Дорогое увлечение: минчанин рассказывает о своей коллекции наручных часов, о поддельных Rolex и лимитированном белорусском «Луче»

 
14 мая 2015 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Из рекламы наручных часов на вас смотрят уверенные, харизматичные, желанные женщинами мужчины. «Хочу быть как они», — думаете вы и отправляетесь в часовой бутик. Там узнаете стоимость аксессуара (не для сверки же времени вы их захотели), и перед вами маячит перспектива оставить здесь среднюю белорусскую зарплату, а то и не одну. Генетическая практичность берет верх. Вы решаете: «Пускай девочки любят меня таким, какой я есть», — или идете на рынок, где «то же самое» можно купить в разы дешевле. Мы встретились с молодым минчанином, который знает толк в наручных часах, и поговорили о мировом фетише.

Илья — «работник умственного ремесла», переводчик международного уровня. Ему немного за 30. Примерно столько же часов находится в его…

— …коллекции? Я бы назвал это просто «мои часы». Коллекционирование предполагает систематическое собирательство. Я же все свои часы ношу. Если перестаю — продаю.

Илья давно ответил себе на вопрос, зачем современному жителю города часы:

— Не секрет, что телефон показывает время более правильно. У меня в машине часы точнее механических. Все разговоры о том, что чем дороже часы, тем точнее они идут, — лукавство и вранье. Наручные часы — это аксессуар, элемент стиля или же просто предмет увлечения. Мне хочется думать, что я чуть глубже разбираюсь в вопросе и могу любить часы не только за внешний вид. В конечном итоге единственное истинное предназначение наручных часов в современном мире — это радовать своего владельца.

— Первые часы мне подарил отец, когда я пошел в школу, — рассказывает Илья. — Это были Ingersoll с Микки Маусом. С одной стороны, они детские, с другой — такие же носил Боб Гелдоф в фильме The Wall. В США эти часы стали культовой моделью. Конечно, я об этом тогда не знал, мне просто нравился Микки.

Самостоятельно купленные часы появились на первом курсе — вместе с первыми деньгами. Это были титановые Tissot. Спустя год они погибли в драке на концерте в клубе.

Мы попросили Илью приехать в офис с частью своей «коллекции», чтобы он на конкретных примерах объяснил, что именно в часах такого, что стоит много денег и приносит столько счастья владельцу.

— Выбор часов по цене — спорный вопрос. Принято считать, что хорошие вещи стоят больших денег, а лучшие — огромных. Но я могу назвать десятки производителей, которые не стоят сверхдорого, но выпускают хорошие и добротные часы: от $100 до $1000. Японская Seiko делает часы и за $50, и за $10 тыс. При этом каждая их модель радует, потому что сделано хорошо и честно.

Первыми берем в руки необычные часы с привычным логотипом.

— Ну, логотип как раз не очень привычен, — поправляет Илья. — Это старый логотип нашего производителя. Модель часов заказывалась в количестве 250 штук группой энтузиастов. Ребята собрались, придумали проект, дизайн и просто разместили заказ на «Луче». Однострелочные часы выполнены в стилистике советского спортивного автомобиля ГАЗ ГЛ-1, которому принадлежал довоенный рекорд скорости. Стилизованный под раллийный ремешок, циферблат в духе приборной шкалы автомобиля. Часы обошлись приблизительно в $100 за штуку. Недорого, но… «Луч» и в советское время был хорошим средним производителем, не более. Главная проблема — контроль качества — не решена до сих пор. Сразу после покупки «лимитки» я отнес их независимому часовщику, чтобы почистить механизм, но спустя пару лет они снова начинают барахлить.

Когда на «Луч» пришли новые инвесторы, было много обещаний насчет швейцарских механизмов. Пока ничего не появилось. Возможно, есть швейцарский кварц, но что в нем уникального? Это не может быть гордостью. Обещали показать турбийон — усложнение механизма для компенсации действия гравитации. Показали в бутике. Все мои попытки узнать цену разбились о молчание. Потом модель убрали — и все.

Насколько я понимаю, сейчас «Луч» сделал упор на дизайн. Во многих случаях он получается очень похожим на дизайн известных брендов. Больше всего мне не нравятся эксперименты с логотипом. Старое лого с острым шрифтом было крутым. Но его зачем-то поменяли и принялись писать английскими буквами «Luch», что любой иностранец прочитает как «Лач».

— Простые кварцевые часы Certina, стоят около 4 сотен долларов, — показывает следующий экземпляр Илья. — Хороши для того, чтобы ходить в лес или тренажерный зал. В них можно не бояться махать топором, потому что механика все-таки чувствительна к вибрации и ударным нагрузкам.

Эти часы мне очень дороги: подарок жены.

Дальше в коробке Ильи — сплошь Швейцария. Отличный повод поговорить о швейцарском фетише.

— Швейцарские часы — это, конечно, классика, самая признанная школа. Там самое большое количество брендов, мануфактур и собственных стандартов, которые, к сожалению, в последние годы чуть слабеют. Но запас прочности еще огромен.

— Часы не машина. Что можно разрабатывать в часах, при этом тратя миллионы?

— Это в Apple Watch и других электронных часах нечего разрабатывать. Там все понятно, нужно только правильно запрограммировать параметры. Механические часы сложнее двигателя внутреннего сгорания. Новые решения появляются каждый год.

— Это как-то делает новые часы лучше и точнее прежних моделей?

— Нет. Это из разряда «а смотрите, как еще можно сделать». Girard Perregaux год-другой назад показали новый механизм спуска, использующий для постоянной передачи усилия тончайшую (14 микрон) силиконовую нить. Суть в том, что таких вещей обычно не видно, но ты носишь это произведение искусства и понимаешь: инженерный гений, достойный уважения.

Скелетон (часы с открытым механизмом) Epos

— Любимые часы моей жены. Всего таких было выпущено 399 штук. Эти — номер 383. Стоили они около $2 тыс. Красные камни — прочные синтетические рубины, служащие седлами для шестерен. Надо понимать, что когда в рекламе говорят о количестве камней, то это косвенно указывает на сложность механизма.

Вот еще одни Epos

— Мне нравятся часы этой небольшой швейцарской компании: они выделяются интересным дизайном. В этих часах полный календарь, лунный календарь, механизм декорирован. Стоят столько же, сколько и предыдущие.

— Cuervo y Sobrinos занимают в моем сердце особое место. Это старый кубинский бренд, который был возрожден швейцарскими производителями. Они классные, горячие и сексуальные до безумия. Каучуковый ремешок отлично подходит под джинсы. Все часы CyS отличаются вниманием к мелочам: красивейший гильошированный циферблат, логотип на заводной головке и на внутренней стороне ремешка, гравировка на роторе… Швейцарцы как могут поддерживают гаванскую легенду. Их даже продают не в чехлах или коробках, а в огромных хьюмидорах — герметичных шкатулках из кедра, предназначенных для хранения сигар. Это круто.

Илья показывает еще одно творение «Куэрво и племянников».

— Эти часы чуть более строгие. В них есть второй часовой пояс — можете выставить его и жить за границей по родному времени. Здесь не такой, как в предыдущих часах, механизм, но вдаваться в детали — занудство по отношению к читателям. Стоят эти часы около $3 тыс.

Longines — мечта менеджера, который получил повышение.

— Марка в последнее время стала более «массовой» и потому чуть менее интересной. Но эти часы — переиздание модели первой половины прошлого века. Автор дизайна — полковник Чарльз Линдберг, который совершил первый одиночный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Тогда именно Longines обеспечивала хронометраж перелета. На часах есть дополнительные шкалы для вычисления летчиком своего местоположения относительно системы координат. Если владеть методом вычисления, эти часы заменяют несколько приборов одновременно. Для наших дней функционал нулевой, но классная же история!

— Eterna — тоже отличный бренд. Сейчас им владеют китайцы, но компании это не повредило. Новые собственники не занялись рейдерством, а дали много денег на разработку. Здесь полный календарь, лунный и хронограф. Еще одно интересное решение: в большинстве случаев секундомер имеет две кнопки (пуск и сброс), а здесь одна. На момент выхода они стоили $4500.

— Как сегодня представлены на рынке часов китайцы?

— В Китае есть компании, которые делают, а есть те, которые подделывают. Первые стараются с разной степенью успеха. Вторые, по сути, участвуют в крупном мировом преступном бизнесе. Не думайте, что вы сотрудничаете с мелким подвальным производителем, покупая часы у выхода из метро где-нибудь в Милане. Это огромный теневой бизнес, который далеко не всегда обходится без жертв. Поэтому мне странно наблюдать витрину с поддельными часами в крупных минских ТЦ. Почему-то это считается нормальным.

— Что внутри поддельных Rolex?

— Мусор. Самые дешевые подделки сломаются на следующий же день. Вообще, у многих белорусов поддельные часы. У меня была идея открыть магазин и продавать недорогие, но настоящие часы. Но каждый раз я понимаю: это утопия. Всегда будет в разы больше желающих купить Rolex за $100, чем отличные часы менее известного бренда за те же деньги. Когда тебя обслуживает официант в Rolex — это за гранью. Не хочу показаться снобом, но лучший ответ на вопрос «Как отличить подделку от оригинала?» — «По лицу человека, на котором эти часы надеты». Я знаю железнодорожников, которые водят электрички и носят Patek Philippe. Видел на «Ждановичах», как в Ulysse Nardin торгуют пуховиками. Или во Дворце республики рабочие сцены таскают провода в тех же Rolex, которые очень любят американские звукорежиссеры.

— Сколько стоят самые доступные Rolex?

— От €4 тыс. Они не идут лучше или хуже, чем другие модели. Но многие же покупают Mercedes, хотя ездят на нем с той же скоростью, которую может развить и «Лада».

Честная ли это цена? Около 800 тыс. покупателей в год считают, что да. У компании колоссальное производство и технологии, свои сплавы, включая собственный патентованный золотой сплав Everose для корпусов или Parachrom — из него теперь делают фирменную пружину баланса. Одна маленькая синенькая пружинка, которую не видно, потому что в Rolex все крышки глухие. Но для знатоков это важно!

С другой стороны, обратите внимание, что в рекламе часов мало кто рассказывает об этом — только эмоции, имидж. Почему те же Rolex — самые продаваемые часы в мире? Да потому, что они крутые. Военнопленные офицеры британской армии, находясь в немецких лагерях, получали от Rolex свои часы, которые заказывали до отправления на фронт. Компания прекрасно понимала, что офицеры в лагерях не смогут оплатить их, но отправляла, потому что это репутация. В Rolex сэр Эдмунд Хиллари впервые поднялся на Эверест, Жак-Ив Кусто нырял с аквалангом, а величайший джазмен Майлз Дэвис играл на своей трубе. Производитель продает тебе вместе с часами чувство причастности к этой истории.

— Вот часы, которые, к слову, очень похожи на то, о чем мы говорим. Это не подделка?

— Нет, это Tudor. В том, что они похожи, нет ничего удивительного: это дочерняя компания, которая создавалась для запуска в производство тех дизайнов, которые для консервативной Rolex считались слишком дерзкими. Это тоже ретромодель — переиздание старых часов Tudor Black Bay. Корпус, браслет, застежки — от Rolex. Стоили часы чуть дешевле материнской марки — €2800.

Десятые часы из ящика — Raymond Weil

— Из интересных модулей в этих часах — показатель запаса хода. Он составляет 48 часов. Учитывая, что часы с автоподзаводом, при ношении на руке запас хода накапливается.

На примере этих часов мы заговорились о том, где лучше их покупать. Илья «шопится» исключительно за границей.

— У нас нет рынка, динамики спроса, поэтому цены странные. Когда эти Raymond Weil появились на рынке, то стоили около €3500. С тех пор прошло лет пять. Теперь такую модель можно купить где-нибудь в duty free стамбульского аэропорта или сторговать в небольшом немецком магазинчике за цену в два раза ниже. Но у нас они стоят те же €3500—4000, что и пять лет назад. Еще более абсурдную цену на эти часы я видел в Риге — €5500. Подобные ценовые уродства — удел маленьких рынков, где нет спроса и интереса. Авось купит кто-нибудь. Все равно мало кто разбирается.

— А кто из знаменитостей разбирается у нас? Есть такие?

— Такие есть. Мне еще с ними работать, поэтому я не хотел бы указывать конкретных людей. Функционеры и чиновники в своих вкусах непоследовательны — они просто надевают подарки. Большинство бизнесменов идут проверенным путем: Rolex, Hublot, Ulysse Nardin. Но есть истинные ценители, от общения с которыми я получаю огромное удовольствие. Если человек купил за несколько десятков тысяч евро не известный бренд, а бутиковый Gerald Genta, это говорит об интересе к часам.

Часы, которые показывают картину звездного неба над Женевой в данный момент времени, — свидетельство инженерного гения создателя. В этой карте нет никакой практической пользы или функционала. Но это и не компьютерная картинка. Это автономный механизм, который может существовать без всего остального: розеток, интернета, бензина и Wi-Fi. Мы все к чему-то подключены, а они работают автономно. В этом есть что-то философское.

Наручные часы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by