Человек, который живет в кайф. Макс Корж про европейскую культуру, жизнь в Грушевке и желание продвигать белорусскую тему

 
23 июля 2015 в 9:30
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

Последнее полноценное интервью Макса Коржа прессе состоялось в 2013 году, после того как белорусский музыкант неожиданно собрал на сольный концерт Дворец спорта. С тех пор Макс дал много аншлаговых концертов на крупнейших площадках СНГ и стал одной из самых обсуждаемых медиаперсон в Беларуси. В интервью Onliner.by он рассказал про любовь к белорусской глубинке, посмеялся над собственной фамилией, с пониманием отнесся к комментаторам в интернете и пообещал, что впереди — серьезные вещи.

Мы встречаемся с Максом в 60 километрах от Минска: музыкант пригласил всех желающих в усадьбу «Марцінова Гусь», чтобы поучаствовать в создании афиши, анонсирующей серию больших концертов. Все просто: Корж пустил клич по социальным сетям, на который сразу же откликнулись фанаты белоруса.

Сейчас здесь пустовато: люди еще не подтянулись. Макс, больше похожий не на кумира молодежи, а на простого парня из соседнего двора, встречает нас, широко улыбаясь. Он по-пацански запрыгивает на деревянный забор, оглядывается вокруг и с каким-то трепетом говорит: «Я бы с удовольствием лег где-нибудь в траве и уснул».

* * *

— Мы снимаем афишу, которая будет висеть на всех столбах города: серия концертов пройдет в Минске, Киеве, Питере и Москве. Готовимся заранее, потому что это будет полноценное шоу. Прошлый «Большой флэт» понравился людям, и в этот раз мы постараемся сделать все намного круче. За этот год я побывал на многих концертах — Muse, 30 Seconds to Mars — и понял, чего не хватает людям даже на таких концертах. И мы это сделаем :)

— Джаред Лето — это кумир, секс-символ для молодежи. А ты себя таким чувствуешь?

— Секс-символом — точно нет, ты что! Я женатый человек! Я просто выполняю задачу, которую на меня возложили слушатели Беларуси и всего СНГ. Эта задача — делать что-то интересное и необычное, но в то же время близкое, радовать народ.

— Некоторые белорусы к твоему творчеству относятся достаточно скептически. Ты реагируешь на это болезненно?

— Да я тоже много рассуждал об артистах, когда был слушателем. Я был злобным зрителем :) Конечно, воспитание не позволяло писать об этом в интернете, но фильтровал музыкантов я очень жестко. Допустим, Макс Корж. Я уверен, что многие не будут слушать меня хотя бы из-за имени и фамилии. Я бы и сам не стал. Макс Корж… Ну что это за название такое?

Мне легче было бы придумать что-то более звучное. Но даже фамилия является первым фильтром, который отсекает ведущихся на звучную картинку и оставляет позитивных и искренних — тех, кто умеет смотреть на вещи с разных сторон. Именно они и получают весь торт на наших бешеных тусах. Мне не нужны снобы, стоящие на концерте с лицами сухофрукта. Только свободные люди.

— То есть изначально просто нужно оставить предрассудки?

— Это первое, чему нас учит современное общество. Этому научила меня жизнь. Такое понимание приходит с возрастом. Когда мне было 18—20 лет, я не хотел принимать то, что было для меня нехарактерно. Наше поколение воспитано на американской культуре, а сейчас набирает обороты европейская. Американская — более примитивная — уходит на второй план, и у людей появляется какая-то альтернатива. Европейская культура учит смотреть на продукт с разных сторон: креатив и право на жизнь любого творчества. Взять хотя бы интерьер. Если мою бабушку сейчас привести в современную квартиру, она скажет: «Вы что! Столько денег вбухали на обычные деревянные полы!» Все перемешалось, и появилась возможность заценить самые простые вещи — от непонятной ранее музыки до старой деревянной хатки на Грушевке. Я боюсь представить, что будет дальше.

Сейчас наилучшее время для творчества, все клише и рамки уходят. Может, я и попал в эту движуху со своим именем и фамилией? Я не знаю.

— Ты ведь тоже живешь где-то в Грушевке? Часто тебя узнают на улицах?

— Да, узнают везде. На данный момент прическа немного спасает.

— Вот мы говорили про корпоративы. А Макса Коржа можно заказать?

— Я не выступаю на корпоративах, хотя, в принципе, никогда не говорил, что не буду этого делать. Просто, видимо, еще не сформировалась моя психологическая готовность, я не могу стоять и петь песню на каком-то корпоративном собрании. Мне нужны люди, которые действительно пришли на концерт, чтобы что-то услышать и познать, получить эмоции вместе. А «корпораты», сам понимаешь… Раньше, когда я был просто MC, у меня были сплошные вечеринки. Когда-то я выступал в клубе Madison перед пятнадцатью пьяными посетителями, сам напивался и отрывался с ними. А потом начал давать нормальные концерты, у меня появилась возможность трезво заняться своим делом.

— А насколько тебя ограничивает лейбл Respeсt Production?

— Естественно, лейбл еще на ранней стадии понял, что если артист самодостаточен и знает, в какую сторону двигаться, то стоит только контролировать, чтобы с ним ничего не случилось. Ребята занимаются своими делами. Но вы же видите по моему творчеству, что меня вообще никто не сдерживает.

— Многие критиковали тебя за излишний сексизм на третьем альбоме.

— На третьем альбоме? Значит, они не слушали первый :) Эти критики появились из ниоткуда, потому что люди, которые следили за мной, понимают, что третий альбом — это просто цветочки по сравнению с дебютником. На «Домашнем» мне просто захотелось разгрузиться от «серьезки», которая была на втором. Но каждый увидел там то, что искал.

— Ты начинал с белорусскоязычного рэпа, на обложке «Домашнего» появился в вышиванке.

— Я не хотел что-то сказать таким образом. Просто решил, что будет круто показать семью, как на фотографии моего деда. Так и произошло, все оценили.

— Стоит ждать продолжения темы?

— Слушайте, естественно, как творческая единица, я обязан внести хоть какой-то вклад в развитие культуры, раз меня воспитала эта земля! Минск повлиял на мою популярность коренным образом, с него началось восхождение: мы с ребятами собрали Дворец спорта, «Минск-Арену», люди поддержали меня. Поэтому я должен как-то отблагодарить за это. Но каким образом — одному богу известно. Пока я просто отдыхаю. Серьезная задача, видимо, еще предстоит, потому что надо постоянно двигаться вперед.

— А сколько будет длиться этот отдых?

— А работы еще и не было. Я просто писал все, что думаю. Идея заключалась в том, чтобы передать людям мое мировоззрение. А двигать какую-то белорусскую тему — это очень серьезная задача, к которой нужно готовиться.

Культуру двигать — это же непросто. Нужны бюджеты и много сил. Например, сделать в Беларуси серьезный фестиваль, как венгерский Sziget. В теории это возможно. Ведь наша страна территориально имеет отличное расположение.

— Сто́ит ли ждать чудесного перерождения Макса Коржа?

— Я не знаю, оно у меня каждый день происходит. Как жизнь повернется, так и будем двигаться. Вы просто наблюдаете за развитием одного человека, вот и все. Меняется его мировоззрение — меняется и музыка.

— Сегодня ты самый популярный белорусский артист, собрал крупнейшую белорусскую концертную площадку. Куда двигаться дальше?

— Раньше было количество, а сейчас движение в качество. Более тонкие моменты помогут достучаться глубже до каждого человека, который пришел на концерт.

— Британец Эд Ширан недавно три дня подряд собирал стадион «Уэмбли» — всего около 270 тыс. человек. В Минске можно три дня подряд собирать «Минск-Арену»?

— Я не знаю, что должно случиться, чтобы я три дня подряд ее собирал. Мне и одного надолго хватило.

— На твои концерты ходит в основном молодежь. Ты часто видишь во время выступления людей в возрасте?

— Сейчас почаще. Мы гастролируем уже три года — за это время 18-летние стали 21-летними, а 15-летним исполнилось 18. Мои тексты на самом деле о взрослой жизни, поэтому молодняк может прочувствовать музыку, настроение, а взрослый человек будет слушать текст и поймет его. Просто до взрослого слушателя сложнее достучаться: на него воздействуют телевидение, радио. Но все меняется. Интернет затягивает всех, и это видно по концертам.

— Вообще, европейский слушатель, если ему что-то не нравится, проходит мимо, а белорусский начинает гнобить. Почему так происходит?

— Я даже больше скажу: европейский слушатель не пройдет мимо. Им все интересно, любое проявление творчества. Может, это просто лицемерие и у них такое воспитание, но европейцам важно, что ты хотя бы чем-то занимаешься. А белорусская публика — это, конечно, серьезный уровень.

— В Лунинце сейчас часто бываешь?

— Недавно был. Раньше не хотел туда приезжать, потому что ассоциации были только с пьяными тусовками — так прошла моя юность. К сожалению, я не рос возле моря или гор, и у меня не было возможности кататься на сноуборде или серфе. Пить, идти на дискотеку и наблюдать за животным миром, а порой и участвовать — вот все, чем мы занимались. Но, естественно, все прошло, и я приехал туда к родным. Я люблю Лунинец. Любимая мама, сестра, теща, дочка часто там бывает. С отцом у меня хорошие отношения, они наладились со времен моего студенчества. Раньше было как в песне «Жить в кайф»: в истерике кружились мама Валя, папа Толя. Сейчас мы наверстываем упущенное, и отец становится для меня другом. Хотя я думал, что это время наступит лет в сорок. Он был на «Большом флэте» и, несмотря на восторженные отклики, хладнокровно подошел ко мне и отметил кучу «косяков»: паузы, проблемы со светом. Мы долго разговаривали с ним. Я даже предложил ему войти в креативную группу «Большого флэта», но он отказался: мало платят :)

— Никогда не было желания переехать в Москву? Ты же наверняка проводишь там кучу времени.

— Пусть люди посмотрят на эту фотографию — вот и ответ на ваш вопрос.

Сейчас ты можешь жить где угодно, лишь бы был интернет. Естественно, я не мог упустить такой возможности и остался в Беларуси. Тут я как рыба в воде. Нет, Москва — на самом деле очень крутой город, и плохо о нем говорят только потому, что приезжают туда за бабками. А если там отдыхать или изучать какую-то часть культуры, то Москва — это серьезное, интеллигентное место. Просто в этом городе очень большая концентрация злых людей. Злых от слабости и нехватки денег: там ведь куча бабла, но не у тебя в кармане, а рядом. Конечно, это всех злит.

Мне же захотелось разобраться: что это за земля, на которой я жил всю жизнь? Я надеюсь, не у одного меня такие мысли. Не буду говорить громкие слова, но очень важно, чтобы люди ценили место, на котором стоят.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by