Вдова работника «Гомельстекло», который погиб под грудой осколков, через суд добилась от предприятия компенсации в $106 000

 
14 865
30 октября 2014 в 9:43

Несчастный случай в ОАО «Гомельстекло» произошел почти год назад. Под грудой осколков погиб резчик стекла пятого разряда, отдавший предприятию 15 лет. Его супруга, тоже работница стеклозавода, попыталась получить единовременную материальную помощь, предусмотренную коллективным договором. Однако натолкнулась на стену непонимания и черствости. Сможет ли предприятие заплатить — неясно. ОАО «Гомельстекло» — самое убыточное в стране, пишет издание «Беларускi час».

18 ноября 2013 года примерно в 22:15 на резчика Николая (имена изменены) упал пакет стекла. 50-летнего мужчину доставили в больницу скорой помощи Гомеля, где на следующий день он умер.

Позже выяснилось, что «пирамида» (конструкция для хранения и перевозки стекла) была установлена с нарушениями техники безопасности. Итоги расследования и акт о несчастном случае на производстве сходились в одном: виноват наниматель.

Потерю мужа Наталья перенесла тяжело. Чтобы вернуться к обычной жизни, вдове потребовалось полгода. Все это время она ждала, когда ее пригласят в администрацию и расскажут, почему погиб Николай и кто виноват в его смерти. И предложат помощь: Наталья знала, что в соответствии с коллективным договором наниматель обязан выплатить семье единовременную материальную помощь в размере минимум 10 годовых заработков ее погибшего мужа. Однако вдова не дождалась ни имен виновных, ни помощи.

В начале мая 2014 года Наталья написала заявление на имя руководителя предприятия с просьбой выплатить деньги. Законность выплаты и размер помощи подтвердил профком. Годовая зарплата погибшего с ноября 2012 года по октябрь 2013-го составила более 114 млн рублей, а значит, наниматель обязан выплатить более 1 млрд 140 млн рублей.

Ответа из администрации вдова не получила, поэтому в июне написала повторное заявление и через 14 дней узнала: выплатить помощь не представляется возможным. В официальном ответе была указана и причина: следственные органы проводят проверку.

По мнению Натальи, невиновность мужа уже была доказана, равно как и вина нанимателя. Вдова недоумевала, почему до сих пор не привлекли к ответственности должностных лиц, которые допустили нарушения трудового законодательства и требований охраны труда. И все расценила по-своему: руководство не желает исполнять обязательства и проблема, скорее всего, в сумме. Предположение Натальи небезосновательно: по итогам первого полугодия 2014 года «Гомельстекло» возглавило список самых убыточных ОАО Беларуси. Убытки предприятия за шесть месяцев превысили 169 млрд рублей.

Так начались хождения по мукам. В разных служебных кабинетах Наталью встречали одинаково, с равнодушием и непониманием, разводили руками — это право нанимателя. Некоторые чиновники поглядывали с укоризной: мол, решила обогатиться на смерти мужа. Последней надеждой для Натальи стало обращение в Федерацию профсоюзов, в Гомельский обком профсоюза работников строительства и промстройматериалов.

«Ко мне по-человечески отнеслись в объединении профсоюзов, выслушали, поняли мою боль, — говорит Наталья. — Я очень благодарна профсоюзным юристам Василию Демчихину и Надежде Шумак, которые сначала бесплатно проконсультировали, а потом поддержали на деле».

Главный правовой инспектор труда профсоюза работников культуры Василий Демчихин подготовил исковое заявление. Главный правовой инспектор труда обкома профсоюза работников строительства и промстройматериалов Надежда Шумак провела проверку на предприятии, которая подтвердила нарушение законодательства со стороны нанимателя. Согласно предписанию наниматель должен был до 28 июля 2014 года устранить нарушение, но последовал все тот же ответ: идет следствие.

Только на судебном заседании Наталья узнала, что в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «Гомельстекло» следственные органы отказали за отсутствием состава преступления. С другой стороны, даже если в действиях руководства предприятия не нашли состава преступления, снимает ли это с нанимателя ответственность за гибель работника?

В суде представитель ответчика признал исковые требования полностью. Суд Железнодорожного района Гомеля обязал предприятие выплатить семье погибшего положенную материальную помощь и оплатить госпошлину (более 57 млн рублей). Причем миллионов госпошлины могло и не быть, и для тех, кто допустил трагедию, правильным решением было бы вернуть эти средства в кассу предприятия.

Однако на этом судебные тяжбы не закончились. Наниматель обжаловал решение в областном суде, где интересы вдовы вновь представляла профсоюзный юрист Надежда Шумак. Областной суд вынес свой вердикт 21 октября 2014 года — оставить решение районного суда без изменений.

Больше новостей Гомеля и области читайте на gomelnews.onliner.by.