360 солнечных дней в году, в среднем +24 в самое холодное время, вся инфраструктура для отдыха — это Флорида, один из немногих субтропических штатов США с выходом к морю. Здесь русские рожают детей (чтобы получить для них американский паспорт), а местные отдыхают — кто один только отпуск, кто весь пенсионный возраст. «Наши в Америке» добрались до городов Санкт-Петербург и Тампа, чтобы своими глазами увидеть The sunshine state.
Мы прилетели в Тампу вечером, солнце уже село. После относительно прохладного Вашингтона — ощущение предбанника: тепло и сыро. В кустах стрекочут кузнечики и бог еще знает какая живность шевелится в поисках еды. Флорида известна не только своим климатом, но и аллигаторами, которых, правда, повывели из тех мест, где обитают люди.
У Саши своя реакция на внезапные климатические условия:
— Как в Минске в июле!
И точно. Теплая ночь, хочется гулять в парке и не думать о завтрашнем дне. К сожалению, не думать — это не про нас. На следующий день запланировано несколько встреч, поэтому берем холодного пива и заселяемся в гостиницу.
— Смотрите, чипсы голубого цвета, — удивляется победитель нашего конкурса Александр Страшинский. — Никогда таких не видел, надо взять.
Саша покупает упаковку необычной закуски и хрустит ей весь вечер.
Утром мы первым делом отправляемся глазеть на набережную. Солнце уже в 9 часов припекает вовсю, вода чистая и почти не пахнет водорослями, дома вокруг выглядят богато и достойно.
В 10 — встреча в местном стартап-хабе с названием «1 миллион чашек кофе». Внутригородская частная инициатива в рамках муниципалитета Санкт-Петербурга позволяет раз в неделю всем желающим представить свои бизнес-идеи. В день, когда мы появились на собрании, два молодых парня рассказывали о планах открыть склады под хранение крупных ненужных в хозяйстве вещей. То, что у нас принято складировать на балконе или даче, здесь предлагают оберегать на сторонних площадях за умеренную плату. Увезут, перенесут, упакуют.
— Сегодня мы работаем в Петербурге и Тампе, завтра — по всей Америке! — радостно восклицал один из авторов проекта.
— А в Беларуси есть что-то подобное? — спрашивает Саша.
— Представление проектов — да, но хранить домашние вещи на складе, наверное, не получится. В Америке этот вопрос более актуален: кто-то меняет дом на меньший, кто-то уезжает из штата на неопределенное время.
Наши встречи проходят в рамках International Visitors Leadership Program — специальной программы Государственного департамента, включение в которую четверки из Беларуси — заслуга посольства США в Минске.
Наш путь теперь лежит в Pinellas Education Foundation — образовательное учреждение такого типа, который вообще не встречается в Беларуси. В нем есть элементы общей средней школы и спецкурсов по экономической грамотности. Дети сюда ходят в обязательном порядке, при этом не изучают точные или естественные науки, а только лишь «как жить».
Экскурсию по школе провела для нас ее директор. Как и прежде, мы не можем приводить точные цитаты официального лица, разрешена только косвенная речь.
Школа существует за счет благотворительных пожертвований. Дети сюда приезжают на один день только раз в году — примерно в возрасте 10—12 лет. За этот день им необходимо научиться распоряжаться своими финансами, пользоваться банковскими услугами и планировать семейный бюджет, включая обязательное медицинское страхование и покупку автомобиля.
Каждый ребенок получает начальные условия, по которым он проживет целый день. Саше, например, достался персонаж 27 лет с женой и ребенком и доходом в 40 тысяч долларов в год. Прожить на такую сумму в США очень сложно, поэтому о роскошной машине приходится забыть сразу — хватило бы на еду.
Программа Pinellas работает во Флориде много лет и считается одной из самых удачных среди подобных. Ну а то, что необходимость в ней существует, — это очевидно. Многие из эмигрантов быстро залезают в долги по приезде в США — с доступными кредитками это очень просто.
…До следующей встречи у нас пара часов, мы их посвящаем прогулке по городу. В самое жаркое время суток Санкт-Петербург ленив и разморен тропическим солнцем, даже на пляже пусто. Множество кафе закрыто, с моря дует легкий бриз, хочется в гамак и не думать про курс доллара на далекой Родине.
Дункан МакКлеллан — одна из знаменитостей округа Тампа. Когда-то давно он договорился с городской администрацией взять в пользование старую консервную фабрику и сделал из нее мастерскую по художественной обработке стекла. Дункан уже много лет выдувает из жидкого стекла удивительные вещи, оценивающиеся в тысячи долларов.
— Здесь был очень мрачный район, — вспоминает художник. — Высокая преступность, дешевая недвижимость, неясные перспективы развития. Несколько творческих людей вместе с муниципалитетом стали развивать район как место для удовлетворения культурных потребностей. Галереи, выставки, мастерские.
Сегодня окрестности усадьбы господина МакКлеллана выглядят хорошо.
— Мы проводим здесь вечеринки до самого утра, — подмигивает Дункан. — Это помогает нам оплачивать аренду и сырье.
Внутри ангара сухо и прохладно. Работы мастера и его коллег выставлены как экспозиция и на продажу. Пять, шесть, десять тысяч долларов — со вкусом обработанное и отлитое стекло стоит дорого.
В каморке у Дункана работает один подмастерье и две практикантки. Под их работу деньги выделяют власти, и это тоже один из способов существования мастерской. На наших глазах расплавленное стекло превращается в кувшин — его форму корректируют то на огне, то в фонтанчике холодной воды.
— О, в Чикаго потом летите? Сочувствую! — улыбается МакКлеллан. — Я люблю вечное лето!
Еще один герой нашей программы — Херб Снитцер. Это один из самых известных фотографов США, уже более полувека (!) запечатлевающий мир на черно-белую пленку. Его магазинчик расположен на одной из улиц небольшого городка рядом с Тампой. Здесь можно купить работы господина Снитцера, а участникам International Visitor Leadership Program — еще и пообщаться.
— Я никогда не буду снимать на «цифру», — признается Херб. — Да, это признак эпохи, это современно и, возможно, более прогрессивно, но не мое. Я люблю старую добрую пленку, и все мои работы сделаны с помощью нее.
Среди работ Снитцера — известная «нетипичная» фотография Луи Армстронга с сигарой. Ее можно купить в магазине за $500.
Снимки Херба — в лучших музеях США и частных коллекциях. В свое время его фотографии покупали Элтон Джон, Билл Кросби, Билл Клинтон.
Несмотря на преклонный возраст, господин Снитцер до сих пор в строю и с равнодушием смотрит на супердорогую камеру нашего корреспондента.
— Я понимаю, почему цифровые фотоаппараты удобны, но я родился не в тот век! — восклицает фотохудожник.
Вы и не заметили, но мы уже провели сутки во Флориде и в свободное время посмотрели на Мексиканский залив и посетили небольшую выставку аллигаторов. Как и всё в США, здешние законы могут показаться очень странными для нас.
— Мы не имеем права демонстрировать вам пресмыкающихся длиной больше 9 футов! — с гордостью говорит смотритель выставки. — Потому что если он вырастет больше, то у нас может обрушиться пол.
Под лениво крутящимися на потолке вентиляторами аллигаторы ползают по коробкам и смотрят на посетителей эталонно равнодушными взглядами. Сделать «селфи» с таким красавцем стоит $10, а если хочется подержать на руках, то нужно выложить все $15.
— Наверное, я видел в жизни только крокодилов, — признается Саша. — Аллигаторы — это же что-то местное? Чем они отличаются?
Уже днем у нас самолет на север. К сожалению, программа во Флориде вообще не предусматривала свободного времени, поэтому плавки как приехали сухими из Минска, так и остались лежать в сундуках.
Лететь нам почти через всю страну. Еще за час до прилета в Чикаго небо окрашивается электрическим светом — это внизу одна из крупнейших в мире агломераций и второй главный город в США. Родина небоскребов, столица скайлайнов, дом Барака Обамы.
Об этом — в следующей серии!
Проект стал возможен благодаря совместным усилиям Onliner.by, туристической компании «Мерлинтур», Austrian Airlines и посольства США в Беларуси.
В предыдущих сериях:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by