Большой хапун: репортаж с распродажи в литовском «Акрополисе», который брали штурмом белорусы

 
30 ноября 2014 в 10:59
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

У минских частников «черная пятница», в ГУМе-ЦУМе единый день скидок, а в Литве — Jamam. Вчера в торговых центрах «Акрополис» прошла традиционная осенняя распродажа. Владельцы ТЦ называют свою акцию самой привлекательной в странах Балтии, а на Jamam, дабы обновить гардероб и запастись вкусной и дешевой колбасой к новогоднему столу, приезжают тысячи белорусов. О том, что покупают люди, как администрация «Акрополиса» борется с нечестными продавцами и почему граждане РБ ездят в Вильнюс, несмотря на «неприятные» цены, читайте в фоторепортаже Onliner.by.

Мы подъехали к «Акрополису» в 8:30 утра, а вся парковка уже была заставлена автомобилями. Реклама о Jamam и скидках в 50% в Вильнюсе на каждом шагу. Машин с литовскими номерами, разумеется, большинство, но и наших хватает. В основном гродненцы и минчане, на приличных автомобилях. Приезжают семьями.

— Ты в «Эйчэндэм» иди, я в «Электромаркет», а Светлана Ивановна пусть сразу в «Максиму», — дает команду жене и теще владелец Nissan Qashqai с семеркой на номерах. Товарищ опытный, видно, на акции не первый раз — самые горячие точки знает.

Литовские распродажи отличаются от американских. Здесь нет забега по головам и битв за дешевые смартфоны. Скидки на плакатах красивые, но все же не тотальные. Сбросить 70—80% на ноутбуки, мобильники и утюги продавцы не готовы. Но и 25%, да еще с учетом cуммы по Tax Free, для белоруса — праздник.

Находим корзину и, лавируя в толпе, бросаемся в ад — в большом гипермаркете «Максима» народу больше всего. Вот мужчина с лопатой под мышкой пытается удержать в одной руке огромного плюшевого медведя, а во второй — забитую под завязку свечками корзинку.

— Сколько в Минске этот чайник? Смотри быстро! — просит муж у жены.

— Тут Wi-Fi еле ловит, черт побери! — огрызается супруга. — На $15 дороже!

Действовать надо быстро, потому что людей в зале уже много — у касс стремительно растут очереди. Не до выбора — надо хватать. Чайники, кофеварки, куклы, электрокосы. И даже уцененный на $10 костюм Деда Мороза.

— Сыр бери, я колбасу — и на кассу! — мимо нас проносится коляска-корабль, управляемая соотечественником.

На стояние в очереди уходит 100 минут. Кассиры работают быстро, не зевают, но покупателей слишком много. «Пик-пик», — монотонно переговариваются кассы. Рядом хватают и тащат, хватают и тащат, а новые толпы льются и льются в зал. После часа в очереди кажется, что и не кассы это вовсе стонут, а больничные аппараты в огромной реанимации, где всех нас, покупателей, поразил дикий вирус «хапуна». Полтора часа вычеркнуты из жизни — можно с блаженной улыбкой на лице набивать багажник.

Узнать, ради чего белорусы вставали затемно, чтобы перемахнуть через границу и успеть на Jamam, можно у информационного стенда, где оформляют бумаги на возврат НДС по системе Global Blue. Вот миниатюрная брюнетка с двумя колясками — из Лиды. У нее 6 рулонов туалетной бумаги «Регина», несколько палок колбасы Biovela, игрушка-трансформер, набор подушек. Седой мужчина в кожанке купил люстру. Барышня в норковой шубе жует булочку, в ее корзине замечаем памперсы и пылесос. Еще одна девушка достала из пакета мочалку, задумчиво смотрит вдаль. А вот и гражданин с лопатой и свечками — тоже, выходит, земляк. Готовится к трудным и темным временам или просто делает на свечках бизнес?

В магазинах, где торгуют одеждой и обувью, к полудню тоже очереди у касс. Где-то сбрасывают по 50%, где-то даже больше — например, на шубы. Но за шубами в Вильнюс ехать странно, поэтому наш народ, как и всегда, закупаетcя в H&M, Zara, Reserved. Оценивать масштаб скидок не беремся, у каждого свои ориентиры. К примеру, в Salamander зимние мужские ботинки Rieker до акции стоили $115, во время акции — $94. Скидка это? Вроде бы да… В детском магазинчике комбинезоны уценили сразу на $40, две пенсионерки решают, сколько брать. Может, сразу три — внуку на несколько лет вперед?

Цену на телевизор Philips (55PFS7109) скинули сразу на 900 лит, мультиварка этого же производителя (HD3037) подешевела на 70 лит. С учетом Tax Free, вполне можно жить.

Торговля идет бойко, у обменников очереди. Валюта из белорусских кошельков отправляется в DNB, SEB и Medicinos bankas. У одного из обменников светит синими паспортами группа наших. Двое пожилых граждан — старшее поколение, видевшее «совок» и дефицит. Семейная пара, лет по 25 — поколение независимое, повзрослевшее во времена моды на заграничный шопинг. При них коляска, в которой спит младенец. Любопытно: какой культ, какая мода и какие закупы будут в тренде, когда вырастет он?..

В 13:00 на парковке «Акрополиса» затор. Сотни машин выезжают, а тысячи направляются сюда. Торговцы радостно потирают руки: и этот Jamam удался.

***

О ценах, скидках, честных и нечестных акциях мы побеседовали с управляющим ТЦ «Акрополис» в Вильнюсе Чесловасом Урбонавичюсом.

— Среди белорусов есть мнение, что Вильнюс сильно и безнадежно подорожал — ездить к вам за покупками менее выгодно, чем 4—5 лет назад.

— Дело в том, что мы не знаем ваших цен. Условно говоря, у нас нет информации о том, сколько стоит в Минске отвертка фирмы Bosch. Поэтому говорить о том, что для белоруса дорого, а что дешево, сложно. Могу сказать, что за последние год-полтора скачка цен в «Акрополисе» не было. Если бы он случился, то наши покупатели быстро бы отреагировали. Мы очень любим белорусов, но доля всех иностранцев в обороте — около 10%. Мы работаем на литовский рынок, и этот рынок быстро отреагировал бы на такие изменения, если бы они случились. Наши люди тоже ходят в магазин с калькулятором!

Насчет «роста» цен можно привести пример России. Лит связан с евро 10 лет, цены как стояли, так и стоят. В России, видите сами, девальвация. Конечно, людям, которые приезжают сюда с рублевыми зарплатами, будет казаться, что все подорожало. Такая же ситуация, насколько я понимаю, и с Беларусью.

Хочу сделать акцент на другой тенденции, которая теперь уже очевидна. 5—6 лет назад белорусы приезжали в «Акрополис» за тремя телевизорами, могли взять 5 одинаковых курток и 4 пальто. Теперь такого нет. Покупки уже не главная цель. Ваши люди едут в Вильнюс, чтобы хорошо провести свободное время, а шопинг — всего лишь один из элементов. Почему так? Белорусам широко открылся рынок Польши, у вас, насколько я знаю, наконец построили что-то европейское. Психология белорусского туриста в итоге меняется, он хочет выпить хороший кофе, прогуляться по городу, ну и затем зайти в магазин.

— Давайте про распродажи. В чем выгода от Jamam для магазинов? Зачем скидывать 50%, если товары все равно продаются?

— Сейчас мода очень быстрая, не такая, как 4—5 лет назад, когда коллекция могла провисеть на полке сезон. Крупные бренды меняют коллекции по 2 раза в месяц. Поэтому магазинам выгодны распродажи, они получают возможность завозить новые коллекции, а значит, привлекать большее количество покупателей. Это с одной стороны. С другой — распродажи уже вошли в моду. Это как традиция, то, к чему люди привыкли, чего они хотят. А мы должны реагировать на запросы покупателя.

— В Беларуси к местным «черным пятницам» отношение неоднозначное. Регулярно всплывают истории, когда тот или иной магазин просто нагло переписывает ценники, дурачит покупателей.

— Такое было и у нас. Люди находили штаны, в которых забыли поменять наклейки, возмущались. Что я сделал? Перед очередным Jamam взял фотоаппарат и обошел магазины, про которые такое говорили. Сфотографировал старые ценники, а в день распродажи зашел снова, чтобы сравнить. И вот с этой нехорошей практикой мы разобрались.

Вообще, ситуация еще проще. Если ты обманываешь покупателя, ты делаешь плохо не ему, а себе. Распродажа пройдет, а имидж подпорчен, товарооборот будет снижаться. Обмануть человека можно один раз. Не очень умного, может, два раза. И все — больше к тебе никто не придет.

Когда в Беларуси появится настоящая конкуренция среди магазинов, торговых центров, такие схемы пропадут и у вас. Для этого нужно две вещи. Во-первых, чтобы обманутые покупатели не молчали, а обращались в прессу, чтобы история стала достоянием гласности. Во-вторых, чтобы администрации торговых центров думали о своей репутации. Когда человек идет на Jamam, он идет не в H&M, не в Zara, а в «Акрополис». И если что-то будет не так, он будет думать плохо именно про нас. Каждый торговый центр имеет много рычагов, чтобы повлиять на недобросовестных продавцов. Вплоть до жестких мер. У нас, например, есть очередь из тех, кто хотел бы работать здесь. Нормально работать, без махинаций. Расстаться с нечистоплотными операторами можем легко.

— В этой очереди есть известные мировые бренды, которых вы мечтали бы заполучить?

— Брендов много. Взять тот же Gap. Но надо понимать: чтобы привести крупный бренд, такой, например, как H&M, надо 4—5 лет. С некоторыми работа ведется, раскрывать их названия я не буду. Концепция же «Акрополиса» останется прежней — мы ориентируемся на массового покупателя. А в плане платежеспособности литовцы не американцы, мы пока недалеко от вас.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by