17 июля 2014 года навсегда войдет в историю мировой авиации как один из самых черных ее дней. Над Украиной был сбит самолет Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines. Катастрофа унесла жизни 298 человек. Продолжается расшифровка черных ящиков, политики швыряются обвинениями. Авиационные специалисты спорят о том, как защитить гражданские суда — хотя бы в зоне военных конфликтов. Над этой задачей вот уже несколько лет работает белорусская компания «Оборонные инициативы». О технологиях защиты, перспективах белорусской «оборонки», кадрах и предмете гордости — в материале Onliner.by.
Бизнес
ООО «Оборонные инициативы» — компания молодая и, как принято в этой сфере, достаточно закрытая. Офис расположен в бизнес-центре на улице Сурганова, за массивной дверью. В коридорах железные ящики, фотографировать которые не следует. В лаборатории-мастерской снимать можно, но только не лица научных сотрудников. Понять можно: белорусы работают в отрасли, за которой пристально следят не только журналисты.
— Наша компания была создана в начале 2011 года, — рассказывает помощник генерального директора Виктор Низовцев. — Идея была такая: заняться разработкой систем защиты всевозможных объектов от поражения военными средствами, в частности радиолокационно управляемыми ракетами и ракетами с тепловым самонаведением. Радиолокационный метод обнаружения и наведения широко применяется ввиду своей высокой эффективности. Соответственно, развиваются и защитные системы. Это очень перспективная ниша. Понятно, что мы возникли не на пустом месте. Люди, которые сейчас являются костяком коллектива, прошли школу на ведущих полигонах Советского Союза, участвовали в испытаниях комплексов ПВО, занимались разработками систем радиоэлектронной борьбы. Было принято решение образовать компанию, которая занялась бы реализацией идей по защите летательных аппаратов и других объектов.
— В Беларуси можно так просто войти в закрытую военную сферу?
— Разумеется, надо получить соответствующие разрешения, лицензию Госкомвоенпрома. Но ничего невыполнимого нет. Для области, которую мы выбрали, не требуется больших площадей, каких-то огромных цехов. Производство высоконаучное. Основная составляющая — люди, их идеи. Воплощать их в железе, конечно, тоже надо. Но это, по сути, микроэлектроника с элементами аэродинамики.
Защита
Среди разработок «Оборонных инициатив» — несколько бортовых комплексов обороны боевой авиации и вертолетов, а также наземных подвижных объектов. Нас же интересует разработка гражданская. Система «Аура» призвана защитить воздушные суда от террористических атак и несанкционированных пусков с применением управляемого ракетного оружия, авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов, включая ПЗРК.
— С точки зрения электроники и законов физики и математики не имеет принципиального значения, какой борт защищать, — продолжает Виктор Низовцев. — Вопрос в потенциальной возможности нападения. Логично, что боевые самолеты часто подвергаются ракетной атаке. Против гражданских судов, как было принято считать еще недавно, таких атак быть не должно. Ситуация, которая сейчас складывается в мире, к сожалению, говорит об обратном. Надо быть готовыми ко всему.
В состав «Ауры» входит аппаратура предупреждения и противодействия ракетной атаке. Если схематично: система обнаруживает ракету, определяет направление атаки, измеряет дальность, автоматически активирует систему противодействия и уводит ракету в сторону, одновременно информируя экипаж (или даже наземные службы) о ракетной атаке. Вот как это выглядит на видео:
— На том уровне, на котором мы ведем разработку, в Беларуси у нас конкурентов нет, — утверждает помощник генерального директора. — Конкуренция в мире? В том направлении, в котором развиваем системы мы, сейчас не работает никто. Принцип защиты принципиально отличается от того, который продвигается и продается крупными корпорациями. Говоря упрощенно, «Аура» обеспечивает радиолокационную защиту во всех необходимых диапазонах. Одна из важных характеристик системы заключается в том, что она является неактивной. Большинство военных систем, стоящих на вооружении в мире, основаны на «грубом» подавлении сигналов — глушится все в округе, в том числе и свои сигналы. Наша разработка позволяет не создавать помехи дружественным бортам и гражданским наземным системам, не мешает воздушному движению. Если есть «работа» по самолету РЛС управления оружием, «Аура» внесет необходимые помехи. Нет «работы» — система будет спокойно ждать.
Физически разработка представляет собой набор блоков общим весом в несколько десятков килограммов, которые монтируются внутри самолета, с выводом наружу нескольких элементов.
— Иногда говорят: вы снабжаете гражданские суда военными системами, — рассуждает Виктор. — Но система не военная, этому есть подтверждение от компетентных организаций. Не надо специально обучать гражданского пилота. Включение «Ауры» не сложнее включения обычного метеорадара.
Надо ли это авиакомпаниям
— От чего может защитить «Аура», где «больные» точки?
— От любых радиолокационных систем управления оружием. От того же «Бука». В 95% случаев ракета не поразит объект. Наши системы испытаны, но, понятно, без пусков ракет по гражданским самолетам. Результаты убедительны. «Больные» места? Проблему всегда представляют взлет и посадка, низкая высота полета. Логично: чем выше, тем безопаснее. Но сегодняшние высоты не гарантируют безопасности воздушных судов.
— Давайте про деньги. Авиаперевозчики в своем стремлении повысить рентабельность вряд ли пойдут на дополнительные затраты.
— Скажу так: на фоне стоимости защищаемого объекта стоимость системы является несущественной. Если очень условно и грубо, это около 1—2%. Цифры сопоставимы с ценой обслуживания борта. Про потенциальные потери, в том числе людские, говорить не буду — это и так очевидно.
— До последней катастрофы Boeing в мире уже были случаи атаки на гражданские самолеты, в том числе транспортные. Но активного внедрения защитных систем так и не произошло. Глава авиакомпании Emirates недавно заявил: мол, лучше вообще не летать, чем летать «под прикрытием»…
— Это, скорее, ультимативное заявление. Все летали, летают и будут летать — еще чаще, чем сейчас. Конечно, оснащать каждый гражданский борт подобной системой — излишество. Наверное, нет смысла монтировать «Ауру» или аналог на самолет, который летает из Франкфурта в Барселону. По крайней мере, пока. О массовом оснащении, повторюсь, речи не идет. Но не надо забывать, что есть самолеты и вертолеты, которые летают над территориями с нестабильной военно-политической ситуацией. Есть VIP-борты, против которых может быть спланирована террористическая атака. Есть и самолеты МЧС, Красного Креста, часто бывающие в районах боевых действий, которые нужно защищать. Все мы видим, что геополитическая обстановка на планете накаляется. Думаю, сфера применения будет только расширяться.
— Кто в мире уже использует такие системы?
— Самолеты израильской компании El Al оснащены похожими, но они работают только против ракет с тепловым наведением. Наша система гораздо более эффективна.
— Вы ее уже продаете?
— Есть очень конкретный интерес от нескольких стран. Назвать их не могу. В нашем приоритете, как и у многих других отечественных оборонных предприятий, — Россия. Например, система предложена и рассматривается возможность ее установки на новый региональный самолет производства корпорации «Иркут» — МС-21. Но занятая ниша позволяет спокойно работать на любых рынках.
— Нужны ли такие разработки рынку белорусскому?
— Наш рынок специфичен. Сложно сказать, будем ли мы продавать систему здесь. Есть финансовые, политические аспекты. И вопрос актуальности тоже.
«Мы не на отшибе мира»
— Сотрудников для компании, которая собирается конкурировать с мировыми производителями, подобрать непросто?
— Мягко говоря. Специалистов по радиолокации в Беларуси не готовят. Остались представители старой советской школы. Необходим гигантский объем фундаментальных знаний, а также практика их применения — найти таких людей практически невозможно. Приведу пример: один наш годовой проект — это 3—4 кандидатские работы! Поэтому ищем физиков, математиков, программистов — тех, кого можно вовлечь в работу со сложными радиолокационными системами, научить и быстро поставить вровень с ведущими инженерами Raytheon или Northrop-Grumman. За таких специалистов в мире принято бороться.
Тесно сотрудничаем с Военной академией Беларуси, ведем совместные разработки, применяя научный потенциал офицеров авиационного факультета. Особое внимание уделяем работам, которые ведем в интересах корпорации «Вертолеты России» и ОКБ им А. С. Яковлева, входящего в корпорацию «Иркут».
— Белорусская «оборонка» может конкурировать по уровню зарплат, к примеру, с IT-сектором?
— IT-компаниям легче: они располагаются на базе ПВТ. За счет особой системы налогообложения проще платить большие зарплаты. Мы же, как и большинство предприятий страны, не имеем никаких льгот и преференций по уплате налогов. Поэтому тех же программистов, которые нам очень нужны, переманить непросто.
— Фактически «оборонка» и IT — две сферы, в которых Беларусь еще интересна миру. Пользуемся старым багажом?
— Исторически, со времен СССР размещать здесь какие-то стратегические производства было нецелесообразно. Все-таки это потенциально зона первого удара. Зато нашей стране удалось сохранить то наследство, которое досталось от СССР, и по мере сил развивать этот потенциал. Пожалуй, для Беларуси это наилучший вариант развития. Не надо забывать, что оборонная отрасль — это хай-тек с высоким уровнем наукоемкости и малой ресурсозависимостью. И вряд ли кто-то будет спорить, что в оборонной сфере страна обладает большим потенциалом и обеспечивает за счет этого ощутимую долю экспорта. И это не только экспорт того, что осталось от СССР, новых идей достаточно. Часто можно услышать, что Беларусь в области высоких технологий — среди безнадежно отстающих, на отшибе мира. Но мы можем утверждать смело: это не так.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by