Эксперт о вступлении Беларуси в Болонский процесс: «Кому это нужно? Только студентам из обеспеченных семей»

 
29 949
14 мая 2015 в 18:05
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Словосочетание «Болонский процесс» давно стало поводом для ироничных улыбок у белорусских журналистов. В этот самый процесс наша страна «готовилась вступить», «принимала меры», «вела работу по присоединению»... На протяжении многих лет мы слышали именно эти, лишенные смысловой нагрузки фразы в ответ на конкретные вопросы. И вот свершилось! Сегодня министры стран Европы на конференции в Ереване приняли Беларусь в Болонский процесс. Что это значит для нашего государства на самом деле? На вопросы Onliner.by ответил эксперт в сфере образования, известный минский репетитор по физике и математике Евгений Ливянт.

— Во вступлении в Болонский процесс, безусловно, нет ничего плохого. Это классная штука. Вот только надо понимать, что это событие не имеет никакого отношения к нашей системе образования. Это скорее вопрос из политической плоскости, а не из образовательной. Болонский процесс касается бесконечно малого количества наших студентов. Ведь что он собой подразумевает? То, что, допустим, белорусский студент поучился здесь какое-то время, ему засчитали предметы, потом он немного поучился во второй стране, затем в третьей, ему везде засчитали эти предметы, и в итоге он получил высшее образование. Я бы хотел знать, какое количество наших студентов по финансовым и языковым соображениям смогут вот так свободно перемещаться по Европе? Никто же за студента не заплатит, кроме как он сам или его родители. Вступление в Болонский процесс на данный момент касается даже не каких-то процентов учащихся наших вузов, а долей процентов. Считанных людей! А это везде на первых полосах, в заголовках СМИ, во всех новостях... Если бы кто-нибудь провел замер общественного мнения у студентов, учителей, ответ был бы один: «А неинтересно! Вступили куда-то там, и хорошо».

— Вы не считаете, что как раз таки лучшие из лучших, считанные студенты, которые обладают достаточным знанием иностранного и уровнем IQ, воспользуются Болонским процессом, чтобы уехать из Беларуси?

— Нет, это интересует не лучших студентов, а студентов из обеспеченных семей. Те, кто хотят уехать, и так это сделают. Я вижу, как это происходит. Некоторые мои ученики изначально готовятся к тому, чтобы учиться в польских или каких-либо других европейских вузах. Но это никак не связано со вступлением в Болонский процесс. Те, у кого родители достаточно обеспеченны, чтобы дать ребенку образование за границу, и так это сделают, вне зависимости от официальных свершений Министерства образования. После вступления Беларуси в Болонский процесс количество наших студентов, которые учатся за границей, вообще никак не поменяется.

Я не хочу сказать, что Болонский процесс — это плохо. Просто я считаю, что наша система образования находится в кризисе. Особенно в том, что касается дошкольного образования, этот кризис близок к состоянию развала, когда в детских садах выбирают воспитателей по принципу «кто взрослый — тот и воспитатель». Мне кажется, есть более важные вещи для нашей системы образования. Критически важные вещи. А Болонский процесс никому не важен. Это даже не вторая и не третья, а сотая проблема нашей системы образования. А ее обсуждают, как первую! Вот что возмущает. А остальные проблемы продолжают накапливаться, и кризис усугубляется, вот что печально.

Что же, хочется услышать официальную позицию Министерства образования. Как ответили Onliner.by, все комментарии можно будет получить в ближайший понедельник, когда глава ведомства Михаил Журавков вернется из Еревана, где сейчас проходит заседание министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования.