В Минск везут «космическую» звезду джаза. Музыкальный критик: «Я не знаю, кто это. И это не впервые»

 
19 848
06 мая 2015 в 17:32
Автор: Александр Чернухо
Автор: Александр Чернухо

Если верить афишам, в Минск едет звезда мирового джаза — Батамунти. Концерт музыканта пройдет в «Джаз-клубе Евгения Владимирова», а стоимость билетов доходит до 500 тысяч рублей. Организаторы называют концерт уникальным, а самого Батамунти — великим, а вот минские знатоки джаза... не знают, кто это.

Onliner.by решил узнать подробнее о великом музыканте. Информации о знаменитости, кроме его официального сайта, Google практически не находит: ни статьи в «Википедии», ни упоминаний на специализированных джазовых ресурсах.

Впрочем, Евгений Владимиров, руководитель джаз-клуба, который привозит в Минск «звезду», уверяет: это великий музыкант.

— Слово «великий» нужно понимать не в плане «великий Ленин». Он велик благодаря таинству, которое привносит в свою музыку. Это игра слов. То, что он уникальный, выдающийся музыкант, — это понятно. Но слово «великий»... Это связано с его учением, с уникальным космическим направлением. Такого не делает ни один другой джазовый музыкант — великий стиль, в котором он работает. Батамунти — великий гуру. Он кришнаит, хоть и афроамериканец, и занимается уникальным творчеством. Альбомы носят космические имена, на YouTube можно увидеть много роликов с его участием.

От количества пафосных лексических повторов нам стало еще интереснее. На YouTube действительно можно отыскать несколько роликов с выступлениями музыканта. Самый популярный из них опубликован 8 лет назад и собрал 12 тысяч просмотров.

— Мы обычно привозим звезд классического, мейнстримового джаза, джаз-рока, блюза, — рассказывает Владимиров. — А этот уникальный проект Батамунти никогда раньше не выступал в нашей стране, и это будет что-то совершенно новое. Космическая музыка, проникновение афроамериканских культур в индийскую. Это не такой джаз, какой мы привыкли слышать. Он создал совершенный андеграунд, это вообще в корне новая музыка.

— Можно его назвать востребованным музыкантом?

— Ну, понимаете, смотря что вы подразумеваете. У него куча концертов, но он не идет по пути мейнстрима — больше такого никто не делает, он уникален. Это новое измерение и понимание джаза. Это скорее такой фри-джаз, что означает модерн, авангард.

Если верить открытым источникам, Батамунти выпустил за годы карьеры один сольный альбом, а график концертов даже на его официальном сайте не обновлялся с 2007 года.

— А это действительно звезда мирового джаза? Насколько он известен?

— Его уместно называть звездой, потому что аналогов нету. Посмотрите на наш сайт — у нас целый цикл «Звезды мирового джаза». И Батамунти идет в одном ряду с галереей всех музыкантов, которых мы приглашаем. Вы наверняка видели, что недавно в Минске выступал обладатель «Грэмми» Майкл «Патчес» Стюарт. Почитайте, там написано не «Звезда мирового джаза», а «Звезды мирового джаза». Мы вообще привозим звезд мирового джаза каждый месяц, и Батамунти тоже звезда.

Пытаемся найти информацию о «Грэмми» Майкла «Патчеса» Стюарта. Об этом утверждает только сайт джаз-клуба Евгения Владимирова. В остальных источниках «Грэмми» в контексте этого имени встречается только рядом с басистом Маркусом Миллером, с которым работал Стюарт.

Как оказалось, сомнения в «звездности» музыкантов, выступающих в джаз-клубе, возникают уже давно. Музыкальный критик и знаток джаза Дмитрий Подберезский говорит, что давно наблюдает за концертами Владимирова и даже консультировался со специалистами Минторга по поводу недобросовестной рекламы мероприятий.

— Владимиров всех называет звездами, — говорит Дмитрий. — У меня такое впечатление, что он практически всех музыкантов, которых привозит в Минск, возводит в ранг легенд. Это было уже неоднократно, и я перестал реагировать.

Я общался с Евгением, когда он сам начинал играть джаз, начинал в оркестре Финберга. Это был подающий надежды музыкант. Ну, а сейчас мне не понятно, что он делает. Когда я обратился за консультацией в Минторг, мне сказали, что если будет коллективное обращение по поводу недобросовестной рекламы, то они отреагируют.

— Но концерты проводятся. Значит, публика на них ходит.

— Ради бога, пускай он проводит эти концерты, но пусть называет вещи своими именами. Публика — это те люди, которые ведутся на эту рекламу. Наверное, доверчивые.

Однажды прочитал анонс какого-то вечера блюза в его клубе. Мол, там будет участвовать знаменитый американский гитарист Стив Крамер. А это белорус Всеволод Крамущенко, который просто лет 5 прожил в Америке.

— И что, все концерты такие?

— Нет, в прошлом году стараниями Владимирова в Минске выступала группа Take 6. Это действительно мировые звезды. Но сравнивать большинство его «звезд» с этими музыкантами нельзя.