Удивительно, как за короткий период времени удачно прижилось слово «интервенция». Вообще-то, обычно его использовали для определения военного вмешательства одного государства в дела другого. Но борьба чиновников с ценами порой приобретает характер не менее жесткий, чем на линии фронта. В конце прошлой недели в Мингорисполкоме прозвучала мысль о том, что цены на клубнику формируются перекупщиками и приняли спекулятивный характер. Тут же была анонсирована клубничная интервенция: решено привезти на рынок клубники столько, чтобы дать покупателю честную цену. Что такое честность в рыночных ценах — лучше всего видно в сравнении цен вчера и сегодня.
На входе в открытый Комаровский рынок интервенцией не пахнет — все работают как обычно. У разного вида и возраста продавцов на прилавках обыкновенный ассортимент. Цены на клубнику сильно разнятся — от 20 с небольшим тысяч за белорусскую до 55 тысяч. Большинство продавцов хранят стоическое молчание и отказываются отвечать на наивный для рынка вопрос о природе цены. Самая популярная «отмазка» — я ничего не знаю, первый день вышла на работу.
Есть и общительные люди.
— Цена разная? Так и покупатель разный. У одного зарплата 2 млн, а у другого — 20. Конечно, тот, кто побогаче, готов купить отобранную, крупную и красивую ягоду подороже. Да и ведрами клубника не всем нужна — многие берут килограмм.
Пройдя сквозь ряды, попадаем на площадку, где торгуют из машин. Обычно этот мелкооптовый сегмент открыт с 7 до 10 утра, но в рамках интервенции продавцам разрешили работать до полной реализации.
Сказать, что на площадке густо, было бы преувеличением. Но к каждой из 5 машин стоит очередь из нескольких десятков человек. Здесь клубника продается от 20 тысяч рублей за кило. Восторженных покупателей мало, потому что вчера было по 15.
— Да, купила ведро, но дешевой уже нет, — докладывает подруге по телефону пенсионерка.
Продавцы говорят, что вчера цена была ниже, потому что клубники было в 4 раза больше.
— В понедельник был выходной, поэтому во вторник собралось больше ягоды на рынке, — объясняет элементарные механизмы ценообразования Денис, представитель фермерского хозяйства из Дрогичинского района. В машине Дениса почти 3 тонны клубники. Продавец доволен, что ему разрешают работать не до 10 утра, а до распродажи. Цена немногим меньше, чем на рядах: 20 и 25 тысяч в зависимости от размера ягоды.
На вопрос, почему вчера в Лунинце клубника продавалась по 7—8 тысяч за кило, Денис признает, что есть продажи по низкой цене:
— Мы выращиваем сортовую клубнику на 8,5 га. Конечно, если кто-то собрал урожай без селекции на нескольких сотках, то может продавать и дешевле. Сортовая клубника всегда стоит больших денег.
Дата окончания «клубничной интервенции» официально пока не установлена.