внуки будут. У меня своя фирма, я учредитель. Так что все это время я не прекращал работать. Вы спрашиваете, как я живу один? Как сам сажусь в машину? В такой ситуации, как у меня, два варианта: или намыливай веревочку, или научись жить дальше. Я выбрал второе.

На мой вопрос о том, насколько для человека в инвалидном кресле доступен город, Александр Качков не подбирает красивые слова, а прямолинейно описывает ситуацию, как она есть:

— Ни на сколько не доступен. Люди вообще не понимают, о чем речь. Например, вот в эту точку, где мы сейчас с вами стоим, можно подняться только во-о-от оттуда. И больше никак. То, что для вас 10 сантиметров, для меня бетонная стена. Когда докладывают, мол, Минск на 70% стал доступным — это фикция. Перепрыгнуть пропасть на 96% невозможно. Ты ее либо перепрыгнул, либо нет. Поэтому безбарьерная среда не может быть на 60% или на 70%. Она или есть, или ее нет. Вот эти компромиссы вроде «частично доступен» мне непонятны. Ну недоступен же! Давайте называть вещи своими именами. Например, туалет есть, но попасть в него невозможно. Вопрос: так он все-таки есть или его нет? Хотя сейчас что-то сдвинулось с мертвой точки, что-то в городе делают. Но не нужно громких фраз и пафосных документов. Пусть тот, кто сдавал этот перекресток, сядет в коляску и разок проедется из одной сторону в другую. Сможет — зачет. Не сможет — незачет. И не надо больше ничего выдумывать.

У объекта, который мы сегодня тестируем, Александр сразу же находит изъяны:

— Вот этот пандус сделан с нарушением всех норм. Перила должны начинаться через 20 сантиметров, а тут явно больше 100…

— Вот здесь должен быть уклон 10%, а у нас все 20%. Да и 180 сантиметров перил не хватает, — Андрей Пунтик, технический директор компании «Монопласт», которая делает рампы и подъемники для безбарьерной среды, тщательно сверяет размеры с рулеткой в руках. — Хотя это еще неплохо сделано. Александр, вы не хуже меня знаете, какие бывают варианты в нашем городе. Сделают уклон в 45% — такой, что и здоровый человек на ногах не сможет подняться, — и предлагают проехать колясочнику… В этом деле много формализма. Вот вам пример. В подъезде жилого дома специально для колясочника поставили дорогущий пандус, который стоил $7—8 тыс. Но он его даже не увидел! Никто не подумал о том, что, кроме пандуса, человеку нужен подъемник, чтобы выехать из подъезда. Вот так он и прогуливался исключительно по балкону собственной квартиры. Не мог выйти из дома.

Мы продолжаем изучать местность, и Александр подъезжает на коляске к подземному пешеходному переходу. Из его груди вырывается громкий саркастический смех.

— Да-а, вы видите этот спуск?.. И для кого он сделан? Столько денег угрохали! Да тут только убиться можно. Хочешь, дам коляску, попробуешь съехать? — с мрачной улыбкой предлагает мне Александр. Я, естественно, отказываюсь.

— Когда существовал СССР, там про «безбарьерку» вообще ничего не слышали. Сейчас требования безбарьерности касаются только новых или реконструируемых зданий. А если ремонт последний раз был в 1956 году, какие могут быть к такому дому претензии? Я сам живу на Захарова. Мне пришлось обращаться к министру, чтобы в подъезде появился подъемник. Ну ладно, строили эти здания десятки лет назад. А переход, который мы только что посмотрели? Он же не 1956 года, недавно построен… — говорит Александр.

Хотя грамотный пандус мы все-таки находим — у входа в магазин спортивного питания.

— По уклону здесь все правильно, — комментирует сотрудник «Монопласта». — Да, перила у него не идеальные, но если бы по всем городу стояли такие пандусы, уже было бы хорошо.

Что и говорить, наш город устроен неидеально. Люди в колясках, которым хватает мужества каждый день преодолевать барьеры, как бетонные, так и человеческие, безусловно, достойны уважения. Радостно, что в городе появляются инициативы, подобные «Карте доступности Минска».

Карта чем хороша: заранее можно распланировать свой маршрут, посмотреть, насколько доступна для передвижения местность. Собрался ты, например, в парикмахерскую, открыл сайт, нажал на кнопочку — там высветилось 15 зеленых точечек. Выбираешь где подороже — и поехал, — улыбается Александр.

Сегодня он, как и остальные волонтеры проекта, потратил свое время со смыслом. Вместо того чтобы запальчиво ругать город, Александр поучаствовал в том, чтобы на карте появилась еще одна зеленая точка и помогла незнакомцу в коляске. А что сделали сегодня вы?..

* * *

Реалити-конкурс #РазамМінск подходит к концу. Те команды, которые успели воплотить свои проекты в жизнь в установленный срок, поборются за призовой фонд в $2000 по курсу НБРБ. Половину этой суммы получит победитель в номинации «Выбор минчан» — лидер зрительского голосования. Так что делайте свой выбор, дорогие читатели! Для этого вам нужно зайти на страницу понравившегося проекта на платформе Talaka.by и поставить отметку «Это важно». Можно голосовать сразу за несколько проектов.

Судьбу еще $1000 по курсу НБРБ определит жюри, которое 10 сентября выберет победителя в номинации «Лучший городской проект». Между прочим, один и тот же проект может получить признание как у зрителей, так и у жюри.

Отдельные призы в номинации «Детский город» вручит компания velcom.

Имена победителей мы назовем в следующем выпуске, 16 сентября. А вот таблица с одиннадцатью проектами-финалистами, за которых можно голосовать:

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by