Минские парни открыли в Жодино суши-бар: «Чтобы этот бизнес окупился за год, нужно получать по пятнадцать заказов в день»

 
23 октября 2014 в 8:30
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Максим Малиновский
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Максим Малиновский

Продолжая нашу рубрику об успешных молодых белорусах, которые перестали работать на дядю и открыли свое дело, мы выехали за пределы столицы и отправились в город БелАЗов. Двое 23-летних минчан решили не изобретать велосипед, а открыли в Жодино то, что было нужно людям, — суши-бар Aviasushi. Что парни хотят показать своим примером, какие суши они готовят и как доставляют их в соседние Смолевичи и Борисов, читайте в интервью Onliner.by.

Антон Довбня планировал получить образование в БИП. И проучился там три года, но потом, разочаровавшись в нашей системе высшего образования, перевелся в другой университет в соседнюю страну.

— Суть моей учебы заключалась в следующем: оплачивать образование, ходить на пары, получать отметки и вести конспекты за преподавателями, которые 20 лет назад написали какую-то книгу и рассказывают ее содержание студентам. Все это было мне не по душе. Я перевелся на финансовый факультет в Московский первый профессиональный университет и устроился там на работу, на которой прожил 50 дней, так как в кармане у меня было $100 и я не мог снять жилье. В российской столице проработал полтора года в цветочной компании. Начинал с помощника флориста (то есть уборщика) и курьера, а через год дослужился до должности менеджера склада. Но потом сменилось руководство — новые люди ничего не понимали в этом бизнесе. Работать стало невозможно, и пришлось уйти.

— Но про тебя тоже можно сказать, что ты из цветочного бизнеса перешел в сферу общепита.

— До суши были пробы зарабатывать на «Форексе». Затем пытался открыть строительную фирму и даже устроился на месяц в бригаду, чтобы понять, что там да как. И понял: стройка — это не мое. На каждом этапе нужно «хватать», то есть на сколько ты обманул — столько и заработал. Это не по мне. Учился строительному альпинизму, даже команду нашел, но ребята решили, что проще уехать в Москву, чем здесь делать что-то свое. А в общепит пришел случайно. В кафе познакомился с девушкой, которая родом из Смолевичей. Она-то мне и сказала, что в Жодино не хватает суши, что едят то, что есть в «Рублевском». Тогда я и задумался: а почему нет? Это было в январе, а в марте мне помогли найти помещение. Сейчас мы арендуем банкетный зал в самом популярном ресторане Жодино — «Раніца». Пока он не в японском стиле, но скоро сделаем ремонт. Открыли бар мы в сентябре.

— Уже прошло почти два месяца. Можешь сказать, что здесь суши востребованы и на них можно заработать?

— Чтобы этот бизнес окупился за год, нам нужно получать по пятнадцать заказов в день. В среднем заказ — это три-четыре вида роллов. И это я говорю про заказ в будние дни, в выходные люди заказывают в разы больше, — объясняет Антон. — Перед тем как сюда приехать, я изучил ситуацию: 80% людей работают на БелАЗе, и наши заказы напрямую зависят от того, выдали сотрудникам зарплату, аванс или премию либо нет. С момента открытия у нас был один день, когда заказов не было вообще: задержали выплату. А потом я посмотрел, какие города есть в 20 километрах от Жодино. Борисов и те самые Смолевичи. А по времени доставки это получается 20 минут, или как по Минску из Малиновки в Зеленый Луг без заторов. А если учесть, что пробок здесь не бывает, то мы успеваем быстро отвезти заказ. Если бы мы начинали работать в Минске, то нам бы пришлось доказывать людям, что мы делаем действительно вкусные суши.

— А здесь не пришлось? Конкуренции нет?

— Здесь готовят суши, но я бы не называл это именно так. Есть суши в магазине на развес. Но для меня вообще такое непонятно, ведь суши, пробывшие больше 30 минут на воздухе, меняют вкус. Но, по сути, да, конкуренции нет. Поэтому мы можем установить высокую планку. Да и план у нас был сделать лучшие суши. Чего мы и добились. Притом что мы открывали здание с нуля, оборудовали кухню и организовывали доставку, сделать это было сложно. С трудностями сталкивались на каждом этапе открытия: начиная от инвестиций, согласований с санстанцией и заканчивая поиском клиентов, — говорит Антон. — А еще очень сложно убедить людей оставить отзыв. И я сейчас не говорю про хороший — наоборот, отрицательный, чтобы понять, что нам нужно и можно исправить в нашей работе. Но пока безуспешно. Получаем только позитивные комментарии.

Сегодня в команде Aviasushi шесть человек: два курьера, оператор заказов, бухгалтер, директор и повар. Сушист Никита Наумов — также минчанин. В 23 года он успел поработать в нескольких столичных ресторанах японской и восточной кухни, а также в пиццерии, но решил, что лучше работать на себя и переехал в Жодино. Сейчас все суши готовит именно он. В планах у парней — обучить еще двух поваров.

— У нас был случай, когда курьера не было и пришлось везти заказ на такси в Смолевичи. В итоге за доставку мы заплатили больше, чем была сумма заказа. Но в этом случае нам было важно удовлетворить клиента. Таким образом, мы работаем над своей репутацией. Я считаю, что если хоть где-то дать слабинку, то продвинуться на этом рынке нам не удастся, — говорит Антон. — Мы хотим рассказать людям о японской кухне и поменять их отношение к ней. Первое время 50% заказчиков звонили и спрашивали: «Сколько стоит килограмм?» Вот они, местные нравы.

— Я большой фанат Японии с 12 лет. Сейчас я готовлю суши, как геймеры играют в игры на компьютере, — не устаю и не напрягаюсь, — улыбается Никита. — В Жодино, как в спальном районе в Минске, тихо и спокойно, мне тут здорово. А заработать можно и здесь, было бы желание. На этой кухне я царь и бог, могу реализовать все свои идеи, к которым не прислушивались на моем прошлом месте работы. Как уменьшить отходы, как сохранить свежесть продуктов, что убрать из меню, потому что это не заказывают, — здесь я проверил все это. И знаете, все работает.

— Сегодня у нас в меню около 60 видов суши и роллов. Свежую рыбу, понятное дело, мы для их приготовления не используем: не то географическое положение у нас в стране. Копченый и слабосоленый лосось и тунец заказываем у «Санта Бремор». Рис и соевый соус доставляют из Москвы и Японии. У этих поставщиков, кстати, закупают крупные столичные рестораны и бары японской кухни. Овощи покупаем сами: каждые пару дней я хожу в магазин и на рынок, — объясняет Никита.

— Смысл нашего бизнеса — довольный клиент, а фундамент — менеджмент. Мы сами решаем, что нам нужно. Мы каждый день придумываем что-то новое. И понимаем: если этого не делать, нам не продержаться, — говорит Антон. — Мы осознаем, что нужно идти на уступки. Было и такое, что в 12 ночи Никита пришел на кухню готовить суши и сам же отнес их заказчику. Все остались довольны. И ведь так мы получаем постоянного клиента. А боремся мы за каждого человека. Мы считаем, что настало время менять стереотипы и отношение к потребителю.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by