Трубофон и швабробас. Репортаж из студии «Серебряной свадьбы», где записывается необычный белорусский альбом

 
24 100
20 марта 2015 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Аркадий Соболев: архив группы
Автор: Александр Чернухо. Фото: Аркадий Соболев: архив группы

В парагвайском Асунсьоне есть оркестр, в котором дети из неблагополучных районов играют на музыкальных инструментах из бытовых отходов: скрипках из банок, контрабасе из старых бочек, саксофоне из пивных пробок и вилок. В Беларуси альбом на необычных музыкальных инструментах записывают не дети, а для детей. Onliner.by побывал в студии «Серебряной свадьбы», где идет работа над пластинкой «Музыка — все!».

* * *

Барабанщик «Серебряной свадьбы» Артем Залесский назначает нам встречу на стройрынке в Уручье: ему нужно купить недостающие детали для трубофона.

— Почти закончил, — говорит Артем. — Осталось докупить пару колен и деревянных брусков.

Барабанщик долго ходит по рынку, осматривает ассортимент и наконец выбирает необходимые элементы.

— Лучше всего для инструмента подойдет труба-пятидесятка. Она не слишком большая, но и не маленькая — такой инструмент будет удобно перевозить.

Студия «Серебряной свадьбы» находится недалеко от рынка — в частном доме, где живут родители барабанщика группы. В гараже музыканты трудились над всеми инструментами, а в самом доме — на втором этаже — ведется запись альбома.

На месте нас уже ждет лидер группы Светлана Бень, которую поклонники группы ласково величают Бенькой.

— Я немножко обескуражена, — смеется она. — Это не жалоба, и в собственном бессилии расписываться не положено. Просто я человек оптимистичный и считала, что эту программу можно записать за месяц-полтора. Но когда мы начали работу, то увидели, что человек одну партию своего инструмента пишет день, и быстрее просто не будет: получится халтура. Мы максималисты и хотим сделать какой-то исключительный объект. За полтора месяца ежедневной работы мы записали три песни. Если бы работали над этим альбомом в профессиональной студии, разорились бы. Счет шел бы уже на десятки, а то и сотни тысяч долларов.

Идею записать альбом на необычных музыкальных инструментах Бенька вынашивала уже очень давно — еще до создания «Серебряной свадьбы». Певица работает в театре, и ее всегда интересовала цирковая эксцентрика.

Светлана берет в руки маленькую потрепанную гармошку: «Послушайте, звучит, как старая шарманка».

— Мне всегда казалось, что, если у меня будет группа, там зазвучат странные инструменты. Городская романтика: старые чемоданы, швейные машинки. Но так вышло, что звучит «Серебряная свадьба» совсем по-другому. А мечта осталась, и хочется реализовать ее в этой детской программе. Хотя на самом деле она не детская. Она просто уместна для прослушивания детьми в том числе. Эта программа общечеловеческая.

Все время существования «Серебряной свадьбы» участники коллектива искали, копили, складывали по ящичкам старенькие инструменты, велосипедные звонки, клаксоны — сейчас их набралось очень много, и подсчитать точное количество пока невозможно. Ясно одно: музыканты настолько увлечены процессом, что могут рассказывать о своих инструментах часами.

— Вот, например, в песне с эпохальным названием «Казекулы-мазекулы» было задействовано 18 инструментов как минимум, — Светлана открывает свой дневник, куда записывает весь процесс подготовки альбома, и перечисляет наименования. — Пищалка «Уточка в шлеме», полуразвалившийся альт, разобранная на части труба, редкий инструмент под названием «Пляшут кошки с комарами», ксилофон, металлофон, швабробас, разные клаксоны.

Больше всего из этого списка нас заинтересовала этимология названия «Пляшут кошки с комарами». Бенька смеется и рассказывает историю:

— Наш трубач Сережа приехал из далекого сибирского города и на несколько дней присоединился к записи. Он пришел, сразу же разобрал трубу на две составные части, к каждой из них приделал какие-то объекты и предметы: раструбы, воронки, шланги, — и из этих двух частей получилось два самостоятельных инструмента: трубодуй и «Пляшут кошки с комарами». Так вот, «Пляшут кошки с комарами» — это длинный тонкий шланг, писклявый сам по себе. К нему подведена маленькая воронка для наливания молочка. Эта воронка прикрывается рукой, и получается такой тонкий мяукающий звук, будто происходят совместные танцы кошек и комаров.

* * *

В студии группы очень много перкуссионных предметов: жестянки, банки, которые звучат как маленькие барабанчики.

Есть инструменты ксилофонного типа: из деревяшек, пластиковых и стеклянных бутылок или жестяных ведер получается звукоряд — таких ксилофонов у музыкантов пять или шесть. Некоторые выстраиваются при помощи тюнера, а некоторые уже готовы — их только нужно расставить в соответствии с гаммой.

И, конечно, духовые. Их секрет одновременно сложен и прост: извлечь звук можно из шланга, трубки, велосипедного руля, стула или костыля, главное — уметь играть на духовых и правильно просверлить отверстие. Игра на шланге кажется простым занятием, но на самом деле она под силу только трубачам-профессионалам. Человек, который не умеет дуть в мундштук, сможет извлечь только невероятно смешные звуки.

Бенька берет в руки небольшой инструмент, больше похожий на радиоприемник, поворачивает рычажок и начинает играть на нем стилосом — звуки выходят потусторонние.

— Есть смешные инструменты, которые мы находили на блошиных рынках, в магазинах. О существовании некоторых люди даже не догадываются, — говорит певица. — Вот это, например, стилофон. Он похож на маленький радиоприемник из советского детства, в котором есть своеобразная клавиатура и стилос для нажатия клавиш. Работает инструмент на батарейках. Это маленький, весьма древний синтезатор, он выглядит совершенно сумасшедше и прекрасно звучит. Мы купили его в маленьком магазинчике в Берлине.

— А эту пианинку мы нашли в небольшом голландском городке на блошином рынке, — показывает на небольшое белое детское пианино Бенька. — Мы выступали там, в воскресенье у нас был свободный день, поэтому решили устроить себе экскурсию и нашли вот такую красоту. Под некоторые песни оно очень удачно подходит.

При записи альбома используются музыкальная пила и банджолеле — смесь банджо и укулеле. А многие инструменты музыкантам пришлось делать самим — так в арсенале группы появились очень необычные вещи.

Как раз сейчас в гараже барабанщик Артем доводит до ума новый инструмент — тот самый трубофон, детали для которого мы покупали на стройрынке.

— Нужно обладать не только творческим запалом и фантазией, но и быть хорошим мастером: уметь сверлить, строгать, пилить, — смотрит на мужа Бенька. — К счастью, наши ребята-мужчины в этом сильны. Мы с девочками фантазировали и восторгались, а ребята сделали несколько замечательных инструментов: швабробас, трубофон, сантехтромбон, шлангофоны из воронок, шлангов и мундштуков.

— Тут все просто, — Артем отпиливает часть сантехнической трубы. — На каждый полутон — примерно пять сантиметров. Мы проверяем тюнером высоту звука и режем ненужную часть. Потом все трубы выстраиваются по нотам и крепятся на деревянный каркас.

Играть на нем, по словам Артема и Светланы, необходимо тапочками или ботиночными стельками — это дает оптимальный звук. А на изготовление инструмента музыканты потратили два дня.

— На каждый из этих инструментов мы отводим много времени, подбираем необходимое звучание для каждой песни, — говорит Артем. — Например, для композиции нужен клаксон в определенной тональности, а все, что у нас есть, звучит чуть выше или ниже. Приходится что-то придумывать, выкручиваться.

— Мы уже практически ничего не выбрасываем: собираем все банки, бутылки. В мусор уходят только пищевые отходы. Все остальное используется для создания музыки, — смеется Бенька. — Эти предметы реально добыть: купить или использовать излишки какого-то производства. Прежде всего нужно отправляться на свалку и там искать то, что никому не нужно, и то, что можно спасти от бесславной гибели. Очистить маленький кусочек планеты и превратить что-то в произведение искусства. «Музыка — все!» — очень экологичный проект в этом смысле.

В альбом «Музыка — все!» войдет 12 композиций, каждая из которых имеет собственный яркий образ. Например, песня «В гараже у дяди Вити» гремит гаечными ключами, в «Песенке дождика» звуки вызывают ассоциации капелек воды, а в «Колыбельной для водопроводного крана» много партий сыграно на шлангах и водопроводных трубах.

— Есть теория о том, что все в мире наполнено красотой, особенной гармонией или веселым хаосом, который дополняет эту гармонию. И многие люди не видят этого, не чувствуют. Мир кажется им скучным и невыразительным, — говорит Бенька. — Задача искусства состоит в том, чтобы человек видел вокруг себя бесконечную красоту жизни. Если он это понимает, то начинает относиться к жизни как увлеченный экспериментатор. Как герой удивительного кино, который ярко переживает каждое мгновение. В самом высоком смысле наша программа про это.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by