Шасси для новых российских ракет и лучшая зарплата в отрасли. Репортаж с образцового белорусского завода – МЗКТ

 
25 июля 2014 в 8:30
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

Завод, о котором наш сегодняшний репортаж, — из ряда тех, что с высоких трибун называют в числе флагманов белорусской промышленности. «Фамильное серебро» — так точно. Минский завод колесных тягачей обеспечивает важные оборонные заказы для армий РБ и РФ, поэтому стратегически интересен нашим лучшим друзьям-соседям. Не то чтобы предприятие закрытое, но так просто туда не попасть. В этом году МЗКТ исполняется 60 лет. По поводу праздника за ворота КПП разрешили заглянуть журналистам. О средней зарплате, новых разработках, планах, модернизации и продаже российскому инвестору читайте в репортаже Onliner.by.

МЗКТ был основан в июле 1954 года и долгое время функционировал как спецбюро Минского автомобильного завода по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. В 1991 году прошла реорганизация. Вскоре технику начали выпускать под брендом Volat. В 2010 году УП «МЗКТ» стало открытым акционерным обществом. Завод входит в структуру Государственного военно-промышленного комитета. 100% акций (на данный момент) принадлежит Беларуси.

Это большое предприятие, город в городе, с более чем 5 тыс. сотрудников, не считая филиалов. Здесь 10 производственных цехов, 25 управлений, 10 отделов. Схематично производственный цикл выглядит так: маркетинговое исследование, разработка технического задания для конструктора, проектирование, изготовление машины, ее испытание и последующая доработка. Нам говорят: в советские времена цепочка занимала в среднем 5 лет, но сейчас такими темпами каши не сваришь. Заказчик ждать не будет. Фактический срок от идеи до конвейера — до 1 года по гражданской технике и от 2 до 3 лет по технике военной, там строже стандарты. Заводская гарантия на «оборонку», к слову, составляет 10 лет.

Журналистов ведут в исследовательский центр. Здесь испытывают все узлы и агрегаты, которые после будут использованы в производстве: редукторы, трансмиссию, тормозные системы и так далее. «Чтобы провести испытания даже маленькой детали, нужно сделать специальный стенд, — рассказывает начальник цеха. — Многое оборудование ставилось еще в советские времена. С помощью фирмы-производителя проводим его модернизацию, в частности — программного обеспечения».

Вода для сотрудников — «Made in Belarus». Бесплатная.

На площадке рядом с центром — уголок истории. Размещены машины, созданные в ранние периоды работы, — чтобы молодые сотрудники знали истоки. В числе прочих — и уникальный тягач для межконтинентального ракетного комплекса «Целина-2» с 12-осным шасси и электротрансмиссией. На вооружение шасси не приняли из-за дороговизны, и «электрическая» тема на долгие годы заглохла. Сейчас руководители говорят: школа утрачена, но есть планы ее возродить. Тема ведь перспективная, даже несмотря на то, что рынок пока не очень готов.

Узлы и агрегаты вырезают, вытачивают, гнут, штампуют в различных цехах, а после они встречаются на сборочном конвейере. Мы в огромном ангаре, где осуществляют все новые разработки в металле. За рабочими местами чистота и порядок. В последнее время здесь много важных гостей, в том числе «купцы» из России. В объектив попадает парочка фривольных календарей — на предприятии много молодежи.

По словам гендиректора Виталия Вовка, средняя зарплата на МЗКТ является самой высокой в сфере промышленности и составляет 8 500 000 рублей. Вовк при этом дает понять, что не очень жалует подобные статистические показатели: они не всегда объективны. Это как средняя температура по больнице.

— Сейчас мы можем отбирать работников. В целом, вы знаете, автомобильный рынок падает. Крупносерийное производство трудно остановить, такие предприятия могут испытывать трудности. Мы работаем адресно в своей нише. Те специалисты, которые хотят заработать, у нас имеют такую возможность — и мастера, и конструкторы.

Руководитель МЗКТ

Идем дальше. Модели из дерева, на основе которых потом будут изготавливать узлы для машин, производят на итальянском оборудовании. Раньше это делали вручную. Для изготовления оснастки на кабину уходило 3—6 месяцев, теперь — 2 недели.

Слепок кабины (слева)

Рамно-прессовый цех. Лазерная резка металла.

Самый большой, как говорят специалисты, листогиб в стране.

На доске информации вчитываемся в «цели в области качества на 2014 год»: разработать не меньше восьми новых моделей, обеспечить рентабельность производства 12,8%, достигнуть объема реализуемой продукции в 1,9 трлн рублей. Старая советская традиция — один за всех, все за одного. Работает?

Цех гибких производственных систем. В свое время был едва ли не самым современным в СССР. Сейчас, как говорит руководство, это прообраз того современного завода, каким его хотели бы видеть. Здесь установлено дорогостоящее оборудование для сложной обработки деталей. Процессом управляет автоматика, человек контролирует. Выглядит этот участок не по-белорусски солидно.

На каждом станке табличка: фамилии закрепленных рабочих и стоимость оборудования. $698 тысяч, €535 тысяч… Такую практику, говорят специалисты, используют на Западе. В некотором роде мотивировка для сотрудников.

Контрольно-поверочный пункт: здесь проверяют параметры изготовленных деталей.

Вполне себе штатная единица. «Надо же кому-то мышей ловить», — шутит директор.

Важнейшее место завода — сборочный цех.

Первоначально МЗКТ производил исключительно военную технику. Сейчас пропорция такова: 60% для нужд Вооруженных сил, 40% для народного хозяйства. До 90% продукции уходит на экспорт. В первую очередь — в страны СНГ. Львиная доля — в Россию. Работают также с рынками Китая, Турции, Венесуэлы, Египта, Пакистана, ОАЭ. Есть попытки выйти на Латинскую Америку, но пока получается не очень.

На шасси МЗКТ монтировали и продолжают ставить зенитно-ракетные комплексы С-300, реактивные системы залпового огня «Смерч», оперативно-тактические комплексы «Искандер», пусковые установки «Тополь-М» и многое другое грозное оружие. Гражданская сфера применения — бетоносмесители, топливозаправщики, уборочные и грузовые машины, лесозаготовительная техника и так далее.

На площадях МЗКТ собирают бронированный «Тигр» производства Арзамасского машиностроительного завода. На показательном тест-драйве водитель «Тигра» рисковать не стал — самые глубокие ямы аккуратно объехал.

Шасси для транспортировки буровой установки делают по заказу нефтяников. Двигатель здесь от Caterpillar — таково было требование заказчика. Двигатели, к слову, на МЗКТ не производят, как и детали электрики, шины. Их закупают у белорусских и зарубежных компаний.

Специфика завода, поясняют специалисты, и в том, что здесь не работают на склад — все машины изготавливают под заказ.

— Техника очень дорогая, чтобы делать ее для склада, — говорит директор. — Каждое шасси отличается друг от друга, каждое изготовлено для определенного заказчика. Если у него нет возможности в данный момент технику забрать, она оставляется на ответственное хранение. Но она уже оплачена, деньги поступили.

— Принцип работы такой: уточняем у клиента, какая технология ему нужна, и делаем под нее машину, — рассказывает главный инженер Андрей Головач. — После выставки Milex подошел начальник Генштаба, показывает: нужна такая штука, но чтобы еще и плавала. Не вопрос! У нас есть ресурсы. Сейчас делаем новые шасси под новые виды ракетной техники РФ. Как понимаете, назвать детали не можем. В Беларуси по поручению президента разработали бронированный автомобиль. Сделать бронированный корпус сами не в состоянии, в стране не выпускают броню. Но все остальное — пожалуйста. Сейчас автомобиль на обкатке в Силах специальных операций.

Спецавтомобиль «Лис» уже демонстрировали на недавней военной выставке в столице. В данной комплектации на крыше установлен панорамный прицел платформенного типа и управляемый противотанковый комплекс «Шершень».

Шасси под новую российскую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету «Ярс» — модернизированную ракету комплекса «Тополь-М». Уникальная вещь, говорят нам, больше никто такого не делает.

Среди эксклюзивных разработок, которыми здесь гордятся, — 38-метровый танковоз-«гусеница». А вот это — машина более приземленная, для нужд пограничников.

* * *

Пока, впрочем, на Минском заводе колесных тягачей думают не столько о новинках, сколько о будущем.

— Сможете найти достоверную информацию о продаже МЗКТ? Знакомые работники говорят, что уже продали «Ростехнологиям» и начали менять руководство, — такое письмо пришло на днях в нашу редакцию.

Вопрос мы переадресовали гендиректору:

— Вы все еще белорусское предприятие?

— А вы сомневаетесь?

Чуть позже Виталий Вовк добавил: «Наша главная задача — поиск стратегического инвестора и, соответственно, дешевых средств для модернизации, которые наши банки сейчас предложить не в состоянии».

Казалось бы, все уже решили давно. В конце прошлого года сообщалось, что достигнута договоренность о продаже пакета акций МЗКТ (75% минус 1 акция) российскому ОАО «РТ-Авто» — подразделению «Ростехнологий». Требовалось всего лишь провести честную оценку активов предприятия по рыночной цене. По словам Виталия Вовка, процедура находится в стадии завершения. Вскоре должны появиться конкретные цифры. Гендиректор сообщил, что при сделке должны быть защищены и интересы предприятия, его сотрудников, и страны. Об этом недавно говорил и вице-премьер Семашко. Распродажа «серебра» неизбежна, но торговаться за него будут рьяно, за каждый рубль.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by