Нацбанк о сложности ЕРИП: мы в курсе проблем, но угодить абсолютно всем едва ли возможно

 
30 203
09 июня 2015 в 10:46
Источник: Марина Зубович, «СБ». Фото: Максим Тарналицкий
Источник: Марина Зубович, «СБ». Фото: Максим Тарналицкий

Система единого расчетного информационного пространства заявила о себе в Беларуси в 2008 году, и сегодня аббревиатура ЕРИП уже не требует долгих объяснений. И все же картинки с натуры, которые то и дело приходится наблюдать у инфокиосков, далеко не самые радостные. Граждане в очередной раз паникуют перед новым и прогрессивным или в системе действительно что-то не так? Таким вопросом задается «СБ».

— Помощь в совершении платежей через систему ЕРИП требуется буквально каждому второму клиенту. Еще недавно такого интереса не наблюдалось, — признается ведущий специалист филиала № 514 ОАО «АСБ Беларусбанк» Анна Кондратеня, причем отмечает: процесс обучения проходит отнюдь не гладко. — Чаще всего люди жалуются на то, что им не удается найти путь к конкретному платежу. Конечно, ведь на главный экран выведена только оплата мобильной связи! А если требуется произвести оплату, например, за интернет, детский садик, кружки, коммунальные услуги, и совершить другие популярные платежи, то можно потерять уйму времени в поисках нужного звена...

Ситуацию комментирует заместитель начальника главного управления единого расчетного и информационного пространства Нацбанка Наталья Штевнина:

— В 2008 году работа ЕРИП начиналась при участии всего 4 банков и буквально 2—3 производителей услуг. Сегодня в системе уже 24 расчетных агента (организации, которые предоставляют свою инфраструктуру для приема платежей) плюс РУП «Белпочта». С помощью ЕРИП можно оплатить 52 000 видов услуг от 10 500 производителей. Впечатляет? Теперь представьте, как нелегко их структурировать. Мы в курсе всех проблем и сложностей, которые возникают у населения, часто они противоречивы, поэтому угодить абсолютно всем едва ли когда-нибудь возможно. Однако мнения о работе системы для нас очень важны, мы периодически их анализируем. Надо понимать: любое изменение в программном обеспечении влечет за собой просто гигантские расходы. Часто, к примеру, звучат такие просьбы: «А сделайте в ЕРИП такой же простой и удобный поиск, как в Google...» Да без проблем, если бы мы располагали такими же объемами финансирования...

Вообще, вместо того чтобы воевать с ЕРИП, с ним все-таки лучше подружиться. Чтобы начать формировать собственную, простую и понятную самому плательщику, «корзину услуг», нужно, наконец, перестать обходить стороной инфокиоски, бубня «не хочу, не понимаю, не буду», и просто совершить в системе хотя бы один платеж. Терминал выдаст чек, на котором будет написан ваш уникальный номер в ЕРИП. Потом остается самостоятельно (или с помощью консультанта) привязывать к нему все, что заблагорассудится. Причем система всякий раз предлагает запомнить совершенный платеж, назвать его любым удобным и запоминающимся именем. Наиболее частые и важные можно расположить на своей главной странице в разделе «Любимые платежи». Например, моя личная корзина состоит из 18 платежей. И все важны. Благодаря ЕРИП мне не нужно держать их все в голове.

Номер плательщика в ЕРИП не только уникален, но и универсален: если однажды вы все-таки связали с ним все свои финансовые обязательства, то можно сколько угодно менять банк, работу, место жительства и т. д., а личный номер в ЕРИП по умолчанию будет везде следовать за хозяином и «носить» за ним «корзину с платежами». Кстати, одна из последних новинок в системе — возможность настройки автооплаты. То есть выставляемые счета, в том числе за услуги связи, будут погашаться автоматически при достаточном наличии средств на банковской карте плательщика.

С любым вопросом можно ежедневно, с 8:00 до 20:00, обратиться в контакт-центр системы «Расчет» по телефону 141. Звонок с городского телефона бесплатный, с мобильного — согласно тарифам операторов мобильной связи.