«Наши в Америке» провели уик-энд в Вашингтоне, увидели огородик Мишель Обамы, пощупали настоящую Луну и побывали на могиле Кеннеди

 
03 февраля 2015 в 8:30
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский

Команда спецпроекта Onliner.by «Наши в Америке» провела первую ночь в вашингтонском отеле и отправилась исследовать столицу США. Город, не раз подвергавшийся критике со стороны путешественников из разных стран мира, безоговорочно пришелся по душе белорусам, а Darriuss назвал его одним из лучших, что он видел в жизни. Сегодня — подробный отчет об уик-энде, проведенном четверкой минчан в сердце Америки.

Напомним, все члены команды проекта стали участниками специальной программы Государственного департамента США International Visitors Leadership Program. Субботним утром мы встретились с переводчиками, закрепленными за нашей группой, и отправились изучать город.

«Несколько фото моей столичной комнаты в отеле „Файрфакс“… Вот в такие интерьеры мы понаехали! Думаю, без комментариев видно, что приняли нас отлично. Это не кино, а просто ночлег в Вашингтоне», — поделился со своими подписчиками в соцсети «ВКонтакте» Александр Страшинский, победитель конкурса.

Это правда: принимающая сторона оплатила для нас шикарные апартаменты в лучшем районе Вашингтона.

Впрочем, сейчас не о них. Мы проехали мимо главной епископальной церкви США и старого здания Пентагона в классическом французском стиле и высадились аккурат перед Белым домом, резиденцией президента США.

Белый дом и впрямь выглядит как на картинках. Как и везде в популярных местах Америки, площадь около него оккупирована толпами туристов с палочками для селфи, неистово сжирающих память в своих смартфонах, забивая их сотнями снимков.

— Ну, чувствуешь что-нибудь, Саша?

Саша молчит и снимает на свой фотоаппарат картинки на память. Наверное, эта толпа праздных гуляющих нашпигована сотрудниками секретной службы, но выглядит все органично — никаких мужичков в черных шапочках с каменными лицами.

Напротив Белого дома уже более 30 лет стоит антиядерный пикет с палаткой и рукодельными плакатами. Хранительница пикета — старая бабушка, истово использующая свое право на свободу слова, гарантированное первой поправкой к Конституции США.

А вот известная на весь мир лужайка перед Белым домом расположена с обратной стороны резиденции. С хорошим объективом нашего фотографа можно рассмотреть теплицы, укрывающие грядки Мишель Обамы.

— Тадеуш Костюшко является национальным героем не только Беларуси, Польши и Литвы, но еще и США, — рассказывает наш экскурсовод по пути к памятнику знаменитому белорусу, родившемуся в местечке, ныне расположенном в Ивацевичском районе Брестской области. — В 1776 году он принял участие в войне за независимость США и оставил глубокий след в истории нашей страны.

— А в Беларуси памятник Костюшко есть? — спрашивает Саша.

На родине памятников земляку пока не установили…

Мы — напротив самой шикарной гостиницы Вашингтона Willard, известной не только своим расположением, убранством и сервисом, но и легендой про одного из президентов США, уходивших сюда расслабиться с сигарой. Жители, прознав про такую привычку своего правителя, начали поджидать его в лобби отеля со своими проблемами, пытаясь решить их напрямую с главой государства. Так возникло слово «лоббисты».

— Мы видели вчера Конгресс в лесах, — говорит Саша по пути к Капитолию. — Я слышал, что в Вашингтоне запрещено строить здания выше скульптуры Свободы на куполе Конгресса.

— Это так, — подтверждает экскурсовод. — Поэтому когда округ Колумбия вернул часть земель соседнему штату Вирджиния, те принялись развивать офисные площади на своей территории, не беспокоясь об ограничении по высоте. В итоге небольшой соседний город имеет куда более впечатляющий вид издалека, чем Вашингтон.

— Почему на местных автомобильных номерах написано «Taxation without Representation»?

— Все американские штаты имеют слоган, определяющий суть административной единицы. Нью-Йорк — Empire State, Нью-Джерси — Garden State, Флорида — Sunshine State и так далее. Округ Колумбия использует автономера для выражения политического, если можно так сказать, протеста: местные жители платят налоги в федеральную казну, но не имеют реального представителя с правом голоса в парламенте — только номинальное. Напротив министерства финансов здесь установлена бегущая строка, демонстрирующая, сколько налогов уже выплачено вашингтонцами. Как бы напоминание: а права голоса у нас все так же нет…

Мы у Капитолия. Почти апрельское солнце освещает толпы туристов, белоснежный Конгресс и огромную Национальную аллею, начинающуюся отсюда и завершающуюся у мемориала Линкольна. Наш поход через всю длину аллеи впоследствии стал поводом для удивленных пересказов между американцами, не поверивших, что такое возможно. Действительно, расстояния тут гигантские, часа на полтора неспешным шагом.

— Американцы знают толк в масштабах, — с видом уже знающего человека говорит Саша. — Это страна больших размеров: больших домов, больших дорог, больших музеев, больших монументов.

Вашингтон, вообще, город памятников и скульптур, но главный у нас пока впереди — в мемориале Линкольна. Это именно тот акрополь, где «сидит» 16-й президент США, в свое время победивший рабство в этой стране и ставший национальным героем государства.

Здесь вообще все пропитано мистикой и знаками. Со ступеней мемориала произнес свою самую знаменитую речь Мартин Лютер Кинг, а центральные ее слова — «I have a dream» — высечены в граните на том месте, где стоял проповедник.

Сама фигура Линкольна, сидящего в гранитном кресле, обладает рядом скрытых и явных знаков. Например, одна рука со сжатым кулаком и другая с открытой ладонью — на американском языке немых буквы A и V, инициалы президента. Далее погуглите.

— Я много слышал о Вашингтоне, читал про этот город, но мне никто не говорил, что он настолько необычен и так мало похож на остальную Америку, — признается Саша. — Я, конечно, в Европе пока не бывал, но Вашингтон мне кажется сплавом культур с обоих берегов океана.

* * *

Следующий день выдался дождливым, и мы решили посетить один из музеев Смитсоновского института, предлагающих бесплатные экскурсии для всех желающих. Существующие на пожертвования, эти музеи стали одним из символов Вашингтона и всей Америки. Из-за нехватки времени выбрали самый красочный — музей космической и авиатехники.

Саша, по профессии немного связанный с музейным искусством, однозначно высказывается об увиденном:

— Красота! Нужно месяц тут торчать, чтобы все увидеть. Интересно поданы экспозиции, наши просто жутко унылы после этого.

Музей разделен на два этажа: первый — об авиатехнике и ракетах, второй — чисто космос. Американцы собрали под одной крышей несколько уникальных экспонатов, включая «Союз-Аполлон», спускаемый лунный модуль, первую национальную орбитальную станцию, современный челнок SpaceShipOne, различные ракеты.

Здесь же самолеты от легендарного DC-3 до современного A320 с интерактивной кабиной, демонстрирующей запись реального полета. У посетителей музея есть возможность побывать в сердце Boeing 747-100 (на модификации его, к слову, летает президент США), увидеть самолет братьев Райт, прочесть оригинал письма Гагарина и пощупать настоящий кусочек Луны, доставленный на землю в ходе одной из высадок астронавтов на естественном спутнике Земли.

Пока мы пробуем местные бургеры в расположенном здесь же «МакДональдсе», Саша делится своими впечатлениями:

— Безусловно, музейное искусство поставлено здесь с таким же масштабом, как и все остальное. Взять хотя бы SpaceShipOne, который только-только полетел, а уже имеется в экспозиции. Или реальные копии кабин самолетов-гигантов… Нам бы так!

Дождь прекратился, и мы решили пешком отправиться на Арлингтонское кладбище, где покоится ряд известных американцев. Пока преодолевали неблизкий путь, говорили о всяком.

— Америка — абсолютно не похожая на нашу страна. Вот вообще, — размышляет Саша. — Она другая во всем: от деталей до целых зданий — здесь иначе сделано все, что окружает нас в повседневной жизни. Но главное, я скажу, в США все для людей, здесь все максимально ориентировано на конкретного человека: от сниженных бордюров до схемы метро.

…Вход на кладбище стоит $10, к могиле Кеннеди можно пройти по указателям. Убитый Ли Харви Освальдом президент США покоится на высоком холме под скромной плитой черного цвета. Рядом горит вечный огонь и незаметно дежурит охрана. Под серым дождем и низким небом Арлингтонское кладбище смотрится несколько угнетающе.

Последний этап нашего похода — визит к посту у могилы неизвестных солдат, где караульный, бодро отстукивающий каблуками по гранитной мостовой, охраняет вечный сон тех, кто в разные годы боролся за интересы США.

На следующий день мы начали участие в программе Госдепартамента США: поработали волонтерами, послушали лекцию от профессора Вашингтонского университета об американской ментальности и ее отличиях от европейской, а после улетели во Флориду. Об этом — в следующих главах!

Автор благодарит компанию «Мерлинтур» и Austrian Airlines за помощь в организации проекта.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by