Отдых по-белорусски: после закрытия «Мальдив» в Волковысском районе народ поедет тонуть и мусорить на «Мальдивы» под Любанью?

 
27 июня 2015 в 8:00
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков, vk.com. Видео: slutsk-gorod.by
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков, vk.com. Видео: slutsk-gorod.by
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Девальвации, кризисы и тотальная экономическая безнадега навсегда лишили 99% белорусов возможности побывать на коралловых островах в Индийском океане. Этой весной сотрудники ОАО «Красносельскстройматериалы» закрыли путь и к «Мальдивам» белорусским — технологическим водоемам в Волковысском районе, ставшим в последние годы едва ли не главной туристической достопримечательностью страны. Дороги перекопаны, курсируют патрули Департамента охраны — ни тебе лазури, ни экзотики, ни сочных фотографий. В Беларуси, впрочем, хватает карьеров, в которых когда-то добывали мел, а теперь народ готов делать «селфи» и плавать на матрасах. В интернете этим летом стали активно появляться предложения съездить на альтернативные «Мальдивы». Оказавшись недалеко от одного из таких водоемов — около Любани, корреспонденты Onliner.by решили заглянуть туда.

Здешние «Мальдивы» (иногда их называют слуцкими, хотя расположены они все же ближе к Любани)  находятся примерно в 160 километрах от Минска. Раскручены не так, как волковысские, ведь и пейзажи здесь не столь футуристические, и белого песка, создающего приятный взору контраст, не много. Но виды тоже хороши: два карьера стоят в окружении леса, берега поросли молодыми соснами, вода переливается на солнце. Красота!

В лес в районе деревни Хотиново мы приехали под вечер. Не жарко, обещали дождь, поэтому вокруг тишина. За деревьями синеет водоем, к которому есть несколько подъездов. Дороги разбиты, в ямах и колдобинах, но пробраться можно. На «пляже» несколько машин, но не купается никто: холодно.

— Как только случится, наконец, теплый день, вы увидите, что здесь будет твориться, — к нам подходит разговорчивый мужик с удочкой, машина которого припаркована у самого берега. — В погоду все забито, место для полотенца сложно найти, а машину приходится на дороге оставлять. И наши приезжают, и минские. У нас это «голубые озера», а столичные в последнее время говорят «Мальдивы». В этом сезоне, думаю, еще больше народа будет. Хотя вода у нас упала — метра на три. Нет дождей. Спускаться стало не очень удобно.

Вот так забавляются на карьерах экстремалы: прыжки с «трамплинов» и просто с обрыва — наиболее популярное здесь развлечение.

— Сколько в этих карьерах народу потонуло — не перечесть, — почему-то улыбается собеседник. — Как-то поспорил с другом по пьяни, что доплыву до противоположного берега и вернусь обратно. Туда доплыл, назад половину пути проделал и вдруг чувствую: холодно, судорога берет. Еле-еле догреб, страшно было, думал, что все уже.

Мужик-фаталист заводит мотор и уезжает, а мы беседуем еще с одним рыбаком.

— Здесь самые красивые места на Любанщине, да и вообще в области, — гордо говорит он. — Только почему бы не сделать скамейки, качели какие-нибудь для детей, да просто урны не поставить?

Берега жемчужин-карьеров, обрамленные деревьями-стражами, украшены также мусором, пивными бутылками и использованными презервативами — обычные белорусские берега, которые давно стали частью нашей природы и ментальности.

Едем к тому озерцу, которое поменьше. Дорога идет через лес. Не перекопана, без препятствий. На берегу — кострища, чуть поодаль — мусорные свалки. А вон в кустах висят чьи-то полосатые трусы. Спуск к воде — под крутой откос, шею можно легко свернуть. На противоположной стороне спрятались в кустах рыбаки, внимательно следят за нами: не природоохрана ли приехала? Впрочем, рыбачить здесь можно легально. Как и рефлексировать, сидя на бережку, о том, что в Беларуси ничуть не менее красиво, чем на острове Куда Хураа, разве что люди более «своеобразные», природу-мать не любят. Сиди, думай о жизни, но в воду не лезь, о чем гласят таблички, расписанные народными острословами.

Несмотря на запреты и штрафы, в интернете хватает предложений для минчан «организовать поездку на меловые карьеры в Любань, которые не находятся под запретом». Варианты различные — просят по 200 тыс., по 400 тыс. с человека. В программе — купание, шашлык, активные игры.

— Один раз в этом году уже ездили. Погода не особо была, но людям понравилось, — рассказывает Артем, объявление которого мы нашли в сети. — С Волковыском, конечно, эти карьеры не сравнятся, но это все равно веселее, чем лежать на унылом Минском море или на Нарочи, где и купаться опасно из-за церкариоза.

— Но в карьерах ведь тоже запрещено: это риск!

— Главное — не прыгать с обрыва, а так все будет нормально.

— Несмотря на запреты, люди лезут в воду, даже из России сюда приезжают специально. В прошлом году проводили совместные рейды с РУВД, составляли протоколы за купание в запрещенных местах, да что толку, — говорит Сергей Смоляк, председатель Любанской районной организации ОСВОД. — Рейды будут и в этом году, о чем хочу предупредить всех. Это очень опасное место! Технический карьер, пологие склоны, метр-два — и сразу глубина. Водолазы как-то опускались метров на 35, и это еще было не дно. Вода прогревается даже при очень теплой погоде на метр-полтора. Особенно при нырянии, как любят отдыхающие, получается резкий перепад температуры. Как будто в холодильник прыгаешь. Дальше — судорога, можно и утонуть. А если еще выпил… Тонут люди практически каждый год. Самое страшное, что и детей привозят, в воду бросают. Несколько лет назад утонула девочка из Слуцкого района.

По словам Сергея, в прошлом году откуда-то «вынырнул» коммерсант, который предложил любанские «Мальдивы» облагородить — создать зону отдыха. Но ему насчитали таких денег, чтобы сделать все безопасно, что инвестор быстренько скрылся.

— Можно ли сделать у карьеров зону отдыха — народ ведь все равно туда ездит? — задаем вопрос заместителю председателя Любанского райисполкома Татьяне Рубин.

— В жару людей тьма. Как-то пыталась посчитать, сколько машин. Досчитала до 100 и бросила, — подтверждает она. — Что касается зоны отдыха, это абсолютно нереально. Это технический водоем, его даже в аренду сдать нельзя на законных основаниях. И там опасно! А желающие — да, были. Но это не очень серьезно все. Пришли, ушли. У нас не Минский район, где инвесторы с деньгами. Да и если бы с деньгами пришли, все равно в промышленном карьере никакого цивилизованного отдыха быть не может. Да, красиво, многим нравится, но у меня муж начальник РОЧС, и он рассказывал, что утонувших даже водолазы найти не могут — так там глубоко.

Интерес к «Мальдивам», очевидно, у белорусов будет сохраняться, а вот легализовать меловые карьеры, где бы ни пытались — под Гродно, Березой, Волковыском или Любанью, нереально. Разве только какой-нибудь кирпичный заводик родит бизнес-идею: выкопать яму, привезти белого песка, обустроить пляж, повесить табличку «Мальдивы» и брать за вход деньги. Странно, что до этого еще никто не додумался.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by