Бюргер кинг. Белорусский программист переехал в Мюнхен и рассказывает о том, что его удивило в самой правильной стране мира

 
685
16 октября 2014 в 8:30
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Мы договорились об интервью в пивнушке в центре города, и это было ошибкой. Вечером в мюнхенских «биргартенах» как будто цыгане гуляют свадьбу — табор орет, кукарекает, танцует на столах. В столицу Баварии программист Алексей переехал два года назад. От классического формата интервью — с детальной автобиографией, описанием пути от школы до забугорья — бывший минчанин отказывается. Шутит: «Не хочу кормить „троллей“!» Он предлагает нам поговорить о мелочах, из которых соткана немецкая жизнь, нашему человеку не совсем привычных. Почему бы и нет? Мусорные детективы, эпидемия спама, ужасная сотовая связь, тендер по арендному жилью и другие контрасты в жизни Германии — в монологе героя.

* * *

Коротко о переезде

Я переехал в Мюнхен два года назад. Позвали знакомые, которые работали здесь. Специально место не искал. И установки, что надо быстрее валить, не было. Не буду придумывать, что в Германии намазано медом, что здесь для «айтишников» огромный плюс по зарплате и вообще рай. Скажу лишь, что без знания немецкого языка в стране делать нечего. Не минимального знания, а уверенного владения, на уровне B2 — Upper-Intermediate. Ни один работодатель, кроме, пожалуй, Google, IBM, Siemens, не захочет брать человека, который не говорит по-немецки. Есть интернациональные компании, в них документация на английском. Но опять-таки — английский нужен серьезный.

В общем, взвесил, поразмыслил — и переехал. Сначала уезжаешь один по рабочей визе, потом оформляешь воссоединение с семьей. Схема стандартная, не один раз описана. Я ни о чем не жалею. В Беларуси большинство людей не выезжали дальше приграничья, варятся в своем соку. А здесь чуть ли не каждую неделю ты переживаешь новые эмоции, сталкиваясь с другой культурой и менталитетом. Это здорово.

Мусорный детектив

Мне нравится немецкая система в плане ее безотказности. Если немцы придумают какой-либо механизм, он будет работать как часы. Будь-то общественный транспорт, ПДД, страховая система. Любопытно то, что практически все эти механизмы построены на запретах. Да, есть расхожий миф, что немцы правильные и законопослушные, но во многом причина этому — неизбежность ответственности и огромные штрафы. В то же время все, что не запрещено, разрешено.

Вот простейший пример. В Германии все разделяют мусор: на пластик, стекло, бумагу, органические отходы и т. п. Предположим, что кто-то ленится и отказывается участвовать в этом благородном общественном начинании. В некоторых землях может сойти с рук, а в некоторых существуют так называемые мусорные детективы. Они контролируют мусорки и по косвенным признакам определяют, кто и что выкинул. Могут устроить слежку, опросить соседей. Избавился ты, допустим, от старой мебели, не утилизировал ее — получишь большой штраф. Понимание того, что ответственность наступит неизбежно, — основа основ жизни здесь.

В туристических местах в Германии неожиданно грязно. На фото — Нюрнберг. Но туристов никто и не просит соблюдать немецкую чистоту
Ящики для «бычков» — тоже не панацея

Раздельный сбор мусора — это обязанность гражданина. Но сдача пустой тары — еще и возможность вернуть неплохие деньги. Залог за пивную бутылку составляет 8 центов, за полуторалитровую пластиковую — 25. Четыре бутылки — уже евро.

Порядок на автострадах и жесткий экзамен на права

Если ты переезжаешь в Германию на ПМЖ, то обязан пересдать на права. В Беларуси у меня было десять лет стажа. Но теорию и вождение пришлось сдавать заново.

От наших реалий процесс отличается. Теория — около 18—20 лекций, цель которых — не заставить тебя вызубрить билеты, а понять правила, осмыслить их. Потом экзамен — 30 вопросов, каждый из которых имеет собственный вес в баллах. Самые важные — вопросы на безопасность. Не ответил на два — пересдача. Есть видеовопросы, достаточно сложные. На экране показывают реальную дорожную ситуацию. Сидишь в машине, едешь достаточно долго, секунд десять, изучаешь обстановку. И тут тебе надо повернуть налево. Вопрос: кому должен уступить? А там, за грузовиком, который ехал тебе навстречу, еще велосипедист. Раньше ты его видел, а в данный момент он закрыт. Если зевал в начале вопроса, то ответ дашь неверный.

Особое внимание в немецких автошколах, по словам Алексея, уделяют пропуску велосипедистов и пешеходов. В городах их тьма. Ездят они порой как хотят, выезжают смело на проезжую часть. Главное правило для автомобилистов — при повороте направо притормозить и посмотреть через плечо, нет ли кого на велодорожке. Бояться, что тебе дадут в «зад», не стоит: другие водители к такой ситуации готовы

Полиция регулярно устраивает рейды по проверке велосипедистов. Ловят пьяных. Если человек выпил и едет на велосипеде, то ему выпишут штраф. А если еще и права водительские у него есть, то прав лишат.

Экзамен по вождению — час езды со всеми возможными элементами. Это парковка, разворот, выезд на трассу, проезд жилых зон с ограничением в 30 км/ч в населенных пунктах, пропуск пешеходов и велосипедистов. Обязательное условие — проехать по автобану как минимум со скоростью 130 км/ч. За час выполнения всех этих заданий можно допустить только две несущественные ошибки. Если больше, то пересдача. Которая стоит €280.

На все про все, чтобы получить немецкие права, у меня ушло €700, притом что я взял только одно обязательное занятие по вождению и сдал с первого раза. Здесь это недешево и непросто. Зато можешь рассчитывать на то, что и все остальные в потоке будут ехать примерно так же, как и ты. Эта уверенность в отсутствии дураков и неучей дорогого стоит.

На автобанах, по словам Алексея, редко моргают дальним светом. Если кто-то сильно спешит, то включает левый поворотник. Заметил — пропустил
Но культура вождения тоже сформировалась в Германии не сама собой. «По автобану нельзя ездить задним ходом, — говорит наш герой. — Нарушишь — сразу лишение прав. Был показательный случай. Поток стоял в огромной пробке. Сообщили, что стоять часа два, не меньше. И некоторые водители решили затор объехать. Сдали чуть назад и выехали на другую дорогу. Всех, кто так сделал, нашли и лишили прав. Нашли просто: камеры здесь повсеместно»
Германия — страна автомобилей. Но, как утверждает мюнхенский белорус, не стоит думать, что в каждой семье здесь по две-три машины. Одна — точно, как правило не больше. Автомобили тянут деньги. К примеру, за небольшую Toyota Verso в год нужно заплатить около €120 налога и €500 за страховку

Огонь на поражение

Мой знакомый здесь восемь лет. За все это время его ни разу не останавливали даже для проверки документов. Так просто, без оснований полиция тебя не тормознет. Но бывают особые случаи.

В автошколе этому уделяли особое внимание. Машину могут остановить во время операции по отлову какого-нибудь преступника. Это делается так: весь поток с автобана перенаправляют на дорогу поуже, останавливают всех. Когда появляется полицейский, ты остаешься в машине, руки на руле. Он подходит к окну, забирает документы, ведет непринужденный разговор, а сзади в это время дежурит его вооруженный коллега. Есть четкое предписание: в случае неадекватных действий со стороны водителя или пассажира, при любой опасности для проверяющего может быть открыт огонь на поражение. Естественно, никто не будет жать на курок при неровном движении, но если будет прямая угроза, то да, ничего тебя не спасет.

Ночные ремонты и умение считать

Этим летом снова с удивлением читал новости о том, что Минск тонет. Город каждый год терпит огромные убытки из-за наводнений, и что? Если бы такое было в Мюнхене, они бы решили проблему за полгода. Бросили бы все силы, построили нужный коллектор, закрыли вопрос. Здесь считают деньги. Да и представьте: тонет Bentley со страховкой, а после страховая выдвигает к мэрии серьезный иск. Властям не надо лишних проблем.

Офисное здание в Германии возведут с нуля за полгода. А вот дороги ремонтируют долго. Но не потому, что у рабочих каждый час перекуры. Просто ремонт на автобанах, как правило, идет по выходным и после 22:00. Чтобы водители не испытывали неудобств. И чтобы было безопаснее.

Сотовая связь: дорого и нестабильно

Не удивляйтесь, но в Германии по сравнению с Беларусью плохая сотовая связь. Это если сравнить в комплексе: по качеству, цене, доступности и проч.

Здесь очень много мобильных операторов. Крупных четыре: T-Mobile, Vodafone, O2, e-plus. Все остальные просто «хостятся» на их мощностях и, по сути, являются виртуальными. Они предоставляют те же услуги, только дешевле. Оригинально, да?

Я перепробовал всех основных игроков. O2 и e-plus — хуже некуда. Разговаривать практически невозможно. Заходишь в любой магазин — у тебя нет связи. T-Mobile и Vodafone работают хорошо: и в метро, и в магазинах, и на окраинах, и LTE имеется, — но стоят их услуги дорого. Цена стандартного пакета — от €25. Сюда входят бесплатные звонки и SMS по Германии, 500 МБ интернета на скорости 14 мегабит. LTE начинается от €40. При этом услуга VoIP на дешевых тарифах заблокирована. Если хочешь пользоваться Skype, то нужно выбрать тариф с LTE. T-Mobile заявил, что это дополнительная нагрузка на сеть и стоит денег. Vodafone вроде как VoIP не блокирует.

€6 в день на собаку

Как и во многих европейских городах, в центре Мюнхена много бомжей. У большинства есть собаки, так как на содержание собаки бомжу полагается €6 в день. Немцы считают, что домашние животные стимулируют чувство ответственности и позволяют опустившимся людям выкарабкаться из ямы, в которую они попали. Возможно, это и работает, категоричных выводов делать не буду.

Типичная не только для Германии, но и для Дании, других европейских стран картина

Выдержать конкурс, чтобы снять квартиру

Сколько стоят в Мюнхене квартиры, не знаю, рынком еще не интересовался. Понятно, что дорого, и покупать жилье, пока не получишь бессрочный вид на жительство или гражданство, смысла нет. А может, и потом бессмысленно.

Насчет аренды: спрос сильно превышает предложение. Для снятия жилья нужны время и деньги. Делом занимаются маклеры, за услуги просят две месячных оплаты, что очень дорого.

Современный мюнхенский «спальник»

Спрос настолько велик, что когда ты снимаешь квартиру, то участвуешь в своего рода отборе, или конкурсе, тендере. Приходится едва ли не автобиографию писать. Маклер собирает данные у нескольких претендентов, отбирает лучших кандидатов и идет к владельцу, который и принимает окончательное решение. Снять напрямую у хозяев без маклеров-паразитов можно, но эти предложения уходят очень быстро.

Сразу же берут залог в размере трехмесячной оплаты. Интересный момент: квартиры сдаются без мебели, но, бывает, с кухней. Во время съема жилья ты должен эту кухню выкупить. А через десять лет, когда решишь съехать, хозяин снова купит ее у тебя. Естественно, в разы дешевле.

Говорить о ценах достаточно сложно. Ситуация меняется чуть ли не каждый месяц. За €500 можно снять однокомнатную квартиру где-нибудь в пригороде. Немцы сдают «однушку» только одному человеку. Если вас двое и один ребенок, то это будет или большая двухкомнатная, или большая «трешка». Если двое детей, то только четыре комнаты. Хозяева мотивируют это так: «Вам будет тесно, будет плохая атмосфера в семье, поэтому вы разведетесь, съедете, а мне снова искать квартирантов!» Без шуток, так и говорят.

За €1000 в пригороде Мюнхена, наверное, семье с одним ребенком отыскать что-то реально. Ничего страшного в этом нет. Здесь отлично развита сеть общественного транспорта. Конечно, удобнее всего жить рядом с работой и ездить на велосипеде.

Жить в частном секторе, конечно, удобнее. Но стоят такие дома недешево

Страна бумажного спама

В цифровой век в Германии очень сильно развит спам — но не электронный, а бумажный. За все время, что жил в Беларуси, из почтового ящика я доставал письма крайне редко. Здесь же, как только ты регистрируешься по месту жительства, вся коммуникация с чиновниками происходит по почте. Обычной, не электронной.

Почтальоны Deutsche Post передвигаются на таких велосипедах

Почта здесь работает идеально. Если завтра утром в Бремене знакомый напишет мне письмо, то послезавтра почтальон принесет его до 10 часов утра. Если хочешь каких-то гарантий, платишь дополнительно и отслеживаешь ход письма по трекинг-номеру. Здесь даже кредитные карточки по почте высылают, а покупки через интернет-аукционы превращаются в удовольствие. Через день-два все уже на месте. Из Китая посылка приходит за 10—12 дней.

Из-за широкого распространения бумажной почты все близлежащие магазины присылают тебе спам — каталоги с акциями на неделю. Ты можешь от них отказаться, наклеив на свой почтовый ящик специальную бумажку. Спам прекратится, ведь в случае чего ты можешь подать на магазины в суд и они понесут большие убытки. Неотвратимость наказания, помните?

В ящик бросают и бесплатные газеты. Тогда ты можешь наклеить вторую бумажечку — что отказываешься и от них. И бросать перестанут. Вы можете представить такую исполнительность в Беларуси?

Гриль с соседом по лестничной клетке

Что сразу бросается в глаза — как здесь друг с другом общаются соседи, как они друг другу помогают. Уже несколько раз нас приглашали на так называемые общие вечеринки. Встретились в общем саду, приготовили мясо на гриле, поговорили, поиграли в настольные игры — красота! Не напились при этом до беспамятства, а пропустили по бутылочке пива.

Активные немцы отдыхают активно. Мои соседи по этажу, молодые люди, сдали экзамен на право управления парусником и ездят тренироваться. Мы же путешествуем в выходные по Баварии, которую еще не успели изучить.

Популярное хобби — купить ретроавтомобильчик и рассекать на выходных по окрестностям
Общепит в туристических местах Мюнхена дорогой. Бокал пива стоит €5. Но в центр местные жители, как правило, и не ходят

Недоступный и доступный футбол

Самый популярный вид досуга в Баварии — это футбол. Посещаемость на стадионах дикая. Билеты на домашние матчи «Баварии» продаются за три дня — на весь сезон. Я до сих пор ни разу так и не сходил. Доступные билеты сразу же скупают, а потом перепродают на eBay втридорога. От €200, например.

В 2013 году на «Альянц-Арене» проходил финал Лиги чемпионов. «Бавария» играла с «Челси». Можно было купить билет за €600 — на угловую трибуну.

Но это профессиональный спорт, а любительский доступен всем. Там, где я живу, в радиусе 3 км находится три стадиона. По вечерам в футбол играют взрослые мужики. Есть несколько спортивных комплексов. Фитнес, баскетбол, гребля — занимайся, чем душе угодно. Годовой абонемент на семью в ледовый дворец (катание на коньках плюс тренажерка) — €70. Количество посещений при этом не ограничено.

Старость в Германии тоже спортивная
С немецкой медициной Алексей пока не сталкивался: не было повода. Страховка, по его словам, «забирает» 8,9% дохода (еще 7% от зарплаты работника платит работодатель). Правда, есть нюансы: «Есть услуги, которые тебе необходимо оплатить из своего кармана. Знакомый делал пломбу. На выбор ему предложили обычную (бесплатно) и из американского материала, за который нужно было доплатить (что-то около €60)»

Ты не свой

В последние годы переезд в страну серьезно усложнили. В Германии хотят видеть в первую очередь квалифицированный персонал. Посмотрите, как из Беларуси партиями каждый месяц уезжают врачи. Да, им непросто, надо подтвердить диплом, вкалывать в клинике, но через четыре-пять лет они могут рассчитывать на зарплату от €6000. Грязными, конечно, но это уже не $500—600 на родине, как бы много для этого ни пришлось работать.

Про Беларусь в Германии многие не слышали. Разве только на Weißrussland реагируют. И то, по словам Алексея, путают с Прибалтикой

Немцы — очень приветливые люди. Проблема в том, что для них ты все равно иммигрант. Не важно, турок ли, араб, белорус — ты не свой. Все точно так же, как в Минске, в Москве. Есть коренные, а есть «понаехавшие». При знакомстве это третий или четвертый вопрос: «А ты откуда приехал? Вайсрусланд? Ну да, ну да…» С этим можно жить, но все равно это доставляет некоторый дискомфорт. Хотя это не только в Германии так.

Благодарим «Атлант-М на Независимости», официального дилера KIA, за предоставленный для поездки автомобиль KIA cee’d.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
ОБСУЖДЕНИЕ