Беларусь партизанская: как в Барановичах появился ShaurDonald’s

 
03 сентября 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

Новость об открытии необычного заведения прилетела в конце прошлой недели в виде фотофакта: в Барановичах открылся ShaurDonald’s. Не кафе и не ресторан, куда можно прийти в вечерних платьях, — обычная палатка, в которой продают фастфуд. Изюминка — в вывеске и названии. Мы отправились в Барановичи, чтобы поговорить с автором идеи и случайными прохожими. Пусть проходящие мимо пенсионерки не смогли прочитать название и не знают, что такое «дональдс», но большинство прекрасно понимают: на что-то эта вывеска похожа.

Эта идея для то ли партизанского, то ли паразитного маркетинга не нова. «МакДаки» и «МакШаурмы» десятками работают в соседних (братских) странах. Вот лишь несколько результатов с первой пары страниц поиска в интернете.

Вот идея из Грузии.

А вот Украина.

Ну и, конечно, Россия. Она без «маков» не останется, даже если закроют все официальные.

Хорошая бизнес-идея — «нравиться».

Что ни говори, а идеи западных маркетологов несут позитив даже через кривое зеркало копирования. В спально-военном сером районе Барановичей яркая вывеска стала глотком современности. Окружающие сосны добавляют национального колорита.

Барановичская точка принадлежит небольшой торговой сети городского масштаба. Собственно киоск пристроен к одному из магазинов. Место — весьма «шаурмичное». В районе много студентов (рядом находится университет) и общежитие.

По словам коммерческого директора компании Александра, это почти что семейный бизнес. Поэтому о проекте он рассказывает искренне, но не очень охотно: амбиции компании ограничены границами города, а лишнее внимание ей ни к чему.

— Только не ищите в нашей идее каких-то выпадов или глобального размаха, — обращает внимание Александр.

Вместо продуманной на годы маркетинговой программы здесь работают скорее интуитивно, по принципу «а давай попробуем!». Самое интересное, что даже в Минске, не говоря уже о регионах, такая бизнес-система у многих удачно работает.

Киоск ShaurDonald’s официально распахнул свое окошко в начале июля. Но стартап вышел скомканным.

— Я ставил перед собой и командой две задачи, — говорит Александр. — Одна была сделать технический проект и установить оборудование. Она была решена. А вторая — подготовить рецепт вкусной шаурмы — провалена. Я попробовал то, что нам предложили, и решил, что лучше ничего не продавать, чем такое.

Компания до сих пор находится в поисках оптимального сочетания вкуса, цены и качества. В общем, шаурмы пока нет. Вместо нее голодным покупателям предлагают блинчики с начинками (полностью собственное производство), куры гриль (можно сказать, совместный с птицефабрикой проект) и гамбургеры с чебуреками (свое производство в ближайших планах, пока что пользуются полуфабрикатами поставщика). Накануне нашего приезда все гамбургеры были проданы, поэтому без перебоев в ассортименте не обходится.

— Так а шаурмы нет, что ли? — смеется девушка, подойдя к окошку. — Так назывались бы «КуроДональдс» тогда.

По словам Александра, стоимость искомой, но пока не приготовленной шаурмы будет составлять 30—40 тыс. рублей. За эти деньги можно приготовить продукт и доступный, и вместе с тем такого качества, за которое не будет ни стыдно, ни страшно. Примерно столько же, кстати, в «МакДональдсе» стоят роллы — по сути, та же шаурма: котлета, салат, лаваш.

Проходящие мимо или улыбаются, или не обращают внимания совсем: чтобы увидеть вывеску, нужно поднять головку, а мы чаще всего смотрим под ноги. Пенсионерки и вовсе глядят на кафе глазами младенца.

— На что похоже? Не знаю… «Дональдс»? Никогда не слышала, — рассказала живущая в соседней «панельке» бабушка, совершающая прогулочный обход территории.

Люди среднего возраста тоже весьма наивны.

— Хм, я думаю, это какая-то сеть. Возможно, московская. Конечно, похоже на «МакДональдс», — здесь женщина не дала обвести себя вокруг пальца.

Есть и те, кто более категоричен. Нам попались такие студенты.

— Лучше бы в Барановичах открылся настоящий «МакДональдс», а наши бизнесмены сделали бы что-то оригинальное. У заведения должны быть свое имя и реклама. А это непонятно что.

Но в целом новый киоск заставляет людей улыбнуться.

— Хорошо, что хоть что-то открывается. Потому что здесь не хватает мест, где можно перекусить. Что говорят в округе? Да веселятся все.

Сдержанно улыбаются и молодые, дерзкие организаторы идеи.

— Конечно, вывеска сработала, — рассказал Александр. — Согласен, это маркетинг на грани фола. Но в нашем случае мы решили приемом воспользоваться. Затраты? Это даже не реклама, а обыкновенная вывеска магазина, которую не нужно согласовывать. Обошлась всего в $600. Боюсь представить, сколько рестораны в Минске платят за такое оформление.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by