Печальный контраст: журналистам Onliner.by показали скромное закулисье кукольного театра и пафос VIP-комнат Купаловского

 
39 435
29 ноября 2014 в 15:55
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Марина Серебрякова
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Марина Серебрякова

Уже завтра, 30 ноября, в Минске пройдет вручение самой престижной театральной награды — Национальной театральной премии — 2014. Леди и джентльмены наденут, как того требует дресс-код, роскошные вечерние наряды, а в каминном зале Купаловского будет разноситься звон бокалов. Пока же в главном драматическом театре страны немноголюдно. Идут последние приготовления. Воспользовавшись моментом, генеральный партнер Премии (компания velcom) пригласил журналистов Onliner.by и немногочисленных блогеров на экскурсию по закулисью Купаловского театра и театра кукол. Кукольный театр был выбран неслучайно — там играют не менее талантливые артисты. Просто делать это им приходится на старенькой сцене и с видавшим виды реквизитом. О дорогих ложах, высоких гостях и борьбе за выживание читайте в репортаже Onliner.by.

Если вы думаете, что Белорусский государственный театр кукол может быть интересен только детям, то вы глубоко ошибаетесь. В его репертуаре есть 5 спектаклей для взрослых, включая «легкоэротическую» пьесу «Тартюф». Во всей обстановке театра чувствуется горечь малобюджетности и при этом какая-то искренняя душевность.

Дешевенький линолеум и граненый стакан вместо стопки пластиковых рядом с кулером компенсируются одухотворенными лицами сотрудников.

«Все, что взбредет в голову творцам, я должен сделать здесь. Нет ничего такого, чего я не могу сделать из дерева! У нас тут настоящая фабрика на двадцати квадратных метрах», — смеется единственный работник столярной мастерской.

«Вот классические тростевые куклы, а вот новые куклы из поролона для „Тартюфа“. А здесь большие маски. Хотите, сниму и покажу?» — с энтузиазмом проводит нас по своим владениям заведующая хранилищем игрушек.

Все куклы, которые участвуют в спектаклях (всего в кукольном около 20 постановок), изготавливаются руками лишь двоих человек. Они и есть штат бутафорской мастерской. Рядом находится пошивочный цех, этажом выше — четыре одинаковые простенькие гримерки, где за каждым актером закреплено свое место. Костюмерная, малюсенькая художественная мастерская, хранилище списанных кукол и музей театра — вот, пожалуй, и все скромное театральное хозяйство.

«Наш очередной режиссер выиграл конкурс и уезжает работать в пермский театр, — не без горечи рассказывает заместитель директора Владимир Галай. — Почему люди бегут из театра? Да потому что в той же Перми зарплата будет в пять раз больше. А у режиссера семья, дети...»

Средняя зарплата в театре кукол — 3,5—3,7 миллиона. Неудивительно, что в труппе постоянный недобор артистов.

«Билеты на наши спектакли стоят до 50 000, хотя министерство разрешает поднять ценник до 100 000 и выше. Но мы не делаем этого. Один раз попробовали — и народ не пошел. Наши зрители привыкли к гуманным ценам, поэтому мы не будем их повышать», — объясняет Владимир Галай.

Что самое невероятное, несмотря на все эти материальные трудности, театр кукол из года в год ставит блестящие спектакли и выигрывает серьезные международные конкурсы. Люди, которые так преданы своему делу, так безоглядно влюблены в сцену, не могут не вызывать уважения. Итак, кто еще не захотел сходить на премьерного «Тартюфа»?

***

В Национальном академическом театре Янки Купалы все выглядит иначе. Уже с порога нам объясняют, что здесь все «как в Версале» и что «ведущему драматическому театру страны приходится принимать большое количество высокопоставленных персон». Впервые журналистам показали комнату для приема VIP- гостей: ковры, портьеры, люстры, статуэтки… Первую запись в книге почетных гостей в день открытия театра после реконструкции оставил президент.

Сами работники признаются, что у них «достаточно богатое хозяйство». Действительно, сцена, зрительный зал, ложи, арт-фойе, отдельная комната для курения, гримерный и ревизорский цеха, костюмерная, каминный зал для отдыха зрителей, буфет — все это представляет разительный контраст с «начинкой» кукольного театра.

«Сейчас у нас в каждом помещении работают аудиотрансляторы. Это значит, что, когда идет спектакль, на аудиоуровне каждый сотрудник понимает, что происходит на сцене. Со временем у нас появится и видеотрансляция», — объясняет администратор.

Комната для приема VIP-гостей
Запись, оставленная президентом
Руководитель гримерного цеха показывает усы для спектакля «Пан Тадэвуш»

Зрительный зал рассчитан на 338 посадочных мест. Самые дешевые билеты на балкон стоят 40 000 рублей, самые дорогие в партер на премьерные спектакли — около 340 000.

«Сцена в театре — это „намоленное“ место, своего рода алтарь. Чужих туда не пускают, да и своих без необходимости тоже. Поэтому, господа журналисты, соблюдайте правила хорошего тона, не подымайтесь на сцену, — просит администратор. — К слову, наша сцена — одна из лучших в стране в плане объема».

«Одно из самых красивых помещений Купаловского театра — каминный зал. Здесь отдыхают зрители до начала спектакля и во время антрактов, а также проходят мероприятия высокого уровня, в том числе с участием президента», — продолжает экскурсию администратор.

«Мы мечтаем, чтобы наши посетители своим внешним видом соответствовали нарядной обстановке театра. Есть, конечно, настоящие театралы, которые надевают вечерние наряды и даже берут с собой сменную обувь, но таких очень мало. По правилам мы имеем право не пускать зрителей в шортах, шлепанцах, майках, купальниках и спортивных штанах. Но как быть с теми, кто приходит в джинсах? Дресс-код зрителей — это очень большая наша печаль», — сетует работница Купаловского.

После реконструкции осталось много вопросов о том, насколько главный драматический театр страны действительно приблизился к своему первоначальному историческому облику. Не все минчане приняли новый облик Купаловского. В любом случае, он выглядит ухоженным в отличие от множества остальных артистических обителей. Но если присмотреться внимательнее — суть та же.

«Ни один театр в мире не может быть финансово выгодным. Не для того они существуют. Пока что 60% финансирования нам дает государство, а 40% — это наши собственные заработки. В скором времени нас собираются лишить госфинансирования, и что будет тогда, непонятно. Заработки и сейчас копеечные — 3—3,5 миллиона. Что и говорить, здесь невозможно работать без любви к театру», — признается администратор.

Правда в том, что зрители ходят в Купаловский не из-за нового здания, пафосных люстр и массивных портьер, а потому что у них по-настоящему талантливая труппа. Бренд этого театра — спектакль «Паўлінка» — идет на сцене вот уже 70 (!) лет. Разве нужны другие доказательства?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by